2. Andreev A. G. Study Assignments for Laboratory Classes in the Course "Foundations of Cytology." - Post "Red Star," 1994. - 16 p.
3. Berkos P. Practical Zootomy. Toothless. - SPb., 1901. Page 25-29.
4. Brunovt E. P., Brovkin E. T. Formation of techniques of mental activity in biology training. - M., 1981. 32-37.
5. Verzilin N. M., Korsun V. M. General Methodology of Biology Teaching. - M., 1983. -C. 54-55.
6. Voronin L. G., Mash R. D. Methods of carrying out experiments and observations on anatomy, physiology and human hygiene. - M., 1983. - 160 p.
7. Gorbachev P. S., Judina T. A. Workshop on General Biology. - SPb., 2008. -C. 67-99.
8. Demicheva I. A. Laboratory Workshop on General Biology for Grades 10 - 11. -Kharkov, 2015. - P 28-32.
9. Zverev I. D., Molovkova A. N. General methodology of biology teaching. M., 1985. - 191s.
10. Kartseva I. D., Shubkin L. S. Hrestomatia on the methodology of teaching biology. - M., 1977. - C 23-37.
11. Malinovskaya N. V., Stepanova N. A. Independent work of students according to the teaching method of the section "Man." - SPb., 2008. Page 39-46.
12. Technique of teaching biology. Under ed. M. A. Yakuncheva. M, 2008 - Page. 45-49.
13. Pavlova O. M. Methodology of continuous development of cytological concepts in the system "school - university." Yew. edging. neg. Sciences. - SPb., 2004. -188c.
УДК 372.853
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОСНОВ ТЕРМОДИНАМИКИ В КОЛЛЕДЖЕ
Келбиханов Р.К.
Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала
Аннотация. Формирование последовательных знаний по физике возможно при последовательном и поэтапном решении задач основ термодинамики различной сложности с учетом инвидуального уровня развития познавательных способностей учащихся.
В статье предлагается придерживаться определенных методических указаний при решении задач термодинамики, темы освоенной недавно, в частности некоторых явлений передачи тепла и теплообмена систем.
Ключевые слова: термодинамика, тепловой баланс, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания.
ACTIVATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN SOLVING
PROBLEMS OF THERMODYNAMICS FOUNDATIONS IN COLLEGE
Kelbikha nov R.K.
Dagestan State University of National Economy, Makhachkala
Annotation. Formation of consistent knowledge on physics is possible with consistent and step-by-step solution of problems of foundations of thermodynamics of various complexity taking into account the invidual level of development of cognitive abilities of students.
The article proposes to adhere to certain methodological guidelines in solving problems of thermodynamics, the topic of recently developed, in particular some phenomena of heat transfer and heat exchange of systems.
Key words: thermodynamics, heat balance, heat quantity, specific heat capacity, specific heat of combustion.
Развитие прочных знаний по физике и развитие учебно-познавательного энтузиазма на уроках физики достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой обучающихся к восприятию нового учебного материала. Для активизации учебного процесса преподаватель при изучении новой темы должен подбирать для обучающихся такие задания, которые предусматривали бы закрепление новых понятий, терминов и формул [1,2,4,5,12].
При этом прочное усвоение учебного материала возможно применением системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета физики с использованием ИКТ, позволяющего преподавателю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе во время занятий [3-5,7].
А для того чтобы студенты активно включились в учебный процесс необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающихся. Сложные задачи можно давать лишь студентам, обладающим соответствующим уровнем развития познавательных способностей.
Таким образом, задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучающегося, превышающие возможности студента, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении, что вызывает у них сомнение в своих способностях [4-6].
Поэтому некоторые задачи из раздела основ термодинамики может предлагаться изначально для расчета количества теплоты: при нагревании (охлаждении), сгорании топлива, плавлении (отвердевании) и парообразовании (конденсации), а затем более к сложным задачам термодинамики.
В частности задачи термодинамики [2] имеют практическую направленность и могут, проверены самими обучающимися в домашних условиях и на практических занятиях.
Поэтому при решении таких задач необходимо придерживаться следующих методических указаний:
- уяснить процессы-направления передачи (получения) тепла от тела (системы) другому телу (системе);
- записать формулу (формулы) расчета количества тепла для всевозможных явлений (процессов);
- указать движения тепловых процессов и вытекающие из этого уравнения теплообмена и теплового баланса всей системы;
- в случае необходимости, дополнить полученную систему уравнений соотношениями, вытекающими из условия задачи, решить систему уравнений и определить искомые величины.
Для этого рассмотрим следующие задачи с подробным решением. Можно начать с простейших задач.
Задача 1. На сколько градусов нагреется вода массой 0,5 кг, если ей сообщить 16,8 кДж тепла?
Запишем формулу количества теплоты при нагревании тела:
Q = cmAt
Удельная теплоемкость воды c - это табличная величина, равная 4200Дж/(кг-°С).
Откуда искомое изменение температуры At равно:
At = Q/(c•m)
Посчитаем численный ответ к задаче:
At = 16,8-103/(4200-0,5) = 8°С.
Задача 2. Сколько тепла выделится при сгорании 2 кг бензина?
Запишем формулу количества теплоты, образующейся при сгорании топлива:
Q = q•m
Здесь q - это табличная величина, называемая удельной теплотой сгорания топлива. Для бензина она равна 46 МДж/кг.
Посчитаем ответ:
Q = 46-106-2 = 92-106 Дж = 92 МДж.
Задача 3. На сколько увеличилась внутренняя энергия 1 кг воды при нагревании её на 2 К?
Дано: т=1 кг, ДТ= К, Ди-?
Всё переданное воде количество теплоты пойдёт на изменение её внутренней энергии:
Аи = Q
Запишем формулу количества теплоты при нагревании:
Q = стАТ
Здесь c - удельная теплоёмкость воды, равная 4200 Дж/(кг-К).
В итоге мы получим такую формулу для нахождения изменения внутренней энергии воды:
Аи=стАТ
Посчитаем численный ответ к задаче:
АU = 4200-1-2 = 8400 Дж.
Задача 4. Сколько тепла было передано льдинке массой 50 г, если она нагрелась на 3 К?
Дано: т=50 г, ДТ=3 К, Q-?
Поскольку льдинка нагрелась, то можно сделать вывод, что её температура в начале была ниже 0°С, хотя это неважно в этой задаче.
Запишем формулу для определения количества теплоты при нагревании тела:
Q = cmAT
Удельная теплоемкость льда c равна 2100 Дж/(кг-К). Интересно, что она ровно в два раза меньше теплоемкости воды.
Переведём массу льдинку в систему СИ, то есть выразим её в килограммах:
50г=0,05кг=5010-3кг
Посчитаем ответ к задаче:
Q = 2100-0,05-3=315Дж.
Переходим к задачам на тепловой баланс .
Задача 5. Какая установится температура воды после смешивания 39 л воды при 20° C и 21 л при 60° C?
Дано: Vi=39 л, ti=20 С , Уз=21 л, t2=60 °С, t-?
Понятно, что объем воды V2, имеющий более высокую температуру t2, после смешения передаст часть теплоты объему воды V1 c более низкой температурой t1, которая за счёт этой теплоты нагреется. В конце вся вода будет иметь некоторую температуру t.
Запишем уравнение теплового баланса:
Q i = Q2
Здесь Q1- количество теплоты, полученное водой объемом V1 при нагревании до температуры t, а Q2 - количество теплоты, отданное водой объемом V2 при охлаждении до температуры t.
cmi(t-ti) = cm2(t2-t)
Выразим массы как произведение плотности воды на объем:
cpVi(t-ti)=cpV2(t2-t) Vi(t-ti)=V2(t2-t)
Теперь раскроем скобки, в одной части равенства соберем все члены с множителем t, вынесем его за скобки и выразим его.
Vit -Viti=V2t2 -V2t Vit +V2t = V2t2+Viti t(Vi+V2) =V2t2+Viti t = (Viti+V2t2)/(Vi+V2)
Переводить объемы и температуры в систему СИ нет смысла - ответ мы получим в градусах Цельсия.
t = (39-20+21-60)/(39+21)=34°С =307К.
А теперь можно перейти к относительно сложным задачам.
Задача 6. Железный стержень массой 5 кг, нагретый до 550 °С, опускается в воду. Сколько теплоты ежесекундно теряет стержень, если за 10 мин он остывает до 45° C?
Дано: m = 5 кг, t1 = 550 °С, т =10мин, t2 = 45 °С, N-?
В задаче спрашивается, сколько теплоты ежесекундно теряет стержень - по сути, нам нужно найти тепловую мощность N. Для этого нужно количество теплоты Q поделить на время т:
N=Q/T
Количество теплоты Q, теряемое железным стержнем при остывании, определим по формуле:
Q = cm(trt2)
Удельная теплоёмкость железа c равна 460 Дж/(кг-К).
В итоге мы получим такое решение задачи в общем виде:
N = [cm(t1-t2)]/x
Переведем время остывания т из минут в секунды:
10мин = 600с
Посчитаем ответ:
N = [460-5 (550-45)]/600=1936Вт=1,94кВт
А далее можно перейти и к более сложным задачам.
Подобные задачи служит усвоению студентами теоретического и практического материала [4,9,11], выработке умений прогнозировать, оценивать, предвидеть конечные результаты [8,9,10,12].
Решение задач термодинамики всегда предполагает знание студентом теоретического материла, поэтому неоценима роль преподавателя в формировании интереса к содержанию учебного материала в процессе обучения [4,5,11,12].
Поэтому работа преподавателя по активизации учебной деятельности студентов должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей студентов, что ведет формированию у них мотивов учения [16-18].
Литература:
1. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока. Физика в школе. 1978. № 3. С.38.
2. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. 8 -е изд. М.: Наука,1973, 461с.
3. Джалалов Р.К., Келбиханов Р.К., Кулибеков Н.А. Концепция преподавания физики и математики студентам, обучающимся по профилям, связанными с информационными технологиями. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях.2016. С.122-125.
4. Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К., Кулибеков Н.А. Активизация познавательного процесса на уроках физики с помощью ситуационных задач. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. №11-2. С. 60-63.
5. Келбиханов Р.Р. Формирование логического мышления и навыков самостоятельной работы у учащихся при решении физических задач. В сборнике: Результаты научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.89-92.
6. Келбиханов Р.К., Кулибеков Н.А., Джалалов Р.К. Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. В сборнике: Новые технологии в образовании. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр". 2015. С.221-224.
7. Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К. Проектирование структуры и содержания учебных программ математического и естественнонаучного цикла средствами ИКТ. В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С.176-179.
8. Кулибеков Н.А., Джалалов Р.К., Келбиханов Р.К. Компьютерная поддержка дисциплин математического цикла в профессиональной подготовке студентов-гуманитариев В сборнике: Новые технологии в образовании. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр". 2015. С.55-58.
9. Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К., Паштаев Б.Д. Проблемы повышения эффективности преподавания интегрированного курса «математика и информатика» в условиях педагогического вуза Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. №16. С. 55-59.
10. Кулибеков Н.А., Джалалов Р.К., Келбиханов Р.К. Мотивация как ведущая детерминанта профессионального самоопределения личности. Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №9. С.21-24.
11. Паштаев Б.Д., Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К. Специфика профессиональной деятельности современного преподавателя вуза в условиях реализации инноваций. Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. №1(17). С. 60-62.
12. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Физика: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Дрофа, 2000, 800с.
References:
1. Babanskiy Yu.K. On an integrated approach to the design of lesson tasks. Physics at school. 1978. № 3. Page 38.
2. Volkenstein V.S. A collection of tasks on the general course of physics. The 8th prod. M.: Science, 1973, 461 pages.
3. Jalalov R.K., Kelbihanov R.K., Kulibekov N.A. Concept of teaching physics and mathematics to students studying in profiles related to information technology. In the collection: Current state and prospects of scientific thought development. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: 2 Frequent 2016. Page 122-125.
4. Kelbihanov R.K., Jalalov R.K., Kulibekov N.A. Activation of cognitive process in physics lessons with the help of situational tasks. New science: Theoretical and practical view. 2016. №11-2. Page 60-63.
5. Kelbihanov R.R. Formation of logical thinking and skills of independent work in students in solving physical problems. In the collection: Results of scientific research. Compilation of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2016. Page 89-92.
6. Kelbihanov R.K., Kulibekov N.A., Jalalov R.K. Organization of independent work of students of correspondence form of study. In the collection: New technologies in education. Compilation of articles of the III International Scientific and Practical Confer-
ence. Limited Liability Company "Scientific and Innovative Center." 2015. Page 221224.
7. Kulibekov N.A., Kelbihanov R.K., Jalalov R.K. Design of structure and content of curricula of mathematical and natural science cycle by means of ICT. In the collection: Problems of implementation of results of innovative developments. Compilation of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2016. Page 176-179.
8. Kulibekov N.A., Jalalov R.K., Kelbihanov R.K. Computer support of disciplines of mathematical cycle in professional training of students-humanists In the collection: New technologies in education. Compilation of articles of the III International Scientific and Practical Conference. Limited Liability Company "Scientific and Innovative Center." 2015. Page 55-58.
9. Kulibekov N.A., Kelbihanov R.K., Pashtayev B.D. Problems of increasing the efficiency of teaching an integrated course "mathematics and informatics" in the conditions of the pedagogical university Journal of the Moscow Institute of Public Administration and Law. 2016. №16. Page 55-59.
10. Kulibekov N.A., Jalalov R.K., Kelbihanov R.K. Motivation as the leading determinant of professional self-determination of personality. New science: Experience, traditions, innovation. 2016. №9. Page 21-24.
11. Pashtayev B.D., Kulibekov N.A., Kelbihanov R.K. Specifics of professional activity of the modern teacher of the university in the conditions of innovation realization. Journal of the Moscow Institute of Public Administration and Law. 2017. №1(17). Page 60-62.
12. Yavorsky B.M., Detlaf A.A. Physics: For high school students and entering universities: Study manual. The 3rd prod. M.: Drofa, 2000, 800c.
УДК 796.855
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА. ТАЙНЫ КУН-ФУ
Шихшабеков Ш.Ю., Куршалиев А.Г.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
Махачкала
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
Махачкала
Анотация:.В статье даются сведения о древнекитайском искусстве Кунфу, как о загадочном виде единоборства, объединяющем опыт и знания, добывающиеся веками, и содержит элементы буддизма и даосизма. Также даются сведения о «внутренних» и «внешних» стилях кун-фу и различиях между школами Южного и Северного Китая.
Ключевые слова: Кун-фу; «внутренние и внешние» стили кун-фу; «Шао-линь»; Северный и Южный Китай.