ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ
СПОРТА, ТУРИЗМА
THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS, TOURISM
УДК 796.332.4 ББК 75.578
DOI 10.24411/2500-0365-2019-14303
анализ соревновательной деятельности юных футболистов бразилии 14—16 лет
В. Р. Длвим, М. В. Жийяр
Российский государственный университет физической культуры, спорта молодёжи и туризма, Москва, Россия
Результаты данного исследования позволяют выдвинуть определенные требования к построению модели содержания и структуры технико-тактической и физической подготовки в учебно-тренировочном процессе юных бразильских футболистов 14—16 лет.
В ходе проведенного исследования были получены результаты для обоснования ряда критериев, позволяющих разработать модель содержания и структуры технико-тактической и физической подготовки в учебно-тренировочном процессе юных бразильских футболистов 14—16 лет. Исследование показало, на что особо следует обратить внимание, над чем необходимо преимущественно работать в учебно-тренировочном процессе юных футболистов Бразилии. Поэтому особенно важным для тренеров в подготовке футболистов 14—16 лет является наличие объективной информации об уровне их подготовленности на каждом из этапов годичного макроцикла.
Исследование показало, на что особо следует обратить внимание, над чем необходимо работать в учебно-тренировочном процессе юных футболистов в Бразилии.
Ключевые слова: учебно-тренировочный ппроцесс, юные футболисты, соревнование, бразильский футбол, результативность.
Актуальность. Система подготовки футболистов характеризуется сочетанием системы тренировки и системы соревнований, а также той или иной степенью воздействия системы внешних факторов (экзофакторов). Этот факт оказывает существенное влияние на построение подготовки спортсменов в межигровые интервалы и требует особого подхода к планированию тренировочных средств, методов и выбора компонентов тренировочной нагрузки.
В ходе проведенного исследования были получены результаты для обоснования ряда критериев, позволяющих разработать модель содержания и структуры технико-тактической и физической подготовки в учебно-тренировочном процессе
юных бразильских футболистов 14—16 лет. Исследование показало, на что особо следует обратить внимание, над чем необходимо преимущественно работать в учебно-тренировочном процессе юных футболистов Бразилии. Поэтому особенно важным для тренеров в подготовке футболистов 14—16 лет является наличие объективной информации об уровне их подготовленности на каждом из этапов годичного макроцикла.
Дальнейшему совершенствованию структуры и содержания тренировочных программ для юных футболистов Бразилии препятствует отсутствие научных данных о качественных и количественных составляющих соревновательной деятельности спортсменов, ее модельных характеристик
в данном возрастном диапазоне. Безусловно, необходимо проводить гораздо больше исследований по данной теме.
Одной из больших проблем бразильского футбола становится отъезд игроков из страны все в более юном возрасте с целью карьерного роста, чтобы играть за сборные и клубы других стран. Во многих бразильских клубах не существует научно обоснованная система физической подготовки молодых игроков. Большая часть финансов уходит в профессиональный футбол, в результате чего футболистам других категорий явно не хватает денежных средств.
Эффективная система подготовки спортсменов базируется на знании содержания и специфики соревновательной деятельности конкретного вида спорта [5]. Вне всякого сомнения, соревнования, направленные на эффективную реализацию физических и интеллектуальных возможностей спортсмена или команды, демонстрируют уровень подготовленности, показывают достижение высших результатов при наличии специальных правил и в условиях спортивного соперничества [6; 7].
Техника каждого вида спорта отличается своей специализированностью [2; 5].
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе пяти клубов наиболее развитых футбольных регионов Бразилии. Нами был использован метод педагогического наблюдения для фиксирования отдельных параметров нагрузки юных футболистов в ходе тренировочного процесса. Для выявления факторов, определяющих структуру и содержание тренировочного процесса подготовки юных футболистов 14—16 лет в футбольных клубах Бразилии, нами была разработана анкета для опроса специалистов.
Для оценки достоверности значений согласованности мнений экспертов рассчитывался критерий хи-квадрат (X2) с 5 %-м уровнем значимости их согласованности. В ходе анализа результатов
значений хи-квадрата была отмечена статистическая значимость (Х2 = 11,89*).
При обработке исследовательских данных использовались общепринятые методы математической статистики, практикующиеся в исследовательских работах по спорту [4].
Результаты исследования и их обсуждение. К ведущим факторам, обусловливающим эффективность соревновательной деятельности в командных спортивных играх, по мнению специалистов [2; 7], принято относить высокий уровень технико-тактической, общей и специальной физической подготовленности. Предварительный анализ соревновательной деятельности Чемпионата штата 2016 г. команд юных футболистов в различных регионах Бразилии позволил выявить усредненные общие показатели соревновательной нагрузки и результативность команд.
Как видно по данным таблицы, чемпионат штата в различных регионах Бразилии составляет от 20 до 28 официальных матчей для каждой из команд. Лишь одному из клубов (№ 3) удалось пройти чемпионат без поражений — из 20 матчей команда выиграла 16 и 4 провела в ничью. Эта же команда имеет наивысший показатель результативности игр — 86,6 %. Наиболее слабые показатели демонстрирует клуб № 1: из 22 матчей всего лишь 6 побед и при этом — 11 поражений. Анализ тренировочной работы этих контрастных по результатам команд позволяет понять причины имеющихся различий в результативности действий команд в матчах (см. таблицу).
Эти данные помогают составить общее представление о различиях между усредненными данными результатов клубов юных футболистов и реализацией их технико-тактических действий. Согласно данным, приведённым на рисунке, также наблюдаются отличия между командами: больший общий объем недельных тренировочных нагрузок связанных повышением уровня технико-тактической подготовленности футболистов.
Чемпионат штата 2016 г. элиты юных футболистов (14—16 лет) в различных регионах Бразилии
Показатель Клуб 1 Клуб 2 Клуб 3 Клуб 4 Клуб 5 Средний
Кол-во игр 22 26 20 20 28 23,2 ± 3,6
Победы 6 16 16 14 18 14 ± 4,7
Ничьи 5 3 4 3 4 3,8 ± 0,8
Поражения 11 7 0 3 6 5,4 ± 4,2
Результативность игр, % 34,8 65,3 86,6* 75* 69* 66,1 ± 19,3
Место в турнирной таблице 11 5 1* 2* 2*
Кол-во команд в чемпионате 17 66 18 10 16
Результаты анкеты по вопросам требований к работе по технико-тактическим действиям в тренировочном процессе (минуты за неделю)
Эта тенденция проявляется в том, что объем технико-тактической подготовки в недельном микроцикле клуба 3 (результативность игр 86,6 %), клуба 4 (результативность игр 75 %), и клуба 5 (результативность игр 69 %), больше чем у других (клуб 1 и клуб 2), что, возможно, будет определяет результативность и эффективность игры в соревнованиях. Без сомнения, игры чемпионата проходят с различной степенью напряженности в зависимости от различных регионов, уровня подготовленности и соревновательного состава игроков. Это позволяет в соревновательном периоде построить настоящую и конкретную тренировочную работу, делая акцент на воспитании необходимых физических качеств и отработки технико-тактических действий.
В командно-игровых видах спорта структура соревновательной деятельности включает компоненты, иерархически расположенные на нескольких уровнях [7]. В данной структуре все ученые используют следуюшие показатели: физические, психические качества и свойства личности игроков, их функциональные возможности [1; 3; 7; 8]. Однако в нашем исследовании мы учитывали лишь часть представленных компонентов.
Выводы. Дефицит научно-методических и литературных данных о системе подготовки бразильских футболистов, в большей степени, объясняется достаточно недавним развитием футбола как профессионального вида спорта в Бразилии. Новые научные данные и результаты большого числа исследований в области теории и методики спортивной подготовки в футболе, анализ соревновательной деятельности ведущих бразильских клубов позволяют определить основные тенденции развития игры, выявить наиболее успешные тактические решения для игры в обороне и нападении против конкретного соперника, а также
выявить требования соревновательной деятельности к физической, технической, тактической и психологической подготовленности футболистов различного возраста.
Эффективность реализации намеченных тренером тактических вариантов игры в условиях с оревнований напрямую зависит от уровня исполнительского мастерства футболистов, уровня их физической подготовленности к демонстрации технико-тактических навыков, психологической устойчивостью к сбивающим факторам.
Поэтому изучение общих и парциальных показателей соревновательной деятельности футболистов является важной предпосылкой для планирования подготовки как в целом годичном макроцикле, так и в межигровые интервалы тренировочного процесса.
Список литература
1. Губа, В. Подготовка в ведущих клубах Европы : монография / В. Губа, А. Стула, К. Кромке. — М. : Спорт, 2017. — 272 с.
2. Золотарев, А. П. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов : учеб.-метод. пособие / А. П. Золотарев, А. И. Шамардин. — Волгоград : ВГИФК, 1993. — 33 с.
3. Золотарев, А. П. Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий / А. П. Золотарев // Физическая культура и спорт в жизни общества : материалы междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 30-летию-Урал ГАФК. — Ч. II. — Челябинск, 2006. — С. 52—55.
4. Иванова, В. С. Основы математической статистики : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / В. С. Иванова. — М. : Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
5. Конуров, Д. М., Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта (на примере мини-футбола) : дис. ... канд. пед. наук / Д. М. Конуров. — М., 2002. — 153 с.
6. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. — М. : Советский спорт, 2010. — 340 с.
Поступила в редакцию 24 апреля 2019 г.
7. Сахарова, М. В. Проектирование макроцикла подготовки в игровых видах спорта: значение, сущность, технология / М. В. Сахарова. — М. : Компания Спутник, 2005. — 309 с.
8. Costa, I. Ensino-aprendizagem e treinamento dos comportamentos táticos-técnicos no futebol / I. Costa // Revista Mackenzie de Educaçao Física e Esporte. — 2010. — № 2. — Pp. 34—43.
Для цитирования: Алвим, Р. В. Анализ соревновательной деятельности юных футболистов Бразилии 14—16 лет / Р. В. Алвим, М. В. Жийяр // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 17—21.
Сведения об авторах
Алвим де Резенде Виктор — аспирант кафедры теории и методики гандбола. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Москва, Россия. [email protected]
Жийяр Марина Владимировна — доктор педагогических наук, доцент, заведущий кафедрой теории и методики гандбола. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Москва, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 3, pp. 17—21.
Analysis of competitive activity
of young Brazilian football players of 14—16 years
Alvim R.V.1, Gillard M.V.2
1 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia. victor. [email protected]
2 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia. [email protected]
The results of this study make it possible to put forward certain requirements for the construction of a model of the content and structure of technical-tactical and physical training in the training process of young Brazilian players of 14—16 years. In the course of the study, the results were obtained to justify a number of criteria that allow to develop a model of the content and structure of technical, tactical and physical training in the training process of young Brazilian players 14—16 years. The study showed that special attention should be paid to what it is necessary to work mainly in the training process of young players in Brazil. Therefore, it is especially important for coaches in the training of players 14-16 years old to make the objective information about the level of their preparedness at each stage of the annual macrocycle available.
The study showed that special the attention should be paid to what it is necessary in the training process of young players in Brazil and how to help them perform effectively.
Keywords: training process, young football players, competition, Brazilian football, performance.
References
1. Guba V., Stula A., Kromke K. Podgotovka v vedushchikh klubakh Yevropy [Training in the leading clubs of Europe^. Moscow, Sport Publ., 2017. 272 p. (In Russ.).
2. Zolotarev A.P., Shamardin A.I. Struktura os-novnykh komponentov sorevnovatelnoy deyatelnosti
yunykh futbolistov [The structure of the main components of the competitive activities of young football players: teaching and methodological manual]. Volgograd, Volgograd State Institute of Physical Culture Publ., 1993. 33 p. (In Russ.).
3. Zolotarev A.P. Podgotovka yunykh futbolistov na osnove ucheta raznostoronnosti tekhniko-
takticheskikh deystviy [Training of young football players based on the consideration of technical and tactical actions] Fizicheskaya kultura i sport v zhizni obshchestva [Physical culture and sport in society]. Chelyabinsk, 2006. Pp. 52—55. (In Russ.).
4. Ivanova V.S. Osnovy matematicheskoy statistiki [Fundamentals of mathematical statistics]. Moscow, Fizkultura i sport Publ., 1990. 176 p. (In Russ.).
5. Konurov D.M. Svyaz fizicheskoy i takticheskoy podgotovki sportsmenov v igrovykh vidakh sporta (na primere mini-futbola) [Connection of physical and tactical training of athletes in team sports (for example: futsal)]. Thesis. Moscow, 2002. 153 p. (In Russ.).
6. Matveyev L.P. Obshchaya teoriya sporta i yeye prikladnyye aspekty [The general theory of sports and
its applied aspects]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2010. 340 p. (In Russ.).
7. Sakharova M.V. Proyektirovaniye trenirovokpo makrotsiklu v komandnykh vidakh sporta: znache-niye, sushchnost', tekhnologiya [Designing a macrocycle training in team sports: meaning, essence, technology]. Moscow, Kompaniya Sputnik Publ., 2005. 309 p. (In Russ.).
8. Costa I. Prepodavaniye-obucheniye i treniro-vka taktiko-tekhnicheskogo povedeniya v futbole [Teaching-learning and training of tactical-technical behaviors in football]. Zhurnal Makkenzi po fizkul-ture i sportu [Journal Mackenzie of Physical Education and Sport], 2010, no. 2, vol. 9, pp. 87—92. (In Engl.).