УДК 796.082 И. С. Кудюшев (Тула) Тел.: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo.tspu.tula.ru
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
В данной статье рассматривается история боевых искусств Востока,
их история и развитие, религиозно -философская традиция, повлиявшая на становление боевых систем. Так же рассматривается трансформация боевых искусств
в спорт с начала XX века.
Ключевые слова: боевые искусства, кунг-фу, ушу, каратэ, федерация, воинская добродетель.
Мастер-класс, посвященный боевым искусствам, прошедший в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, вызвал у участников живейший интерес. В ходе его проведения были использованы слайды и клипы, посвященные особенностям боевых систем Востока. Особое внимание уделялось истории и культуре воинских искусств, а так же состоянию боевых искусств на сегодняшний день.
Боевые искусства Востока - это культурная традиция, неразрывно связанная с историей своей страны. На развитие и формирование восточных боевых систем, в отличие от западных, повлияли и религиозные традиции тех стран, где они развивались.
Так, Индийская боевая система калари-паятту имеет в себе, в том числе, и принципы индуизма, сикхская гатка - сикхизма, китайские боевые искусства так же основаны на религиозно-философской традиции: Шаолиньские системы - чань/дзен буддизма (так же как и корейские, и японские, где так же присутствует примесь местных культов), Уданские системы - даосизма.
Специфика боевых искусств всегда носит на себе отпечаток социокультурных условий. Так, исследователь восточных единоборств Ж. Пино пишет: «Зачатки ушу возникли раньше китайской государственности, но до IV-III в. до н.э. не было систем (школ) ушу, была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло... К концу III века до н.э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под общим названием «уи» [1, 3].
В дальнейшем, в связи с постоянными войнами эти искусства систематизировались, появлялись самостоятельные стили и направления. Они достигли такого подъема, что в Китае были настоящие войны между кланами, проповедующие различные стили боевых искусств за сферы влияния.
Однако сдерживающим фактором обученных и опытных бойцов, как в Китае, так и в Японии, Корее и других странах Востока были воинские кодексы чести, где одним из главных постулатов боевых искусств является «добродетель». Эти постулаты фиксировались в тексте или переданный «от учителя ученику» в устной форме в виде определенных принципов или норм. В Китае таким кодексом является «У-дэ» - воинская добродетель, в Японии - «Бусидо».
Что касается У-дэ, то «в большинстве своем правила у-дэ существовали в виде неписанного кодекса и формировались вокруг представления об универсальном ритуале поведения человека в обществе»[2, стр.7]. И лишь к XVIII веку начинается систематизация и фиксация этих правил и принципов в устойчивые кодексы. То же можно сказать и про Японию, где существовало множество кодексов: «Будосенсинсю» Юдзана Дайдодзи, «Хагакуре» Ямамото Цунэмото, «Букэ сё хатто» Токугавы Иэясу.
Все эти правила и нормы влияли на воспитание воинов, делая их идеалом в глазах окружающих, вызывавших уважение. Мастер Вонг Кью-Кит считает, что восточный воин, «это свободный, удовлетворенный жизнью человек, мастер боевых искусств, всегда внимательный к старикам и детям и способный влюбиться в обыкновенную земную женщину. Он понимает толк в литературе и хорошем вине, ценит комфорт, хотя и остается зачастую «на мели» из-за неисправимой привычки помогать бедным и нуждающимся, и всегда готов прийти на помощь всем обиженным и угнетенным »[3, 88-89].
«Многие школы боевых искусств, особенно деревенские, были одновременно и ячейками воспитания молодых людей, где они обучались грамоте и ритуалам. А потому в самом широком смысле правила у-дэ, которые прививались ученикам, являлись нормами ритуального и «правильного поведения» в китайском обществе»[2, 7].
Боевые искусства имели развитие и распространение до того момента, пока не стало использоваться огнестрельное оружие. С этого момента начинается резкий упадок боевых систем в их изначальном смысле, хотя, например, в Китае они практиковались в тайных обществах. Несмотря на это, популярность боевых искусств, как в Китае, так и Японии резко пошла на убыль.
Для исправления ситуации начинают создавать общества по изучению и распространению боевых искусств среди простых людей -спортивные федерации. И если раньше, чтобы стать учеником школы
требовалось очень много времени, упорства и труда, прохождение церемонии «посвящения ученика», то теперь можно было просто прийти и записаться в «школу».
В Китае первыми федерациями стали Цзинь У, созданная в 1909 году легендарным мастером Хо Юаньцзя, а так же Центральный институт гошу, основанный в 1929 году.
В Японии появились федерации «традиционных» стилей боевых искусств: каратэ, кобудо, джиу-джицу, а также создаются новые единоборства и их федерации - дзюдо, айкидо и др. Позднее появляются федерации различных стилей каратэ - сетокан, вадо-рю, серин-рю, сериндзи-кемпо, дзесинмон, окинавское и японское годхзю-рю. Появляются и другие направления - кекусинкай каратэ и т.д. После смерти патриархов этих стилей их федерации раскалываются на более мелкие, которые возглавляют их ученики.
На сегодняшний день существует огромное количество федераций, пересчитать которые будет просто невозможно из-за их количества. Однако все они имеют сходные особенности. Например, если посмотреть на ушу-саньда, кик-боксинг, муай-тай (тайский бокс), К-1, рукопашный бой, армейский рукопашный бой, боевое самбо и несметное количество других единоборств, то можно заметить схожесть в правилах соревнований и методах подготовки: одни и те же удары. Одни и те же ограничения, за небольшим исключением.
То же можно сказать и про сетокан, фудокан, вадо-рю и т.д. Так же нужно сказать об огромном количестве боевых систем, основанных на правилах WKF (Всемирная организация каратэ).
Это так же применимо к различным федерациям каратэ кекусинкай, ашихара-каратэ, эншин-каратэ, ояма-каратэ - если неискушенному зрителю показать соревнования этих федераций, то выявить различия между ними он не сможет.
Таким образом, можно утверждать, что боевые искусства, славная традиция Восточных воинов, комплексное личностное развитие превратилось в массовый спорт и потеряло свои великие традиции.
Но, в ряде стран Востока остались учителя, которые сохраняют древнюю воинскую традицию, но их немного, их трудно найти и еще сложнее стать их учениками.
Литература
1. Пино Ж. Китайский кулак: чан-цюань, нань-цюань, сянсин-цюань, нейцзя-цюань / Под ред. А.Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2001. 320 с.
2. Маслов А. Боевая добродетель: секреты боевых искусств Китая. Ростов на Дону: Феникс, 2004. 224 с.
3. Вонг Кью-Кит. Искусство кунг-фу монастыря Шаолинь : пер. с англ. А. Гостева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 320 с.
I. S. Kudushev
MARTIAL ARTS: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW
In this article the history of martial arts of the East, their history development, the religious and philosophical tradition which has affected formation of fighting systems is considered. As transformation of martial arts in sports is considered.
Keywords: martial arts, kung fu, wu-shu, karate, federation, military virtue.