Научная статья на тему 'Развитие логического мышления учащихся с помощью образовательной платформы LogicLike'

Развитие логического мышления учащихся с помощью образовательной платформы LogicLike Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGICLIKE / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметьярова Алена Ринатовна

Проблема развития логического мышления является одной из важнейших задач школьного образования. Низкий уровень развития в сфере логических операций создает учащимся трудности в обучении. В статье рассматривается решение данной проблемы посредством использования развивающей платформы LogicLike в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие логического мышления учащихся с помощью образовательной платформы LogicLike»

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ

LOGICLIKE Мухаметьярова А.Р.

Мухаметьярова Алена Ринатовна - магистрант, кафедра алгебры и математической логики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: проблема развития логического мышления является одной из важнейших задач школьного образования. Низкий уровень развития в сфере логических операций создает учащимся трудности в обучении. В статье рассматривается решение данной проблемы посредством использования развивающей платформы LogicLike в образовательном процессе. Ключевые слова: LogicLike, логическое мышление, образовательная платформа.

Развитие логического мышления учащихся является одной из важнейших задач школьного образования. Низкий уровень развития в сфере логических операций создает учащимся трудности в обучении, которые с переходом из класса в класс накапливаются, как снежный ком. Ученые, на основе экспериментальных данных, доказали, что тип интеллекта, сложившийся у ребенка к 14-15 годам, изменить практически невозможно. Мыслительные способности учащегося не будут совершенствоваться сами по себе по мере его взросления. Начиная с подросткового возраста принципиально новых мыслительных операций в интеллектуальной деятельности человека уже не происходит. Именно поэтому проблему развития логического мышления школьников необходимо решать до начала подросткового периода [5].

Мышление - способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях [4].

Логика - это наука о законах и формах правильного мышления [2].

Логическое мышление - последовательная цепочка мыслительных процессов, позволяющая проследить взаимосвязь между рассматриваемыми объектами. Эта интеллектуальная способность необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять полученные выводы [3].

Выделяют следующие виды логического мышления [3]:

• наглядно-образное мышление;

• абстрактно-логическое;

• вербально-логическое.

Все виды логического мышления начинают своё формирование ещё до поступления в начальную школу и продолжаются до окончания школы, по очереди выступая основным в определенные возрастные этапы.

В школе учащиеся обязательно получают:

• знания и умения в соответствии с основной образовательной программой;

• сформированные универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;

• наработанную методику подачи и усвоения знаний.

Усвоение знаний учащегося в большей степени зависит от личности ребенка, его умении учиться и влияния родителей. Учителям в школах достаточно сложно проконтролировать качество усвояемости темы ребенком, так как классы большие, а увеличить время изучения той или иной темы не предоставляется возможным без ущерба иному разделу учебного материала.

Основное время обучения в школе сводится к:

1. Решению типовых задач.

2. Механическому повторению изучаемого материала.

36

3. Использованию упрощённых приёмов запоминания информации.

4. Основам упорядочения материала.

Учителя вынуждены принимать такие меры, потому что ограничены в своей работе объективными обстоятельствами:

1. Время. Продолжительность урока строго регламентирована, количество уроков на изучение темы тоже.

2. Программа. Наличие конкретного перечня вопросов, которые необходимо обязан разобрать на уроке.

3. Контекст, а именно большое количество учеников.

4. Мотивация и личные особенности детей. Интересы и склонности к различным предметам у всех детей разные.

Именно по этим причинам педагог не всегда может творчески простимулировать детей, предоставить персональную обратную связь, подготовить изучаемый материал в увлекательном формате, учить мыслить критически.

В образовательном процессе в последние годы активно используются достижения в области информационных технологий. Школьные учителя часто используют такие образовательные платформы как Якласс, Учи.ру, РЭШ, Скайенг, Яндекс.Учебник, Кодвардс, Фоксфорд и т.д. Данные платформы направлены на усвоение основной образовательной программы.

Основная образовательная программа - фундамент образования, но нельзя рассчитывать только на неё. Ежедневная зубрёжка даёт возможность получать хорошие отметки, но не гарантирует успех в жизни. В современном мире важно развить у ребенка гибкий ум и вселить уверенность в том, что он может добиться всего, чего пожелает. Ввиду этого факта, многие родители нагружают детей всевозможными дополнительными занятиями по различным дисциплинам. К сожалению, не каждая семья может себе позволить индивидуальные уроки по различным причинам, поэтому приходится искать альтернативные варианты.

В сети интернет несколько лет назад был запущен проект LogicLike по развитию логического мышления у детей, который на данный момент не имеет аналогов в русскоязычном контенте. Развивающий курс LogicLike ориентирован на детей в возрасте от 5 до 12 лет, но также будет полезен и увлекателен для взрослых. Проект виртуально реализуется через веб-сайт и через мобильное приложение [1].

На старте курса задачи делятся на три уровня: новичок, опытный и эксперт. Выбрав соответствующий уровень, учащийся может приступить к выполнению заданий, которые открываются последовательно по мере их выполнения. Задачи охватывают основные направления развития мышления и делятся на блоки:

• логические задачи;

• 3D - мышление;

• истина и ложь;

• умный счёт;

• закономерности;

• наведи порядок;

• взвешивания;

• предметы и признаки;

• время и возраст;

• схемы;

• четвертый лишний;

• спички.

Последующие задачи с каждого выполненного блока становятся труднее, что позволяет плавно осуществить переход от простого к сложному материалу. Задания яркие и динамичные, а формулировки заданий сопровождаются как текстом, так и звуком. За каждое верное задание учащийся получает баллы, когда их накапливается

определенное количество, то ребенок получает сертификаты и награды. На основе полученных баллов строится рейтинг среди игроков. Также можно отследить рейтинг среди городов и школ.

В меню имеется раздел «Тесты», где размещены завершённые олимпиады с комментариями к решению, но доступ открывается за отдельную плату. Разработчики данной платформы в разделе «Логические игры» предлагают ряд увлекательных игр направленных на развитие математических способностей и логики.

Зарегистрироваться на платформе можно не только в качестве ученика, но и в качестве учителя. У педагога функционал шире, открывается доступ к «Копилке педагога», где своими разработками делятся более опытные учителя по различным вопросам от организации родительского собрания и подготовки к школе до внеклассной работы. Также есть возможность добавить учеников в класс и отслеживать их успехи. Крайне удобная функция, ведь всегда есть возможность вовремя обратить внимание на ребят, которые немного отстают, и устранить пробелы.

У проекта LogicLike имеется свой YouTube-канал, где легко можно найти разборы сложных заданий обучающей платформы, уроки по вопросам логики и математики и отчёты проведённых олимпиад.

Рассмотрим пример того, как меняются типы заданий направленных на развитие 3D-мышления с усложнением.

Задания первого типа заключается в наложении фигур и представлении конечной картинки, как представлено на рис. 1.

Сложи из двух картинок одну.

И +

ей 1Г ш г¥ч

Рис. 1. Задание по типу наложения фигур

Задания второго типа направлены на развитие геометрической зоркости, в решении которых важно уметь распознавать различные геометрические объекты на сложном изображении (рис. 2).

- 7

Рис. 2. Задание на развитие геометрической зоркости

Задания третьего типа направлены на умение ребенка изменять положение объекта и ориентироваться в пространстве как от первого лица, так и от произвольной точки отсчета. (рис. 3, рис. 4, рис. 5).

Рис. 3. Задание на исключение лишнего объекта

Рис. 4. Задание на умение ориентироваться в пространстве от произвольной точки

Рис. 5. Задание на умение ориентироваться в пространстве от первого лица

Задания четвёртого типа также развивают умение взглянуть на объект после изменения его положения в пространстве, но в более сложной ситуации, когда фон сливается с самим объектом (рис. 6).

Рис. 6. Усложнённое задание на умение изменять положение объекта в пространстве

Таким образом, игровая платформа LogicLike способствует развитию логического мышления у детей. Красочный динамический интерфейс приложения так и манит решить ещё парочку блоков заданий, которые крайне разнообразны, а в игровой форме ребята учатся нестандартно мыслить, рассуждать и самостоятельно приобретать новые математические знания.

Список литературы

1. LogicLike [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logiclike.com/ (дата обращения: 2.04.2020).

2. Логика// Библиотека МЭШ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/11573488/view/ (дата обращения: 30.04.2020).

3. Логическое мышление: виды и способы развития// Яндекс.Дзен. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9007e0b4dba900ac7c07cb/logicheskoe-myshlenie-vidy-i-sposoby-razvitiia-5be4829b151d17031cc4eba6/ (дата обращения: 30.04.2020).

4. Митин А.Н. Психология управления. Уральская государственная юридическая академия. М.: Волтерс Клунер, 2011. 400 с.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 416 с.

6. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОЭКРАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Бурмистрова А.В.

Бурмистрова Алиса Витальевна - студент, кафедра отечественной и мировой литературы, Гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются методические особенности применения технологий киноэкранизаций в процессе изучения прозы о Великой Отечественной войне в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, киноэкранизация, литература о войне.

Вопрос о патриотическом воспитании школьника, роли и значении этого процесса сегодня остается одним из самых обсуждаемых в современной педагогике. Приоритетным направлением сегодня остается программа патриотического воспитания молодежи, разработанная Правительством РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой задача духовного возрождения нации является, безусловно, приоритетной.

Такая высокая цель может быть достигнута в рамках школьного образования путем обращения на уроках литературы к произведениям, обладающим мощным воспитательным и духовно-нравственным потенциалом. Каждый школьник -будущий сознательный гражданин своей страны, любящий народ, культуру и отечество, поэтому особенно важно подобрать те произведения художественной литературы, которые будут способствовать формированию активной гражданской позиции, патриотизма и нравственного стержня личности на любой образовательной ступени.

Военная проза - особый материал для утверждения активной гражданской позиции, нравственной личности ученика; это способ читательского постижения истории собственного народа. «Изучение произведений о Великой Отечественной войне в школе приобретает особую значимость в контексте современных задач обучения и воспитания гражданина, духовно-нравственного развития личности. Имеется много работ, в которых дано обстоятельное освещение разных аспектов данной проблемы, а также отражен богатый методический опыт» [1, с. 192].

Использование технологий визуализации чрезвычайно эффективно на уроках по изучению военной литературы. Обучающихся привлекает подчеркнутая событийность, динамика действий, рельефность образов киноэкранизации. Смена зрительного ряда захватывает школьников, потому что им интересна напряженная,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.