Педагогика
УДК 37.046:001.08
студент Глухов Самир Темурович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лечебной физической культуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Лукавенко Андрей Викторович
Крымская медицинская академия имени С. И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА БОЕВЫХ ИСКУССТВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Аннотация. В последнее время дальневосточные единоборства (у-шу, каратэ, дзю-до, тхэквон-до и пр.) как педагогические системы спортивной тренировки, а также прикладного (рукопашная подготовка в армии, полиции, службе безопасности, охранных структурах и т.д.) и рекреационного (ки-бо, тай-бо, каратэбика, оздоровительные школы тайцзицюань и пр.) направления получили широкое распространения во всём мире. Но вместе с тем многие современные адепты данных боевых искусств слабо разбираются в религиозно-философских истоках этого аспекта мировой культуры. Ведь если для европейца или американца занятия единоборствами имеет в первую очередь прикладное значение и преследует цель достижения определённых личностных благ (социальный престиж, финансы, здоровье, профессионализм в силовых структурах и пр.) то для, например китайца или японца, главное - это нравственно-философская сторона системы подготовки.
Ключевые слова: дальневосточные единоборства, религиозно-философские истоки, мировая культура.
Annotation. Recently the far Eastern martial arts (Wu Shu, karate, judo, Tae Kwon do, etc.) as a pedagogical systems of sports training and applied (hand-to-hand training in the army, police, security service, security structures, etc.) and recreational (Ki-Bo, Thai-Bo, karatavica Wellness school tai Chi Chuan, etc.) received wide distribution throughout the world. But at the same time, many modern adherents of these martial arts are poorly versed in the religious and philosophical origins of this aspect of world culture. Because if European or American martial arts classes is primarily practical value and aims to achieve certain personal benefits (social prestige, finances, health, professionalism in law enforcement agencies, etc.) for, for example Chinese or Japanese, the main thing is the moral-philosophical side of training.
Keywords: far Eastern martial arts, religious and philosophical origins, world culture.
Введение. Учебно-воспитательный процесс дальневосточных единоборств является в первую очередь средством индивидуального совершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для педагогических систем единоборств Дальнего Востока, основанных на комплексе духовных убеждений, технико-тактические двигательные действия представляют собой в первую очередь способы психофизиологической регуляции личности и достижения высшей цели (акмеологической вершины). Любые боевые приёмы на определенном идеологическом фоне становятся очередной ступенью на пути реализации идеала.
Существует ещё один не маловажный аспект религиозно-философской теории дальневосточных боевых искусств. В основе их учебно-воспитательного процесса лежат нравственные общечеловеческие принципы (сострадание, честность, справедливость, готовность жертвовать собой и т.д.), и поведение людей, владеющих приёмами у-шу или каратэ, должно соответствовать этим убеждениям. Нельзя обучать и давать в руки «одухотворённое оружие» без соответствующего педагогического воздействия, одной из составляющих которого является нравственное воспитание.
Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы показывает, что ряд исследователей [2; 3; 8] касались данной проблематики, но этого явно недостаточно, учитывая большой учебно-воспитательный потенциал, который несут боевые искусства Дальнего Востока, благодаря своей, по своему уникальной, религиозно-философской основе.
Итак, боевые искусства Дальнего Востока связали три мало похожие фундаментальные основы учебно-воспитательного процесса, применяя понятийные установки и буддизма (дзен-концепция), и даосизма, и конфуцианства. Первый избежал конфликта с аборигенными философско-религиозными теориями, в связи с тем, что постепенно и непрерывно шла «национализация» не только его духовной основы, но и внешних признаков. Но все-таки, стержень доктрины Гаутамы Будды во всех направлениях буддизма, и в том числе -концепции дзен остался без изменений. Мало того, воззрение «срединного пути» и его приёмы идеомоторной тренировки (техники медитации) были приняты и конфуцианцами (неоконфуцианство) и даосами.
Создателем конфуцианства является один из первых научно доказанных философов Дальнего Востока -Конфуций (559 - 479 г.г. до н.э.) [5]. Основой конфуцианства являлось совершенствование общественной морали, направленной Высшим Разумом, интеграция личности в государственную систему посредством духовного понимания нравственных законов правды, ответственности, любви к людям, и уважения к старшим. Оно призывало к укреплению общественного строя и сформировавшихся форм государственного управления посредством жесткого следования древним традициям, идеализированных конфуцианцами между людьми в семье и обществе.
Но, доказывая главенство духовных начал личности, конфуцианство в тоже время объявляло догмат о движущей и решающей воле Небесных сил - определённой необъяснимой, всепоглощающей субстанции. В данном контексте разноплановая и достаточно сложная организация ритуалов и нравственных категорий делалась средством и способом материализации разума Неба во внешних формах мироздания.
Основоположником даосизма, по мнению исследователей [4; 7], является китайский мудрец Лао-Цзы (приблизительно VI-V век до н.э.). В основе натурфилософии даосизма находится теория универсальности
всеобщего бытия, которое создаёт все окружающие явления, но при этом само постоянно остаётся в неизменном состоянии.
В противовес философии Конфуция даосизм противопоставлял природу государству и обществу и звал человеческую личность сбросить негатив обязанностей и долга, возвратиться к естественному бытию, близкому к природе, воплощающему дао. Это воззрение выражало единство и первопричину жизни Вселенной, наличествующую во всём, но не истощающуюся ничем единичным, не осознаваемую умом и словестно не выразимую.
Отсюда целью существования личности является сополагание себя с внутренними закономерностями мироздания: человек следует земле, земля - небу, небо - дао, а дао следует естественности. «Человек целостных свойств», как даосский идеал, обуславливающий своими делами и мыслями все помыслы Неба, и поэтому совмещенный с культурой до такого уровня, что исчезает нужда приобщения к ней способом ритуала.
Дзен-буддизм принял понятийные установки и их осознание из даосизма и отчасти из конфуцианства. Специфики дзен-буддийской практики «пробуждения сознания» отображались и на восприятии единоборств, боевые искусства пересекли границу своего целенаправленного прикладного приложения. Дзен-буддизм апробировал концепцию пустотно-просветленного разума, который и являлся сознанием Будды. Все виды жизнедеятельности определялись как способы и средства стремления и достижения состояния Будды. Была значима не форма поступка, а её осознание в признаке проявления личностной истинности. И единоборства приобрели для личности один из средств и способов осмысления сердца Будды внутри себя. Боевые искусства сформировались как важнейший метод самосовершенствования, предопределяющий позитивное переформатирование сознания и стали осознаваться в способе пути приобретения нравственной гармонии.
Исследователи [1; 6] отмечают, что в 520 году в Китай, в монастырь Шаолинь приходит 28-й патриарх буддизма, индийский гуру Бодхидхарма. В Поднебесной он известен под именем Дамо. С этим мастером историки определяют начало взаимосвязи боевых искусств и дзенской практики. Шинам Дамо открыл, что долгие периоды нахождения в статике и малодинамичное бытие не только разрушают здоровье иноков, мешая их движению на акмеологическую вершину нравственно-психологического совершенствования, но и повергают медитирующих в оцепенение, затрудняющее их естественно-спонтанному просветлению и подсознательному прозрению. В связи с этим были необходимы энергичные, динамические формы и способы психофизиологического развития.
В отличие от классического буддизма, развивающегося во всём мире как религиозно-философское учение о сострадании и всеспасении, концепция Дзен звала к согласованному совершенствованию как нравственно-психологического основ личности, так и его функциональных (физиологических) показателей, что в свою очередь отвечало целеполагающим задачам средневековых иноков-воинов буддийских обителей. Вот поэтому и сан-сэй Бодхидхарма начал проповедь Дзен не с одиозного мировоззренческого «созерцания стены», а с педагогической практики боевого искусства, получившего в последствии название у-шу (кун-фу). Полное наименование данной праосновы школ боевых искусств Дальнего Востока таково: «Ша-олинь-сы цюань-шу» (дословно - искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса»).
Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя, помимо акмеологии, стали и более земные обстоятельства. Это, в первую очередь необходимость сохранения жизни в обстоятельствах суровой горной природы, опасности нападения диких хишников, а также разбойников. Дело в том, что Шаолинь размещен в достаточно глухом краю, где находили пристанище вооружённые банды, занимающиеся грабежом и разбоем. Поэтому обитель вынужденна была формировать для самообороны личные военизированные подразделения. Способ боевых операций защитников монастыря был определен обстоятельствами его бытия: упор производился не на масштабные акции боевых групп, а на профессионализм и бестрашие отдельных иноков-воинов. Всё это в общем определило суровые обстоятельства бытия монахов, что в свою очередь обуславливало у них высокие функциональные показатели, «звериное» здоровье, непритязательности к повседневному монастырскому бытию и навыки рукопашной подготовки. Поэтому учебно-воспитательный процесс боевыми искусствами стал для иноков Шаолиня крайней жизненной необходимостью.
В стремлении осознать направления формирования и совершенствования человека, как физиологической и духовной субстанции, посредством учебно-воспитательного процесса единоборств, опираясь на философские принципы даосизма, конфуцианства и буддизма о естественности, структурности и целостности мироздания, монахи обители Шаолинь старались придерживаться жизнедеятельности разнообразных живых созданий, собратьев людей по среде обитания. Иноки Шаолиня изучали с животных, основываясь на научных методах, идентичных современной бионики. Их интересовали не только внешние качества зверей и их поведение в поединке с соперниками. Предметом скрупулезного исследования также были движения животного, его умения ориентации в пространстве, специфика лёгочно-респираторной системы, его повадки отслеживать добычу (если животное плотоядное), нагонять его, сбивать и т.д. Темой изучения служили не только звери, но и птицы, рептилии и насекомые.
При проведение исследования с животным и формировании «звериной» школы боевых искусств основной задачей было не копирование, зачастую достаточно простых, двигательных действий леопарда или журавля, а умение понять специфику функционирования биомеханических и психофизиологических принципов в данном существе как в идеальном создании природы. Эволюция обеспечила каждый вид совершенными навыками адаптации к окружающей среде. Приспособительные качества животных, выживших в последствии природного отбора, отшлифованные поколениями, в том числе навыки атаки и защиты, будучи грамотно исследованы, должны были содействовать передачи человеческой личности части тотального совершенства бытия макрокосмоса.
Таким образом - основная цель осознать, как функционируют принципы биомеханики и психофизиологии в организме змеи или тигра, как они дают возможность живтному выпрыгивать или пригибаться, наносить лапой удары, разрывать когтями и зубами. Необходимо было сформировать умения психологически входить в образ кузнечика богомола или дракона, а далее действовать в соответствии с религиозно-философскими законам, слушаясь природным интуициям и законам тактики ведения боестолкновения.
Например для школы «змеи» свойственны постоянные перетекающие двигательные действия в основном в низких боевых позициях, размеренно-ритмичная работа кардио-респираторной системы. Передвижения пластичные и упругие, хотя и не столь закруглённые и утрированно плавные, как в школах
оздоровительного направления. Змея в мирном состоянии может обвисать, аналогично безжизненному канату. Но если её разозлить, то она мгновенно «оживает», обратившись в импульсивную пружину, начинает выпрыгивать, ударять хвостом, кусать, убивая ядом, обвивать и давить. Не обладая конечностями, змеи, вместе с тем, передвигаются со скоростными показателями, до сих пор научно мало объяснимыми. Монахи обители Шаолинь обосновывали данное свойство с позиции философии даосизма и дзен-буддизма, доказывая, что змея способна за максимальный по временным показателям период перемещать психофизиологическую энергию «ки» из одной части тела в другую.
А вот журавль всегда наносит удары ногами и отбивается крыльями, поэтому в этом направлении у-шу много высоких боевых позиций, «разножек», ударов нижними конечностями, скоростных боковых ударов рукой и тычков щёпотью-«клювом». Как структорное составляющее учебно-воспитательного процесса формирования специальных физических качеств, данный стиль направлен в первую очередь на развитие выносливости, гибкости и координации.
Тигр перемещается плавно, «скрадывая» жертву - отсюда скользящие пердвижения, заземлённые стойки, часто применяются перекаты через плечи. Поймав добычу, он сбивает лапой её с на землю, а далее исполбзует когти, поэтому в этой школе присутствуют, часто приводящие к летальному исходу, удары кумадэ (дословно - тигровая лапа) в чувствительные зоны, например лимфатические узлы, прорываюшие мышцы и ткани с «разрыванием» противника. Как составляющая физической подготовки данное направление предназначенно в первую очередь для укрепления опорно-двигательного аппарата. Психофизиологическая энергия «ки» динамично циркулирует по всему организму в скоростном режиме перемены ударов и уходов, приседаний и подъёмов, скачков и рывков.
В школе дракона, сориентированной прежде всего на релаксацию психики, силовые качества не существенны сами по себе. Здесь разум фокусируется в относительном центре тяжести (тайден), тело легко и подвижно. Плечи грамотно сбалансированы, и «пять органов» (сердце и четыре конечности) определяют точную координацию. Двигательные действия аналогичны взаимным ударам лап и взмахов крыльев дракона, проводящего атаку с верху или уходящего вниз в защиту. Поэтому в данном направлении достаточно много двигательных действий по верхнему уровню в прыжках.
Природа одарила леопарда упругими и импульсивными скоростно-силовыми качествами, которые воспроизводятся в стремительных бросках. Конечности и крестец у леопарда относительно крепче, чем у тигра, а молненосная реакция и феноменальная ловкость делают его одним из самых грозных хищников.
Многолетнии наблюдения за природой, которая была так мила сердцу как даосских мудрецов, так и будийских монахов Шаолиня, сделало из них настоящих исследователей в вопросах философии, религоведения, педагогики, психалогии, бионики, физиологии и медицины.
Таким образом, наше исследование даёт возможность определить следующее: на Дальнем Востоке философия и религия, являясь вплетенной в общемировоззренческую доктрину, выделяется заземленностью на образ жизнедеятельности, на повседневные и общественно-производительные занятия людей. В дальневосточных странах интелект «идет от природы и бытия», а не от «чистого учения». Данная ориентация даёт возможность дальневосточной философии динамично взаимофункционировать с разнообразными направлениями бытия, в том числе и с боевыми искусствами.
Перманентный учебно-воспитательный процесс единоборств воспитывает у личности своеобразное мнение на вещи, специфический взгляд к делу и свою самобытную философию, которая тем яснее и законченей, чем целеустремленнее и монолитнее личностные качества учителя. Мастер-педагог личностной деятельностью и мудростью обязан в буквальном смысле «выстрадать» адекватную его личностно-акмеологических устремлений философию. Причем данная философия, исходящая от личности, намного более влиятельней, чем любая навязанная государством и обществом идеологическая концепция, лишь неглубоко касающаяся разума адепта.
Можно также указать аспект специфического, целепологающего воздействия философской теории на боевые искусства, в наибольшем виде представленный в даосизме и дзен-буддизме. Здесь единоборства, как педагогические системы рассматриваются в виде «до» - великого пути, то есть организация психофизиологического совершенствования и трансформации личности по определённым критериям. Можно предположить, что именно практика применения боевых искусств как педагогической системы психологической тренировки, вызванная сформировать инстинкт личности в перманентно функционирующий аспект и благодоря психосоматическому и биоэнергетическому равновесию достигнуть уровня «просветленного» разума, и есть наивысшая фокусировка взаимосоеденения философско-религиозных учений и учебно-воспитательного процесса единоборств, фокус, в котором они создают принципиально иновационное и, в первую очередь, в такой развитой и совершенной форме организации как восточные единоборства.
Наибольшее значение в формировании и совершенствовании дальневосточных боевых искусств имел буддийский монастырь Шаолинь, где была создана дидактически грамотно обусловленная, рассчитанная на долгие годы, педагогическая система взаимосвязанного физического, психологического, интеллектуального и нравственно-акмеологического тренинга бойцов-монахов.
Выводы. Дальневосточные религиозно-философские теории, накладывались одна на другую и все рубежи между ними исчезали - адепты синхронно могли преклоняться и перед даосскими духами, и Буддой, и конфуцианскими мыслителями. Внутри дальневосточных школ единоборств в одно и то же время использовались педагогические системы буддийской медитации, даосского цигун и конфуцианские законы жизнедеятельности.
Вышеперечисленные философско-религиозные доктрины в педагогических системах дальневосточных единоборств взяли на себя в первую очередь функции психологической подготовки и нравственного совершенствования.
Литерарура:
1. Абаев, Н. В. Чань-буддизм и шаолиньская школа у-шу: научно-популярное издание / Н. В. Абаев. -Новосибирск: Наука, 1990 - 342 с.
2. Бокий, А. Н. Историко-философские аспекты формирования педагогических систем единоборств / А. Н. Бокий, С. В. Усков // Alma mater (Вестник высшей школы): научно-теоретический журнал. - Москва: ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ»», 2015. - № 12. - С. 110 - 114.
3. Гагонин, С. Г. Развитие теории и практики физической культуры путём обобщения опыта боевых искусств Востока: автореф. дисс. док. пед. наук / С. Г. Гагонин. - СПб., 1998. - 42 с.
4. Долин, А. А. Истоки у-шу : научно-популярное издание / А. А. Долин, А. А. Маслов. - Москва: Наука, 1990. - 467 с.
5. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения / Конфуций. - М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 405 с.
6. Маслов, А. А. Небесный путь боевых искусств. Духовное искусство китайского у-шу: научно-популярное издание / А. А. Маслов. - СПб.: Питер, 1995. - 497 с.
7. Панченко, Г. К. История боевых искусств. Колыбель цивилизаций: научно-популярное издание / Г. К. Панченко. - Москва: ACT, 1996. - 480 с.
8. Передельский, А. А. Философия, педагогика и психология единоборств: монография / А. А. Передельский. - М.: ФиС, 2008. - 168 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, директор Института педагогики,психологии и инклюзивного образования, заведующей кафедрой педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы осуществляется в таких видах деятельности, как: художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая. Разработаны, научно обоснованы и экспериментально апробированы лингводидактическая модель и методика развития словаря старших дошкольников, которые реализовывались в три этапа: обогатительно-репродуктивный, учебно-уточняющий, продуктивно-развивающий. Для каждого этапа определены приоритетный вид деятельности, содержание, методы и формы работы.
Ключевые слова: развитие словаря, старшие дошкольники, лингводидактическая модель, методика, художественно-речевая деятельность, учебно-речевая деятельность, рече-игровая деятельность.
Annotation. The development of the dictionary of the senior preschool children by means of literature carried out in these kinds of activities, like: artistic-voice, training voice, speech and games. Developed, scientifically grounded and experimentally tested a didactic model and methodology of development of the dictionary of the senior preschool children, which were implemented in three stages: enrichment-reproductive, educational, clarifying, productive and developmental. A priority activity, content, methods and forms of work are defined for each stage.
Keywords: development of the vocabulary, older preschoolers, linguo-didactic model, method, artistic speech activities, teaching speech activity, the speech and play activity.
Введение. Актуальность исследования обусловлена активным, всеохватывающим внедрением родного языка в контексте развития государственности и определяется стратегической задачей - воспитание языковой личности с присущими ей национально-культурными и мировоззренческими приоритетами. Уровень речевой культуры выявляет достаточный словарный багаж, умение точно и уместно использовать его в различных ситуациях общения. Однако, к сожалению, реальный уровень владения речью свидетельствует об остроте проблемы, что обусловлено необходимостью решения совокупности задач, значимость которых отмечается в государственных документах; актуализацией в контексте личностно ориентированного подхода в образовании вопросов формирования детской картины мира, одним из средств отражения которой выступает речь ребенка; изменением образовательных приоритетов и ценностных ориентиров, требует обновления содержания и процессуальных характеристик образовательной среды дошкольной образовательной организации прежде всего в аспекте организации речевой работы с детьми, связанных с обеспечением приоритета опыта познания над научением, разнообразие способов организации детей, форм и методов словарной работы. В то же время реализация этих задач осложняется изменением образовательных приоритетов и ценностных ориентиров, несоответствиями между обновленным содержанием дошкольного образования и несколько устаревшими подходами к созданию образовательной среды в реальной практике дошкольных образовательных организаций, в частности организации речевой работы с детьми.
Изучение теоретических источников и опыта работы дошкольных образовательных организаций, знакомство с традиционными и инновационными подходами к организации речевой работы, в частности лексической, анализ действующих программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста, аналитический обзор методических разработок показывают, что работа по развитию словаря целенаправленно проводится преимущественно в процессе регламентированного обучения, ограничиваясь задачами конкретного занятия, без связи с последующей речевой работой, закреплением словарного запаса, активным его применением детьми в ежедневной речевой практике. Такой подход вызывает недостаточный уровень развития словаря большинства дошкольников, затрудняет реализацию преемственности дошкольной образовательной организации и школы в аспекте обогащения словаря как стержня детского речевого развития. Особенно проблема обостряется в ситуации пребывания детей в полиязыковом окружении, характерном для Крыма. Для успешного решения задач словарной работы с дошкольниками необходима обновленная методика, которая, учитывая указанную специфику, на основе многоуровневой организации лексической работы обеспечила бы прозрачность и преемственность задач развития словаря в различных видах речевой деятельности: художественно-речевой, учебно-речевой и речевой-игровой.