Научная статья на тему 'Требования к преподавателю в контексте ведущих тенденций развития отечественной системы высшего образования'

Требования к преподавателю в контексте ведущих тенденций развития отечественной системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / MODERN UNIVERSITY / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGH SCHOOL TEACHER / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паштаев Б. Д., Кулибеков Н. А., Келбиханов Р. К.

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к преподавателю современного вуза в контексте инновационных процессов, происходящих в отечественном образовании. Авторы делаю вывод о том, что преподаватель вуза должен быть компетентным во многих областях. При этом, прежде всего, владеть системой общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с направлением подготовки студентов, которое он осуществляет. Преподаватель высшей школы должен быть готов функционировать в инновационном режиме, постоянно осваивая необходимые технологии, подходы к обучению, позволяющие осуществлять профессиональную подготовку студентов с учётом современных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паштаев Б. Д., Кулибеков Н. А., Келбиханов Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR HIGHER EDUCATION SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article discusses the requirements for a teacher at a modern university in the context of innovative processes in the Russian education. The authors conclude that the teacher needs to be competent in many areas. In this case, first of all, he should possess a system of common cultural and professional competencies relating to the field of study, which he teaches. The university teacher is to be also prepared to function in an innovative mode, mastering the necessary technologies, approaches in teaching, allowing training of students to meet modern requirements. New ideas can be realized through innovative programs (projects) of a university, so the teacher of a modern university should be included in the processes of the development and introduction of innovative programs of universities.

Текст научной работы на тему «Требования к преподавателю в контексте ведущих тенденций развития отечественной системы высшего образования»

Первый нацелен на освоение «ставшей» культуры [8, с. 26], которая досталась нам в наследство от предыдущих поколений и сложилась к настоящему времени. Она сохраняется в музеях, памятниках культурного наследия, текстах, культурных нормах и традициях. Эта культура всегда прошлое, которое, по образному выражению Х. Ортеги-и-Гассета, «не может сказать, что нам делать сейчас», как впрочем, «не может предупредить, чего нам не делать» [9]. Осваивая эту реальность, человек приобретает знания о культуре и постоянно «расширяет» круг своего присутствия в культуре, включая в свое сознание все новые ее пласты.

Второй вектор освоения культурно-образовательного пространства связан с постижением многообразия языков культуры. Чтобы созидать новую культурную реальность человек должен владеть специфическими способами существования в культуре, иметь определенные умения и навыки «чтения» разнообразных текстов культуры, их «перевода» с одного языка на другой, понимания и интерпретации их содержания, т.е. обладать достаточно высоким уровнем семиотической компетентности. Результатом освоения этого вектора является становление способности личности к конструированию культуры, генерации культурных текстов и культурных смыслов.

Библиографический список

Третий вектор «движения» в культурно-образовательном пространстве предполагает освоение «кода культуры» -базисных «мировоззренческих универсалий», определяющих ценностные ориентиры человека в его повседневных практиках [10]. Они представлены такими категориями культуры как «природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «свобода», «справедливость» и т. д. На основании их освоения формируется целостный образ жизненного мира и вырабатывается шкала ценностных приоритетов, соответствующих данному типу культуры.

В настоящее время Школой накоплен богатейший опыт проектирования культурно-образовательных пространств, позволяющих ученикам совершать путешествия в культуру, осваивать невидимый, но вполне осязаемый мир духовных и нравственных ценностей. Этот опыт противоречив и разнообразен - от отдельных проектов и локальных событий до целостных программ и проектов, концепций и моделей. Он нуждается в систематизации, осмыслении и анализе, что позволит выработать стратегию реализации духовно-нравственного воспитания личности с опорой на культуру.

1. Сорокин П.А. Современное состояние России. Новый мир. 1992; 4: 188 - 197.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009.

3. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России. Педагогика. 2005; 10: 3 - 17.

4. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов. Москва, 1995: 448.

5. Сенько Ю.В. Образование всегда накануне себя. Педагогика. 2004; 5: 22 - 29.

6. Быстрова А.Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии. Философские науки. 2004; 12: 24 - 40.

7. Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления. Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко. Ростов-на-Дону, 2003: 48.

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Культурология: хрестоматия. Москва: Гардарики, 2000: 169 - 173.

9. Орлова Е.В. Культурное пространство: определение, специфика, структура. Аналитика культурологии. 2010; 18. Available at: http://cyberleninka.rU/article/n/kulturnoe-prostranstvo-opredelenie-spetsifika-struktura

10. Степин В.С. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011: 407.

References

1. Sorokin P.A. Sovremennoe sostoyanie Rossii. Novyj mir. 1992; 4: 188 - 197.

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2009.

3. Gukalenko O.V., Danilyuk A.Ya. Vospitanie vsovremennojRossii. Pedagogika. 2005; 10: 3 - 17.

4. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1995: 448.

5. Sen'ko Yu.V. Obrazovanie vsegda nakanune sebya. Pedagogika. 2004; 5: 22 - 29.

6. Bystrova A.N. Kul'turnoe prostranstvo kakpredmet filosofskojrefleksii. Filosofskie nauki. 2004; 12: 24 - 40.

7. Gerasimov G.I. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: suschnost' i realii stanovleniya. G.I. Gerasimov, L.N. Pavlenko. Rostov-na-Donu, 2003: 48.

8. Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass. Kul'turologiya: hrestomatiya. Moskva: Gardariki, 2000: 169 - 173.

9. Orlova E.V. Kul'turnoe prostranstvo: opredelenie, specifika, struktura. Analitika kul'turologii. 2010; 18. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/kulturnoe-prostranstvo-opredelenie-spetsifika-struktura

10. Stepin V.S. Civilizaciya ikul'tura. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2011: 407.

Статья поступила в редакцию 23.03.17

УДК 378

Pashtaev B.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Agrarian University n.a. M.M. Dzhambulatova (Makhachkala, Russia), E-mail: bulat-625@mail.ru

Kulibekov N.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: kulibekovna@mail.ru

Kelbihanov R.K., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: kelrus@mail.ru

REQUIREMENTS FOR HIGHER EDUCATION SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. The article discusses the requirements for a teacher at a modern university in the context of innovative processes in the Russian education. The authors conclude that the teacher needs to be competent in many areas. In this case, first of all, he should possess a system of common cultural and professional competencies relating to the field of study, which he teaches. The university teacher is to be also prepared to function in an innovative mode, mastering the necessary technologies, approaches in teaching, allowing training of students to meet modern requirements. New ideas can be realized through innovative programs (projects) of a university, so the teacher of a modern university should be included in the processes of the development and introduction of innovative programs of universities.

Key words: modern university, high school teacher, innovative processes in education, innovation system.

Б.Д. Паштаев, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, г. Махачкала, E-mail: bulat-625@mail.ru

Н.А. Кулибеков, канд. ф.-м. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: kulibekovna@mail.ru

Р.К. Келбиханов, канд. ф-м. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: kelrus@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ В КОНТЕКСТЕ ВЕДУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к преподавателю современного вуза в контексте инновационных процессов, происходящих в отечественном образовании. Авторы делаю вывод о том, что преподаватель вуза должен быть компетентным во многих областях. При этом, прежде всего, владеть системой общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с направлением подготовки студентов, которое он осуществляет. Преподаватель высшей школы должен быть готов функционировать в инновационном режиме, постоянно осваивая необходимые технологии, подходы к обучению, позволяющие осуществлять профессиональную подготовку студентов с учётом современных требований.

Ключевые слова: современный вуз, преподаватель высшей школы, инновационные процессы в образовании, инновационная система.

Высшая школа имеет первостепенное значение для социально-экономического развития государства, ведь именно вузы формируют интеллектуальный, культурный, творческий потенциал общества. Развитие общества неразрывно связано с развитием образования.

В последнее время современный вуз функционирует как сложное многокомпонентное структурное образование несёт в себе характерные признаки системы:

- целостность и единство составляющих учебный процесс;

- многокомпонентность и иерархичность системы;

- состав системообразующих связей для функционирования компонентов на уровне педагогических систем.

В целом можно отметить, что современный вуз - образовательное учреждение высшего профессионального образования, реализующее многоуровневые программы высшего (бакалавриат, магистратура) и послевузовского (докторантура) профессионального образования, отвечающее современным требованиям со стороны государства, общества, личности в части качества подготовки высококвалифицированных специалистов [3].

Качественно новый подход к организации учебно-педагогического процесса в инновационном вузе требует принципиально иных отношений в системе «преподаватель - студент»: ценности-цели педагога должны быть скорректированы с учетом социального опыта будущей деятельности выпускника вуза. Эта коррекция предполагает такое педагогическое общение, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учения, творческого характера учебной деятельности обучаемого, всестороннего его развития и т. п.

Главная задача учебных заведений, предоставляющих базовое профессиональное образование, заключается, прежде всего, в создании условий для подготовки специалистов по востребованным специальностям и в осуществлении учебного процесса таким образом, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и творческих навыков.

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми подходами.

Авторы [1 - 3] выделяют ряд тенденций, характерных для отечественной системы высшего образования в целом:

- университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

- обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

- постепенный перевод высшей школы России на самофинансирование и др.

Поэтому наблюдается переход российских вузов в инновационный режим по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, образовательных технологий и структур управления. При этом вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем.

Высокий уровень конкуренции на рынке образовательных услуг способствует необходимости вузов следовать сложившимся нормам качества обучения и фактически постоянно функционировать в инновационном режиме в связи с изменениями в ФГОС и требованиями со стороны потребителей образовательных услуг, а так же с меняющимися потребностями регионов к подготовке кадров различных направлений.

В частности, показателем качественного преподавания является применение прогрессивных методов обучения, осно-

ванных на креативных и интерактивных подходах. Это связано с тем, что данные методы позволяют отрабатывать определенные навыки и применять практические знания на конкретных примерах, осуществлять моделирование ситуации и т. д. К ним относятся метод конкретных ситуаций, деловые ролевые игры, мозговой штурм, обсуждение и т. д. Такие методы базируются на принципах обучения взрослых людей, которые значительно отличаются от подходов традиционной педагогики.

Важным требованием к учебному процессу в условиях современного вуза является оборудование учебных аудиторий: наличие презентационной техники (мультимедийного проектора и компьютера) для демонстрации учебных материалов в виде презентации; аудитории так же должны быть снабжены оборудованием, необходимым для изучения специфических предметных областей.

Многие исследователи отмечают, что важным показателем качества обучения так же является уровень подготовленности и педагогического мастерства преподавателя. Это является наиболее важным аспектом обучения. При этом, в свете сложившихся условий функционирования высшей школы, каждый преподаватель, как и вуз, должен быть готов осуществлять свою профессиональную деятельность в инновационном режиме. Тем самым, преподаватель современного вуза, вне зависимости от его желания, является одновременно субъектом и объектом инновационной системы и инновационной деятельности вуза. При этом модель инновационной системы вуза выступает как открытая самоорганизующаяся система, в которой субъекты и объекты инновационной деятельности вуза взаимодействуют в процессе выработки инновационных идей, создания и реализации инновационной продукции (работ, услуг) и осуществляют свою деятельность в рамках проводимой вузом (кафедрой, лабораторией) политики в области развития инновационной системы.

Инновационная деятельность вуза - это совокупность практических действий всех субъектов инновационной деятельности вуза по обновлению услуг, организации инновационного обучения, инновационных научных исследований, инновационного производства, включая обоснование, создание (разработку) и освоение инноваций (новых продуктов, технологий, услуг).

Новые идеи могут реализоваться через инновационные программы (проекты) вуза, поэтому преподаватель современного вуза должен быть включен в процессы разработки и реализации инновационной программы вуза. Под инновационной программой вуза мы понимаем комплекс взаимосвязанных мероприятий и инновационных проектов, проводимых по приоритетным научно-техническим и актуальным образовательным и научно-исследовательским направлениям, и обеспечивающих в вузе в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции, технологии, услуги с целью получения прибыли или иного полезного результата в научной, образовательной сферах или определенной отрасли экономики. Отсюда инновационная образовательная программа вуза - это совокупность целенаправленных действий, проводимых вузом и обеспечивающих:

- комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям мероприятий по созданию и введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;

- применение новых, в т. ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

- высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;

- интеграция образования, науки и инновационной деятельности;

- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда [3].

Если рассматривать развитие инновационной системы вуза как необходимый компонент управления процессом профессионально-личностного развития преподавателя и студента путем создания благоприятных для этого условий, наиболее значимыми из них следует признать наличие инновационной системы в вузе и организованного инновационного пространства в окружающей субъектов инновационной деятельности среде, создаваемых и функционирующих на гуманистической основе.

Тем самым преподаватель вуза должен быть компетентным во многих областях. При этом, прежде всего, владеть системой общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с направлением подготовки студентов, которое он осуществля-

Библиографический список

ет. Преподаватель должен чётко осознавать личную ответственность за проведение занятий; иметь активную социальную позицию и быть носителем общечеловеческих ценностей; быть эрудированным, осведомлённым в сфере образования для усовершенствования своей преподавательской деятельности.

Обобщённо общие требования к преподавателю вуза формируются следующим образом:

- высокая профессиональная компетентность;

- педагогическая компетентность;

- социально-экономическая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- высокий уровень профессиональной и общей культуры [4; 5].

Преподаватель высшей школы также должен быть готов функционировать в инновационном режиме, постоянно осваивая необходимые технологии, подходы к обучению, позволяющие осуществлять профессиональную подготовку студентов с учётом современных требований.

1. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва, 2007.

2. Инновационная деятельность в классическом университете: термины и понятия. Под редакцией профессора В.А. Шаповалова. Ставрополь, 2008.

3. Паштаев Б.Д., Харченко Л.Н. Инновационные аспекты профессиональной деятельности преподавателя современного вуза. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011; 2: 188 - 191.

4. Казарьянц К.Э. Инновации в высшей школе. Университетские чтения. 2010; Часть 11.

5. Рулёва Я.С. Международная модель преподавателя высшей школы. ВестникКАСУ. 2008; 1.

References

1. Korotkov 'E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. Moskva, 2007.

2. Innovacionnaya deyatel'nost' v klassicheskom universitete: terminy i ponyatiya. Pod redakciej professora V.A. Shapovalova. Stavropol', 2008.

3. Pashtaev B.D., Harchenko L.N. Innovacionnye aspekty professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya sovremennogo vuza. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2011; 2: 188 - 191.

4. Kazar'yanc K.'E. Innovacii v vysshej shkole. Universitetskie chteniya. 2010; Chast' 11.

5. Ruleva Ya.S. Mezhdunarodnaya model' prepodavatelya vysshej shkoly. Vestnik KASU. 2008; 1.

Статья поступила в редакцию 01.04.17

УДК 378

Lomakin M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, High School of Folk Arts

(Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: mihail.lomakin@inbox.ru

THE DISCLOSURE OF THE CONCEPT OF DECORATIVE DRAWING IN REGARD TO THE PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF THE TRADITIONAL APPLIED ARTS. The article handles some aspects of terminology in a comparatively new field of professional education of bachelor degree holders in the traditional applied arts. Terminological differences are shown between such branches of learning as "Academic drawing" and "Decorative drawing" in view to their mutual dependence on the artistic methods of the graphic arts. It represents the educational contents of the both disciplines in regard to the specificity of the different profiles of the traditional applied arts. The research is based on the study of various interpretations of the term "Decorative drawing". The work highlights the characteristic pedagogical nature, demonstrates a significant role of "Decorative drawing" in the modern professional training of bachelors.

Key words: academic drawing, decorative drawing, graphic arts, decorative processing, composition, terminology.

М.О. Ломакин, канд. пед. наук, доц. каф. рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (института),

Е-mail: mihail.lomakin@inbox.ru

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается сущность понятия и значение термина «декоративный рисунок», появившегося в современной педагогической литературе, как наименование новой учебной дисциплины в профессиональном образовании. Дан сравнительный анализ содержания учебной дисциплины «Декоративный рисунок» в сравнении с дисциплиной «Академический рисунок»; показан процесс формирования изобразительных приемов декоративного рисунка на основе искусства декоративной графики с учетом специфики различных видов традиционного прикладного искусства; на основании изучения различных трактовок понятия «декоративный рисунок» выделена его характерная черта - педагогическая природа; обоснована существенная роль «декоративного рисунка» в современной профессиональной подготовке бакалавров.

Ключевые слова: академический рисунок, декоративный рисунок, декоративная графика, декоративное решение, композиция, терминология

В течение всего времени своей преподавательской и научной работы, автору настоящей статьи неоднократно приходилось сталкиваться с непониманием слушателями и студентами значения термина «декоративный рисунок». Действительно,

в преподавательской практике до настоящего времени такое словосочетание не встречалось, или встречалось крайне редко, не отличаясь чёткостью формулировки. Декоративным рисунком чаще всего именуется отдельное произведение графического ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.