Научная статья на тему 'Боевые искусства как способ социализации в современном мире'

Боевые искусства как способ социализации в современном мире Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / MARTIAL ARTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА КАК ТЕХНИКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / MARTIAL ARTS AS A PERSONAL SELF-DEFENSE TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Цзянь Вэнь, Ван Да Ань

Боевые искусства не только не утратили своей значимости в современном мире, но напротив, приобрели социальную многоплановость, адаптировав свою содержательную часть к значимым для общества аспектам, обогатив теорию и методику преподавания современными научными разработками, что позволяет им по-прежнему оставаться эффективной системой социализации личности в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARTIAL ARTS AS A METHOD OF SOCIALIZATION IN MODERN WORLD

Martial arts first appeared as a mean of survival. As the time passed the role of martial arts as a human surviving tool started to change, and nowadays they no more have the role of the most important sirviving tool. Though, martial arts came a long way to become a powerful socialization, education and person`s moralethics development tool.

Текст научной работы на тему «Боевые искусства как способ социализации в современном мире»

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ли Цзянь Вэнь, кандидат педагогических наук, Шанхайский университет физической культуры (КНР), 200438 Ван Да Ань, доктор педагогических наук, Гуанчжоусский институт физической культуры (КНР), 510500

Боевые искусства не только не утратили своей значимости в современном мире, но напротив, - приобрели социальную многоплановость, адаптировав свою содержательную часть к значимым для общества аспектам, обогатив теорию и методику преподавания современными научными разработками, что позволяет им по-прежнему оставаться эффективной системой социализации личности в современном мире.

Ключевые слова: боевые искусства, социализация, боевые искусства как техника личной безопасности человека.

введение

Развитие любого вида боевых искусств в определенном интервале можно рассматривать только в непосредственной связи с его содержательной составляющей.

Возникнув как средство и способ борьбы за выживание, боевые искусства с течением времени оформились в систему знаний о ведении ближнего боя и методов подготовки тела и психики человека к условиям боевых действий. Несмотря на то что в современном мире практическая составляющая боевых искусств значительно снизила свою актуальность, социальная многоплановость боевых искусств не утратила своей значимости.

Боевые искусства как личная техника безопасности человека в социальном окружении

В любой стране люди не застрахованы от проявления агрессии по отношению к себе или своему ближайшему окружению со стороны деструктивных элементов социума - от банального хулиганского нападения до угрозы оказаться жертвой террористической агрессии или бандитского нападения. Владение навыками самозащиты, знание правил поведения в экстремальных ситуациях может однозначно повысить шансы сохранить жизнь и здоровье себе и своим близким. Именно этот фактор является определяющим, когда люди записыва-

ются на курсы боевых искусств или отдают своих детей в специализированные спортивные клубы.

Оздоровительный аспект

Оздоровительный эффект занятий боевыми искусствами несомненен. Характерной особенностью восточных боевых искусств является сочетание движений тела с дыханием и определенной работой сознания (наиболее характерным примером является концентрация внимания на выполняемом движении в сочетании с определенным видом дыхания). Таким образом, одновременно с тренировкой тела происходит воздействие на психоэмоциональную сферу занимающихся. Правильное дыхание в сочетании с определенными движениями укрепляет внутренние органы, что оказывает мощный оздоровительный эффект. Кроме того, в боевых искусствах, так же как и в традиционной китайской медицине, повсеместно используется принцип «малых доз». Упражнения выполняются не очень много раз, но регулярно, изо дня в день. Так, год за годом практики человек добивается поразительных результатов.

воспитательная функция боевых искусств

Традиционно в боевых искусствах ученикам прививаются определенные морально-этические качества. Это связано с тем, что овладение техникой рукопашного боя делает человека потенциально опасным для общества. Чтобы нанести ущерб другому человеку, ему не нужно никакого оружия - его тело уже стало оружием. И одной из основных задач обучения является научить занимающихся контролировать свою психику, соблюдать определенные морально-этические принципы и разделять ценности своего социального окружения.

Экономический аспект боевых искусств в современном мире

Сегодня боевые искусства развиваются во многих странах, что вносит определенную национальную специфику и разнообразие. Китайское ушу, японские дзюдо, каратэ, айкидо, кэндо, корейские тхэквондо и

32

№3 • 2009

хапкидо, английский бокс, русское самбо, вьетнамское вьетводао, таиландский муай-тай, интернациональные К-1 и ММА - список боевых искусств, развивающихся в современном мире, огромен. По всему миру работают сотни тысяч федераций, ассоциаций и клубов боевых искусств. Бокс, спортивная борьба, дзюдо и тхэквондо включены в официальную программу летних Олимпийских игр. В современном обществе боевые искусства

- это в большей степени спортивные единоборства и фитнес, служащие укреплению здоровья и психики, в большей степени являются эффективным средством саморазвития, чем системы профессионально-прикладной подготовки.

Боевые искусства в системе профессионально-прикладной подготовки

Боевые искусства используются в профессионально-прикладной подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных структур, отдельных специальных подразделений во всех без исключения странах мира. Конечно, прикладная значимость сейчас не та, что в прошлые века, однако определенные умения и навыки по-прежнему необходимы и тем, кто защищает интересы своих стран с оружием в руках, и тем, кто охраняет покой мирных граждан в своей стране, и уж тем более сотрудникам спецподразделений.

Культурно-исторический аспект боевых искусств

Восточные боевые искусства очень тесно интегрированы в культуру и традиции своих стран, западные

- в меньшей степени. Однако взаимовлияние культуры общества и боевых искусств наблюдается повсеместно. Очень характерным является посещение премьер-министром РФ В.В. Путиным монастыря Шаолинь в провинции Хэнань во время одного из своих визитов в КНР. Это показывает, какое культурное значение Правительство КНР придает китайскому боевому искусству ушу.

Медицинский аспект боевых искусств

Многие комплексы и упражнения боевых искусств адаптированы для лечения некоторых заболеваний и восстановления организма после болезней.

Эстетический аспект боевых искусств

Движения боевых искусств, выполняемые хорошим мастером, завораживают зрителя. Эстетика скорости, мощи и грации не может оставить равнодушным, приглашая зрителя оценить истинную красоту и художественную выразительность по своей сути боевых движений. При организации показательных выступлений используются специальные костюмы, аксессуары (как правило различные виды холодного оружия), иногда выступления сопровождаются световым и звуковым оформлением, декорациями, превращаясь в поистине феерическое шоу.

Резюмируя сказанное выше, необходимо отметить, что боевые искусства не только не утратили своей значимости в современном мире, но напротив, - приобрели социальную многоплановость, адаптировав свою содержательную часть к значимым для общества аспектам, обогатив теорию и методику преподавания современными научными разработками, что позволяет им по-прежнему оставаться эффективной системой социализации личности в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ай Жу. Ни (Арбалет) // Цзиньу. - 1986. - № 6.

2. Бу Сяошэн. Цюаньшу (Кулачное искусство). Б.м., 1916.

3. Дандай чжунго тиюй (Физическая культура в современном Китае). - Пекин, 1984.

4. Ли Чэн. Сиу биду (Необходимые чтения для изучающего ушу). - Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1991.

5. Дэцянь. Шаолинь чжэньцзун цигун (Цигун истинной шаолиньской школы). - Пекин, 1983.

6. Лю Дуншань. Тун Чжунъи лунь удэ (Рассуждения Тун Чжунъи о боевой морали) // Чжунхуа ушу. - 1985. - № 9.

MARTIAL ARTS AS A METHOD OF SOCIALIZATION IN MODERN WORLD

Li Jian Wen, Ph.D.,

Shanghai University of Physical Education, 200438 Wang Da An, Ph.D.,

Guangzhou Institue of Physical Education, 510500

Martial arts first appeared as a mean of survival. As the time passed the role of martial arts as a human surviving tool started to change, and nowadays they no more have the role of the most important sirviving tool . Though, martial arts came a long way to become

a powerful socialization, education and person's moral-ethics development tool.

Key words: martial arts, socialization, martial arts as a personal self-defense technique

№3 • 2009

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.