УДК 796.01
МЕТОДИКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ В ПЕРИОД УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
TECHNIQUE OF TACTICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS DURING
PROFOUND SPECIALIZATION
Банько Иван Юрьевич
студент
факультет «Естественнонаучного образования, физической культуры
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Banko Ivan Yuryevich student
faculty of ""Natural-science education, physical culture and health and safety""
Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Михайлов Андрей Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Mikhaylov Andrey Yuryevich candidate of pedagogical sciences, associate professor ""Theories and techniques of
training in physical culture and health and safety"" Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье анализируются сущностные характеристики тактической подготовки футболистов в период углубленной специализации, раскрываются возрастные особенности футболистов 14-15 лет, выявляются средства и методы тактической подготовки футболистов учебно-тренировочных групп.
Abstract. In article intrinsic characteristics of tactical training of football players during profound specialization are analyzed, age features of football players of 14-15 years are revealed, means and methods of tactical training of football players of educational and training groups come to light.
Ключевые слова: методика; тактика; подготовка; углубленная специализация; учебно-тренировочные группы.
Keywords: technique; tactics; preparation; profound specialization; educational and training groups.
Актуальность исследования. Футбол - самая популярная спортивная игра в мире. Миллионы людей играют в футбол на различных континентах.
Тактическая подготовка занимает одно из ведущих место в комплексе подготовки футболистов, во всех странах с высоким уровнем развития футбола. Актуальной проблемой подготовки футболистов является оптимизация учебно-тренировочных занятий с учетом половых различий и возрастных особенностей детей.
Высокий уровень развития современного футбола, его дальнейшая профессионализация требует разработки научно-обоснованной системы подготовки спортивного резерва. Подготовка резервов, должна основываться на научном подходе к отбору футболистов, организации тренировочного процесса, поиску и внедрению новых форм, средств и методов работы с юными футболистами. Решение проблемы подготовки резервистов для профессиональных футбольных команд, лежит в увеличении объёма индивидуальной работы тренеров с игроками, начиная со спортивно-оздоровительного этапа.
Для тренеров важно определить роль каждого игрока на поле и способы, достижения цели игры. Им необходимо уделять больше внимания тактическим системам игры, а также следить за эволюцией футбола в целом.
Формирование тактического мышления юных футболистов, основывается на приобретенных знаниях, игрового опыта, педагогических наблюдениях, скорости восприятия и оценки игровой ситуации, своевременность принятия решения.
Тактика является одним из основных элементов деятельности футболистов во время игры и одним из важнейших факторов, который при прочих равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух соперничающих команд, обеспечивает победу одной из них. Значимость тактической подготовки, как одного из основных средств ведения спортивной борьбы доказывает факт победы команды, играющей тактически более разнообразно и грамотно.
С нашей точки зрения, на данный момент, не достаточно разработанным элементом в системе подготовки футбольного резерва остаётся методика тактической подготовки футболистов.
Теоретико-методологической базой исследования являлись положения: деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); системы управления подготовкой юных спортсменов (Ю.Д. Железняк, М.Я. Набатникова, В.Г. Никитушкин и др.); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А. Сучилин, А.И. Шамардин и др.).
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется, с одной стороны, необходимостью дальнейшего расширения научных знаний об особенностях тактической подготовки футболистов 14-15 лет, с другой стороны -практической целесообразностью совершенствования методики тактической подготовки футболистов в период углубленной специализации.
Объектом исследования учебно-тренировочный процесс футболистов учебно-тренировочных групп.
Предмет исследования: методика тактической подготовки футболистов учебно-тренировочных групп.
Цель исследования: совершенствование тактической подготовки футболистов 14-15 лет.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики тактической подготовки в период углубленной специализации.
2. Раскрыть возрастные особенности футболистов 14-15 лет.
3. Выявить средства и методы тактической подготовки футболистов в период углубленной специализации.
Методы исследования: теоретический: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Период углубленной специализации приходится на этап жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в учебно-тренировочном процессе. Тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность, удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает [3].
Тактическое мастерство спортсмена базируется на высоком уровне технической, физической и психологической подготовленности.
Тактические знания спортсмена включают сведения о принципах и рациональных формах тактики. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических действий, умений и навыков.
Выделяют два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, которые необходимы в спортивных соревнованиях, специальная тактическая подготовка подразумевает овладение знаниями и тактическими действиями, необходимых для успешного выступления в конкретном соревновании против определённого соперника.
Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приёмов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и её формами (индивидуальная, групповая, командная).
Под тактикой понимается совокупность форм, методов и средств ведения борьбы с соперником, выраженная в целесообразных действиях футболистов команды, направленных на достижение цели в отдельном матче [1].
Современный футбол отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ранее ростом физических возможностей футболистов. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству тактической подготовки футболистов. Одно из основных условий высокой эффективности системы тактической подготовки футболистов заключается в строгом учёте индивидуальных особенностей, характерных для отдельных этапов многолетней подготовки юных футболистов.
К основным методам тактической подготовки футболистов в период углубленной специализации относятся игровой и соревновательный методы.
Игровой метод в системе спортивной тренировки футболистов используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме
соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться [2].
Специфичными средствами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специальной подготовки и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения:
- игра в парах на малой площадке со взятием ворот, предусматривающая единоборство партнеров (обводка, отбор мяча) с участием двух - трех пар;
- упражнение 2x1 с задачей выбрать место для получения мяча (открывание);
- то же с задачей закрыть игрока;
- упражнения 2x1, 3X1, 4x1, 5x1 с задачей отобрать мяч;
- игра 2х2 с одним нейтральным игроком со взятием ворот на малой площадке (20х15 м); нейтральный играет за команду, владеющую мячом;
- игра 3х3 (без вратарей) и 4х4 (с вратарями) на малой площадке (30х20 м) со взятием ворот,
- игра на удержание мяча 6x6 на площади 1/2 футбольного поля (без ограничений касаний мяча),
- упражнения 2 х 1, 3 х 2, 3 х 2, 4 х 2, 4 х 3, дающие преимущество владеющим мячом,
- «квадрат» 3x1 в одно касание,
- «квадрат» 4x4 с одним нейтральным в два касания на площадке 15x15 м и 15x20 м,
- «квадрат» 3x3 с персональной опекой на площадке 30x20 м,
- «квадрат» 7x7 с персональной опекой на площади 50x40 м,
- игры 2 х 2, 3 х 3 с одним нейтральным со взятием ворот на малой площадке; нейтральный играет за команду, владеющую мячом,
- игра на половине поля, разделенном на три зоны: на первой трети поля играют 7 х 5 два игрока команды, состоящей из пяти игроков, остаются на дальней трети поля; если эта команда перехватила мяч, необходимо отдать пас партнерам, находящимся в дальней трети; при этом нельзя переходить в среднюю зону, т.е. успех приносит длинная передача [3].
Таким образом, существенное место в учебно-тренировочном процессе в данный период этапа многолетней подготовки футболистов, должны занимать упражнения, направленные на решение групповых и командных тактических задач. В этой связи рекомендуется широко использовать такие традиционные средства, как атака с собственным численным превосходством игроков (2x1, 3x2, 4x2) и оборона в численном меньшинстве (1x2, 2x3, 2x4).
Литература
1. Голомазов С. Н., Чирва Б. Г. Футбол. Арифметика тактики : методические разработки для тренеров. М. : ТВТ Дивизион, 2013. 59 с.
2. Голомазов С. Н., Чирва Б. Г. Футбол. Закономерности игры и тенденции развития тактики : методическое пособие. М. : ТВТ Дивизион, 2013. 44 с.
3. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / Российский футбольный союз. М. : Советский спорт, 2011. 160 с. : ил.
References
1. Golomazov S. N., Chirva B. G. Futbol. Arifmetika taktiki : metodicheskie razrabotki dlya trenerov [Football. Arithmetic tactics: methodical developments for trainers]. Moscow, TVT the Division Publ., 2013, 59 p.
2. Golomazov S.N., Chirva B. G. Futbol. Zakonomernosti igry i tendencii razvitiya taktiki [Football. Regularities of the game and trends in the development of tactics]. Moscow, TVT Division Publ., 2013, 44 p.
3. Futbol : tipovaya uchebno-trenirovochnaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Football: a typical training program of sports training for children and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve. Moscow, Sovetsky Sport Publ., 2011, 160 p.