education. Collection of articles of the III International scientific and practical conference. Limited liability company "Scientific and innovative center". 2015. Pp. 221-224.
6. Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K., Jalalov R. K. Designing the structure and content of educational programs of the mathematical and natural science cycle by means of ICT. In the collection: Problems of implementing the results of innovative developments. Collection of articles of the International scientific and practical conference. 2016. Pp. 176-179.
7. Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K., Jalalov R. K. Designing a system of professionally-oriented mathematical training of students of Humanities in higher education. In the collection: New technologies in education. Materials of the V International scientific and practical conference. Research and innovation center, 2016, Pp. 34-39.
8. Kulibekov N. A., Jalalov R. K., Kelbikhanov R. K. Motivation as a leading determinant of professional self-determination of the individual. New science: Experience, traditions, innovations. 2016. no. 9. P. 21-24.
9. Kalibekov N. A. Celviano R. K., B. D. Pashtaev Problems of increase of efficiency of teaching of the integrated course "mathematics and Informatics" in the conditions of pedagogical University Bulletin of Moscow Institute of state management and law. 2016. no. 16. Pp. 55-59.
10. Pashtaev B. D., Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K. Requirements for a teacher in the context of the leading trends in the development of the national system of higher education. The world of science, culture, and education. 2017. Vol. 63. No. 2. Pp. 176-178.
11. Pashtaev B. D., Kulibekov N. A., Kelbikhanov R. K. Specifics of professional activity of a modern University teacher in the conditions of innovation implementation. Bulletin of the Moscow Institute of public administration and law. 2017. no. 1(17). Pp. 60-62.
УДК 796.332
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ
Курбанов М.К., Умаргаджиев Р.А., Абдулаев А.А.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
г. Махачкала
Резюме: статья посвящена одной из проблем теории и практики физической культуры и спорта: организации воспитательной работы во время учебно -тренировочных занятий и соревнований, а также в период проведения учебно-тренировочных и оздоровительных сборов.
Ключевые слова: воспитательная работа, юные спортсмены, педагогический процесс, классификация форм организации работы, культурный уровень.
ORGANIZING AND PLANNING OF EDUCATIONAL WORK WITH YOUNG FOOTBALL PLAYERS
Kurbanov M.K., Umargadzhiev R.A., Abdulaev A.A.
FSBEI of Higher Education "DSTU", Makhachkala
Abstract: The article deals with one of the problems of theory and practice ofphysical culture and sports - organizing educational work during training activities and competitions, as well as during training and recreational camps.
Keywords: educational work, young athletes, pedagogical process, classification of forms of work organizing, cultural level.
Подготовка полноценного резерва для команд мастеров и для сборных страны невозможна без должного внимания к каждому её аспекту. Большой футбол требует от спортсмена наряду с отличной физической, технической и тактической подготовленностью проявления высоких моральных и волевых качеств. Воспитывать эти качества необходимо с первых же дней пребывания юного футболиста в спортивной школе.
Л.И. Яшин в одной из бесед сказал: «Жизнь всё более и более убеждает меня в том, что воспитание - это главнейшая задача. Многие беды, видимые и невидимые, нашего футбола, его качественное отставание от мирового и европейского в значительной степени объясняются тем, что мы на каком -то этапе что-то упустили в воспитательной работе, перестали придавать ей должное внимание. И теперь горько расплачиваемся за допущенные ошибки». С подобной оценкой значимости воспитательной работы трудно не согласиться.
Новые перспективные формы подготовки резервов (спецклассы, специализированные отделения по футболу и др.) хотя и способствуют оптимизации учебного и воспитательного процессов, но в полной мере все проблемы не решают.
Длительность пребывания будущего футболиста в СДЮСШ, большой объём и высокая интенсивность тренировочных занятий, постоянно растущие объём и сложность учебных программ в общеобразовательной школе, острый дефицит свободного времени, частые стрессовые ситуации - все эти факторы предъявляют очень высокие требования к физическому и психическому состоянию юных спортсменов. Иногда их воздействие оказывается непосильным для молодого организма и неизбежно ведёт к снижению спортивных результатов или успеваемости в школе (зачастую и обоих этих показателей). Подобные нежелательные явления не только отрицательно сказываются на спортивных достижениях юноши, но и в значительной мере могут осложнить его жизненную перспективу.
Учитывая все эти факторы, необходимо, прежде всего, обратить самое серьёзное внимание на организацию учебно-тренировочного процесса и учебной деятельности в общеобразовательной школе, а также то, как проходит жизнь юного спортсмена в семье.
Активная творческая совместная деятельность тренеров, учителей и родителей в этом направлении - залог дальнейшего совершенствования работы по подготовке высококвалифицированных футболистов. В основе этой деятельности должны лежать единые педагогические требования со стороны учителей, родителей и
тренеров. Рассогласованность воспитателей неминуемо приведёт к дезорганизации воспитательного процесса.
Поскольку большую часть свободного времени ребята, как правило посвящают спорту, тренеры должны прежде всего позаботиться об организации воспитательной работы во время учебно--тренировочных занятий и соревнований, а также в период проведения учебно-тренировочных и оздоровительных сборов.
Планирование воспитательной работы
Эффективность воспитательной работы с юными спортсменами во многом будет зависеть от четкости планирования работы, от умения тренера ставить конкретные воспитательные задачи на каждом этапе педагогического процесса, используя для их решения богатый арсенал форм, средств и методов.
Основной документ планирования - общешкольный план воспитательной работы, составляемый завучем и утверждаемый директором ДЮСШ. Рассчитан такой план на год и включает работу по следующим основным направлениям:
- патриотическому воспитанию;
- трудовому воспитанию;
- нравственному воспитанию.
Помимо этого обязательными в плане должны быть разделы: «Культурно -массовая работа», «Индивидуальная работа», «Связь с общеобразовательной школой», «Работа с родителями», «Работа с активом».
Во избежание дублирования отдельных педагогических воздействий или совпадения сроков намечаемых мероприятий необходимо координировать план воспитательной работы ДЮСШ с аналогичным планом общеобразовательной школы (или нескольких школ, на базе которых образованы спецклассы).
Принимая во внимание ограниченный бюджет свободного времени юных спортсменов, необходимо постоянно вести поиск наиболее эффективных форм организации воспитательной работы, таких, например, как комплексная идейно -воспитательная работа, сочетающая элементы всех основных направлений воспитательного процесса. Она предполагает активное участие юных спортсменов в организации, подготовке и проведении планируемых мероприятий под руководством взрослых, ответственных за их проведение. В свою очередь, тренеры и учителя ненавязчиво контролируют ход выполнения намеченных мероприятий, оказывая ребятам необходимую действенную помощь по ходу дела.
Из форм воспитательной работы в условиях ДЮСШ возможны следующие:
- в идейно-патриотическом воспитании - участие в спортивных праздниках, общешкольных и межвузовских соревнованиях, встречи с ветеранами спорта и чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр;
- в трудовом воспитании - подготовка и ремонт оборудования и инвентаря, подготовка и уборка мест тренировочных занятий, изготовление и оформление стендов и т.д.
- в нравственном воспитании - беседы на эстетические и спортивно-этические темы, диспуты, читательские конференции, встречи с известными спортсменами, торжественный приём и выпуск воспитанников ДЮСШ;
- в эстетическом воспитании - посещение театров, музеев и выставок; встречи с деятелями литературы и искусства; коллективные просмотры кинофильмов, экскурсии, турпоходы и др.
Подобная классификация в достаточной мере условна, поскольку каждая из перечисленных форм при наиболее эффективном её использовании способна решать задачи сразу нескольких направлений.
В воспитательной работе необходимо рационально сочетать массовые формы с работой в командах и с индивидуальными мероприятиями. Минимальный срок проведения массовых мероприятий - раз в три месяца. Использование групповых форм будет зависеть от возраста спортсменов, от их образовательного и культурного уровня, от графика учебно-тренировочных и школьных занятий.
Постоянное изменение воспитательных задач, совершенствование условий воспитания, расширение потребностей коллектива предъявляют определённые требования к структуре плана, предполагая возможности его коррекций в соответствии с меняющейся обстановкой.
План воспитательной работы только тогда окажет действенную помощь в воспитании юных спортсменов, когда будет основан на реальном знании всех сторон жизни воспитанников, на учете их интересов и уровня образования, а также способностей ребят, особенностей характера, семейного положения, ведущих мотивов деятельности. Другими словами, в основе планирования воспитательной работы лежит систематическое и целенаправленное изучение личностей воспитанников на каждом этапе педагогического процесса. В сборе информации о каждом обучающемся должны активно участвовать все заинтересованные лица: тренеры, учителя, родители.
На основании общешкольного плана воспитательной работы каждый тренер составляет план работы с группой. Форма составления и основные разделы группового плана соответствуют тем же параметрам общешкольного, однако план работы с группой должен быть ещё более конкретным по содержанию, учитывать малейшие особенности данного коллектива.
Поскольку коллектив одной группы (команды) более мобилен в развитии, чем коллектив школы в целом, вряд ли целесообразно планировать воспитательную работу в нём на длительный период.
Наиболее оптимальный срок планирования - три-четыре месяца. Такой период работы позволит тренеру ставить более конкретные воспитательные задачи, намечая объективные сроки их решения (с учетом реальных возможностей группы). Тесная связь тренера с учителями школы и с родителями откроет перед воспитателями возможность выработать единую систему педагогических воздействий и требований, значительно облегчающую юным спортсменам восприятие этих требований и исключит возможность возникновения конфликтных ситуаций между воспитателями и воспитанниками.
Особое внимание в плане необходимо уделить воспитательной работе в спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и во время выездов команд, на соревнованиях в другие города, поскольку условия жизнедеятельности команды (одной или нескольких) имеют специфические особенности.
"1—' с» 1 и и
1 лавная из этих особенностей - отсутствие факторов воздействий; привычных в обычных условиях: семьи, школы, друзей, знакомых. В связи с этим тренер фактически становится единственным руководителем воспитательного процесса, что налагает на него особую (персональную) ответственность за судьбы им воспитывае-
мых. Не менее важны и другие особенности. Так, в период сборов у юных спортсменов больше, чем во время учебного года, свободного времени. И если не организовать досуг целенаправленно, то очень скоро обнаружатся нежелательные явления, порождаемые скукой (курение, конфликты, азартные игры в карты и т.п.).
Поэтому перед выездом команды на учебно-тренировочный сбор или в спортивно-оздоровительный лагерь тренеру необходимо продумать программу воспитательной работы с учетом целевого назначения и продолжительности, условий и места проведения, а также состава участников сбора.
Во время выезда команды на соревнования воспитательная работа должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости состояния спортсменов, на снятие эмоционального перевозбуждения и на поддержание дружеских взаимоотношений, обеспечивающих высокую сплоченность коллектива.
Целенаправленное и конкретное планирование воспитательных воздействий позволит тренеру предусмотреть и действенными мерами предотвратить возможность проявления нежелательного.
Подобная организация воспитательного процесса возможна лишь в дружном, сплоченном коллективе тренеров и воспитанников спортивной школы или сборной команды, где успехи и неудачи каждого становятся объектом внимания всех остальных, где общее дело оказывается личной заботой каждого.
Создание такого коллектива должно стать основной педагогической задачей тренера. Настоящий коллектив отличают от остальных разновидностей групп несколько определенных признаков, и прежде всего совместная деятельность, имеющая общественно значимую ценность, а также органы самоуправления и связь с другими коллективами.
Спортивный коллектив при всей схожести с трудовым, учебным, и т.п. имеет специфические особенности, обусловленные прежде всего характером деятельности его членов. Тренеру следует учитывать эти особенности, поскольку они существенно влияют на характер воспитательного воздействия коллектива.
Обязателен учет этих особенностей и при выборе методов и форм воспитательной работы. Спортивный коллектив принято характеризовать по следующим признакам:
1. Добровольность вхождения и выхода из коллектива.
Юные спортсмены приходят в спортивную школу по собственному желанию, в основе которого лежит личный интерес, склонность и способность к занятию выбранным видом спорта. Увлеченность всех и каждого создаёт благоприятные условия для сплоченности коллектива, повышает воспитательную ценность спортивной деятельности. В то же время на тренера налагается обязанность постоянно поддерживать в воспитуемых интерес к избранному виду спорта, поскольку снижение удовлетворенности ребят от занятий может привести даже к добровольному прекращению ими занятий.
2. Динамичность состава.
Опыт работы спортивных школ, а также результаты научных исследований показывают, что для спортивных коллективов характерна большая текучесть состава. Причины этого явления могут быть разные: одни прекращают занятия спор-
том вообще, другие меняют специализацию или переходят в новые команды, к иным тренерам и т.д.
Данные исследований говорят о том, что основной причиной ухода ребят из спорта в большинстве случаев становится неудовлетворённость положением в команде либо осложнения (чаще всего именно на этой почве) взаимоотношений с тренерами.
Другая причина текучести обусловлена необходимостью отбора наиболее одарённых в целях дальнейшей подготовки их для команд мастеров и в сборные команды. Процедура отсева менее перспективных требует от тренера деликатности и большого педагогического такта. Желательно, чтобы тренеры помогали отсеиваемым подобрать адекватный их способностям вид спорта или другой деятельности.
3. Пребывание в условиях повышенных требований к личности.
Большой объём и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок предъявляют жесткие требования к физической подготовленности юных спортсменов, к развитию моральных и волевых качеств (прежде всего отказ от широкого круга «мирских» удовольствий: кино, прогулок, поездок и т.п. - во имя преданности спорту).
4. Возможность формирования черт характера (как положительных, так и отрицательных).
При правильной организации учебно-воспитательного процесса занятия спортом способны воспитывать у ребят высокие моральные и волевые качества: дисциплинированность и смелость, инициативность и целеустремленность, активность и честность, мужество, силу воли и др.
Однако спорт богат множеством факторов, способных и исказить процесс формирования личности. К таким факторам, прежде всего, относятся: различие в темпах достижения высоких результатов; система награждения победителей и призёров соревнований; приобретение широкой популярности; частая изоляция от семьи, связанная с выездами на сборы и на соревнования.
При слабой воспитательной работе всё это создаёт предпосылки для развития отрицательных черт характера: зазнайства и эгоизма, рвачества и высокомерия, тщеславия, делячества и т.п.
Таким образом, организация воспитательной работы с юными футболистами должна основываться на конкретном планировании, которое, в свою очередь, предполагает знание всех механизмов жизнедеятельности коллектива, учёт его специфических особенностей, а также систематический анализ эффективности проводимых мероприятий.
Литература:
1. Абрамович Д.В., Шпорин Э.Г. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 2016. №4. С. 36-37;
2. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов. М., «Физкультура, образование и наука», 1997;
3. Галкин П.В., Завитаев С.П., Опейкина В.А. Эффективность кругового метода тренировки при воспитании физических качеств футболистов 12-13 лет // В сборнике: Профессиональная подготовка современного специалиста в условиях преддипломной практики. Материалы региональной научно -практической конференции студентов, преподавателей, методистов практики. Челябинск, 2015. С. 69-72;
4. Гридлер К.Т. Техническая подготовка футболистов. М., 1986;
5. Джармен Д. Футбол для юных. М., «ФиС», 1982;
6. Дедловская М.В., Кузнецова Е.Д. Развитие скоростных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся в секции по футболу // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. №3. С. 53-59;
7. Качалин Г.Д. Тактика футбола. М., «ФиС», 1986;
8. Кузнецов А.Л. Физическая подготовка детей 7-10 лет в школьной секции по футболу // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 168-170;
9. Мартынов М.И., Караваева Т.Л. Развитие скоростно -силовых способностей у футболистов 12-13 лет в школьной секции по футболу методом круговой тренировки // В сборнике: Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вятский государственный университет. Киров, 2016. С. 178-181;
10. Полякова И.В., Трусиков В.Ю. Эффективность экспериментальной программы формирования умений здоровьесбережения юных футболистов // В сборнике: Университет XXI века: научное измерение. Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов и магистрантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, 2017. С. 343-346;
11. Харченко Е.В. Особенности проведения занятий в школьной секции по мини-футболу с детьми 11-12 лет // В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей по итогам Международной научно -практической конференции. Оренбург, 2019. С. 51-54;
12. Шихалиев Ш.С. Футбол как средство организации свободного времени школьников. Научный журнал. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. №3. с.84-86. Махачкала, 2011.
References:
1. Abramovich D.V., Shporin E.G. The effect of additional after-hours classes in physical education on the physical fitness of students of secondary school age // Theory and Practice of Physical Culture. 2016. No4. S. 36-37;
2. Varyushin V.V. Training of young football players. M.: Publishing House "Physical Culture, education and science", 1997;
3. Galkin P.V., Zavitaev S.P., Opeykina V.A. Effectiveness of the circuit training method in educating physical qualities of 12-13-year-old football players // In: Professional training of modern specialists in the conditions of undergraduate practice. Materi-
als of the regional research to practice conference of students, teachers, practice supervisors. - Chelyabinsk, 2015. P. 69-72;
4. Gridler K.T. Technical training of football players. M., 1986;
5. Jarmen D. Football for the young. M., Publishing House "Physical Culture and Sport", 1982;
6. Dedlovskaya M.V., Kuznetsova E.D. The development of speed abilities in secondary school age children engaged in football sections // Proceedings of the Tula State University. Physical Culture. Sport. 2018. No. 3. P. 53-59;
7. Kachalin G.D. Football Tactics. M.: Publishing House "Physical Culture and Sport", 1986;
8. Kuznetsov A.L. Physical training of 7-10-year-old children in the school football section // In: Modern technologies: topical problems, achievements and innovations. Collection of articles of the XXV International research to practice conference. Penza, 2019. P. 168-170;
9. Martynov M.I., Karavaeva T.L. The development of speed-power capabilities of 12-13-year-old football players in the school football section by the circuit training method // In: Problems of physical culture and sports and solutions. Materials of the All-Russian research to practice conference with international participation. Vyatka State University. Kirov, 2016. P. 178-181;
10. Polyakova I.V., Trusikov V.Yu. Effectiveness of experimental program for the formation of health-saving skills of young football players // In: University of the 21st century: scientific measuring. Materials of the research conference of teaching staff, post graduates and graduate students of the L.N. Tolstoy TSPU. Tula, 2017. P. 343-346;
11. Kharchenko E.V. Peculiarities of training of 11-12-year-old children in the school futsal section // In: Problems of implementation of the results of innovative solutions. Collection of articles of the International research to practice conference. Orenburg, 2019. P. 51-54;
12. Shikhaliev Sh.S. Football as a means of organizing students' spare time. Scientific Journal. Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. No. 3. Makhachkala, 2011. P. 84-86.