ments. Collection of articles of the International scientific and practical conference. 2016. Pp. 176-179.
3. Kulibekov N. A., Jalalov R. K., Kelbikhanov R. K. Computer support of mathematical cycle disciplines in the professional training of students of Humanities in the collection: New technologies in education. Collection of articles of the III International scientific and practical conference. Limited liability company "Scientific and innovative center". 2015. Pp. 55-58.
4. Kulibekov N. A., Jalalov R. K., Kelbikhanov R. K. Motivation as a leading determinant of professional self-determination of the individual. New science: Experience, traditions, innovations. 2016. no. 9. P. 21-24.
5. Physics. Grade 10: study, for General education. organizations with ADJ. on electron, carrier: basic level / G. Ya. Myakishev, B. B. Bukhovtsev, N. N. Sotsky; edited by N. A. Parfentieva. - Moscow: Prosveschenie, 2014. - 416 p.: Il. - (Classic course). -ISBN 978-5-09-028225-3.
УДК 372.853
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЖЕ
Мурсалов С.М., Келбиханов Р.К.
ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», Махачкала
Аннотация. Формирование логического мышления на уроках физики и математики возможно при последовательном и поэтапном внедрении в образовательный процесс педагогических технологий для развития у учащихся экспериментальных умений и навыков, интереса к решению задач различной сложности. В статье предлагается при изучении физики и математики придерживаться экспериментальных методов и дополнять лабораторные работы результатами самостоятельных опытов.
Ключевые слова: логическое мышление, экспериментальный метод, познавательный интерес, теоретический материал, физические и математические знания, математический расчет.
DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING IN PHYSICS AND MATHEMATICS CLASSES IN COLLEGE
Mursalov S. M., Celviano R. K.
GAOU IN "Dagestan state University of national economy", Makhachkala
Annotation. The formation of logical thinking in physics and mathematics lessons is possible with the consistent and step-by-step introduction of pedagogical technologies into the educational process to develop students ' experimental skills and interest in solv-
ing problems of various complexity. The article suggests that the study of physics and mathematics should adhere to experimental methods and complement laboratory work with the results of independent experiments.
Keywords: logical thinking, experimental method, cognitive interest, theoretical material, physical and mathematical knowledge, mathematical calculation.
Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением физики и математики.
В настоящее время важны разработки касающиеся, использования и внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, повышающих эффективность работы и учителя, и учащихся. Под педагогической технологией понимается строго научное проектирование и точное воспроизведение методов гарантирующих успех педагогических теорий. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по всем предметам и технологий обучениях [1,6].
Развитие логического мышления - одна из важнейших задач, которая должна решаться в процессе преподавания физики и математики, так и всех учебных дисциплин [3].
И основная задача на уроке физики и математики - формирование умственной деятельности учащихся.
Так пристальное внимание к развитию логического мышления не случайно, вырабатывая его, развиваем у учащихся познавательные способности, улучшаем психические функции.
Проблемы, которые мы можем выделить на уроках физики и математики:
1 .Работа по развитию логического мышления проводится на уроках физики в малом объеме, отрывочно.
2.Существуют различные систематические ошибки, которые затрудняют работу преподавателя в этом направлении.
3.Полноценное развитие абстрактного мышления возможно лишь при условии осмысленного освоения понятий, терминов, а в дальнейшем и законов (формул).
Основной причиной слабости самостоятельного логического мышления у учащихся является слабое владение математическими и физическими знаниями, умениями. Вот почему, прежде чем начинать изучение материала по физике и математике следует устранить некоторые недочеты для подготовки их к освоению систематического курса физики и математики[5,7].
Примером может служить проведение урока в виде вопрос-ответ, начиная с простых вопросов качественного характера, которые могут понять физико-математическую суть явлений природы и процессов.
Около половины учебного времени отводится учебным планам на овладение навыками мысленно оперировать физическими и математическими понятиями, т.е. развитие понимания системных отношений между этими понятиями, их относительности; умению мыслить обратимо по отношению к любой физической ситуации, что входит в решение обучающих задач предмета.
Обучение физики и математики несет практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. При освоении учебного материала вырабатывается логическое мышление, необходимое для приобретения соответствующих знаний, умений, навыков, нужных для практической деятельности, обучения физике при тесной связи с другими уроками, в первую очередь с математикой и химией, а также с астрономией [8,9].
На уроках физики и математики, как и на других занятиях, ведется работа по обучению словарю, формирования «физико-математической» речи и расширению лексико-фразеологического запаса обучающихся. В задачу преподавателя в области формирования произношения входит контроль над реализацией учащимся его возможностей и исправления допускаемых ошибок на основе подражания. Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный (наглядный). Как и на других уроках, на занятиях физики и математики проводится работа по развитию логического мышления учащихся.
Развитие логического мышления - способ коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после школы в стенах колледжа. Поэтому так необходимо повышать эффективность уроков физики. Основным рабочим материалом является упражнения, задачи. В учебниках физики предусмотрены задания по степени сложности разного уровня [4]. В некоторых темах имеются задания творческого характера. Преподавателем должен, определен тот минимум логических знаний и умений, без овладения которыми процесс развития логического мышления протекает замедленно, неполноценно [2-4].
На уроках физики и математики применяются задания, рассчитанные на организацию наблюдений, анализ, подведение к выводу. Конкретно эти задания выражаются в правильном объяснении физического процесса показанного на рисунке или проведенного эксперимента. Работу над изучением той или иной темы с любыми видами заданий не следует ограничивать материалами учебника целесообразно, также использовать дополнительный материал. Значительную часть материала для анализа наблюдений и упражнений подбирает преподаватель, учитывая учебную программную тему и подготовленность учащихся. Этот материал должен восприниматься и подводить учащихся к формированию таких знаний, для того чтобы они могли самостоятельно высказывать обобщающие выводы.
Выполнение учащимися по физике опытов и наблюдение в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических заданий. Особое значение домашние опыты и наблюдение имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся, для формирования у них экспериментальных умений и навыков.
Например, предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания:
• Воспользовавшись клетчатой бумагой, определите площадь руки при сомкнутых пальцах;
• Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки;
• Определите массу воды, молока, подсолнечного масла в заполненном доверху стакане. Объем мерного стакана 100 мл;
• Определить массу пачки бумаги «Снегурочка», зная число листов (500листов) и плотность, указанную на нем; сравнить результат с величиной массы после взвешивания на весах.
Таким образом, домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися:
1. развивают интерес к физике и технике;
2. прививают интерес к математическим расчетам к ходе эксперимента;
3. развивают навыки прогноза эксперимента;
4. рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству;
5. приучают учащихся к самостоятельной и исследовательской работе;
6. вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность;
7. дополняют эксперимент и лабораторные работы тем материалом, который не может быть получен на занятиях
Теоретический материал учебника рекомендуется использовать для закрепления, а наблюдения проводятся на дополнительном и вспомогательном материале. Развитие логического мышления от конкретно-понятийного до абстрактно -понятийного у учащихся за счет нереального и фактического материала физики, отображает специфические особенности формирования мыслительной деятельности. Считаем, что если учитель в преподавании физики пользуется экспериментальным методом, при котором учащиеся систематически включаются в поиски путей решения вопросов и задач, то можно ожидать, что это ведет к высокой интеллектуальной активности обучающихся [10,11].
Литература:
1. Джалалов Р.К., Келбиханов Р.К., Кулибеков Н.А. Концепция преподавания физики и математики студентам, обучающимся по профилям, связанными с информационными технологиями. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сборник статей международной научно -практической конференции: в 2 частях. 2016. С.122-125.
2. Келбиханов Р.К., Ахмедова З.А. Значение качественных задач по физике для активизации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Проблемы учебного физического эксперимента. Сборник научных трудов. В.16. Москва, Институт общего среднего образования РАО, 2002. С.13-14.
3. Келбиханов Р.Р. Формирование логического мышления и навыков самостоятельной работы у учащихся при решении физических задач. В сборнике: Результаты научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.89-92.
4. Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К., Кулибеков Н.А. Активизация познавательного процесса на уроках физики с помощью ситуационных задач. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. №11-2. С. 60-63.
5. Келбиханов Р.К., Кулибеков Н.А., Джалалов Р.К. Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. В сборнике: Новые технологии в образовании. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр". 2015. С.221-224.
6. Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К. Проектирование структуры и содержания учебных программ математического и естественнонаучного цикла средствами ИКТ. В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С.176-179.
7. Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К. Проектирование системы профессионально-ориентированной математической подготовки студентов гуманитарных специальностей в вузе. В сборнике: Новые технологии в образовании. Материалы V Международной научно-практической конференции. Научно-инновационный центр. 2016. С.34-39.
8. Кулибеков Н.А., Джалалов Р.К., Келбиханов Р.К. Мотивация как ведущая детерминанта профессионального самоопределения личности. Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №9. С.21-24.
9. Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К., Паштаев Б.Д. Проблемы повышения эффективности преподавания интегрированного курса «математика и информатика» в условиях педагогического вуза Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. №16. С. 55-59.
10. Паштаев Б.Д., Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К. Требования к преподавателю в контексте ведущих тенденций развития отечественной системы высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. №2. С. 176-178.
11. Паштаев Б.Д., Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К. Специфика профессиональной деятельности современного преподавателя вуза в условиях реализации инноваций. Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. №1(17). С. 60-62.
References:
1. Jalalov R. K., Kelbikhanov R. K., Kulibekov N. A. the Concept of teaching physics and mathematics to students studying in the profiles related to information technologies. In the collection: Current state and prospects of scientific thought development. Collection of articles of the international scientific and practical conference: in 2 parts. 2016. Pp. 122-125.
2. Kelbikhanov R. K., Akhmedova Z. A. the Significance of qualitative problems in physics for the activation of independent work of students of correspondence education. Problems of educational physical experiment. Collection of scientific papers. V. 16. Moscow, Institute of General secondary education, RAO, 2002. P. 13-14.
3. Kelbikhanov R. R. Formation of logical thinking and skills of independent work in students when solving physical problems. In the collection: Results of scientific research. Collection of articles of the International scientific and practical conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2016. Pp. 89-92.
4. Kelbikhanov R. K., Jalalov R. K., Kulibekov N. A. Activation of the cognitive process in physics lessons using situational tasks. New science: Theoretical and practical view. 2016. no. 11-2. Pp. 60-63.
5. Kelbikhanov R. K., Kulibekov N. A., Jalalov R. K. Organization of independent work of students of correspondence education. In the collection: New technologies in
education. Collection of articles of the III International scientific and practical conference. Limited liability company "Scientific and innovative center". 2015. Pp. 221-224.
6. Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K., Jalalov R. K. Designing the structure and content of educational programs of the mathematical and natural science cycle by means of ICT. In the collection: Problems of implementing the results of innovative developments. Collection of articles of the International scientific and practical conference. 2016. Pp. 176-179.
7. Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K., Jalalov R. K. Designing a system of professionally-oriented mathematical training of students of Humanities in higher education. In the collection: New technologies in education. Materials of the V International scientific and practical conference. Research and innovation center, 2016, Pp. 34-39.
8. Kulibekov N. A., Jalalov R. K., Kelbikhanov R. K. Motivation as a leading determinant of professional self-determination of the individual. New science: Experience, traditions, innovations. 2016. no. 9. P. 21-24.
9. Kalibekov N. A. Celviano R. K., B. D. Pashtaev Problems of increase of efficiency of teaching of the integrated course "mathematics and Informatics" in the conditions of pedagogical University Bulletin of Moscow Institute of state management and law. 2016. no. 16. Pp. 55-59.
10. Pashtaev B. D., Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K. Requirements for a teacher in the context of the leading trends in the development of the national system of higher education. The world of science, culture, and education. 2017. Vol. 63. No. 2. Pp. 176-178.
11. Pashtaev B. D., Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K. Specifics of professional activity of a modern University teacher in the conditions of innovation implementation. Bulletin of the Moscow Institute of public administration and law. 2017. no. 1(17). Pp. 60-62.
УДК 796.332
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ
Курбанов М.К., Умаргаджиев Р.А., Абдулаев А.А.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
г. Махачкала
Резюме: статья посвящена одной из проблем теории и практики физической культуры и спорта: организации воспитательной работы во время учебно -тренировочных занятий и соревнований, а также в период проведения учебно-тренировочных и оздоровительных сборов.
Ключевые слова: воспитательная работа, юные спортсмены, педагогический процесс, классификация форм организации работы, культурный уровень.