ence. Limited Liability Company "Scientific and Innovative Center." 2015. Page 221224.
7. Kulibekov N.A., Kelbihanov R.K., Jalalov R.K. Design of structure and content of curricula of mathematical and natural science cycle by means of ICT. In the collection: Problems of implementation of results of innovative developments. Compilation of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2016. Page 176-179.
8. Kulibekov N.A., Jalalov R.K., Kelbihanov R.K. Computer support of disciplines of mathematical cycle in professional training of students-humanists In the collection: New technologies in education. Compilation of articles of the III International Scientific and Practical Conference. Limited Liability Company "Scientific and Innovative Center." 2015. Page 55-58.
9. Kulibekov N.A., Kelbihanov R.K., Pashtayev B.D. Problems of increasing the efficiency of teaching an integrated course "mathematics and informatics" in the conditions of the pedagogical university Journal of the Moscow Institute of Public Administration and Law. 2016. №16. Page 55-59.
10. Kulibekov N.A., Jalalov R.K., Kelbihanov R.K. Motivation as the leading determinant of professional self-determination of personality. New science: Experience, traditions, innovation. 2016. №9. Page 21-24.
11. Pashtayev B.D., Kulibekov N.A., Kelbihanov R.K. Specifics of professional activity of the modern teacher of the university in the conditions of innovation realization. Journal of the Moscow Institute of Public Administration and Law. 2017. №1(17). Page 60-62.
12. Yavorsky B.M., Detlaf A.A. Physics: For high school students and entering universities: Study manual. The 3rd prod. M.: Drofa, 2000, 800c.
УДК 796.855
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА. ТАЙНЫ КУН-ФУ
Шихшабеков Ш.Ю., Куршалиев А.Г.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
Махачкала
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
Махачкала
Анотация:.В статье даются сведения о древнекитайском искусстве Кунфу, как о загадочном виде единоборства, объединяющем опыт и знания, добывающиеся веками, и содержит элементы буддизма и даосизма. Также даются сведения о «внутренних» и «внешних» стилях кун-фу и различиях между школами Южного и Северного Китая.
Ключевые слова: Кун-фу; «внутренние и внешние» стили кун-фу; «Шао-линь»; Северный и Южный Китай.
MARTIAL ARTS. SECRETS OF KUNG FU
Shikhshabekov Sh. Yu.
FSBEI of Higher Education "DSPU", Makhachkala Kurshaliev A.G.
FSBEI of Higher Education "DSTU", Makhachkala
Abstract: The authors of the article describe the ancient Chinese art of kung fu as a mysterious form of martial arts that combines experience and knowledge gained for centuries and contains elements of Buddhism and Taoism. The article also presents the information on the "internal" and "external" styles of kung fu and the differences between schools of South and North China.
Keywords: kung fu; "internal" and "external" styles of kung fu; Shaolin; North and South China.
Интерес к китайскому боксу, а именно к разновидностям древнекитайского искусства кун-фу, возник в начале 70-х годов XX в. и связан прежде всего с легендарной фигурой Брюса Ли. Фильмы с его участием, завоевавшие любовь зрителей, были первыми произведениями искусства, которые приподняли завесу тайны над этим загадочным видом единоборства. Западный зритель увидел невероятные возможности, заложенные в кун-фу.
Кун-фу содержит многие элементы буддизма и даосизма. Легенды, окружающие кун-фу, утверждают невозможность познания его целиком, напротив, по мере познания этого искусства появляются всё новые и новые тайны.
По укоренившемуся мнению, кун-фу - китайская разновидность карате. Но для китайца не имеет ничего общего с искусством борьбы. Этот термин толкуют по-разному. В самом общем он означает профессионально выполненную работу. Может быть кун-фу в кулинарном искусстве или в приготовлении чая. Сам термин, применённый безотносительно к чему либо конкретному, ничего не означает.
Если речь идёт об искусстве рукопашного боя, то правильное его применение подразумевает конкретное указание на стиль, например, винь-цунь кун-фу, хун-гар кун-фу и т.д. Однако термин «кун-фу» является уже общепринятым на Западе названием китайского рукопашного боя. Поэтому мы будем пользоваться этим термином, не забывая при этом, что он на самом деле означает.
В целом искусство рукопашного боя в китайском языке называют у-шу, а также куо-шу. У-шу включает приёмы боя с использованием различных видов оружия (меч, сабля, пика, топор и т.п.), различных предметов (цепь, палки, верёвки, острые предметы, подвешенные на шнуре, метательные шарики, камни и т.п.) и приёмы боя голыми руками. Последние в настоящее время обозначаются термином «кун-фу». Эти приёмы делятся на школы «внешнего» (вай-цзя) и «внутреннего» (ней-цзя) стиля. Простейшая классификация китайских стилей борьбы выглядит так.
Китайский бокс (у-шу).
1. Бой без оружия (кун-фу):
- «внутренние» стили (ней-цзя): тайцзицюань, пакуа;
- «внешние» стили (вай-цзя): более 300 школ, в том числе около 50 стилей.
2. Бой с оружием (мо-хай).
3. Прочие методы: применение внутренней силы (удар «вибрирующей руки»), «железная рука», «парализующий крик» и т.д.
Таким образом, кун-фу является очень сложной системой, объединяющей опыт и знания, добывавшиеся веками. Если одни стили напоминают греческий танец, то другие демонстрируют чудовищную силу, так же, как и в более привычном для нас карате. Одни стили - культивируют статическую силу, другие основаны на непрерывном движении, третьи рекомендуют колющие движения, притягивающие противника, словно торнадо, четвёртые предпочитают быстрые и резкие удары по болевым точкам, мгновенно нокаутирующие противника.
В большинстве стилей основное значение имеет эффективность техники для практического применения, но для некоторых школ более важным является здоровье учеников, их психическое равновесие, овладение философскими или точнее мистическими учениями.
Китайцы давали поэтические названия приёмам борьбы. Поэтому большинство используемых в кун-фу терминов непонятно для непосвящённых: «полёт по диагонали», «хлопок лотоса», «взлет петуха из вересковых зарослей», «удар барана», «жало скорпиона», «осада скорпиона», «вираж ласточки», «прыжок оленя», «обрушивающаяся волна», «бьющая ветка», «удар дракона».
Разновидность стилей кун-фу объясняется в некоторой степени географией Китая. Река Янцзы, протекающая с запада на восток, делит Китай на две части: северную и южную. Народы северной части обширной Китайской империи были кочевниками и жили конной охотой. Их образ жизни определил особенности стиля кун-фу этих областей, использующего в основном работу ног: молниеносное маневрирование, уклоны, удары, прыжки, соединение ударов руками в длинные серии, акробатические элементы.
Южнее реки большой акцент делается на применение в бою рук; техника коротких сокрушительных ударов кулаком, стремление к ближнему бою, сила статической позиции. Этот стиль отражает образ жизни оседлых людей, занимающихся выращиванием риса, рыболовством, более привычных к работе туловищем и руками.
В то же время существует много стилей, не укладывающихся в эту схему: миграции населения, вызванные длительными войнами, привели к слиянию разных стилей, их взаимопроникновению. Большую роль в разнообразии стилей играла и личность мастера, его склонности и индивидуальные физические возможности. Наиболее заметны различия между «внутренними» и «внешними» стилями.
На севере Китая доминировали «внешние» стили, основывающиеся, прежде всего на мышечной силе. В соответствии с многовековой традицией их центром принято считать монастырь Шаолинь. Именно «внешние» стили являются наиболее вероятными прародителями современного японского карате. Многие специалисты с Окинавы внимательно изучали их и на этой основе создавали собственные школы единоборства. Китайские стили влияют на японские и в наше время. Кроме того, с точки зрения самой техники, вай-цзя и карате очень близки.
Южнее реки Янцзы более популярны «внутренние» стили, опирающиеся на внутреннюю энергию человека. Не вникая в подробности, надо заметить, что эти
стили, дающие возможность контролировать циркуляцию жизненной энергии, могут применяться для лечения физических и психических недугов. Кроме того, они по использованию философских концепций для достижения цели и по конечному результату во многом совпадают с индийской йогой. Внешняя картина поединка в стилях ней-цзя часто прямо противоположно тому, что мы видим в других восточных видах единоборств. Мастера ней-цзя, обладая великолепной способностью к концентрации, демонстрируют поистине удивительные результаты, несмотря на меньшую эффективность этих стилей по сравнению с вай-цзя. Наибольшее количество легенд связано именно с «внутренними» стилями кун -фу.
В каждой из двух больших «семей» кун-фу свои истины, свои секреты, хотя многие мастера, в том числе и Брюс Ли, предпринимали попытки объединить оба направления в одно.
Известно, что овладеть техническим мастерством значительно легче, чем научиться управлять своим духом. «Чтобы познать кун-фу, не хватит человеческой жизни», - сказал один из си-фу - больших мастеров этого искусства. Ведь история искусства борьбы уходит корнями в глубокую древность.
Некоторые методы рукопашного боя проникли в Китай раньше, чем буддизм. 4600 лет назад Желтый император Хуанди повелел собрать и систематизировать эффективные методы рукопашного боя для обучения своих воинов. Другой древний документ, датированный 2500 годом до н.э., рассказывает о примитивной и варварской технике борьбы, основанной на ударах противника рогами, закреплёнными на шлеме. Приёмы защиты от этих ударов образовали одну из самых древних систем самообороны.
В VI веке до н.э. приёмы борьбы становятся более совершенными и даже появляются их названия - шан-цу, шуай-го, шоу-цу, но о них известно немногое. В эпоху философов Конфуция и Лао Цзы к воинским искусствам относились верховая езда и стрельба из лука, встречается также упоминание и о боксе.
Появление первого систематизированного стиля кун-фу так называемого «искусства длинной руки» относится к I веку н.э. и связано с именем Квок Юэня. Живший в III веке н.э. легендарный военный лекарь Хуа Го, которому китайские историки приписывают создание многих методов лечения, практикуемых в народе и по сей день, наблюдая и систематизируя боевые движения пяти зверей: тигра, оленя, медведя, обезьяны и журавля, разработал основы приёмов, которые мы находим в современном кун-фу.
Сама идея наблюдения за животными стала главенствующей в ходе развития искусств рукопашного боя. В более поздних школах кун-фу применялись движения ужа, крысы, лошади и даже дракона, хотя трудно выяснить, кто и когда вообще его видел. Сам Хуа Го пропагандировал созданные им упражнения в качестве профилактического оздоровительного средства. Он был популяризатором физических упражнений как вида активного отдыха.
Новую эру в развитии древнекитайских искусств рукопашного боя открыл индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае под именем Да Мо, а в Японии - Дарума Тайси, фигура, овеянная множеством легенд. Он был сыном индийского князя Сугхандха. Своё имя Бодхидхарма (буквально «просветлённый закон») он получил от своего наставника Паджнатра за выдающиеся успехи в буддизме. На-
ставник обучил Бодхидхарму искусству рукопашного боя ваджрамушти. Бодхид-харма был 28-м патриархом дзэн в Индии. Около 520 года н.э. он отправился в Китай проповедовать истинное учение Будды среди представителей господствующей династии. Буддизм уже проник в Китай и доминировал на севере, но его сущность была искажена, утрачены простота и доступность. Бодхидхарма был выслушан при дворе императора У Ти, но поддержки своим идеям не встретил. Взгляды императора, считавшегося покровителем буддизма, значительно расходились со взглядам Бодхидхармы. Бодхидхарма был изгнан и со своими последователями отправился на север царства Вэй. Он остановился в монастыре Шаолинь (что означает «молодой лес») в провинции Хунань и начал проповедовать своё учение о единстве духа и тела и объяснять значение концентрации. В духовной области Бодхидхарма распространил буддийскую философию дзэн - течение, которое пронизывает все воинские искусства Востока. Он проповедовал достижение совершенства при жизни, путь к которому лежит через длительные медитации. Сам он, если верить легенды, просидел в позе медитации (на коленях) 9 лет, после чего у него отнялись ноги. По окончании этой длительной процедуры один из учеников записал слова учителя: «Когда твоя мысль тверда, как стена, ты можешь вступить на ПУТЬ». Речь, очевидно, шла о пути к познанию «абсолютной истины».
Несомненной заслугой Бодхидхармы является популяризация системы дыхания, основанной на методах индийских йогов, которая не только способствовала медитации, но и применялась при обучении воинов. Монахи Шаолиня были физически слабы, и это мешало им сосредоточиться во время длительных занятий, не говоря уже о практических упражнениях в концентрации. Кроме того, не владея воинскими искусствами, они были беззащитны во время миссионерских странствий по дорогам, кишащим разбойниками. Таким образом, становилось очевидным, что для освоения и распространения чань-буддизма (по-японски дзэн) его последователей надо было хорошо подготовить.
Существует легенда, что сам Бодхидхарма однажды едва не заснул во время медитации. Рассердившись на свою слабость, он обрезал себе веки, и там, где они упали, выросло растение, листья которого монахи впоследствии применяли для борьбы со сном во время медитации.
Для физического развития своих учеников Бодхидхарма создал комплекс из 18 упражнений физического и психического характера, которые в дальнейшем породили много форм рукопашного боя. Для одних эти упражнения были только динамической формой йоги, для других - истинной техникой борьбы, известной под названием «18 рук Хана», или и -цзинь-цин (по японски эки-кинкё). Несомненной заслугой Бодхидхармы было соединение традиций китайских приёмов рукопашного боя с индийскими. Например, искусство борьбы без оружия цзяо -ти-шу демонстрировалось на ярмарках ещё во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Бодхидхарма творчески использовал эти достижения и заложил основы шаолинь-ссу-кэмпо («искусство борьбы из Шаолиня») или шаолинь-цюань-фа («искусство кулака из Шаолиня»). В Японию это искусство вместе с учением дзэн завёз буддийский монах Эйсай, который после нескольких лет обучения в Китае в 1191 году, вернулся на родину. В Японии оно называлось сериндзи -кэмпо («се-
риндзи» по японски означает Шаолинь) и распространилось, как и в Китае, среди буддийских монахов.
До самой смерти Бодхидхарма распространял свою систему, которую создал с целью укрепления здоровья, с одной стороны, и достижения единства тела и духа - с другой. Прикладная сторон этой системы первоначально была в тени. Вся система использовалась как средство достижения определённого состояния духа, особого рода восприятия, именуемого сатори.
Монахи Шаолиня славились мастерским владением приёмами рукопашного боя, при этом каждая обитель имела свои секреты. В монастыре Хуань специализировались также на борьбе посохами и палками. В развалинах этого монастыря найдены рисунки, запечатлевшие пребывание Бодхидхармы и зал для занятий с углублениями в каменных плитах пола, выбитыми ногами учеников.
С началом правления династии Тань (618-907 гг. - период национального расцвета Китая) система шаолинь-ссу-кэмпо распространилась по всему Китаю. В конце правления династии Сун (960-1279 гг.) генерал императорской армии Яо Вей, специалист по борьбе копьём, основал стиль син-и, один из ведущих «внутренних» стилей кун-фу, а также систему «когти орла» - метод атаки руками.
В XIII веке даос Чен Сам-фун (или Чан Сань-тэн) из Хубэя разработал методические основы «внутреннего» стиля кун-фу, опирающегося на преимуществен__u U /-ч
ное использование «внутренней» энергии человека по сравнению с силой мышц. С его именем связывают появление стиля тай-цзи. Чен Сам-фун считал приёмы шао-линь-ссу-кэмпо слишком жестокими и агрессивными и стремился создать искусство борьбы, более близкое к философии даосизма. Существует множество легенд о том, как он воплотил свой замысел. Одна из них говорит, что вдохновение пришло к нему во сне. Другая, что это случилось во время боя, который он однажды утром наблюдал в своём саду. Погружаясь в медитацию, он услышал доносящийся из сада крик журавля и шипение змеи. Выйдя из дому, он увидел, что журавль нападает на змею, атакуя её ударами клюва. Змея ловко уворачивается, в то же время оплетая ноги журавля. Отчаянное наступление журавля было безрезультатным. В конце концов, он прекратил поединок и улетел, а змея поползла дальше. Чен Сам-фун понял, что только что увидел живое воплощение одного из основных принципов даосизма - «поддаться, чтобы победить». Он преобразовал приёмы шаолинь -ссу-кэмпо, сделав их более мягкими и менее атакующими. Эффективность этих приёмов была основана на молниеносной атаке в одну более уязвимую точку на теле противника.
Основатель стиля тай-цзи ознакомил своих учеников с цигун - системой регулирования психофизиологической энергии тела человека. Эта система существует в Китае до сих пор и рассматривается как своеобразная лечебная гигиеническая гимнастика, как терапевтическое средство.
В XVI веке в монастырь Шаолинь поступил юноша по имени Цюэнь Юань. Он постиг древний метод рукопашного боя, заложенный Бодхидхармой, и, оставшись неудовлетворённым, решил его усовершенствовать. Всю систему он свёл к 72 основным движениям, но и это не удовлетворило его. Он пустился в путешествие по стране в поисках мастера кун-фу, который мог бы ему помочь. На юге он встретил двух мастеров - Пай Ю-фена и Ли Циана. Втроём они разработали 170
движений кун-фу, которые стали основой «внутренних» стилей, культивировавшихся в монастыре, куда Цюэнь Юань возвратился. Он также собрал и систематизировал приёмы разных направлений рукопашного боя, распределив их на пять важнейших групп, каждая из которых основывалась на движениях одного из пяти зверей: тигра, леопарда, змеи, журавля и дракона. Он также указал уязвимые точки на теле человека. Неудивительно, что монахи Шаолиня пользовались славой непобедимых во всём Китае. Как оказалось, в дальнейшем, это имело трагические последствия для монастыря.
С упадком династии Мин и захватом Китая маньчжурами в 1644 году знатоки тайных эффективных способов борьбы стали представлять угрозу для новых властителей из династии Цин (1644-1911 гг.). Центром кун-фу был монастырь Шао-линь. Около 1647 г. императорские войска осадили монастырь и уничтожили большинство его обитателей. Как гласит легенда, пять монахов скрылись, чтобы сохранить древнее искусство борьбы и отомстить за своих братьев. Эти монахи, искушенные в мастерстве кун-фу, отправились в разные части Китая и распространили пять методов своей борьбы в Южном Китае: ун-гар, лью-гар, ли-гар, чжой-гар и мо-гар. Обучали и воспитывали своих последователей они, конечно, не только приёмам рукопашного боя.
В XIX веке Китай стал жертвой крупных колониальных держав, которые любыми путями расширяли свои владения и сферы влияния. В 1899 году в Шаньдуне вспыхнуло так называемое восстание боксёров, направленное против чужеземцев. «Боксёрам» народ приписывал необыкновенную силу из-за их незаурядного искусства в рукопашной схватке. Воины «Союза справедливого кулака» были разгромлены во время «56 пекинских дней» хорошо оснащенными регулярными войсками интервентов, но их подвиги, обраставшие легендами, наводили ужас на солдат неприятеля. Действие многих фильмов о кун-фу происходит во времена восстания «боксеров», в том числе и фильмов с участием Брюса Ли.
В XX веке кун-фу перестало быть достоянием только одних китайцев. Системы рукопашного боя, основанные на достижениях китайских мастеров, распространились по всей Азии и, будучи объединёнными с местными методами борьбы, образовали новые стили.
Литература:
1. Брюс Ли человек-легенда. Техника и тактика ведения боя. Нападение -Бишкек: «ФиС», 1991. - 90 с.
2. Гилби Джон, Коваленко В. Секреты боевых искусств мира - Минск.: «Белорусский дом печати», 1992. - 63 с.
3. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. - М.: «Наука», 1990. - 429.
4. Игнатович А.Н. Буддизм и даосизм в Японии. - М., 1982.
5. Карпов В.П. 100 уроков кун-фу: самоучитель и пособие для начинающих инструкторов. - М.: «ФиС», 1994. - 270 с.
6. Ли Линда, Норрис Чак. Брюс Ли человек-легенда. Воспоминания о Брюсе. Бишкек, 1991. - 100 с.
7. Линдер И.Б., Фомин В.П. Диалог о боевых искусствах востока. - М.: «Молодая гвардия», 1991. - 367 с.
8. Малявин В.В. Традиция «внутренних» школ УШУ. - СПБ.: Текс, 1995. -496 с.
9. Оранский И.В. Восточные единоборства. - М.: «Сов. спорт», 1990. - 80 с.
10. От совершенства тела к совершенству духа. - М.: «Панорама», 1991. -192 с.
11. Управление дыханием - Ци в шаолиньской традиции, - М.: ЦИОСДВ,
1990. - 58 с.
12. Хаберзетцер Рональд, Ли Брюс. Кунг-фу (ву-шу). Техника китайского бокса. - Владимир.: «Мещера», 1991. - 96 с.
References:
1. Bruce Lee, a 'living legend'. Fight techniques and tactics. Attack. - Bishkek: Publishing House "Physical Culture and Sport", 1991. - 90 p.
2. Gilby John, Kovalenko V. Secrets of martial arts of the world. - Minsk: "Bela-rusian Publishing House", 1992. - 63 p.
3. Dolin A.A., Popov G.V. Kempo - the tradition of martial arts. - M .: Publishing House "Science", 1990. - 429 p.
4. Ignatovich A.N. Buddhism and Taoism in Japan. - M., 1982.
5. Karpov V.P. 100 kung fu lessons: self-instruction manual and guide for starting instructors. - M.: Publishing House "Physical Culture and Sport", 1994. - 270 p.
6. Lee Linda, Norris Chuck. Bruce Lee, a 'living legend'. Memories of Bruce. -Bishkek, 1991. - 100 p.
7. Linder I.B., Fomin V.P. Dialogue about martial arts of the East. - M.: Publishing House "Young Guard", 1991. - 367 p.
8. Malyavin V.V. The tradition of "internal" schools of Wushu. - St. Petersburg, 1995. - 496 p.
9. Oransky I.V. Martial arts. - M .: Publishing House "Soviet Sport", 1990. - 80 p.
10. From body perfection to spirit perfection. - M.: Publishing House "Panorama",
1991. - 192 p.
11. Control of Qi breathing in the Shaolin tradition, - M., 1990. - 58 p.
12. Habersetzer Ronald, Lee Bruce. Kung Fu (Wu-Shu). Technique of Chinese boxing. - Vladimir: Publishing House "Meshchyora", 1991. - 96 p.