Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ'

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / КОМПЬЮТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / LOGIC / LOGICAL OPERATIONS / COMPUTER / EDUCATIONAL PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Н.А., Сидорова О.А.

Данная статья посвящена способам формирования и развития логического мышления в дошкольном и начальном образовании 0с помощью компьютера. Были рассмотрены образовательные онлайн-платформы с упражнениями на развитие логики у детей, такие как «LogicLike» и «IQша®».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING LOGICAL THINKING IN PRESCHOOLERS AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN USING ONLINE PLATFORMS

This article focuses on how to form and develop logical thinking in preschool and primary education using a computer. Educational online platforms with exercises on the development of logic in children, such as LogicLike and IQша®, were considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ»

УДК: 004

Терехова Н.А. студент магистратуры Сидорова О.А., к.физ.-мат.н.

доцент

кафедра информатики и методики преподавания математики Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ

ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ

Аннотация. Данная статья посвящена способам формирования и развития логического мышления в дошкольном и начальном образовании 0с помощью компьютера. Были рассмотрены образовательные онлайн -платформы с упражнениями на развитие логики у детей, такие как «LogicLike» и «Щша®».

Ключевые слова. Логика, логические операции, компьютер, образовательный портал.

Terekhova N.A. master's degree student Voronezh state pedagogical University

Russia, Voronezh Sidorova O.A.

candidate of physical and mathematical Sciences, associate Professor of the Department of computer science and methods of teaching mathematics

Voronezh state pedagogical University

Russia, Voronezh

DEVELOPING LOGICAL THINKING IN PRESCHOOLERS AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN USING ONLINE PLATFORMS

Annotation. This article focuses on how to form and develop logical thinking in preschool and primary education using a computer. Educational online platforms with exercises on the development of logic in children, such as LogicLike and ^ша®, were considered.

Keyword. Logic, logical operations, computer, educational portal.

Грамотное воспитание и образование - это две основополагающие составляющие в процессе формирования гармоничной личности. От выбора методов и средств обучения будет зависеть как весь процесс в целом, так и его отдельные этапы. Развитие логического мышления ребенка является неотъемлемой частью образовательной составляющей, но при этом влияет на воспитание и формирование личности будущего взрослого человека.

Важно помнить, что формирование личности ребенка представляет собой поэтапный процесс, в котором немаловажную роль играет тот фундамент, который был заложен в период его дошкольного развития. В основе развития мышления в целом большое значение имеет развитие логического мышления ребенка в частности. Важной составляющей дошкольной ступени образования являются средства и методы, направленные на формирование и развитие умений ребенка решать мыслительные задачи. Учащемуся, не получившему подобного рода базу в дошкольном возрасте, будет трудно осваивать новые знания в школьные годы. Решение многих задач будет отнимать у него много сил и энергии, что, в свою очередь, будет влиять на физическое и эмоциональное состояние ребенка. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии -длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. [1]

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Не смотря на то, что в возрастной психологии выделяются основные признаки развития ребенка того или иного возраста, а также критерии сформированности умений и навыков, соответствующих определенной возрастной группе, следует отметить, что темпы и скорость развития детей все-таки отличаются. Поэтому при выборе методов и средств развития и обучения ребенка следует ориентироваться в большей степени не на общепринятые возрастные нормы, а на уровень конкретного ребенка. [2]

Игра - главный вид деятельности дошкольников. В игре дети познают окружающий мир, с помощью игры устанавливают причинно -следственные связи между объектами и явлениями окружающей действительности. Игра позволяет ребенку справиться с эмоциональными переживаниями, проиграть свои страхи и многое другое.

Не стоит отбрасывать тот факт, что жизнь современного человека уже не представляется без использования информационных технологий,

гаджетов и компьютерной техники. В силу возраста детям свойственна любознательность и стремление быть похожими на родителей или сверстников. Поэтому развитие логического мышления путем использования игр, а также элементов компьютерного обучения не только повысят интерес к решению умственных задач, но и будут способствовать их лучшему усвоению. [3]

В настоящее время существует множество онлайн-платформ, посвященных развитию детей дошкольного и школьного возраста. Более подробно хотелось бы остановиться на тех интерактивных средствах обучения, которые предлагают задания на развитие логики и мыслительных способностей ребенка. К ним относятся такие образовательные порталы, как LogicLike», «^ша®», «Играемся», «Развивающие игры для вашего голопуза», «Чудо-юдо» и т. д. Все они предлагают различные игры, задания, упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти и математических способностей детей различных возрастных групп.

В статье приводится обзор онлайн-платформ «LogicLike» и «^ша».

LogicLike — международная образовательная платформа для развития логики детей от 5 до 12 лет. Сервис предлагает пользователям задания на развитие умения рассуждать, работать с информацией, содержит большой объем логических задач и задач, требующих нетривиального решения.

Онлайн-комплекс заданий, представленный на сайте, разбит по уровням сложности. Выделяется категория дошкольники и ученики 1 -2 классов, а также категория Ученики 3-5 классов. Задания даются пошагово, имеют различный уровень сложности и предназначены для самостоятельного выполнения с минимальным участием родителей. Для лучшего усвоения материала на сайте можно найти теоретический материал для дополнительного изучения, видеоуроки, а также интерактивные подсказки в случае возникновения сложностей на этапе решения той или иной задачи. Для повышения мотивации учащихся к достижению новых результатов разработана система поощрений обучающихся, рейтинги и сертификаты.

Также на сайте можно найти учебно-методический комплекс, разработанный специально для учителей начальных классов. Этот комплекс включает в себя задания разного уровня сложности и имеет полное методическое сопровождение, что немаловажно при подготовке и проведении уроков или факультативных занятий учителем. Курс разработан на 4 года, содержит видеоматериалы, задания, презентации, что позволит изучить темы последовательно, отрабатывая ранее приобретенные умения и навыки. [5]

На протяжении всего процесса обучения учащихся сопровождают главные герои портала Юра и Алиса. Задания для учащихся

формулируются от имени Профессора, который желает всех научить мыслить нестандартно. В случае возникновения трудностей при решении задач на помощь ребенку приходит еще один сказочный герой Клапан, а вот «пакостник Игрек» пытается всегда проверить хорошо ли учащийся усвоил материал, используя каверзные ловушки и головоломки.

Существенным минусом платформы LogicLike является практически полная коммерционализация проекта, но при этом в покупку курса входят: комплекс заданий, регулярные обновления, возможность общения с психологами и авторами курса, сертификаты и прочее. Для знакомства с сервисом выделено 2-3 бесплатных дня работы.

В качестве второго не менее известного онлайн-сервиса по развитию логики детей следует отметить портал ]^ша. Этот сервис предоставляет обучающий контент для детей 2-11 лет. База заданий содержит огромное количество упражнений, направленных на формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся. [4]

В основе сервиса лежат обучающие и тестовые упражнения, база которых постоянно пополняется. Для детей младшего дошкольного возраста, которые еще не умеют читать, задания озвучены профессиональными дикторами. Интерфейс, в рамках которого осуществляется выполнение заданий, имеет красочный фон, приятные глазу цвета. В работе над заданиями также помогают сказочные персонажи, правильные и неправильные ответы сопровождаются восторженными или печальными репликами.

Помимо готовой программы тренировок представленный онлайн-сервис позволяет родителям составить персональную тренировку для своего ребенка, с учетом имеющихся пробелов в знаниях. Также можно отметить задания, которые вызвали у ребенка особые затруднения с целью дальнейшей более детальной их проработки.

Мотивация учащихся к дальнейшей работе на портале поддерживается медалями, кубками и грамотами. В любое время родители могут ознакомиться с прогрессом и достижениями ребенка.

Также как и LogicLike, портал ]^ша является платным проектом, но в отличие от LogicLike без регистрации пользователю в день предоставляется возможность выполнить 9 заданий.

Таким образом, в настоящее время существует большое количество онлайн-сервисов, с большим количеством заданий и упражнений, с возможностью отслеживать личностный рост учащихся, подбирать индивидуальные задания. Благодаря такого рода компьютерной поддержке родители, воспитатели, а также учителя, могут сформировать индивидуальную или групповую программу развития учащихся. При этом следует отметить, что гармоничное развитие личности ребенка возможно только при оптимальном соотношении безкомпьютерной и компьютерной форм обучения.

Использованные источники:

1. Данилова Н.Н. Психология.: Учебник для вузов/ Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 96 с.

2. Колесова A.M. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы.: Учебник/ А. М. Колесова. - М.: Юниор, 2011. - 32 с.

3. Сальникова Т.П., Педагогические технологии: Учебное пособие/ Т.П. Сальникова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 125 с.

4. ^ша - онлайн-сервис интеллектуального развития детей/ [Электронный ресурс], - https://iqsha.ru/

5. Развитие логики и мышления у детей, задачи на развитие математических способностей/ [Электронный ресурс], - https://logiclike.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.