Научная статья на тему 'Использование логического ресурса в преподавании литературы в физико-математическом лицее'

Использование логического ресурса в преподавании литературы в физико-математическом лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА / ЛИТЕРАТУРНЫЕ БЕСЕДЫ / ПОИСКОВАЯ РАБОТА / LOGICAL RESOURCE / ASSOCIATIVE THINKING / PSYCHOLOGICAL RELIEF / LITERARY DISCUSSIONS / SEARCHING TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожкина Наталья Николаевна

Исследуется возможность использования логического ресурса на уроках гуманитарных дисциплин в классах с углубленным изучением физики и математики, в физико-математических лицеях и колледжах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physics and math lyceum: employment of a logical resource in teaching literature

Exploration of teacher efforts to employ logic resources during humanities classes for students of advanced mathematics and physics colleges.

Текст научной работы на тему «Использование логического ресурса в преподавании литературы в физико-математическом лицее»

общеобязательных стандартов высшего профессионального образования с учетом компетентностного подхода.

Литература

1. Назарбаев H.A. Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики // Послание Президента РК. 2008. 6 февраля.

2. Гершунский Б.С. Философия образования . М., 1998.

3. Аронов Л.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1990. С. 50.

4. Кабылбекова З.Б. Воспитание поли-культурной личности студента в условиях высшего учебного заведения: Автореф. ... канд.пед.наук (13.00.01). Астана, 2003.

5. Закон РК об образовании от 27 июля 2007 г. // Казахстанская правда. 2007. № 127 (25372). С. 1 - 8.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ Рогожкина H.H.

Общеизвестно, что требования, предъявляемые к изучению дисциплин естественно-научного, в частности, физико-математического цикла в средней школе, требуют от учащихся все большей отдачи. Поэтому работа учителя-словесника в классах с углубленным изучением физики и математики, в физико-математических лицеях и колледжах имеет свою специфику. При изучении математики, физики широко, если не всемерно, используется рациоцентрический потенциал обучения, более того, математика и физика учат мыслительным операциям, являющимся основой в изучении фундаментальной науки. Одним из существенных ресурсов в данной области является именно логический ресурс, использование которого на уроках гуманитарных дисциплин упрочивает позиции обоих образовательных сфер: и гуманитарной, и естественно-математической. Использование потенциала названного направления на уроках литературы должно способствовать формированию мотивации и к активному самостоятельному чтению, повышению читательской компетенции, а также стимулировать творческое отношение к изучению предметов, доминантных для данного класса или учебного заведения.

Что такое собственно “логический ресурс”?

© Рогожкина H.H., 2011

К успеху многих талантливых людей привело умение мыслить логически, анализировать свои действия. Большое значение логике как науке придавал М.В. Ломоносов. В своей работе “Краткое руководство к красноречию” он говорит, что логика после грамматики “есть первая путеводи-тельница ко всем наукам”. “К приобретению оного [красноречия] требуются пять следующих средствий: первое - природные дарования, второе - наука, третие -подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук” [4, с. 92].

“Логика” в переводе с греческого означает способность правильно мыслить. Ресурс - французское слово, означающее условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Следовательно, логический ресурс - это вид мыслительных процессов, при систематическом использовании которых человек достигает желаемого результата, опираясь на определенные знания, умения и навыки.

Ресурс физики и математики - ресурс логики, аргументации, системы доказательств. Исходя из этой позиции, мы можем выстроить более успешное, чем в настоящее время, изучение литературы там, где этот ресурс систематически апробируется, естествен для учебной деятельности

школьников. Данные подходы в подготовке ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе, как и по профильным предметам лицея, могут значительно повысить результативность: “связать и проверить” “алгебру гармонией” для учащихся физико-математического лицея означает осознание себя на верно избранном пути, осознание успешности личности, а не просто успеваемости по гуманитарным дисциплинам.

В государственном стандарте второго поколения по литературе в пояснительной записке называются главные цели изучения предмета “Литература”, среди которых мы отмечаем [6, с. 5 - 6]:

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Проанализировав программы по словесности мужских и женских гимназий, реальных училищ 1906 - 1909 годов [5, 7, 8, 9], мы обратили внимание на то, что должен был уметь делать учащийся, окончив то или иное учебное заведение:

1. Устно и письменно излагать содержание какого-либо произведения, прочитанного или разобранного в классе, вне класса.

2. Самостоятельно разбирать какое-либо произведение.

3. Писать собственные сочинения на заданные темы: а) характеристики (лиц, эпох) на основании прочитанных образцов или известных ученикам исторических фактов; б) описания, рассказы и рассуждения.

Следовательно, учащиеся и XIX века, и нашего столетия должны уметь читать произведения, понимать их смысл, зрело судить о проблемах, затронутых в тексте, четко и грамотно излагать свою позицию

как письменно, так и устно, используя при этом разнообразные средства выразительности.

Перед учителями-словесниками стояла и стоит задача “найти наиболее плодотворный путь для усвоения учащимися идеалов литературы” [3, с. 2].

В середине XIX века отечественные ученые и методисты сформулировали особый подход к задачам преподавания русского языка в школе (напомним, что такого предмета как “Литература” отдельно не существовало). “Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя, -писал Ф.И. Буслаев. - Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно” [1, с. 67]. “Чтение есть основа теоретическому знанию и практическим упражнениям” [1, с. 82]. Можно со всей уверенностью утверждать, что задачи использования логического ресурса не только были прежде важны в преподавании литературы, но считались искони определяющими.

Свои взгляды на задачи и методы изучения словесности изложил в своей книге “О преподавании русской литературы” В.Я. Стоюнин. По его мнению, литературные произведения подлежат изучению и разбору, “потому что одно простое чтение литературных произведении, как бы хороши они ни были, не может выполнить педагогических задач; хотя ученики с большим интересом будут слушать чтение, но оно для них будет более забавою, чем серьезным делом” [11, с. 5].

По мнению Г.А. Гуковского, “ближайшая и бесспорная задача изучения литературного произведения в школе - за пределами наивно-реалистического восприятия изображенных в нем “людей” - это, конечно, уяснение идейного содержания этого литературного произведения. В частности, в этом состоит задача в плане воспитания мировоззрения учащихся через изучение литературных произведений” [2, с. 53].

Процесс изучения произведения искусства состоит из трех типичных элементов: “а) знания обстоятельств, исторического места произведения (эпоха, автор и тому подобное); б) простого “человеческого” читательского восприятия произведения; в) анализа произведения, собственно, изучения его” [2, с. 79].

В настоящее время учителям-словес-никам, обращаясь к преподаванию в профильных школах, приходится преодолевать, как видим, ряд трудностей.

Анализ учебного плана физико-математического лицея, подводит к естественным выводам: основная часть часов отводится на изучение профильных предметов - математики, физики. Нет места литературе и в индивидуальных внеурочных часах, на которые отводится 180 часов. Опять же в пояснительной записке к учебному плану лицея мы видим, что часы школьного компонента использованы:

• на увеличение количества часов, отводимых на профильные учебные предметы: математику, физику, информатику и информационно-коммуникационные технологии;

• на факультативные курсы: углубленное изучение химии через систему экспериментальных работ, трудные вопросы орфографии и пунктуации русского языка, специальные курсы: бизнес-курс английского языка, экономика, право;

• на введение нетрадиционных дисциплин: черчения с элементами компьютерной графики, практической физики, практикумов по математике, физике и химии.

Еще одной из проблем современной школы является “ее чрезмерная переполненность. Огромное количество учащихся в школах не позволяет уделить каждому ученику столько внимания, сколько следовало бы. В идеале хорошая школа должна сочетать безупречное академическое преподавание с индивидуальным подходом, чтобы обеспечить одновременно и интеллектуальное развитие, и душевную близость” [10, с. 497].

В физико-математическом лицее учащиеся в классе делятся на две группы, но это касается профильных предметов: физики, математики, информатики, черчения, сюда входит и русский язык. На уроке английского языка класс делится на три группы, то есть иностранный язык лицеисты изучают в группе, состоящей из 8 - 9 человек, а русскую литературу - из 25 - 28 человек.

Необходимо отметить также, что большая часть учащихся в лицее - это мальчики. Мальчики чаще обнаруживают математические способности и чаще бывают по-

бедителями олимпиад по физике и математике, чем девочки. Связано это, скорее всего, с тем, что логика априори доминантно развита у мальчиков. Этот факт отражается и в процентном соотношении мальчиков и девочек в классе: на 23 мальчика приходится 5 девочек.

Действительно, учащиеся с математическим складом ума могут подолгу и напряженно решать трудные задачи. Такая напряженная деятельность на уроках физико-математического цикла сменяется “торможением” умственной деятельности на уроках, воспринимающихся непрофильными. Следовательно, для формирования читательской компетенции в учебных заведениях, подобных указанным, важно учесть две, внешне диаметральнопротивоположные характеристики.

Дети, пришедшие в подобное учебное заведение, способные и/или одаренные в точных науках, требуют использование названного потенциала в логике и на других уроках, в том числе на литературе, где на другом, чем в математике, эмпирическом материале дает ему психологическую разгрузку.

Они нуждаются и в переключении, и в разгрузке “той части мозга, которая работает с особым напряжением на профильных предметах”, то есть включения художественной памяти, воображения, ассоциативных, а не жестко логических связей.

Беседа, излюбленный метод учителей-словесников, в подобных учебных заведениях также имеет свою специфику. Беседуя с учащимися в самом начале урока, мы помогаем им переключиться с профильных предметов и настроиться на работу на уроке литературы.

“Впервые школа обратилась к литературным беседам, как к одному из наиболее действительных педагогических средств, в конце XV0 века. Колыбелью литературных (подчеркнуто нами - Н.Р.) бесед является Благородный пансион при Московском университете, а первою нянькою их -А.А. Антонский-Прокопович” [3, с. 2]. Именно он основал “Собрание воспитанников”, задачею которого было “читать по очереди речи на русском языке, разбирать критически собственные свои сочинения и переводы, а иногда читать образцовые отечественные сочинения в стихах и прозе, с выражением чувств и мыслей авторов и с

критическим показанием красот их и недостатков” [3, с. 3]. Целями таких литературных бесед К. Евсеев считал: “научную (образовательную), практическую (подготовку к общественной деятельности) и литературную” [3, с. 6]. Эти собрания были так интересны, что их посещали очень известные в то время Н.М. Карамзин и И.И. Дмитриев.

Беседа является своеобразным этапом, подготавливающим самостоятельную монологическую речь (в устной или письменной форме), в которой закрепляются умения, апробированные в беседе как диалоге, так и полилоге, где проявляются элементы анализа, сравнений, обобщений с опорой на художественный текст, что способствует развитию речи и мыслительной деятельности, обогащению активного словаря учащихся, а также у учащегося формируется ощущение того, что деятельность эта результативна, учащийся осознает устойчивую потребность в упражнениях подобного рода. Особую роль в названных учебных заведениях играет прочная связь учебной деятельности и внеучебной.

“Затягивать” с беседой на уроке тоже не стоит, так как есть один недостаток в таком виде работы: работают в основном только самые активные учащиеся класса, не давая при этом высказываться тем, кто в устных речевых формах более пассивен.

Следующий этап - уже знакомая поисковая работа, в результате которой учащиеся разрешают целую серию проблемных ситуаций, учатся самостоятельно анализировать произведения, делать выводы. Трудные ситуации не пугают, а, наоборот, вызывают интерес. Этот метод можно использовать и во внеурочной работе: в литературной гостиной, в театральных постановках.

Влияние театра на развитие личности очень высоко. Особенно, когда старшеклассники сами принимают участие в театральных постановках. Играя ту или иную роль, учащиеся досконально “продумывают” персонаж: его внешний вид, его черты характера, его отношение к окружающим, внутренние связи образов в произведении. Для этого приходится много работать с критической литературой, чтобы основательно изучить образ героя и донести его всеми актерскими средствами.

Литературные гостиные позволяют учащимся стать участниками далеких времен

и событий, играть роли и писателя (или поэта), и его современника, и критика. Для этого, обращаясь к историческим реалиям, подкрепленным воображением и разного рода ассоциациями, учащиеся внимательно изучают культуру тех веков. Ассоциативное мышление помогает не только фантазии и воображению, но и созданию новых оригинальных идей, упрочивает запоминание. Темы для литературной гостиной отбираются такие, которым мало уделяется внимания в школьной программе, но которые могли бы заинтересовать ученика, пробудить интерес к чтению (здесь необходимо вспомнить, что большая часть лицеистов - это мальчики).

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: изучение литературы в физико-математическом лицее должно проходить так, чтобы оно приносило удовлетворение учащимся и формировало потребности в чтении как занятии, способствующем улучшению результатов по профильным дисциплинам, что делало бы ученика психологически устойчивым к учебным нагрузкам и эмоциональным перегрузкам. Использование логического ресурса на литературе, с одной стороны, и обращение к эмоциоцентристским формам деятельности, с другой, - залог результативной деятельности учителя литературы.

Литература

1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: Учебное пособие. Для студентов педагогических вузов по специальности “Русский язык и литература”. М., 2010.

2. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М. - Л., 1966.

3. Евсеев К. Вопрос о литературных беседах в русской педагогической литературе. СПБ, 1914.

4. Ломоносов М.В. Риторика, показую-щая общие правила обоего красноречия то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Краткое руководство к красноречию. СПб., 1810. Кн. 1

5. Маврицкий В. Правила и программы реальных училищ Ведомства Министерства народного просвещения. М., 1908.

6. Примерные программы основного общего образования. Литература (стандарты второго поколения). М., 2010.

7. Программы и правила мужских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения с приложением последних дополнений и разъяснений Министерства народного просвещения / В. Елисеев. Одесса, 1908.

8. Программы Тенишевского училища. СПб., 1906.

9. Программы учебного курса женской гимназии / Э.П. Шаффе. СПб., 1909.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб., 2000.

11. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. 1913.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.Н. УЛЬЯНОВА ПО МОБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ

Сергеев Т.С.

В отечественной системе образования России, вступившей на путь модернизации, повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики, идет обновление содержания и форм организации образовательной деятельности в соответствии с запросами школьной практики, уровнем развития педагогической науки в целом. На это уходит немало бюджетных средств.

Дальнейшее развитие образования, тем более в инновационном духе, невозможно без участия общественности, которое принимает различные формы. Между тем, многие из старых форм дореволюционной эпохи (привлечение к школьному делу земств, уездных училищных советов, попечителей, частных лиц и так далее) могут быть возрождены в новых формах и вариантах в настоящее время.

В связи с этим представляют большой интерес обращение к прошлому и обобщение разностороннего ценного опыта предшественников, в частности, педагогов-шестидесятников пореформенного периода. К их числу относится инспектор (1869 - 1874) и директор народных училищ (1874 - 1886) Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов (1831 - 1886), талантливый организатор и практический деятель российского просвещения второй половины XIX в.

© Сергеев Т.С., 2011

Последователь педагогической системы К.Д. Ушинского И.Н. Ульянов, работавший свыше трех десятилетий на ниве народного просвещения, выработал свою педагогическую концепцию и сформулировал главную цель своей просветительской деятельности: служение народу через школу, которая должна была воспитать человека образованного и сильного духом, способного бороться с “невыгодными жизненными условиями” [1, с. 109]. Преодолевая эти “невыгодные жизненные условия”, он использовал различные источники: ассигнования Министерства народного просвещения и земских учреждений, общественных организаций и пожертвования частных лиц.

Борьба за новую народную школу становится одной из самых инвестируемых в общественной жизни России сфер. Благотворителям была посвящена особая глава в положении “Об уставе гимназий и училищ уездных и приходских”. Параграф 104 разъяснял характер этих добровольных приношений: “Здания, удобные для помещения училищ, или вещи, оным нужные, учебные пособия, библиотеки, кабинеты, денежные капиталы, или доходы с оных, определяемые на расходы училищ вообще, или на содержание воспитанников в оном, или же для какой-либо другой особенной цели” [2, с. 254].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.