Организация работы малых групп по типу соучастия рассчитана на равных с учебными возможностями учащихся. Она предусматривает знакомство с информацией всех участников группы для решения проблемы, изучения материала. Распределение ролей среди участников групп побуждает к активной деятельности каждого. Используются задачи, направленные на классификацию или отбор материала; нахождение смысла, значения, причины, решение проблемы; организацию проектной деятельности.
При организации групповой учебной деятельности учащихся по индивидуальному типу учитель учитывает индивидуальные возможности усвоения учебного материала каждым участником. В процессе работы школьники должны выполнить свою часть задачи и представить ее для обсуждения в малой группе. Применяются задачи, предполагающие решения проблем, повторение, завершение; рассказ с комментариями.
Предложенные типы организации групповой учебной деятельности предполагают, что малые группы могут выполнять учебное задание в таких режимах: группа работает коллективно над всеми или большинством задач или проектов; отдает предпочтение выполнению задания в подгруппах; каждый член группы работает индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.
Одной из наиболее эффективных технологий по усвоению учебного материала является технология «Обучая - учусь». Урок, как правило, включает следующие этапы: 1) каждый ученик индивидуально прорабатывает свою часть информации; 2) обмен знаниями в паре (ролевая игра «учитель - ученик»). Тот, кто выполняет роль учителя, предлагает свой вариант названия текста, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные задания и т.п; 3) проработка уже новой, полученной в паре информации и поиск нового партнера для взаимообучения.
Однако, по мнению Е.Ф. Нор, имея высокий потенциал социально-психологического воздействия, групповая учебная деятельность не всегда обеспечивает повышение эффективности обучения вследствие таких возможных негативных явлений, как эмоциональная дезорганизация учебной деятельности через внутригрупповые конфликты, преимущество одной группы над другими, активность одного члена группы и копирование без глубокого понимания со стороны других групп [3, с. 7]. Мастерство педагога в организации групповой учебной деятельности должно быть направлено на преодоление этих возможных явлений. А для этого следует выделить главное в работе учителя - помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать полученную информацию, научиться делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы и осуществлять все это в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания, утверждения высоких нравственных качеств в поведении. Анализируя работу учеников, учитель подводит детей к выводу, что согласованная работа позволяет найти наиболее интересное решение, проявить творчество, ускорить выполнение заданий, помочь, поддержать друг друга.
Такая организация групповой учебной деятельности позволяет педагогу в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие тех, кого он учит, и обеспечивает гарантированное достижение поставленных дидактических целей.
Выводы. Организация групповой учебной деятельности предполагает формирование у младших школьников умения работать в паре и малой группе, обеспечение положительного отношения учеников к совместной работе. В основе групповой учебной деятельности положены общая для всех участников группы цель и план выполнения учебных операций; совместное распределение ими объектов деятельности; обсуждение и выбор способов решения учебных задач; взаимодействие, сотрудничество, взаимозависимость участников группы, взаимопомощь. Организация взаимодействия субъектов учебного процесса основана на демократизме межличностных отношений, диалоге.
Литература:
1. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. -Псков, 2000. - 96 с.
2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
3. Нор Е.Ф. Технология организации групповой учебной деятельности / Е.Ф. Нор. - Николаев, 1998. - 75 с.
4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Академия, 2008. - 163 с.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
студент Глухов Самир Темурович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гринёв Валерий Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ БУСИ-ДО КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
ВУЗОВ МВД
Аннотация. Специальные навыки и качества рукопашного боя всегда были характерным показателем профессионализма офицера полиции (милиции). Важность этих составляющих учебно-воспитательного процесса ВУЗов МВД России на сегодняшний день определяется всё новыми требованиями в современных сложных внешнеполитических обстоятельствах существования нашего государства. Отсюда объективным направлением данного исследования является разработка и внедрение в педагогическую практику системы МВД России интегральных методологий тренировки традиционных (прикладных) направлений единоборств.
Ключевые слова: педагогика, полиция, психология, профессиональная подготовка, религия, философия, формирование, Япония.
Annotation. Spécial skills and qualities of hand-to-hand combat have always been a characteristic indicator of the professionalism of a police officer (militia). The importance of these components of the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia today is determined by all the new requirements in today's difficult foreign policy circumstances of the existence of our state. Hence, the objective direction of this study is the development and implementation of the integral methodology of training traditional (applied) martial arts in the pedagogical practice of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: pedagogics, police, psychology, professional preparation, religion, philosophy, forming, Japan.
Введение. Религия, философия, история, культура да и всё самосознание и мировоззрение японского народа представляет большой интерес научных исследований во всём мире. Уникальность Японии, как государства, определяется рядом специфических показателей. Находясь в определённой географической изоляции, со сложными природными условиями (гористая местность, постоянные катаклизмы -землетрясения, тайфуны и пр.), не имея достаточного потенциала полезных ископаемых - этот народ, тем не менее, достиг небывалых экономических показателей. До недавнего времени - это вторая, после США, мировая экономика.
В военно-политическом аспекте, опять же не обладая, как например ближайшие соседи - Россия и Китай, такими количественными человеческими ресурсами, Японская империя в ХХ веке являлась, да и является в настоящий момент, одним из сильнейших государств Дальнего Востока. Вспомним хотя бы оккупацию Китая и большинства соседних стран в период Второй Мировой войны. Великобритания и США вдвоём, на протяжении нескольких лет, с трудом сдерживали японские войска в тихоокеанском регионе. И только благодаря переброски в 1945 году на восток гвардейских стрелковых, танковых и авиационных армий Советского Союза, имевших колоссальный опыт по разгрому германского вермахта, удалось принудить японского императора к решению капитулировать.
Вообще, по мнению военных историков [8], японцы вместе с русскими и немцами, входят в так называемую мировую тройку лучших солдат. То есть, как человеческий материал, представители данных наций являются наиболее подходящими для ведения военных действий. На это есть ряд субъективных, специфических причин. Но об этом ниже.
Неповторимость самосознания японской нации заключается в огромном трудолюбии и предрасположенности к всеобщему порядку, почитанию родителей, старших по возрасту и званию, а также следование древним традициям, в первую очередь в национальной религии - синтоизме, что в свою очередь достаточно оригинально сочетается с ультрасовременными компьютерными технологиями. Главной же чертой характера населения «Страны восходящего солнца» является перманентное и всепоглощающее акмеологическое мировоззрение. Всё, что не делает японец (промышленное производство, чаепитие, сельское хозяйство, каллиграфия, педагогика и пр.), он стремится довести до совершенства. Причём этот процесс часто приобретает такие формы самоотдачи и самопожертвования, что просто шокирует представителей западной цивилизации.
Как мы научно обосновывали в наших предыдущих исследованиях [2; 3; 4], и попытаемся показать в данной работе, именно религия и философия сыграли ключевую роль в формировании и становлении японской нации, как самобытного и достаточно развитого народа. Отсюда, проведённое нами исследование, позволит предложить внедрение ряда основных психолого-педагогических аспектов Буси-до (Кодекс чести самурая) в учебно-воспитательный процесс профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, как инновационные составляющие данного направления обучения будущих офицеров полиции.
Изложение основного материала статьи. В основу принципов самурайского миропонимания были положены религиозные теории дзен-буддизма и конфуцианства, переплетенные с даосской концепцией «Пути» как нравственно-этической категории и с положениями синтоизма - национальной религии японцев. Из синто в Буси-до (яп. - путь воина) передались два основополагающих аспекта: верноподданничество и патриотизм.
«В целом кодекс Буси-до сводится к пяти ключевым установкам, повторяющим и поясняющим основные догмы конфуцианской морали:
1. Верность. Это понятие включает три важнейших положения: Верность государю и любовь к отечеству. Верноподданный должен гореть искреннем чувством почитания государя, и чувством патриотизма, не иметь частных интересов. Любовь к родителям и привязанность к братьям. Следует почитать своих предков, любить родственников и детей. Усердие. Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.
2. Вежливость. Также включает три положения: Уважение и любовь. Следует почитать и уважать вышестоящих, служить им с искренностью и быть дружным с собратьями по оружию. Скромность. Не следует кичится своими заслугами и хвастаться своими способностями. Утончённость. Следует быть любезным и элегантным, любить книги и изящные искусства, быть великодушным, уметь чутко относится к чужим чувствам.
3. Мужество. Включает четыре положения: Храбрость. Следует быть храбрым в исполнении долга и смелым в опасности, уметь действовать в трудной обстановке. Твёрдость и хладнокровие. Следует быть отважным и невозмутимым, никогда не поддаваясь страху. Терпеливость и выносливость. Следует побеждать свои чувства, пренебрегать своими интересами, быть терпеливым в нужде и лишениях, быть стойким и выносливым, стараться достигнуть цели, преодолевая все затруднения. Находчивость. Следует быть сообразительным, проявлять смекалку, обладать предприимчивостью и инициативой в любых трудных случаях, уметь верно рассчитывать момент для действия.
4. Правдивость. Включает три положения: Прямота и искренность. Следует выполнять обещания, быть верным слову, ненавидеть хитрость и раболепство, твёрдо следовать своим убеждениям. Честь. Следует всегда дорожить своей честью и авторитетом. Справедливость. Следует всегда уметь отличать личное от общего, понимать, что соответствует принципам нравственности.
5. Простота. Включает два положения: Простота. Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат. Скромность и чистота. Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всём соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным» [5, с. 188-189].
Итак, на формирование самурайских убеждений повлияли конфуцианские требования о преданности долгу, повиновении повелителю и совершенствовании себя как личности. Нравственность воина основывалась на осуществления идеи преданности, под которой определялась в первую очередь верность сюзерену, с которым воин состоял в взаимоотношениях покровительства и служения. Принцип преданности укреплялся буддийским тезисом о неминуемом и временном характере всего земного бытия и бренности жизни, что стимулировало психологические качества самопожертвования и самоотречённости самурая, а также его презрения к смерти. Верность относительно командира - главная конфуцианская парадигма -призывала абсолютного отречения самурая от личностных интересов и стремлений.
Вместе с тем Буси-до не обуславливает бездумного исполнения обязанностей и механического следования долгу. Идея долга и ответственности перед своим кланом и родом, перед будущими поколениями и памятью предков должна быть результатом тяжёлой, на грани человеческих возможностей, работы и победы над собой, кропотливого и вдумчивого осознания и осмысления различных религиозно-философских и педагогических учений, иначе говоря - вершиной акмеологического и духовного роста.
Конфуцианский закон «заглаживать обиду справедливостью» видоизменился в принцип кровной мести, который укоренился в Буси-до в качестве способа духовного удовлетворения за оскорбление, осуществление понятия правды и справедливости. Чувство правильности и справедливости пробуждало понятие возвышенности и благородства, которое соотносилось с конфуцианской концепцией чувства долга и преданности, как благородного начала нравственного порядка, искренности души и действий. Возвышенность и благородство санкционировало смерть, когда это было нужно и убийство, если это требовал приказ или честь. Чувство верности и долга перевешивало привязанности, желания и эмоции. Самураи не раздумывая шли на смерть ради командира.
Мужество, как качество, содержало понятия бесстрашия и презрения к смерти. При этом ценилось разумное бесстрашие, а к примеру ненужный риск и безумная смерть навлекали на самурая бесчестите и позор. Основополагающий принцип конфуцианской традиции - уважение старших воплощался в жизнь посредством Буси-до через понятие скромности, когда для обычных самураев было непостижимо без разрешения поднимать даже голову в присутствии своего командира. Но, вместе с тем, с раннего детства развивалось чувство личностного достоинства, а честь и признание товарищей по оружию стоили дороже собственной жизни, и в связи с этим для их сохранения в ход без лишних мыслей, оперативно и «с прохода» пускали оружие. Обман для самурая приравнивался к слабости и трусости, поэтому обещание было гарантом честности, а необходимость клятвы считалась унижением.
Страсть к оружию, совершенствующаяся в самурайском социуме, внушала не только психологическое качество самоуважения, но и ответственности, так как меч можно было использовать лишь в случае действительной нужды, а его беспричинное применение сравнивалось с бесчестьем.
Итак, религиозно-философским фундаментом самурайской этики Буси-до также стали, как уже было показано выше, помимо конфуцианства и синтоизма, принципы дзэн-буддизма. Дзэнские идеи жесткого самообладания и самоконтроля были возведены до уровня добродетели. Данные качества почитались наиболее значимыми в характере самурая. Медитация развивала твердость и спокойно-оперативный расчёт в минуты смертельной опасности, которая осознавалась не как распад, истребление, а в свойстве перегруппировки и олицетворения в ином обличие определённой первоосновы, являющейся одной лишь истинной природой человека. В связи с этим субъективное «Я» осознавалось вечным, как сама природа, а чувство страха перед смертью виделось в свойстве одной из иллюзий реальности интеллекта, от которой нужно освобождаться.
В процессе военной подготовки умение владеть собой и контроля над чувствами было доведено самураями до акмеологического идеала. Этому способствовало превращение дзэн-буддизма, а также взаимосвязанных с ним учений древних даосов, в нравственную и психофизиологическую основу всего миропонимания данного воинского сословия. Часто были случаи обращения боевых командиров за консультациями к монахам и мудрецам. Не струсить перед неожиданной и оперативной опасностью и сберечь при этом ясность интеллекта и сознания, отдавать себе отчет в личностных поступках и технико-тактических операциях, а также навыки быстро и логически мыслить - вот добродетели самураев, формировавшиеся посредством дзэнской, даосской, синтоисткой и конфуцианской практики.
Способность легко прощаться с жизнью в синтезе с полным спокойствием и психофизиологической ясностью разума была определена дзэнским учением об призрачности и даосским о спонтанности бытия, но вместе с тем кратковременность жизнедеятельности вызывала ее своеобразное эстетическое восприятие -чем она короче, тем великолепнее. Смерть физической субстанции не значила остановки бытия личности, так как его возрождение в последующих жизнях не подлежало сомнениям. Был разработан оригинальный этикет смерти, на котором основывался ритуал добровольного ухода из жизни способом вспарывания своего живота - «харакири».
Сыновья самураев в детстве получали в дар сделанный из дерева маленький меч, что в свою очередь воспитывало чувство любви и преклонения перед оружием и осознание принадлежности к самурайскому сословию. С раннего детства развивалось умение контроля над своими действиями и воздержания от выражения эмоций стонами или репликами. Формировалось хладнокровие, а также спокойный и оперативный расчёт, помогавший не сдаваться даже при самых трудных испытаниях.
Молодые самураи обязаны были в совершенстве орудовать мечами, копьями и алебардами, стрелять из лука, владеть навыками джиу-джитсу (рукопашного боя) и ездить верхом. Все психофизиологические качества самурая были направленны на изучения и совершенствование в военном искусстве, чтобы сражаться с врагами и побеждать. Изначально необходимо было добиться психологической стрессоустойчивости, а лишь в дальнейшем приступать к воспитанию физически развитой личности.
В определённых случаях для постижения сатори в ходе активной медитации использовали следующий педагогический приём: неожиданное физическое ударное воздействие - удар палкой или деревянным тренировочным мечом (бокэном). Итогом сильнейшего психофизиологического стресса, каковым являлось просветление, у самурая вырабатывался иной, инновационный взгляд на личностное бытие, который не подходил не под какие логические критерии, но у человека появлялись способности на высшем уровне контролировать свои волевые качества - как наиболее ценные представителя военно-дворянского сословия.
Из всех составляющих самурайских педагогических систем единоборств больше всех ценилось кэн-до (яп. - «путь меча»), так как меч рассматривался с религиозно-философских и педагогических позиций в
качестве способа и средства совершенствование личности, и был основным объектом даосской и буддийской психофизиологической концентрации, которая на выходе обуславливала спонтанную взаимосвязь человека с природой и вселенной. Посредством основательной и самоуглубленной медитации (в современной теории и методики спортивной тренировки - идеомоторный метод) функциональные и психологические качества самурая достигали высвобождения от времени и пространственного измерения - фехтовальщик целиком отрешался от окружающего мира и его интеллект был полностью направлен на поединок. О победе размышлять запрещалось, так как вызванное этим волнение приводило к потере контроля над собой, сбивало дыхание и расслабляло мускулатуру. Кэн-до, как педагогическая система, содержит большое количество дыхательных упражнений и ритуалов, взятых из дидактики древних даосов и дзэн-буддистов.
Во всех направлениях дзэнских и даосских искусств физическая субстанция представляет собой инструмент, благодаря которому действует сознание. В Буси-до сформулирована теория: «интеллект -интуиция - действительность», то есть фокус внимания и ощущения на сопернике, взаимосвязь личностного самосознания с личностью врага и подсознательная реакция на все его двигательные акции. Так называемый биомеханические и психофизиологические принципы акции-реакции, пульсации и реакции опоры [6].
Посредством продолжительной практики медитации, как статически-созерцательного, так и активно-динамического характера стало так же развитие специфического психофизиологического состояния осознания «у син» (яп. - не ум), причем в обоих случаях грамотные методологии дыхания играют основную роль, а формирование психологических качеств «дух как луна» и «дух как вода» представляет собой необходимое педагогическое условие для постижения данной цели, что особенно важно в боестолкновении, как в одной из форм динамической медитации.
Во многом в развитии необходимого состояния разума оказывала и дидактически грамотная последовательность формирования технико-тактических навыков боестолкновения, что давало возможность в большой степени «разгрузить» сознание, высвободив его от проблемных моментов, где и как двигаться, защищаться и бить, в той или иной тактической ситуации, понимая при этом, что каждый прием производится на подсознании двигательного рефлекса, когда руки и ноги сами, вне зависимости от интеллекта производят нужные и рациональные двигательные действия.
Специальная психологическая подготовка (бесстрашие, терпение, стрессоустойчивость и пр.) в Буси-до обуславливается не привязанностью к итогу деятельности, а к освобождению разума от противопоставления жизни и смерти. Но это уже кардинальная проблема Пути.
Для формирования навыков наблюдательности у самураев использовалась методика «сэйка тандэн». В современной научной биомеханике [6] под данным определением понимается относительный центр тяжести. Данная методология представляет собой развитие умения фокусировать внимания на нижней части своего живота. Для того чтобы двигательные действия были подсознательно верными, нужно развивать эту концентрацию каждый день и даже в состоянии сна. В следствии технико-тактической подготовки единоборств совершенствуется взаимосвязь между разумом и движением, которая в реальном боестолкновении будет срабатывать на уровне антиципации [1]. Обучение и развитие любого технического и тактического двигательного действия сопровождается формированием ассоциативных картин в представлении образа действия. Из взаимоотношения между интеллектом и движением, срабатывающем на уровне подсознания, вырабатывается большое количество приемов, которые соединяются в системы двигательных действий.
Глобальной религиозно-философской ролью в педагогической системе тренинга самураев также выступал ритуал, как составляющая часть, вырабатывающая специальное психофизиологическое состояние, качественно различающее от стандартного сознания. И конечно, своеобразную роль играл комплекс законов поведения в до-дзё (яп. - место постижения пути).
Выводы. Учитывая важность решения вопросов подготовки будущих офицеров полиции к эффективной деятельности в экстремальных, часто связанных с риском для жизни, условиях профессиональной деятельности, специфика развития навыков и качеств рукопашной подготовки с целью формирования уровня сверх навыка (антиципации) [1] готовности к деятельности в условиях пограничного состояния («на износ» и на «грани срыва») функциональных и психологических возможностей [7], требует специальных научных исследований.
Нельзя забывать и то, что современные внешнеполитические требования вынуждают сотрудников полиции России принимать участие и в общевойсковых операциях в составах «ограниченных военных контингентах по принуждению к миру». Отсюда возникает необходимость ужесточения целей и задач, а соответственно и методологий рукопашной подготовки. Ведь одно дело проводить силовое задержание пьяного хулигана, и совсем иное, к примеру «физически успокаивать» «зарвавшихся» карателей на «временно отошедших территориях».
Спецификой религиозно-философских основ Буси-до было то, что на него повлиял культ синто, учения конфуцианцев, а также дзэнские и даосские педагогические системы. При этом принципы воспитания самураев, разработанные на основах конфуцианского мировоззрения, отображали взаимосвязь с боевой и рабочей практикой и инициировали их моральное, интеллектуальное и физическое совершенствование, а также содействовали внедрению в японский социум принципов военный добродетели, сыновней уважительности, безусловной верности. Данный комплекс принципов в синтезе с даосскими и буддийскими нравственно-этическими и психофизиологическими концепциями (отрешённость сознания и спонтанность бытия), являлся базой всего учебно-воспитательного процесса, который регламентировал Буси-до.
Таким образом, посредством и на основании Буси-до воспитывались сильные, выносливые и бесстрашные воины, отличающиеся высоким уровнем стрессоустойчивости и терпения, способные до последнего вздоха сражаться на полях междоусобных феодальных войн.
Литература:
1. Арзютов, Г.Н. Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзю-до): автореф. дисс. док. пед. наук / Г.Н. Арзютов. - Киев, 2000. - 38 с.
2. Глухов, С.Т. Религиозно-философские основы учебно-воспитательного процесса боевых искусств Дальнего Востока / С.Т. Глухов, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - Вып. 58. - Ч.1. - С. 67-70.
3. Глухов, С.Т. Конфуцианство и даосизм - религиозно философские основы учебно-воспитательного процесса единоборств Дальнего Востока / С.Т. Глухов, С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 05.04.2018 г. - Ростов на Дону: РЮИ МВД России, 2018. - С. 180-185.
4. Глухов, С.Т. Философия дзен-буддизма - как нравственно-психологическая основа педагогического процесса дальневосточных единоборств / С.Т. Глухов, С.В. Усков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2018. - С. 165-170.
5. Долин, А.А. Кэмпо - традиция воинских искусств : научно-популярное издание / А.А. Долин, Г.В. Попов. - Москва : Наука, 1990. - 429 с.
6. Лукавенко, А.В. Биомеханика - как основная составляющая учебно-воспитательного процесса каратэ-до / А.В. Лукавенко, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования : научный журнал. -Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. - Вып. 56. - Ч.2. - С. 264-272.
7. Плиско, В.И. Использование мер физического воздействия с тактическим осмыслением ситуации в соответствии со степенью угрозы: монография / В.И. Плиско, Н.В. Носко. - Чернигов: ЧНПУ им. Т.Г. Шевченко, 2010. - 284 с.
8. Широкорад, А.Б. Япония. Незавершённое соперничество. Серия: «Друзья и враги России»: монография / А.Б. Широкорад. - Москва: Вече, 2008. - 448 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор,
заместитель директора Горбунова Наталья Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
социально-культурной деятельности и педагогики Калимуллина Ольга Анатольевна
Казанский государственный институт культуры (г. Казань)
ПОРТРЕТ ДОШКОЛЬНИКА: РЕТРОСПЕКТИВА, ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В эпоху цифровизации существенно изменился портрет современного дошкольника, детская картина мира. На протяжении столетия дети от неуверенных в себе превратились в «маленьких» взрослых с высоким уровнем самостоятельности. Важной составляющей субкультуры детства является детская картина мира, выражающаяся через продуктивную деятельность, игру и речь, демонстрирующая стремление понять законы бытия.
Ключевые слова: дошкольник, портрет дошкольника, детская картина мира.
Annotation. In the era of digitalization significantly changed the portrait of the modern preschooler, children's picture of the world. Over the century, children from insecure turned into "small" adults with a high level of independence. An important component of the subculture of childhood is the children's picture of the world, expressed through productive activities, play and speech, demonstrating the desire to understand the laws of life.
Keywords: preschooler, portrait of a preschooler, children's picture of the world.
Введение. В соответствии с постоянными изменениями, происходящими в постиндустриальном обществе в эпоху цифровизации, существенно меняется портрет современного дошкольника и его представления о мире. Ретроспектива портрета дошкольника обусловлена социально-экономическим развитием страны и политикой государства, в том числе и образовательной. Так, 20-е годы ХХ столетия ознаменовались тяжелым гражданско-экономическим состоянием, напряженной классовой борьбой, гражданской войной и иностранной интервенцией. В этих условиях были открыты детские дома для беспризорных, детские сады, площадки. Государство испытывало острый дефицит в педагогических кадрах. На протяжении одного десятилетия трижды существенно изменялись программные документы в сфере образования. Основные усилия были направлены на оптимизацию содержания и форм организации деятельности детей в детских садах.
Изложение основного материала статьи. В начале и середине XX столетия дошкольники были трудолюбивы, любознательны, уважительно относились к старшим, почитали родителей. Дети военных и послевоенных лет были беспризорными, легкоранимыми. Были лишены любви, ласки и заботы, личного внимания и эмоционального стимулирования, которое так необходимо для психического и физического развития ребёнка. Они испытывали материальные трудности, лишения, круг их общения был сужен, что негативно сказывалось на их психике. Им было сложнее налаживать контакты со сверстниками и с миром взрослых, темп их развития замедлен, имелись существенные отклонения от нормы, на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше у них встречались невротические симптомы.
Совершенно другими были дошкольники конца прошлого столетия. Символическими атрибутами дества выступили «детская непосредственность», игры и игрушки, наивность, буквализм мышления, незнание правил.
Акселерация, о которой так часто говорили в середине и конце прошлого века сменилась ретардацией, снижением среднего веса и роста детей по сравнению с их сверстниками из предыдущих поколений.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева справедливо отмечают, что ценностные ориентации старших дошкольников XXI века связаны с миром взрослых. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе [4].
Как же изменился портрет современного дошкольника? Ему характерно:
- более быстрое взросление, что проявляется в изменившихся, «повзрослевших» высказываниях, речи, использовании «взрослых» фраз;