Научная статья на тему 'Организация учебно-тренировочного процесса футболистов 10-11 лет'

Организация учебно-тренировочного процесса футболистов 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕНИРОВКА / ПРОЦЕСС / ФУТБОЛ / ФУТБОЛИСТЫ / ORGANIZATION / TRAINING / PROCESS / FOOTBALL / FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехин Антон Юрьевич, Михайлов Андрей Юрьевич

В статье рассматривается современное состояние проблемы совершенствования организации учебно тренировочного процесса футболистов 10-11 лет, определяются теоретические основы учебно тренировочного процесса футболистов на этапе начальной подготовки, анатомо физиологические особенности футболистов 10-11 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехин Антон Юрьевич, Михайлов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING PROCESS OF FOOTBALL PLAYERS OF 10-11 YEARS

He article considers the current state of the problem of improving the organization of the training process of football players of 10-11 years, defines the theoretical foundations of the training process of football players at the stage of initial training, anatomical and physiological features of football players of 10-11 years.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-тренировочного процесса футболистов 10-11 лет»

УДК 796.01

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

ФУТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ

ORGANIZATION OF TRAINING PROCESS OF FOOTBALL PLAYERS OF

10-11 YEARS

Алехин Антон Юрьевич

студент

институт естественнонаучного образования, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Alyokhin Anton Yuryevich

student

Institute natural-science education, physical culture and health and safety

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Михайлов Андрей Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Mikhaylov Andrey Yuryevich candidate of pedagogical sciences, associate professor "Theories and Techniques of Training in Physical Culture and Health

and Safety" department Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние проблемы совершенствования организации учебно-тренировочного процесса футболистов 10-11 лет, определяются теоретические основы учебно-тренировочного процесса футболистов на этапе начальной подготовки, анатомо-физиологические особенности футболистов 10-11 лет.

Abstract. The article considers the current state of the problem of improving the organization of the training process of football players of 10-11 years, defines the theoretical foundations of the training process of football players at the stage of initial training, anatomical and physiological features of football players of 10-11 years.

Ключевые слова: организация; тренировка; процесс; футбол, футболисты.

Keywords: organization; training; process; Football, football players.

Актуальность исследования. Интенсивные изменения, происходящие в жизни общества на основе научно-технического прогресса, темпы развития вида спорта, науки в соответствии с результатами новых иссле-

дований делают необходимым их учет, проверку и оперативное внедрение в практику подготовки спортсменов. Одной из фундаментальных проблем спортивной науки является проблема построения многолетней тренировки. Особую сложность она представляет в спортивных играх, где нет объективно измеряемого результата, а высокие достижения зависят от многих факторов, которые на разных этапах подготовки могут компенсировать друг друга.

Организация и планирование учебно-тренировочного процесса является одной из наиболее сложных проблем современного футбола. Это объясняется большим количеством разноплановых задач, которые необходимо решать на разных этапах подготовки. В частности, построение годового плана основывается на закономерностях развития и становления спортивной формы игроков, календаре официальных соревнований, объективном уровне психофизических возможностей футболистов.

В связи с профессионализацией российского футбола, возросшей тенденцией ухода ведущих спортсменов в зарубежные клубы возникает острая потребность в более динамичной и эффективной подготовке квалифицированного спортивного резерва. Достижение этого возможно на основе повышения качества содержания тренировочного процесса.

Программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям лиц, проходящих спортивную подготовку, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала тренера, комфортных условий для развития и формирования талантливых юных спортсменов. Успешность обучения футболу, прежде всего, обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует тренер, возрастным и индивидуальным особенностям юного спортсмена. Возрастные, половые и индивидуальные различия являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных разделов программы.

Программа составлена из расчета, что ведущая тенденция многолетней подготовки - «обучающая» и что конечная цель многолетнего процесса - подготовка высококвалифицированных футболистов, а не узконаправленная ежегодная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу программы, как в плане программирования процесса подготовки, так и в плане нормативных требований. Материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки футболистов: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в спортивной школе олимпийского резерва в обязательном порядке, в пределах объема часов, в зависимости от эта -па спортивной подготовки, содержания судейско-инструкторской практики, перечень основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные и переводные нормативы на каждом из этапов спортивной подготовки.

Специальные исследования показали высокую эффективность занятий футболом для разностороннего развития детского организма. Бег

и прыжки активизируют рост тела в длину. Броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки. Передачи мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую дети получают на занятиях и соревнованиях, увеличивается окружность грудной клетки, жизненная емкость легких.

Возросший уровень как игры в целом, так и игроков, предъявляет все более высокие требования к физической, технической, тактической подготовленности современных футболистов.

Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как легкоатлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы тренировки, направленные на развитие физической силы, такие как интервальные тренировки, при всей их специфичности, могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры.

Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.

Игра в футбол требует проявления силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мя -чом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень корот -кие отрезки времени.

Мальчики, занимающиеся футболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников, они реже болеют, активнее участвуют во всех физкультурных мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях по разным видам спорта, показывают результаты лучшие, чем у других ребят.

Эти преимущества юных футболистов, несомненно, являются результатом влияния самой игры, но все же главное значение приобретает методика проведения занятий. Чтобы хорошо играть в футбол нужно, прежде всего, быть разносторонним атлетом. Поэтому на начальном этапе обучения все внимание уделяется физической подготовке.

Сильнейшие команды в детских соревнованиях определяются: по результатам соревнований по физической подготовке, по технике владения мячом и соревнований команд в игре. Таким образом, преимущества получают те команды, в которых ведется планомерная и разносторонняя работа. К тому же, соревнования школьников носят комплексный характер.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс футболистов 10-11 лет.

Предмет исследования: способов организации учебно-тренировочного процесса футболистов 10-11 лет.

Цель исследования: совершенствование организации учебно-тренировочного процесса футболистов 10-11 лет.

Задачи:

1) Рассмотреть теоретические основы учебно-тренировочного процесса футболистов на этапе начальной подготовки.

2) Определить анатомо-физиологические особенности футболистов 10-11 лет.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.

Выводы:

Общепринятым считается, что в детско-юношеском футболе многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:

1. Спортивно-оздоровительный этап (период начального отбора 6-8 лет).

2. Этап начальной подготовки (период специального отбора 9-11 лет).

3. Учебно-тренировочный этап (период начальной специализации 12-13 лет), (период углубленной специализации 14-15 лет).

4. Этап спортивного совершенствования 16-17 лет.

5. Этап спортивного мастерства 18-21 лет.

Этап начальной подготовки (период специального отбора). К занятиям на этом этапе допускаются дети, прошедшие предварительную подготовку на занятиях спортивно-оздоровительного этапа, а также учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься футболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе продолжается работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, расширение круга технических приемов футбола, обучение основам тактики игры. В конце этапа проводится экспертная оценка игровых умений и навыков. По результатам экспертизы делается первичный прогноз о наличии способностей у каждого ребенка к футболу. Все желающие продолжить футбольное образование зачисляются на учебно-тренировочный этап подготовки.

Минимальное количество учащихся в группе составляет 15 юных футболистов в первый год начальной подготовки, затем 14 футболистов.

Соотношение видов подготовки на этапе начальной подготовки в %: интегральная - 25; техническая - 40; тактическая - 10; специальная физическая - 5; общая физическая - 15; соревновательная - 5; всего -100.

Задачи этапа начальной подготовки:

- укрепление здоровья;

- формирование у детей стойкого интереса к футболу и спорту;

- выявление детей, талантливых по отношению к спортивным играм и к футболу;

- гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей;

- опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей, гибкости;

- освоение базовых технических приемов игры;

- обучение умению тренироваться.

На этом этапе юные футболисты знакомятся с историей футбола, зна -чением техники и тактики игры в достижении высоких спортивных результатов, правилами игры, гигиеническими требованиями и первой доврачебной помощью.

Дети 11-12 лет начинают осваивать процедуру тестирования, обучаются правилам и умениям выполнять тесты.

Продолжается освоение основ индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол, умению играть в соответствии с правилами футбола [2].

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности.

В возрасте 10-11 лет характерно плавное развитие функциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В это время кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению, позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна. Связочный аппарат обладает высокой эластичностью. У юных футболистов мышцы развиваются неравномерно -вначале крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы. Причем прирост силы мышц верхних конечностей происходит быстрее, чем нижних.

Работа сердца еще не совершена. Удовлетворение потребности организма в кислороде в покое требует более напряженной работы сердца (86-90 уд/мин.). Во время занятий спортом сердечно-сосудистая система работает с очень большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше кислорода, чем у взрослых. Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, поэтому процесс окисления идет активнее и период восстановления более короток.

В этот период повышаются возможности работы дыхательной системы. Частота дыхания уряжается. Возрастает дыхательный объем, увеличивается жизненная емкость легких.

Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе [1].

Литература

1. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера / Российский футбольный союз. М. : Профиздат, 2011. 408 с. : ил.

2. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. М. : Советский спорт, 2011. 160 с. : ил.

References

1. Kuznetsov A. A. Nastol'naya kniga detskogo trenera [Football. Table book of the children's trainer]. Moscow, Profizdat Publ., 2011, 408 p.

2. Futbol : tipovaya uchebno-trenirovochnaya programma sportivnoy podgotovki dlya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva [Football: model training and training program of sports training for children 's and youth sports schools, specialized children 's and youth schools of the Olympic reserve]. Moscow. Soviet sport Publ., 2011, 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.