Научная статья на тему 'Использование киноэкранизаций в процессе изучения прозы о Великой Отечественной войне в общеобразовательной школе'

Использование киноэкранизаций в процессе изучения прозы о Великой Отечественной войне в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / КИНОЭКРАНИЗАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРА О ВОЙНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистрова Алиса Витальевна

В статье анализируются методические особенности применения технологий киноэкранизаций в процессе изучения прозы о Великой Отечественной войне в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование киноэкранизаций в процессе изучения прозы о Великой Отечественной войне в общеобразовательной школе»

3. Логическое мышление: виды и способы развития// Яндекс.Дзен. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9007e0b4dba900ac7c07cb/logicheskoe-myshlenie-vidy-i-sposoby-razvitiia-5be4829b151d17031cc4eba6/ (дата обращения: 30.04.2020).

4. Митин А.Н. Психология управления. Уральская государственная юридическая академия. М.: Волтерс Клунер, 2011. 400 с.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 416 с.

6. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОЭКРАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Бурмистрова А.В.

Бурмистрова Алиса Витальевна - студент, кафедра отечественной и мировой литературы, Гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются методические особенности применения технологий киноэкранизаций в процессе изучения прозы о Великой Отечественной войне в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, киноэкранизация, литература о войне.

Вопрос о патриотическом воспитании школьника, роли и значении этого процесса сегодня остается одним из самых обсуждаемых в современной педагогике. Приоритетным направлением сегодня остается программа патриотического воспитания молодежи, разработанная Правительством РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой задача духовного возрождения нации является, безусловно, приоритетной.

Такая высокая цель может быть достигнута в рамках школьного образования путем обращения на уроках литературы к произведениям, обладающим мощным воспитательным и духовно-нравственным потенциалом. Каждый школьник -будущий сознательный гражданин своей страны, любящий народ, культуру и отечество, поэтому особенно важно подобрать те произведения художественной литературы, которые будут способствовать формированию активной гражданской позиции, патриотизма и нравственного стержня личности на любой образовательной ступени.

Военная проза - особый материал для утверждения активной гражданской позиции, нравственной личности ученика; это способ читательского постижения истории собственного народа. «Изучение произведений о Великой Отечественной войне в школе приобретает особую значимость в контексте современных задач обучения и воспитания гражданина, духовно-нравственного развития личности. Имеется много работ, в которых дано обстоятельное освещение разных аспектов данной проблемы, а также отражен богатый методический опыт» [1, с. 192].

Использование технологий визуализации чрезвычайно эффективно на уроках по изучению военной литературы. Обучающихся привлекает подчеркнутая событийность, динамика действий, рельефность образов киноэкранизации. Смена зрительного ряда захватывает школьников, потому что им интересна напряженная,

драматическая смена планов, ракурсов, настроений. Обращение к визуализации восполняет недостаток исторических знаний у школьников любого возраста. Смотря фильмы о войне, фронтовые фотографии, различные интерактивные карты и выставки, учащиеся видят, как проходили события, какие детали быта им соответствовали и т.д.

Кинематограф, не рассказывая словами, а создавая иллюзию «второй реальности», более активно влияет не только на интеллектуальные, но и на эмоциональные и волевые стороны человеческой личности [2, с. 213]. Школьник видит и воспринимает, он переживает эмоции, что особенно важно при просмотре военных фильмов, которые должны развивать в учениках чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее великую историю. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика» [3]. Многочисленные эксперименты показали, что эмоциональная окраска обеспечивает лучшее запоминание. Катарсис, сочувствие увиденному в военных фильмах помогает школьникам определить собственные нравственные ориентиры, что соответствует воспитательной установке ФГОС по литературе: «формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры». Учащиеся убеждаются в недопустимости насилия и необходимости гуманного отношения к отдельному человеку и всему живому.

В отечественном культурном наследии сохранилось множество блестящих военных экранизаций. Одним из первых послевоенных фильмов был фильм С. Герасимова «Молодая гвардия». В 60-е годы кинематографисты снова обратились к осмыслению народного подвига, к теме судьбы отдельного человека и всего человечества. Очевидна гуманистическая сущность фильмов на военную тему: «Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» и «Они сражались за родину» С. Бондарчука, «Живые и мертвые» А. Столпера, эпопея Ю. Озерова «Освобождение», «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Судьба», «Особо важное задание» Е. Матвеева.

Помимо «больших» кинокартин нельзя не включать в ход урока видеозаписи с авторским пением Б. Окуджавы, например, на уроке внеклассного чтения в 7-м классе по теме «Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны». Важно дать возможность учащимся услышать авторское чтение Ю. Друниной, К. Симонова, А.А. Ахматовой.

Возможны несколько сценариев использования кинофильмов на уроках литературы о войне. Первый - показ фильмов непосредственно на уроке, в соответствии с календарно-тематическим планированием. Однако в такой модели могут возникнуть некоторые нюансы. Мы уже отмечали в предыдущем параграфе, что перечень произведений военной прозы в школьной программе ограничен, поэтому и выбор фильмов для показа не будет разнообразным. Возможно предложить школьникам фильмы «Судьба человека», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Солдаты» (по мотивам повести «В окопах Сталинграда»).

Ограниченность календарно-тематического планирования преодолевается организацией внеклассных мероприятий, на которых учащимся будет предложен показ героических военных фильмов. Такие внеклассные мероприятия могут быть приурочены к разным поводам: Дню Победы, Дню Защитника Отечества, Дням воинской славы, Дню памяти о погибших в Великой Отечественной войне. В следующем параграфе нашего исследования разработаны две описанные модели уроков с использованием киноэкранизации.

42

Таким образом, анализ учебно-методической литературы подтверждает безусловную эффективность использования технологий визуализации в практике преподавания литературы. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

Внедрение в урок литературы кинофрагментов и/или полнометражных фильмов помогает школьникам (большинство из которых сегодня - визуалы с «клиповым» мышлением») более системно усвоить литературное произведение, заставляет самостоятельно мыслить и глубже понимать идейно-художественное своеобразие произведения. Визуализация материала на уроках литературы не является лишь иллюстрацией к изучаемому материалу. Она становится независимым, альтернативным источником знаний, которые нужно анализировать, осмысливать, запоминать.

Список литературы

1. Антипова А.М., Москвина О.А. «Такая война»: произведения В.И. Белова о Великой Отечественной войне в школьном изучении // Преподаватель XXI век, 2017. № 3-1. С. 192-208.

2. Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994. 144 с.

3. Выготский Л.С. Педагогика в действии. М.:«Просвещение», 1999. 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.