УДК 796.853
БРЮС ЛИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ СИСТЕМ ВОСТОКА
© Александр Михайлович КОЗЛОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, e-mail: [email protected]
Исследовано влияние деятельности китайского киноактера, режиссера и каскадера Брюса Ли на развитие и распространение по планете китайских боевых искусств - у-шу и цюань-шу (кулачное искусство), его воздействие на дальнейшее развитие восточных боевых искусств в сторону синтеза и интеграции коммерческо-спортивных вариантов: фулл-контакт каратэ, кикбоксинга, «боев без правил» и других форм шоу-бизнеса. Доказано, что Брюс Ли явился своеобразной связующей нитью нравственно-этической сути Востока с его мистической духовностью и технократическим Западом, с присущим ему критическим рационализмом и прагматизмом. От Китая он стремился унаследовать изящество и виртуозную технику, от Америки взять тягу к практическому эффекту и здравому смыслу. Показано, что Брюс Ли определил направление дальнейшего развития воинских искусств в сторону синтеза и интеграции их спортивных вариантов ол-стайл каратэ, фулл-контакт каратэ, кикбоксинга, «боев без правил» и распространению других многочисленных форм шоу-бизнеса на базе боевых систем.
Ключевые слова: Брюс Ли; кун-фу; школы и стили боевых искусств; киноидол.
Выполняя ретроспективный обзор развития и распространения по планете восточных боевых искусств, следует отметить бесспорный факт: звездой первой величины, внесшей значительный вклад в развитие, реформирование и направление воинских искусств в сторону синтеза и интеграции их спортивных вариантов, явился легендарный мастер, великолепный спортсмен, талантливый киноактер и каскадер, режиссер-постановщик и сценарист Брюс Ли. Брюс Ли (1940-1973), при рождении получивший еще два имени: Ли Чжэньфань (таково его настоящее имя) и Ли Сяо Лун (Маленький Дракон) - родился 27 ноября 1940 г. в Сан-Франциско во время гастрольной поездки его родителей-актеров с труппой артистов китайской оперы по США. Через три месяца они вернулись в Гонконг, где и прошло его детство. В те годы, после образования КНР, на Тайвань с материкового Китая устремился поток эмигрантов, среди которых было немало прекрасных мастеров воинских искусств из закрытых народным правительством даосских и буддийских монастырей, а также из числа офицеров разбитой гоминдановской армии. Таким образом, Ли Чженьфань имел великолепную возможность обучаться в любой из более чем двух сотен школ Гонконга, в которых опытные наставники за символическую плату посвящали всех желающих глубоко засекреченному и тщательно скрываемому ранее древнему
искусству цюань-шу (искусству кулачного боя), ставшему теперь достоянием широких масс. Первым учителем Брюса Ли был его отец, он практиковал гимнастику тайцзицюань. Потом было решено отдать мальчика в обучение патриарху южнокитайского стиля Юн Чунь или Вин Чун (Поющая весна, Вечная весна, Надежда на будущее, Легкий ветерок и т. д.) Ип Мэну (И Мэнь). История возникновения этого стиля связана с именем одной из буддийских монахинь Нг Муи (по другим данным ее имя У Мэй). История разгрома и сожжения монастыря Шаолинь в 1723 г. маньчжурами имеет несколько версий. Согласно одной, более других опирающейся на факты, среди пятерых монахов-воителей, сумевших выбраться из горящей обители, была и женщина-монахиня, также прекрасно владеющая приемами боевых искусств. Укрывшись от преследования в храме Белого журавля (Байхэ-сы), она все свое время посвятила служению заветам будды. На склоне лет монахиня передала свои знания и опыт девушке по имени Янь Юн-чунь (Вань Вин-чун), которая, изучив и переработав классическую шаолиньскую систему рукопашного боя, создала оригинальную и очень эффективную технику, более отвечающую собственным возможностям. После безвременной кончины Янь Юнчунь ее муж продолжал практиковать и совершенствовать искусство кулачного боя, назвав этот стиль в
память любимой жены Юн Чунь-цюань. Далее техника школы оттачивалась поколениями южнокитайских мастеров, последним из которых, как сказано выше, был шифу Ип Мэн и его прославленный ученик, очень много сделавший для развития и распространения Юн Чунь в обоих полушариях Земли и создавший в его продолжение собственный стиль Джит Кун-до [1].
Ип Мэн учил своих воспитанников не только филигранной технике боя, но и философско-психологическим особенностям, тесно связанным с традициями боевых искусств Поднебесной так, что впоследствии Брюс Ли явился своеобразной связующей нитью между нравственно-этической сутью Востока с его мистической духовностью и технократическим Западом с присущим ему критическим рационализмом и прагматизмом. От Китая он стремился унаследовать изящество и виртуозную технику, от Америки взять тягу к практическому эффекту и здравому смыслу.
Отличительной особенностью школы Юн Чунь значится, прежде всего, изощренная техника жесткого, ближнего, вплотную боя, в котором ведущую роль играют руки. Сложнейшие траектории движений обеих рук позволяют действовать одинаково эффективно, результативно и экономно в нападении и защите. В то же время в стиле изобилуют короткие резкие удары по прямой. «Секретом» техники Юн Чунь является способ «приклеивания» к рукам противника, позволяющий определить намерения оппонента прикосновением к его руке и таким образом за счет молниеносной реакции и отклонения удара открытой ладонью или предплечьем избегать атаки и опережать его собственную активность (подобные упражнения есть и для ног). Стойки в основном средние и высокие, ноги слегка согнуты, колени вовнутрь, что обеспечивает устойчивость и высокую подвижность. Работа ногами значительно отличается от других стилей. Удары короткие, прямые, резкие, много специфических подсечек и подбивов. Плотность боя значительно превышает другие стили. Техника Юн Чунь считается очень тонкой и сложной, на ее изучение затрачиваются долгие годы [2].
Когда Брюсу исполнилось 18 лет, он вернулся в США и поступил на философский
факультет университета имени Д. Вашингтона в Сиэтле, штат Калифорния. Брюс Ли вел платную школу восточных боевых искусств -кун-фу. В Америке да и Европе все виды китайских воинских искусств нередко ошибочно объединяются термином «кун-фу», который проник и утвердился на Западе в начале ХХ в., а в послевоенный период стал общеупотребительным. Слово это происходит от китайского «гун-фу», что означает «усердная работа», «упорная тренировка» в любом виде физической или духовной культуры. Слово «кун-фу» стало не совсем правильным обозначением «китайского бокса», несущим в себе целый комплекс заведомо неточных представлений с сильным налетом восточной экзотики. Его клиентами были преимущественно актеры Голливуда, желавшие заниматься экзотическими видами спорта для поддержания хорошей физической формы. Так, Брюс Ли снялся в нескольких эпизодических сценах кино и небольших телешоу. Его заметили, его признали, ему открылась дорога в кино и поступило сразу несколько выгодных предложений сниматься в главных ролях кинобоевиков. Но настоящий триумфальный взлет пришелся после выхода в прокат фильма «Большой босс». Фильм обошел экраны всего мира, имел шумный, многомиллионный кассовый успех. Когда он демонстрировался в Гонконге (где вырос Брюс Ли), большую часть картины возбужденная публика смотрела стоя, крича и топая ногами от восторга. Потом были фильмы: «Кулаки гнева», «Китайская родня», «Страх победителей», «Войти в Дракона», «Маленький Дракон», «Путь Дракона», «Печать Дракона», «Остров Дракона», «Конец Дракона», «Китайский лучник», «Кровавое бегство», «Бамбуковая дорога», «Мститель» и много, много других. Фильмы с участием Брюса Ли сделали восточные искусства борьбы необычайно популярными, породили моду на них и привели миллионы молодых людей в самые разнообразные школы, секции и клубы.
Брюс Ли выделялся прекрасной актерской работой и высоким профессионализмом. Талантливый неординарный человек, блестящий мастер боевых искусств, неортодоксальный боец и популяризатор китайской философии, он стал киноидолом, символом американской киномашины боевиков. Его фильмы, как правило, выгодно отличались от
всех остальных картин хитро закрученным сюжетом, умелым сочетанием драк, погонь, ужасов и патетики борьбы со злом, они стали классикой, что позволило Брюсу явиться с кино и телеэкранов настоящим миссионером боевых искусств Востока в обоих полушариях.
Несмотря на полное признание и оглушительную славу, Брюс Ли продолжал упорно работать и совершенствоваться. Он внимательно изучал всю доступную литературу по у-шу (восточные боевые искусства), исследовал различные стили каратэ-до, французскую борьбу сават, тайский бокс, английский бокс и т. д., выбирая из них самое ценное, эффективное, что улучшало мастерство. Кумиром Америки в тот период был Мохаммед Али (Кассиус Клей) - величайший боксер всех времен. Брюс Ли существенно обогатил свой арсенал боксерской техникой ударов, нырков, передвижений. Он был очень проникновенен в своем бесконечном поиске, Брюс Ли был тем мастером, кто видел в боевом искусстве не только набор приемов и техник, а философию жизни, способ совершенствования духа, ума и тела. Систематизируя свои идеи, в 1967 г. Брюс Ли заявил, что им создан принципиально новый стиль - Джит Кун-до - «Путь опережающего кулака» (Цайцюань-дао - в общепринятом китайском произношении), «стиль без стиля» - как определял его сам Брюс. «Тактика бойца, как и его ум, должны быть гибкой и соответствовать мгновенно меняющейся ситуации», - не раз повторял он. Характер любого стиля и метода единоборств определяют идеи и принципы, техника и тактика, лежащие в его основе. Дзэн-буддизм - так обозначил Брюс Ли корни своего подхода к боевым искусствам. Джит Кун-до - это Путь неортодоксального бойца, как Дзэн - Путь неортодоксального монаха. Путь, ведущий к сердцу Будды. Боевые искусства рассматривались им, прежде всего, как средство и цель самосовершенствования, поскольку основная идея Чань - войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, и с помощью психологического самонастроя продуцировать в себе повышенный режим психической и физической деятельности, по многим параметрам качественно отличающихся как от собственного состояния на исходном уровне, так и от среднестатистических норм, которым подчиняется большинство индивидов,
не занимающихся специальной психофизической тренировкой [3].
Давно замечено, что нервная система, особенно в экстремальных ситуациях, оказывает большое влияние на деятельность всех систем организма: эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной и соматической. Тренированная, отрегулированная управляемая нервная система может в условиях стресса мгновенно мобилизовать все внутренние ресурсы организма для конкретного действия или комплекса двигательных действий, вызвав резкое повышение энергетической мощности и ее продуктивности. Таким образом, чань-буддизм связан с реальностью человеческого бытия, практическими методами саморегуляции и тренинга психических и вегетативных систем, дающих адепту возможность сознательно управлять своим нервно-психическим состоянием и повышением способности к совершенствованию произвольных и непроизвольных функций организма, являющихся эффективным средством мобилизации духовных и физических сил, для решения конкретных задач боевых единоборств. Искусство мобилизации воли и психофизических процессов, разработанное чаньскими патриархами, стало незаменимым подспорьем для Брюса Ли. И в этом он стремился вернуться к истокам боевых искусств, к их первичной простоте и возможности максимального раскрытия всех потенциальных ресурсов человека [4].
Брюс Ли сомневался в правильности разграничения различных видов и стилей борьбы, совершенно справедливо полагая, что многие, если не все, сколько-нибудь значительные, совершенные системы самообороны схожи между собой и дополняют друг друга. Эксперты и специалисты восточных единоборств единодушно сходятся во мнении, что именно Брюс Ли собственным примером, обратив на это внимание всего мира, по сути определил направление дальнейшего развития воинских искусств в сторону синтеза и интеграции их спортивных вариантов ол-стайл каратэ, фулл-контакт каратэ, кикбоксинга, «боев без правил» и распространению других многочисленных форм шоу-бизнеса на базе боевых систем. Бизнесмены и дельцы от спорта спешно «развили» его идеи, «запустив в оборот» в угоду коммерческому успеху и кровожадным инстинктам
профессиональное каратэ полного контакта -гладиаторские бои ХХ-ХХ1 вв. с минимальными ограничениями, нередко приводящие к тяжелым последствиям.
Процесс создания новых систем боя на основе старых не прекращался никогда, т. к. возникающие социальные заказы всегда требовали удовлетворения. Современная ситуация, связанная с выходом дальневосточных боевых искусств на мировую арену, с их тесным взаимодействием, все более обостряющейся конкуренцией, смешением, продолжает реформы, направленные на универсализацию стилей. И не случайно на международных соревнованиях постепенно выработался продолжающий нарастать некий универсальный, усредненный стиль, в котором лишь специалисты с трудом в состоянии распознать отдельные рудименты классических школ [5].
Брюс Ли рано ушел из жизни, в июле 1973 г., при странных, до конца не выясненных обстоятельствах. В память о легендарном мастере, талантливом актере и преуспевающем бизнесмене на Западе создано множество мемориальных клубов, написано немало книг и отснято фильмов. Широко пропагандируется изобретенный им стиль джит кун-до, хотя большинство специалистов характеризуют его как достаточно тривиальный симбиоз. Но истинным памятником кумиру молодежи 1960-1970-х гг. являются сотни отснятых в Голливуде и Гонконге кинобоевиков, продолжающих привлекать все новых и новых поклонников его таланта.
Линию классика жанра, давшего толчок рекламной пружине «фильмов действия», подхватили воротилы кинорынка кассовыми аппаратами распознавшие, что на экране не-
истовая сила героя-одиночки «одного за интересы многих» является более привлекательным товаром, чем любовные приключения или интеллектуальные интриги. Поэтому кинобоевики, густо сдобренные восточной мистикой и экзотикой, каратэистские триллеры не сходят с экранов. Соратники, ученики и последователи Брюса Ли, среди которых наиболее талантливы, известны и популярны: Дэн Иносанто, Чак Норрис, Мифунэ Тосиро, Арнольд Шварценнеггер, Сильвестр Сталлоне, Стивен Сигал, Джекки Чан, Дольф Лунгрен, Жан-Клод Ван Дам, Само Хунг (Хун Цзиньбо) и другие - создали массу кинолент самого разного художественного достоинства, к которым можно относиться по-разному, но непреложным остается одно. Многие из них отражают дух нашего времени - информационного бума, тенденцию этнокультурного сближения Востока и Запада в мире сократившихся расстояний между странами и народами, которые больше хотят знать друг о друге.
1. Ли Б. Путь опережающего кулака / пер. с англ. и сост. В.В. Касьянова. Мн., 2000.
2. Маслов А. Жизнь и смерть «Маленького Дракона» // СЖР. 1989. № 5. С. 38-40.
3. Куликов А. И пришел Дракон // СЖР. 1991. № 1. С. 40-43.
4. Абаев Н.В. Чань-Буддизм и ушу // Народы Азии и Африки. 1981. № 3. С. 63-74.
5. Чеун В. Вин Чун кунг-фу, развитие внутренней энергии ЦИ / пер. с англ. О.М. Баженовой. Кишинев, 1995.
Поступила в редакцию 16.08.2013 г.
UDC 796.853
BRUCE LEE AND HIS INFLUENCE ON MODERN DIRECTION OF EASTERN MARTIAL SYSTEMS DEVELOPMENT
Aleksander Mikhailovich KOZLOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Physical Education Department, e-mail: [email protected]
The influence of activity of Chinese actor, director and stuntman Bruce Lee on world development and introducing of Chinese martial arts - wushu and quan shu (fist art), his influence on further development of Eastern martial arts in direction of synthesis and integration of commerce and sport variants: full-contact karate, kick-boxing, “Mixed Martial Arts” and other forms of show business is researched. It is disclosed that Bruce Lee was a link for moral-ethic essence of the East with its mystical spirituality and technocratic West with its critical rationalism and pragmatism. He tried to take grace and unique technique from the East and pragmatic effect and common sense from the West. It is shown that Bruce Lee determined the direction of further development of martial arts in synthesis and integration side of their sportive variants all-style karate, kick-boxing, “Mixed Martial Arts” and other multiple forms of show business on the base of martial systems.
Key words: Bruce Lee; kung-fu; schools and styles of martial arts; movie idol.