Научная статья на тему 'Методика развития ловкости футбольных вратарей 9-10 лет'

Методика развития ловкости футбольных вратарей 9-10 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / РАЗВИТИЕ / ЛОВКОСТЬ / ФУТБОЛ / ФУТБОЛИСТЫ / METHODOLOGY / DEVELOPMENT / DEXTERITY / FOOTBALL / FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безруков Дмитрий Сергеевич, Михайлов Андрей Юрьевич

В статье рассматривается современное состояние проблемы совершенствования методики развития ловкости футбольных вратарей 9-10 лет, определяются сущностные характеристики методики физической подготовки юных футболистов, анатомо физиологические особенности футболистов 9-10 лет, а также выделяются средства и методы развития ловкости у футбольных вратарей на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безруков Дмитрий Сергеевич, Михайлов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE AGILITY OF FOOTBALL GOALKEEPERS 9-10 YEARS

The article considers the current state of the problem of improving the methodology of development of the agility of football goalkeepers of 9-10 years, defines the essential characteristics of the methodology of physical training of young football players, anatomical and physiological features of football players of 9-10 years, as well as the funds and methods of development of the agility of football goalkeepers at the stage of initial training

Текст научной работы на тему «Методика развития ловкости футбольных вратарей 9-10 лет»

УДК 796.01

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ ВРАТАРЕЙ 9-10 ЛЕТ

METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE AGILITY OF FOOTBALL GOALKEEPERS 9-10 YEARS

Безруков Дмитрий Сергеевич

студент

Институт естественнонаучного образования, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический

университет г. Волгоград, Россия Bezrukov Dmitry Sergeyevich

student

Institute natural-science education, physical culture and health and safety

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Михайлов Андрей Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический

университет г. Волгоград, Россия Mikhaylov Andrey Yuryevich candidate of pedagogical sciences, associate professor "Theories and Techniques of Training in Physical Culture

and Health and Safety" department Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние проблемы совершенствования методики развития ловкости футбольных вратарей 9-10 лет, определяются сущностные характеристики методики физической подготовки юных футболистов, анатомо-физиологические особенности футболистов 9-10 лет, а также выделяются средства и методы развития ловкости у футбольных вратарей на этапе начальной подготовки.

Abstract. The article considers the current state of the problem of improving the methodology of development of the agility of football goalkeepers of 9-10 years, defines the essential characteristics of the methodology of physical training of young football players, anatomical and physiological features of football players of 9-10 years, as well as the funds and methods of development of the agility of football goalkeepers at the stage of initial training

Ключевые слова: методика; развитие; ловкость; футбол, футболисты.

Keywords: methodology; development; dexterity; football, football players.

Актуальность исследования. Футбол - является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи на стадионах, по телевизору, а некоторые слушают радиотрансляции. Среди них есть и такие, которые повсюду следуют за своей любимой командой, не жалея сил и средств. Футбол - игра с трудной техникой, она не свойственна людям от природы. Для работы, для того чтобы что-то сделать, нам даны руки, а главная характеристика вратаря - это умение обращаться с мячом ногами. Этим, собственно, и можно объяснить изначальную характерную сложность всего будущего процесса подготовки футболистов, также хочется отметить, что футбол - коллективная игра, которая собирает многотысячные стадионы болельщиков независимо от погоды, и не только в России, но и за рубежом. Игра привлекает миллионы любителей своей широтой, удалью, высокими скоростями и обилием голов.

С точки зрения педагогики, актуальность состоит в том, что особенно важно существенно повысить уровень подготовленности юных вратарей в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства, в частности следует обратить внимание на младший школьный возраст - возраст формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их совершенствования. Так как в этот период происходит активная перестройка организма, интенсивно происходит психическое развитие, адаптация к внешней среде физиологических систем, в едином комплексе развиваются нервная система и двигательный аппарат.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс футболистов 9-10 лет.

Предмет исследования: методика развития ловкости у футбольных вратарей 9-10лет.

Цель исследования: совершенствование методики развития ловкости у футбольных вратарей на этапе начальной подготовки.

Задачи исследования:

1. Определить сущностные характеристики методики физической подготовки юных футболистов.

2. Изучить анатомо-физиологические особенности футболистов 9-10 лет.

3. Выявить средства и методы развития ловкости у вратарей на этапе начальной подготовки.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно - методической литературы.

Выводы.

Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Физическая подготовка — это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения [1].

У детей 9-10 лет наступают изменения в костной системе. Изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных исходных положениях, сопровождаемых дли-тельными напряжениями, возможны искривления. Это объясняется недостаточным развитием мускулатуры мальчиков, поэтому очень важно детям 7-10 лет давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений.

При занятиях футболом большую нагрузку несут нижние конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы.

Мышцы в этом возрасте развиваются неравномерно: быстрее крупные мышцы, медленнее - малые. Это одна из причин того, что мальчики плохо справляются с заданием тренера выполнить упражнения на точность.

Пульс в покое равен 80-95 уд/мин, при нагрузке достигает 140170 уд/мин. Отмечая способность 9-12-летних футболистов быстро приспосабливаться к совершаемой работе.

У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 см; жизненная емкость легких возрастает с 1400 до 2200 мл. Развитие силы дыхательных мышц

детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность для значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы [2].

Вратарские тренировки проводятся 1-2 раза в неделю, в остальные тренировочные дни они тренируется в режиме полевого игрока. Юные вратари должны играть как в поле, так и в воротах. Участие его в роли полевого игрока будет способствовать и лучшему пониманию игры в целом. Основным средством подготовки юных вратарей должны быть игры. Они в большей степени способствуют развитию сообразительности, собранности и внимания, ловкости, разнообразят диапазон движений.

Средствами развития ловкости являются: физические упражнения в основных движениях; общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различ-ных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приемы:

1. выполнение движений из необычных исходных положений;

2. изменение скорости или темпа движений;

3. зеркальное выполнение движений;

4. изменение способов выполнения упражнения;

5. усложнение упражнения дополнительными движениями;

6. изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;

7. изменение характера противодействия партнеров при выполнении парных или групповых упражнений и др.

При целенаправленном воздействии на развитие ловкости должны использоваться интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления [3].

Литература

1. Кузнецов А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера / Российский футбольный союз. М. : Профиздат, 2011. 408 с.

2. Лаптев А. П. Юный футболист : учеб. пособие для тренеров /под общ. ред. А. П. Лаптева и А.А. Сучилина. М. : Физкультура и спорт, 1983. 174 с.

3. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. М. : Советский спорт, 2011. 160 с. : ил.

References

1. Kuznetsov A. A. Football. Table book of the children 's trainer. Russian Football Union. Moscow, Profizdat Publ., 2011, 408 p.

2. Laptev A. P. Young football player. Training manual for trainers. Under Society. Moscow, FiS Publ., 1983, 174 p.

3. Football: model training and training program of sports training for children 's and youth sports schools, specialized children 's and youth schools of the Olympic reserve. Russian Football Union. Moscow, Soviet sport Publ., 2011, 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.