УДК 94(4)+94(5)
ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОРЕЙСКИХ БОЕВЫХ СИСТЕМ
© Александр Михайлович КОЗЛОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, e-mail: [email protected]
Рассмотрена история становления боевых искусств на Корейском полуострове с древнейших времен до конца XX в. Выявлено, что первоначальные сведения о формировании рудиментарных приемов борьбы и кулачного боя в Корее восходят к эпохе королевства Чосон (II в. до н. э.) и его завоевания Китаем. Показан значительный вклад в развитие национальных боевых систем института хваранов, первыми дополнивших корейские школы боевых искусств атаками по сложным дугообразным траекториям и эффективной техникой ударов ногами в прыжках. Также исследована деятельность генерала Чхве Хонь Хи по селекции, систематизации и приведению к современным стандартам национального корейского боевого искусства самообороны - тэквон-до. В заключение представлено развитие и соперничество двух ветвей тэквон-до под эгидой Всемирной и Международной федераций, которое способствовало вхождению этого вида спорта в программу олимпийских игр.
Ключевые слова: национальные боевые системы; школы-кваны боевых искусств; у-шу; цюань-шу; тэквон-до; Международный олимпийский комитет.
История Кореи самым тесным образом связана с историей Китайской империи и обусловлена не только близким соседством (общая граница по реке Тэдонган), но и постоянными множественными контактами и общностью всего, что определяется понятиями «взаимодействие», «культура» и «цивилизация».
Так, в 107 г. до н. э. войска китайского императора У-ди (140-86 гг. до н. э.) с завоеванием античного государства Чосон принесли с собой и познакомили корейское население с борьбой «шоу-бо». В Корее этот вид единоборства под названием «субак» (субак-ги), смешиваясь с рудиментарными приемами борьбы, сохранил в своем арсенале многочисленные технические действия, свойственные шоу-бо, и имел в написании те же иероглифы, что и прототип. С этого же периода на полуостров начали проникать и другие виды боевых техник Поднебесной. Поэтому борьба и кулачный бой Кореи впитали в себя многие достижения китайских мастеров у-шу (боевые искусства) и цюань-шу (кулачные искусства), наложившиеся на национальные традиции «Страны утренней свежести».
Большинство исследователей истории Кореи относят процесс возникновения боевых систем на корейском полуострове к Эре Трех Королевств: Когуре, Пекче и Силла. В силу того, что три государства много враждовали между собой и им необходимо было
защищаться от других внешних врагов, в каждом из них существовали свои исторически сложившиеся рудиментарные системы воинского тренинга и рукопашного боя. Об этом свидетельствуют оружие и настенная живопись в гробницах курганах-могильниках близ городов Чольбон, Хвандо, Цзиань и других, изобилующие сценами охоты, борьбы, кулачного боя, фрагментами битв и тренировки воинов [1, с. 6-10].
Однако все историки корейских боевых искусств единодушно выделяют ведущую роль в создании традиционных национальных боевых систем борьбы и боя мастеров государства Силла - хваранов (цветы-юноши). Принято считать, что именно хвараны первыми дополнили национальные школы боевых искусств атаками по сложным дугообразным траекториям и эффективной техникой ударов ногами в прыжках.
«Золотой век» расцвета боевых искусств Кореи приходится на период Х-Х1 вв. древнего государства Коре. Вместе с буддизмом из Поднебесной пришли традиции внешних «жестких» (вай-цзя - кит., вей-кья квонпоп сорим - кор.) стилей у-шу Шаолинь-сы (монастырь Шаолинь), которые наиболее ярко воплотились в стилях: тансу (Танская рука), оренквон (Кулак пяти видов), пигаксуль (Искусство рубящих ударов стопой). В этот же период в обстоятельствах необходимости массовой ускоренной подготовки больших воинских контингентов сложился упрощен-
ный комплекс базовых приемов кулачного боя «теген» по типу «удар-блок» - нападение-защита как основа освоения всех других видов воинских профессий, производный от классического шаолиньского цюань-шу, бывшего практически прямым аналогом упражнений Бодхидхармы - миссионера дзэн-буддизма в Китае и основателя боевых искусств Востока [2, с. 5-7].
Столетнее монгольское владычество в Корее (1259-1356 гг.) принесло с собой характерную для степных кочевников разновидность борьбы на поясах алтайско-мон-голо-тибетского происхождения - «ссиль-нем» («ссирим» - кор.). Она напоминает японское сумо, китайское цзюэди, запрещает все виды ударов, разрешая только броски с использованием рук, ног, корпуса. В северных провинциях Коре развилась привнесенная монголами своеобразная боевая техника «пакчхиги», где удары наносились кулаками, локтями, плечами и головой. Важным оружием являлась длинная коса (обязательная прическа монголов-завоевателей и покоренных ими народов), в которую вплетался острый элемент хлещущего оружия.
В ХИ-Х1У вв. в Коре формировалось и другое - «мягкое», внутреннее нэй-кья - направление квонпопа - «сонге», берущее истоки в даосской йоге, буддийских тантрах, древней мистической традиции корейского шаманизма, наиболее зримо реализованное в различных ипостасях в стилях «ю-суль» (Мягкое искусство), «чхарек» (Заимствованная сила), «тхэккен».
По окончании Имджинской войны (1592-1598 гг.), анализируя опыт военных действий, передовые представители корейской культуры, стремившиеся развивать исконно отечественные разновидности и стили квонпопа, в 1599 г. составили трактат «Муе чебо», куда заносились максимально эффективные техники и приемы боя, включающие комплексы защит и нападения с посохом -основным оружием буддийских монахов-воителей Чосон, мечом и щитом, трезубцем и мечом с длинным лезвием, длинным копьем.
Примерно этим же временным периодом (конец XVI в.) датируется появление двух новых даосских стилей, явившихся результатом творческого поиска, медицинских познаний и личного совершенствования в боевых искусствах. «Пульмудо» напоминает «мягкие» китайские стили и строит свою тактику от обороны, а также характеризуется разнооб-
разным арсеналом бросковой и ударной техники, причем последней отводится ведущая роль. «Хельдо» основано на технике бросков и проведении болевых приемов с воздействием на биологически активные точки.
После опустошительных маньчжурских нашествий (1627-1637 гг.) наиболее дальновидные представители корейской культуры продолжали претворять в жизнь идею возрождения и сохранения национальных боевых традиций и их рудиментарных форм. В конце XVII столетия увидел свет второй трактат «Муе синбо», включавший кулачный бой, приемы боя корейском мечом, копьем, цепом и различными видами лезвий на длинной рукояти. В 1789-1790 гг. был составлен компендиум «Муе тобо тхонджи», который наиболее полно отразил все известные сведения о корейских национальных боевых системах и вобрал в себя все лучшие техники из двух предшествующих трактатов плюс комплексы для всадников с мечом, копьем, корейским цепом и большим мечом. Кулачная техника, включенная в этот фолиант, занимающая одну из самых больших глав, по мнению ряда аналитиков, корнями очень тесно взаимосвязана с китайскими внутренними (нэй-цзя) стилями цюань-шу, но имеет большую простоту, рационализм и отсутствие дополнительных вычурных элементов [3, с. 22].
Период японской оккупации Кореи (1910-1945 гг.) знаменуется политикой завоевателей, направленной на полную япони-зацию страны, уничтожение корейской культуры, попранием национальных ценностей, замену корейского менталитета японским и преданием забвению корейских национальных боевых искусств. К тому же, т. к. японское «дзю-дзюцу» (мягкое искусство) и корейское «ю-суль» (мягкое искусство), «каратэ-до» (путь китайской руки - по-японски, в раннем варианте прочтения) и «тансу-до» (путь танской руки - по-корейски, танской в значении Великий Китай эпохи Тан) обозначались в этих странах одними и теми же иероглифами, в итоге произошло определенное смешение, подмена понятий и заимствование технических действий и приемов. Все это до настоящего времени является темой серьезной полемики специалистов за приоритеты (особенно в видах спорта, ставших олимпийскими дисциплинами: тэквон-до и тансу-до, дзю-до и ю-суль.
Многих корейцев, получивших в период 1910-1945 гг. образование в Стране восхо-
дящего солнца, привело к занятиям боевыми искусствами влияние японской традиции следовать своду законов чести Буси-до (Путь воина), где боевые искусства имеют максимально высокий рейтинг. Некоторые из них, вначале обучавшиеся какому-то национальному стилю, а затем продолжившие совершенствоваться в одной из японских школ, в дальнейшем стали основоположниками новой волны корейских боевых систем или привнесли свои традиции и техники в японские стили. Так случилось с Чхе Еньи, более известным всему миру под своим японским псевдонимом Масутацу Ояма (Умножающий свои достижения, подобно высокой горе) -создателем жесткого контактного стиля «Кё-кусинкай Будо каратэ» (Союз искателей абсолютной истины на пути боевых искусств). Так возник «хапки-до» (Путь сосредоточения жизненной энергии), созданный Чхве (Чой) Ёнсолем - корейским учеником великого японского мастера Айки-дзюцу школы Дайто-рю (шк. Великого предела) Такэдо-Сокаку - Минамото-Масаси.
Дополняя вышесказанное, уместно заметить, что вторая половина XX столетия явилась чрезвычайно благодатной почвой, на которой в изобилии множились и процветали боевые искусства новой волны. Вследствие чего полностью осветить все новоделы в рамках данной работы практически невозможно. Однако отметим, что Хапквондо, Ки-тохве, Чхэквондо, Сонмудо, Ханмудо, Квон-до, Кимудо, Чи До Кван, Му До Кван, Сон Му Кван, Чун До Кван, Чан Му Кван, Юн Му кван, Джи До Кван, Ох До Кван, Кан Ду Кван, Субак, Субак-до, Тэгён, Тэсудо, Тан-судо Квонбоп, Тэквонбоп и многие другие продолжали в той или иной мере разрабатывать базу каратэ-до и хапки-до, компелируя ее со своими идеями особенностей техники и заимствованиями из других корейских, китайских, японских и иных боевых систем дальневосточно-азиатско-тихоокеанского региона [4, с. 8-9].
С целью возрождения духа нации и древних боевых традиций правительство Южной Кореи санкционировало деятельность целого ряда мастеров, которую возглавил генерал Чхве Хонь Хи (Цой Хонг Хи в западной транскрипции, который в юности занимался национальными боевыми искусствами - муе, а продолжая образование в Японии, упорно тренировался у грандмастера Г. Фунакоси и был удостоен черного пояса
2-й дан стиля Сетокан) по кодификации, систематизации и приведению в современный вид единого национального исконно корейского боевого искусства. 11 апреля 1955 г. Цой Хонг Хи представил специально созданной комиссии, членами которой являлись руководители школ-кванов, грандмастеры, инструкторы, историки и видные государственные деятели, реформированное, упорядоченное и унифицированное им «корейское национальное боевое искусство самообороны» - тэквон-до. Так, в итоге селекции и тщательного отбора лучших национальных рудиментарных техник с привлечением всего передового из японских, китайских и иных боевых систем, проработанных с научных позиций, Цой Хонг Хи создал, развил, обосновал и утвердил фундаментальную базу квинтэссенции всеобъемлющего арсенала корейского боевого искусства - тэквон-до.
Благодаря работе на дипломатических должностях Чхве Хонь Хи имел прекрасную возможность для международной рекламы созданного им детища. В результате неустанно осуществляемой пропаганды, гастрольных поездок, показательных выступлений (в т. ч. в здании ООН в Нью-Йорке в 1963 г.), всевозможных турне лучших обладателей черных поясов, создания национальных федераций и ассоциаций, проведения семинаров, конференций и аттестаций, соревнований, чемпионатов и первенств тэк-вон-до разлеталось по планете, как огонь на ветру. Цой Хонг Хи, возглавлявший в то время «Корейский союз тэквон-до», организовал конференцию руководителей ассоциаций тэквон-до Вьетнама, Малайзии, Сингапура, ФРГ, США, Турции, Египта и Кореи, на которой 22 марта 1966 г. была образована Международная федерация тэквон-до (ИТФ) со штаб-квартирой в Сеуле, и стал ее президентом [5].
В 1972 г. вследствие политических разногласий с правительством Южной Кореи Цой Хонг Хи был вынужден эмигрировать в Канаду, перенеся в Торонто штаб-квартиру ИТФ. 30 ноября 1972 г. в Сеуле был открыт «Куккивон» - Всемирный центр тэквон-до. Там 25 мая 1973 г. прошел первый чемпионат мира, а по окончании соревнований была образована Всемирная федерация тэквон-до (ВТФ). Последующие годы деятельности обеих международных федераций отмечены острым соперничеством, все более углубляющимся размежеванием в терминологии,
аттестационных комплексах, правилах соревнований и стремлении во всем превзойти друг друга. Тэквон-до ИТФ пользуется в КНДР колоссальной популярностью, примерно такой же, как ВТФ в Южной Корее. Сильны позиции ИТФ в Европе и России.
Постоянно соперничая и конкурируя, обе ветви тэквон-до способствовали прогрессу и превращению национального корейского боевого искусства в современный вид спорта. ВТФ, опираясь на мощную поддержку государства, с первых дней взяло курс на превращение тэквон-до в олимпийский вид спорта. Олимпийская хартия - главный документ, регламентирующий основные требования к виду спорта, претендующему на включение в программу олимпиад. Вся деятельность ВТФ была направлена на то, чтобы тэквон-до соответствовало этим высоким критериям, подобающим образом изменена структура самой ВТФ и ее устав, пересмотрены и четко регламентированы правила соревнований, утверждена спортформа и защитная экипировка спортсменов, создана электронная система судейства и т. д. [5].
17 июня 1980 г. на 83 сессии Международного олимпийского комитета в Москве тэквон-до ВТФ признается предолимпийским видом спорта.
В январе 1992 г. была образована Федерация тэквон-до России, представляющая этот вид спорта в олимпийском комитете страны и международных организациях.
4 сентября 1994 г. 103 сессия МОК официально признает тэквон-до ВТФ олимпийской дисциплиной и включает его в про-
грамму Олимпийских игр 2000 г. в Сиднее (Австралия). С 27-30 сентября 2000 г. проходит первый олимпийский турнир тэквон-до. Более 100 спортсменов встретились в споре за золотые, серебряные и бронзовые медали в 4-х весовых категориях у мужчин и женщин. Успешными в этой дисциплине были выступления россиян. Наталья Иванова завоевала серебро.
1. Гил К., Ким Чур Хван. Искусство таэквон-до. Три ступени. Ступень 1. К голубому поясу / пер. с нем., предисл. И.С. Соколова. М., 1991.
2. Каримов С.К. Корейские боевые искусства. М., 2003.
3. Пайк Й.Х., Сибурн Т. Таэквон-до: Техника и тактика / пер. с англ. В.Ю. Цветкова. М., 2004.
4. Шубский А. Таэквон-до ВТФ. Пумзэ. М., 2002.
5. Чой Сунг Мо, Ярышев С.Н. Путь тхэквон-до: от белого пояса - к черному. Ростов н/Д, 2003.
1. Gil K., Kim Chur Khvan. Iskusstvo taekvon-do. Tri stupeni. Stupen' 1. K golubomu poyasu / per. s nem., predisl. I.S. Sokolova. M., 1991.
2. Karimov S.K. Koreyskie boevye iskusstva. M., 2003.
3. Payk Y.Kh., Siburn T. Taekvon-do: Tekhnika i taktika / per. s angl. V.Yu. Tsvetkova. M., 2004.
4. Shubskiy A. Taekvon-do VTF. Pumze. M., 2002.
5. Choy Sung Mo, Yaryshev S.N. Put' tkhekvon-do: ot belogo poyasa - k chernomu. Rostov n/D, 2003.
Поступила в редакцию 16.09.2013 г.
UDC 94(4)+94(5)
GENESIS AND DEVELOPMENT OF NATIONAL KOREAN MARTIAL SYSTEMS
Aleksander Mikhailovich KOZLOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Physical Education Department, e-mail: [email protected]
The history of the formation of martial arts on the Korean peninsula since ancient times to the end of 20th century is considered. It is disclosed that the initial information about the formation of rudimentary methods of struggle and a fist fight in Korea back to the era of the Joseon Dynasty (II c. BC.) and its conquest of China. A significant contribution to the national institute hvaran combat systems is shown, complementing the first Korean martial arts school attacks on complex arcuate path and effective technique in jumping kicks. Also the activity of General Choi Hon Hee on selection, ordering and bringing them to the modern standards of the national Korean martial art of self-defense, taekwondo, is investigated. In conclusion the development and rivalry between the two branches of taekwondo under the auspices of the World and the International Federations, which facilitated entry of the sport in the Olympics, is presented.
Key words: national combat systems; Kwan martial arts schools; wushu; Chuan Shu, taekwondo; International Olympic Committee.