Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4590
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УШУ / КУНГ-ФУ / КАРАТЭ / ВОСТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ШКОЛЫ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ / WUSHU / KUNG FU / KARATE / EASTERN SYSTEMS OF MARTIAL ARTS / INTERNAL AND EXTERNAL SCHOOLS OF MARTIAL ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шихшабеков Ш. Ю., Магомедов Г. К., Ибрагимова Ш. З.

В статье сделан экскурс в историю возникновения «мягких» и «жестких» школ единоборств в древнем Китае. Также в статье прослеживается путь создания внешних и внутренних школ восточных единоборств и новых систем боевых искусств в странах Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY AND STAGES OF DEVELOPMENT OF EASTERN MARTIAL ARTS

The article deals with the history of “soft” and “hard” martial art schools in ancient China. The authors of the article also consider developing of external and internal schools of martial arts and new systems of martial arts in the countries of Southeast Asia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ»

3. Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В. // Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография /- М.: Машиностроение-1, 2010 - 513 с.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит; [пер. с англ. ; предисл. В.С. Афанасьева]. - М. : Эксмо, 2007. - 960 с.

5. Flamholtz E.G. A Model for Human resource Valuation: A Stochastic Process with Service Rewards. I Accounting Review, April, 1971. - 65 р.

References:

1. Azarova A. A. Structural model of intellectual capital / A. A. Azarova, A. F. Vorobets // Theory of Economic Analysis. - 2015. - № 43. - p. 34-44.

2. Arabian K.K. Measurement of human capital [Electronic resource]. - Access mode:

http://science-bsea.narod.ru/2006/ekonom_2006/arabjan_izmerenie.htm.

3. Smirnov V.T., Soshnikov I.V., Romanchin V.I., Skoblyakova I.V. // Human capital: content and types, evaluation and stimulation: monograph / - Moscow: Mashinostroenie-1, 2010 - 513 p.

4. Smith A. Study on the nature and causes of the wealth of nations / A. Smith; [trans. from English ; foreword V.S. Afanasyev]. - M.: Eksmo, 2007. - 960 p.

5. Flamholtz E.G. A Model for Human resource Valuation: A Stochastic Process with Service Rewards. I Accounting Review, April, 1971. - 65 р.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Г.К., Ибрагимова Ш.З. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье сделан экскурс в историю возникновения «мягких» и «жестких» школ единоборств в древнем Китае. Также в статье прослеживается путь создания внешних и внутренних школ восточных единоборств и новых систем боевых искусств в странах Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: Ушу, Кунг-фу, Каратэ; Восточные системы боевых искусств; внутренние и внешние школы Восточных единоборств.

THE HISTORY AND STAGES OF DEVELOPMENT OF EASTERN

MARTIAL ARTS Shikhshabekov Sh.Yu., Magomedov G.K., Ibragimova Sh.Z.

Dagestan State Pedagogical University

Abstract. The article deals with the history of "soft" and "hard" martial art schools in ancient China. The authors of the article also consider developing of

external and internal schools of martial arts and new systems of martial arts in the countries of Southeast Asia.

Keywords: wushu, kung fu, karate; Eastern systems of martial arts; internal and external schools of martial arts.

Существует легенда, что на рубеже V-VI вв. один буддийский монах совершал трудный переход через горы из Индии в Китай. Разглядывая окру -жающую природу, он поднимался все выше и выше, покуда не достиг вер -шины перевала, покрытого снегом. Небо было затянуто низкими облаками, и из них в безветренной тишине бесшумно падали снежные хлопья. Зачарованный окружающей красотой, монах остановился и, опершись на посох, пре -дался созерцанию. Прямо перед ним, раскинув свои узловатые, перекрученные, словно канаты, сучья, стоял древний исполин - можжевельник. Снег беспрерывно падал на его разлапистые ветви, создавая фантастические, непо-вторимые нагромождения, которые время от времени срывались и, подобно обвалу, рушились вниз, поднимая тучи блестящей морозной пыли. Рядом с горным великаном в тени его ветвей росла маленькая сосенка, и падающие с можжевельника кучи снега пригибали ее все ниже и ниже к пропасти. Каза -лось, еще немного - и масса снега сломает ее тонкий и хрупкий ствол. Монах поднял, было, посох в намерении освободить сосенку от непомерной тяжести, но тут новая порция снега с ветвей можжевельника съехала вниз и, ухнув, накрыла ее.

И вдруг сосенка согнулась наподобие лука, ее вершина почти коснулась корней. Она замерла на долю мгновения и распрямилась, словно пружина, сбросив с себя весь груз снега, лишь иней и отдельные снежинки поблескивали на ее нежной хвое. Монах задумался, потом, хитро усмехнувшись в свою успевшую отрасти за дни странствий бороду, пошел вниз - туда, где за снежной пеленой неясно угадывались теплые плодородные долины Китая. Он шел и думал о том, что непротивление побеждает силу, что жесткость не может подчинить себе мягкость, что вода от таяния недолговечных снегов разрушает вековые горы...

Придя в Китай, он стал одним из первых создателей «мягкой» школы единоборств, основанной на непротивлении силе. Так гласит буддийская ле -генда.

Обратимся к даосскому трактату «Дао-дэ-цзин», приписываемому традиционно легендарному основоположнику даосизма Лао-цзы (Лаодань) и датируемому ещё 560 г. до н.э. В нем мы прочтём, что «все существа укрепляются после ослабления и ослабляются после укрепления»; «в мире самые слабые побеждают самых сильных»; «вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете ей нет равного. Слабые побеждают сильных, «мягкое» преодолевает «твердое»; «твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое есть то, что начинает жить». Поэтому могущественное войско не побеждает, и оно,

подобно крепкому древу, гибнет. Сильное и могущественное не имеет того преимущества, какое имеет «нежное и слабое».

В этих лаконичных высказываниях содержится основа философского аспекта даосского понятия «недеяния». Лишь отказавшись от страха смерти и осознав слабость, человек может вступать в схватку с тигром, змеёй или вооруженным противником. Еще в начале распространения в Китае буддизма высоко ценились школы боевых искусств, созданные даосскими монахами. Основанные на принципе недеяния, они логически вытекали из философии дао-Пути, закаляли тело и дух монахов, что помогало им успешно противостоять разгулу разбоя и культу физической силы, царившим в то смутное время в Срединной Империи, как часто называют Китай.

В I в. н.э. в Китае наряду с даосизмом и конфуцианством появился буддизм, проникший туда из Индии. Но под влиянием философских, религиоз -ных и этических школ Китая, которые глубоко укоренились в психологии китайцев, индийский вариант буддизма не только не мог развиваться далее в долинах Хуанхэ и Янцзы, но и просто не воспринимался китайским интеллектом; в итоге он претерпел настолько сильные изменения, что возник так называемый китайский буддизм - чань-буддизм (в Японии дзен-буддизм).

Тайваньский ученый У Цзин Сюн считает, что матерью чань-буддизма был даосизм, а отцом - буддизм, и что дитя более походит на мать, чем на отца. Переняв многое из накопленного даосизмом за столетия, чань-буддизм воспринял и практику боевых искусств, которую начал успешно применять для психофизического воспитания членов монастырских братств.

Период китайской истории с V по XIII в., по всей видимости, можно считать временем превращения различных школ боевых искусств в целое направление, дошедшее до нас под названием Кунг-фу. Собственно, китайское слово «Кунг-фу» относится не только к боевым искусствам.

Оно выражает истинное, высшее мастерство и может относиться и к гончарному делу, и к ткачеству, и многому другому, что действительно сделано или делается на таком высоком уровне, что из разряда ремесла переходит в ранг искусства. Поэтому, говоря о боевом искусстве Кунг-фу, необходимо прибавлять название боевой школы. Например: Дай Ши Кунг-фу (Кунг-фу школы Высокого Подвига) или Хсин-И Кунг-фу (Кунг-фу школы Волевого Действия).

Совокупность китайских школ и направлений называется У-Шу (Ву-Шу) и включает в себя не только технику работы без оружия, но и с применением оружия - Мо-хай, с использованием внутренней энергии - Ной-Кунь, а также стрельбу из лука, управление боевой колесницей, верховую езду, искусство воинских построений и многое другое.

Существующие сегодня несколько сотен школ и направлений У-Шу можно разделить на два типа - внешние и внутренние. Внешние школы основаны на жестких, достаточно прямолинейных движениях и ударах, базирующихся на мускульной силе. Они в основном были сосредоточены на севере Китая.

Внутренние школы (стили), основанные в XIII в. монахом Шень Сель Фуном (хотя предпосылки к их возникновению прослеживаются во времена написания «Дао-дэ-цзин»), опираются на внутреннюю энергию, которой обладает любой человек независимо от объема мышц и физической силы.

Еще в III в. лекарь Хуа-То, опираясь на даосские наблюдения за природой и процессами, происходящими в ней, перенес этот эмпирический опыт в область боевого искусства, скопировав манеры борьбы тигра, медведя, обезьяны, журавля и слона.

Это были первые пять школ, основанные на свойствах борьбы какого -либо одного животного. В дальнейшем появились школы богомола, кошки, дракона и других реально существующих и мифических существ.

Расцвет военных искусств Китая приходится на средние века. О широком их распространении читатель может судить по средневековым китайским романам - «Речные заводи», «Сон в нефритовом павильоне», «Сунь-Укун -царь обезьян» и другим. В XV в. центром изучения У-Шу являлся монастырь Шаолинь, или Шао-лин-сеу (яп. - Сорин-Дзе), ставший еще в 520 г. родиной дзен-буддизма, основанного буддийским монахом из Индии Да Мо по прозвищу Бодхидхарма (Просветленный).

С V по XIII в., вплоть до маньчжурского нашествия, Шаолинь держал первенство по совершенству внешних направлений. Его монахи считались непревзойденными бойцами, а после того, как несколько монахов из Шаолиня спасли жизнь императору Поднебесной, монастырь оказался на привилегированном положении.

Параллельно с китайским У-Шу в странах Юго-Восточной Азии развивались другие системы боевого искусства: в Корее - Тайк-Вон-До, на острове Окинава - Окинавате, во Вьетнаме - Вьет Во-Дао.

В XV в. У-Шу проникло на острова Рюкю, где смешалось с местными школами окинавате. Это проникновение совпало с трудными для Юго-Западной Японии временами. Крестьяне островов, и в частности острова Окинава, возмущенные гнетом японских феодалов, все чаще и чаще начинали высказывать свое недовольство существующими порядками.

Дело шло к вооруженным конфликтам, и Сопаси, управляющий Окинавой, издал закон, запрещающий земледельцам носить оружие. Ослушавшегося ожидала смертная казнь. Здесь-то и пришлось ко двору У-Шу. Лишенные права защищаться, земледельцы стали практиковать воинские школы единоборств без оружия. «Вы отняли у нас мечи, - говорили они, - мы превратим в мечи свои руки, ноги мы превратим в боевой молот, а пальцы в наконечники копий!».

Постепенно на Окинаве сложились две основные школы единоборства -Шури-те и Нха-те, по именам двух главных городов Окинавы - Шури и Нха, а приставка «те» означала «рука». В 1609 г. новый правитель Окинавы подтвердил приказ о запрещении ношения оружия, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию боевого искусства на острове. Пожалуй, школы Шури-те и Нха-те можно считать первыми школами каратэ

(«кара» - пустая, «те» - рука) - самой внешней из всех известных нам систем боевых искусств. Самурайство - военное дворянское сословие средневековой Японии - быстро оценило все преимущества нового направления, испытав их на собственном опыте во время стычек с населением Окинавы.

Самураи быстро переняли каратэ и соединили его со своими традиционными военными школами, носившими общее название «бугай», или «будзюцу», включавшими в себя: кендо -фехтование на катана (самурайский меч), дзёдо - фехтование на дубинках, сюдзюцу - владение копьем, кюдо -стрельба из лука, сюрикэндзюцу - метание холодного оружия, нагинатадо -искусство боя алебардой, бадзюцу - мастерство верховой езды, суйэй -плавание.

В результате были созданы новые школы боевого искусства, которые получили общее название каратэ-до. Сюда же самураями был включен и традиционный японский метод единоборства без оружия - дзюдзюцу, из которого в конце XIX - начале XX в. сформировалась дзюдо. Секреты каратэ-до хранились в строгой тайне и передавались в самурайских семьях по наследству, что привело к возникновению многочисленных родовых школ каратэ-до. Приставка «до» означает путь, т.е. каратэ-до дословно переводится как «путь пустой руки».

К внутренним школам единоборств Японии можно отнести дзюдо (путь мягкости, податливости), древнее японское боевое искусство тайкьокукэн и, конечно, айкидо, вобравшее в себя лучшие качества даосских и чань -буддийских внутренних стилей.

Конец XIX - середина XX в. ознаменованы выходом восточных боевых искусств на международную арену. В 1887 г. мастер дзюдзюцу Кано Дзигоро основал первую в мире классическую школу дзюдо, которая, по его словам, объединяла науку и методику тренировки тела и духа, а также регулировала все жизненные процессы.

Дзюдо быстро завоевало симпатии японцев. В 1922 г. создается общество «Кодокан бунка Кёкай», основанное на изучении классического дзюдо, под лозунгом «Взаимное благоденствие и наиболее результативное приложение силы», а уже в 1964 г. дзюдо становится олимпийским видом спорта.

Годом рождения айкидо (путь сосредоточения жизненной энергии) считается 1948 г. Его создатель - Уэсиба Морихэй сумел соединить в одну школу приемы боевых захватов, бросков, биоэнергетическую технику, присущие для внутренних школ.

Из различных внутренних направлений единоборств без оружия, приняв за основу школу Дойторю из японского дзюдзюцу, Уэсиба Морихэй основал в Токио общество айкидо - «Айкитай» и Центральный клуб айкидо - «Айкидо комбу».

На материке в начале века (1915 г.) возникают два центра изучения и распространения У-Шу: Ассоциация китайского бокса и Центральный институт национального бокса. Революция 1919 г., вызвавшая большой поток эми-

грации, дала толчок развитию У-Шу в Гонконге и на Тайвани, в Сингапуре и США.

В начале XX в. в Японии произошло еще одно значительное событие, повлиявшее на мировое развитие восточных единоборств. Нашелся человек, который сумел сделать каратэ-до, являвшееся до сих пор достоянием и привилегией лишь самурайских фамилий, доступным для всех японцев, создав в Токио школу Сёто-кан (Шото-кан). Его имя было Фунакоши Гитин.

Следом за Сёто-кан возникают школы Сито-рю (основатель Мабуни Кэнва) в Осака, Годзю-рю - твердость и мягкость (основатель - Мияги Тёдзюн) в Киото, Хак-ко-рю - восемь лучей (Окуяма Рюхо), Вадо-рю - путь мира (Оцука Хиранори) и Уэти-рю (Уэти Камбун). Далее школы каратэ-до открывались одна за другой, общим числом приблизившись к сотне.

В 1935 г. каратэ-до в Японии признали официально. Для популяризации каратэ-до за пределами Японии больше всею сделал Масутацу Ояма, совер -шивший турне по Европе и Америке с рядом блестящих показательных вы -ступлений и опубликовавший несколько книг о каратэ-до. Он же являлся создателем школы Кёкусин-кай - Общества абсолютной истины.

В 1957 г. под руководством Накояма Масатоси создается Всеяпонская ассоциация каратэ, а в 1977 г. - федерация «Сёто-кан интернэйшнл», возглавляемая Канадзава Хиросаку.

В нашей стране интерес к восточным единоборствам появился относительно недавно - приблизительно в 60-е гг. Пик популярности каратэ приходится на 70-е гг., в конце 70-х - начале 80-х гг. была предпринята попытка создания Ассоциации каратэ СССР, вскоре распавшейся в связи с запрещением каратэ как вида спорта. Этот запрет привел к тому, что десятки тысяч каратек начали заниматься в подпольных, нелегальных секциях, где уровень трени -ровок и необходимой философской подготовки подчас не отвечал никаким допустимым нормам. В последнее время интерес к каратэ ослаб за счет нового увлечения школами У-Шу, подогреваемого импортом западных видеофильмов и другими средствами массовой пропаганды.

Конец 80-х гг., к радости любителей и знатоков восточных единоборств, ознаменовался созданием у нас в стране Ассоциации У-Шу и восточных видов единоборств, Федерации У-Шу, и возрождение Ассоциации каратэ стало реальным.

Литература:

1. Боевые и спортивные единоборства: Справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса -Мн.: Харвест, 2003. -640 с.

2. Оранский И.В. Восточные единоборства. -М.: Советский спорт, 1990.-80 с.

3. Трубников Б.Г. Воинские искусства Востока / Борис Трубников. -М.: ACT, СПб.: Ост.,2006. -118.

References:

1. Martial and sport arts: Reference book. Edited by A.E. Tarns. - Minsk: Harvest, 2003. -640 p.

2. Oranskiy I.V. Martial Arts. - Moscow: Soviet sport. - 1990. - 80 p.

3. Trubnikov B.G. Martial arts of the East / Boris Trubnikov. - Moscow, Saint Petersburg, 2006. -118 p.

ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Алимирзаева Э.А.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В статье исследуется проблема проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальным путем доказывается, что практически у каждого младшего школьника наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, поэтому таким детям нужна целенаправленная и планомерная работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи.

Ключевые слова: младшие школьники, страх, тревога, тревожное состояние, тревожность.

THE PROBLEM OF ANXIETY IN YOUNGER ADOLESCENTS

Alimirzaeva E.A.

Ch00 VO «Social Pedagogical Institute», Derbent

Annotation.The article examines the problem of the manifestation of anxiety in children of primary school age. It is experimentally proved that almost every younger student has an average level of anxiety with a tendency to high, so these children need purposeful and systematic work of specialists in the provision of psychological and educational assistance.

Keywords: younger schoolchildren, fear, anxiety, anxiety, anxiety.

Глобальные социально-экономические, информационно-технологические изменения, происходящие в обществе, ускорение темпа жизни, внедрение различных образовательных инноваций, введение федеральных государственных образовательных стандартов, повышение учебных требований приводят к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия.

В современной цивилизации увеличивается число событий, ситуаций, влияющих на психическую стабильность человека. Природные и техногенные катастрофы, социальная нестабильность существования общества, увеличение требований, предъявляемых к личности в процессе обучения и трудовой деятельности, ведут к повышению тревожности и неуверенности детей и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.