Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аналитические умения / формирование / методы / игра / игровые методы / дети дошкольного возраста / analytical skills / formation / methods / game / game methods / preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Сергунцова

В статье рассматриваются аналитические умения с точки зрения усвоения совокупности определенных мыслительных операций, определяются группы аналитических умений. В статье названы основные игровые методы развития аналитических умений, а также выделены принципы, соблюдение которых позволит эффективно сформировать аналитические умения у детей дошкольного возраста. А также определен важный аспект в формировании аналитический умений – оценка эффективности развития. Оценка эффективности как система процедур является рефлексивным средством, которое поможет увидеть и оценить качество процесса развития аналитических умений. Формирование аналитических умений является неотъемлемой частью воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основывающееся на законах развития мыслительной организации, индивидуальных психофизиологических особенностях и уровне интеллектуальной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME METHODS OF DEVELOPING ANALYTICAL SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN

The article examines analytical skills from the point of view of mastering a set of certain mental operations, defines groups of analytical skills. The article names the main game methods for the development of analytical skills, as well as highlights the principles, compliance with which will effectively form analytical skills in preschool children. An important aspect in the formation of analytical skills is defined, which is the evaluation of the effectiveness of development. Evaluation of effectiveness as a system of procedures is a reflexive tool that will help to see and evaluate the quality of the process of developing analytical skills. Formation of analytical skills is an integral part of the upbringing and education of preschool children, based on certain patterns of development of the mental sphere, individual characteristics of perception, and the level of intellectual training.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Таблица 1

Пути повышения эффективности дистанционной формы обучения

№ Направления повышения эффективности Возможности их реализации

1. Использование онлайн-платформ и образовательных порталов Онлайн-платформы и образовательные порталы позволяют студентам получать доступ к большому количеству учебных материалов, курсов и тестов. Они также предоставляют возможность общаться с преподавателями и другими студентами в режиме онлайн

2. Использование интерактивных методов обучения Интерактивные методы обучения позволяют студентам активно участвовать в учебном процессе, обмениваться мнениями и опытом с другими студентами и преподавателями. Это помогает улучшить усвоение материала и повысить мотивацию к учебе

3. Использование виртуальных лабораторий и симуляторов Виртуальные лаборатории и симуляторы позволяют студентам проводить эксперименты и тренировки в виртуальном пространстве. Это позволяет сэкономить время и ресурсы на проведение реальных экспериментов, а также повысить уровень безопасности [5, с. 103]

4. Использование современных технологий и программного обеспечения Использование современных технологий и программного обеспечения позволяет улучшить качество образования. Например, использование искусственного интеллекта, блокчейна и других новых технологий позволяет улучшить процесс обучения и повысить эффективность усвоения материала

5. Использование онлайн-модерации и дистанционного контроля знаний Онлайн-модерация и дистанционный контроль знаний позволяют преподавателям более эффективно контролировать процесс обучения и уровень знаний студентов. Это также помогает повысить качество образования и улучшить усвоение материала

Между тем в Российской Федерации представлен достаточно широкий спектр электронных систем управления обучением (learning management system, LMS), полностью обеспечивающих потребности в дистанционном обучении.

Распространённой системой дистанционного обучения, которая используется в университете «Синергия» (г Москва), является корпоративная платформа Microsoft Teams, на которой преподаватели ведут занятия в дистанционном формате по видеосвязи как индивидуально, так и для широкой аудитории (время проведения, длительность, последовательность занятий упорядочены в соответствии с официальным расписанием занятий по определённой дисциплине).

Таким образом, в условиях дистанционного обучения необходимо использовать различные методы и технологии, которые позволят улучшить качество образования, повысить эффективность усвоения материала и развить навыки, необходимые для успешной карьеры. Кроме того, для решения проблем, связанных с повышением эффективности образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, необходимо разработать комплексную стратегию, которая будет включать в себя следующие шаги:

- организация повышения квалификации преподавателей. Преподаватели должны получать подготовку по работе с онлайн-обучением, уметь эффективно использовать технологии и инструменты для обучения, а также иметь опыт работы в онлайн-формате [6; 8];

Библиографический список

- развитие и улучшение качества онлайн-образования. Для этого необходимо улучшать учебные программы, обновлять учебные материалы, развивать новые методы обучения и использовать современные технологии.

Таким образом, использование современных методов и технологий, разработка комплексной стратегии и поддержка студентов и преподавателей являются важными путями решения проблем, связанных с конкурентоспособностью выпускников вузов в условиях дистанционного обучения.

Как считают исследователи из Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г Санкт-Петербург) [10], с кем мы солидарны, организация образовательной среды в дистанционном формате также требует соблюдения определенных условий:

- простота, неизменность и легкость запоминания адреса виртуальной площадки коммуникации (совместных действий), легкость доступа, узнаваемость среды (неизменные во времени элементы дизайна площадки коммуникации);

- мультимедийность используемых каналов взаимодействия (аудио, видео, текст, графика) и возможность демонстрации экрана на основе агрегации в рамках одного образовательного ресурса нескольких технологий и сетевых служб (гипертекстового сайта, видеоконференций, чата, видеохостинга);

- обеспечение возможности активного участия в образовательном событии как в «согласованное» время (онлайн) - для реализации удаленного взаимодействия субъектов, так и в «несогласованное» время (офлайн) - для просмотра и рефлексии прошедшего события.

1. Багдасарова Н.А., Чмыхова Е.В., Богданов В.И. Психологические аспекты дистанционного образования. Инновации в образовании. 2003; № 5: 78-91.

2. Блоховцова Г Г, Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения. Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016: 89-92.

3. Золотов РА., Шаталова-Давыдова Д.А. Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда. Молодой ученый. 2018; № 37 (223): 129-131.

4. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Вестник Московского университета МВД России. 2012; № 1: 8-10.

5. Табачникова М.Б. Управление изменениями социально-экономической и институциональной среды региона. Проектный подход: монография. Воронеж, 2017.0

6. Руднев Е.А. Оценка возможностей и угроз дистанционного обучения с использованием аппарата нечеткой логики. Регион: системы, экономика, управление. 2021; № 1 (52): 81-90.

7. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011.

8. Самбиева Л.И., Ярычев Н.У Совершенствование ИКТ-компетентности учителя с использованием технологии бенчмаркинга. Фундаментальные исследования. 2013; № 11-6: 1240-1244.

9. Закирова О.В., Пупышева Е.Л Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. 2022; Т. 8 (74): 19-27.

10. Ахаян А.А., Батракова И.С., Боровик Л.К., Гладкая И.В. и др. Проектирование инвариантных модулей образовательных программ магистратуры по направлению «Образование и педагогические науки»: учебное пособие для преподавателей вузов. / Санкт-Петербург: Астерион, 2022; Ч. 1.

References

1. Bagdasarova N.A., Chmyhova E.V., Bogdanov V.I. Psihologicheskie aspekty distancionnogo obrazovaniya. Innovacii vobrazovanii. 2003; № 5: 78-91.

2. Blohovcova G.G., Malikova T.L., Simonenko A.A. Perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya. Novaya nauka: strategiii vektoryrazvitiya. 2016: 89-92.

3. Zolotov R.A., Shatalova-Davydova D.A. Konkurentosposobnost' vypusknikov v usloviyah rynka truda. Molodoj uchenyj. 2018; № 37 (223): 129-131.

4. Kuz'mina L.V. Preimuschestva i nedostatki distancionnogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012; № 1: 8-10.

5. Tabachnikova M.B. Upravlenie izmeneniyamisocial'no-'ekonomicheskojiinstitucional'nojsredy regiona. Proektnyjpodhod: monografiya. Voronezh, 2017.0

6. Rudnev E.A. Ocenka vozmozhnostej i ugroz distancionnogo obucheniya s ispol'zovaniem apparata nechetkoj logiki. Region: sistemy, 'ekonomika, upravlenie. 2021; № 1 (52): 81-90.

7. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2011.

8. Sambieva L.I., Yarychev N.U. Sovershenstvovanie IKT-kompetentnosti uchitelya s ispol'zovaniem tehnologii benchmarkinga. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 11-6: 1240-1244.

9. Zakirova O.V., Pupysheva E.L Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya. 2022; T. 8 (74): 19-27.

10. Ahayan A.A., Batrakova I.S., Borovik L.K., Gladkaya I.V. i dr. Proektirovanie invariantnyh modulej obrazovatel'nyh programm magistratury po napravleniyu «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki»: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej vuzov. / Sankt-Peterburg: Asterion, 2022; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 25.06.23

УДК 373

Serguntsova E.V., postgraduate, North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: cherep794@gmail.com

GAME METHODS OF DEVELOPING ANALYTICAL SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN. The article examines analytical skills from the point of view of mastering a set of certain mental operations, defines groups of analytical skills. The article names the main game methods for the development of analytical skills, as well as highlights the principles, compliance with which will effectively form analytical skills in preschool children. An important aspect in the formation of analytical skills is defined, which is the evaluation of the effectiveness of development. Evaluation of effectiveness as a system of procedures is a reflexive tool that will help to see and evaluate the quality of the process of developing analytical skills. Formation of analytical skills is an integral part of the upbringing and education of preschool children, based on certain patterns of development of the mental sphere, individual characteristics of perception, and the level of intellectual training.

Key words: analytical skills, formation, methods, game, game methods, preschool children

Е.В. Сергунцоеа, соискатель, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: cherep794@gmail.com

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются аналитические умения с точки зрения усвоения совокупности определенных мыслительных операций, определяются группы аналитических умений. В статье названы основные игровые методы развития аналитических умений, а также выделены принципы, соблюдение которых позволит эффективно сформировать аналитические умения у детей дошкольного возраста. А также определен важный аспект в формировании аналитический умений - оценка эффективности развития. Оценка эффективности как система процедур является рефлексивным средством, которое поможет увидеть и оценить качество процесса развития аналитических умений. Формирование аналитических умений является неотъемлемой частью воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основывающееся на законах развития мыслительной организации, индивидуальных психофизиологических особенностях и уровне интеллектуальной подготовленности.

Ключевые слова: аналитические умения, формирование, методы, игра, игровые методы, дети дошкольного возраста

Информационное общество сегодня задает определенные стандарты жизни человека для существования в социуме. Информация и знания становятся важным звеном современного мира, заставляющим адаптироваться человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира. Для существования в информационном поле социума человек должен обладать определенными умениями, которые требуют постоянной мыслительной работы, многозадачности и бесконечной работы над собой. В результате нынешняя государственная политика в сфере образования ориентирована на раннюю целенаправленную работу по сохранению и развитию интеллектуального и аналитического потенциала детей. Уже в дошкольном возрасте все больше уделяется внимание развитию аналитических умений.

Цель статьи - определить понятие «аналитические умения» и выделить игровые методы развития аналитических умений.

Задачи статьи: 1) проанализировать понятие «аналитические умения» в научной литературе; 2) рассмотреть группы аналитических умений; 3) определить основные принципы и игровые методы формирования аналитических умений в дошкольном возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ ранее выполненных научных работ, систематизация материала, обобщение.

Научная новизна статьи определяется выявлением и описанием основных принципов и игровых методов формирования аналитических умений, развитие которых необходимо в дошкольном возрасте. Теоретическая значимость статьи представлена в расширении педагогического знания о формировании аналитических умений у детей дошкольного возраста. Практическая значимость статьи обусловлена рассмотрением процесса формирования аналитических умений как системной целенаправленной работы.

Детство - это прекрасный период человеческого развития, когда ребенок только начинает свое знакомство с окружающим миром путем активного восприятия «руками», а также это возраст, когда развиваются необходимые навыки. Дошкольное детство, как определено учеными, является сенситивным периодом для становления умственных возможностей ребенка [1]. Дети дошкольного возраста являются одной из наиболее важных групп для развития аналитических навыков, так как дошкольники находятся в периоде интенсивного формирования когнитивных процессов и личностных особенностей.

Формирование аналитических умений является одной из важнейших задач воспитания и образования детей дошкольного возраста. Современный мир требует от людей не только знать, но и уметь анализировать, сравнивать, делать выводы и принимать решения на основе полученной информации. В этом контексте развитие аналитических способностей становится одним из главных направлений работы с детьми.

Аналитические умения в современных научных публикациях как понятие трактуются по-разному. Анализ различных источников, позволяет определить, что аналитические умения как педагогическая категория исследователями рассматриваются с различных сторон, однако авторы единогласно выделяют ценность аналитических умений для мыслительной деятельности, включающую умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать [2-5].

Процесс становления аналитических умений является достаточно сложным и структурированным процессом, результативность которого зависит от внешних и внутренних обстоятельств, например, умственных способностей, ведущей

деятельности, особенности восприятия. Для развития аналитических умений важным элементом является умение размышлять, обдумывать ту или иную ситуацию. Данная способность представляется как комплекс умений логически выстраивать свои мысли, излагать их и делать определенные умозаключения.

Поскольку формирование аналитических умений является продолжительной операцией, начинать развивать аналитические способности необходимо в дошкольный период, когда только ребенок начинает изучать мир вокруг себя, задаваясь различными вопросами и анализируя внутривидовые свойства объектов (П.А. Сорокун, М.В. Шершакова). Дети дошкольного возраста имеют свои особенности психологического развития, что требует применения специальных методик и подходов для развития аналитических умений.

В исследованиях выделяются две группы аналитических умений: аналити-ко-прогностические и аналитико-рефлексивные. Первая группа умений направлена на поиск и переработку необходимой информации для решения поставленной задачи здесь и сейчас, цель которых - четко осознанные представления конечного результата. Аналитико-рефлексивные относятся к контрольно-оценочной деятельности, направленной на самого себя за определенный временной период: анализ своих действий и мыслей, осмысление целей, переживаний, оценка результатов деятельности [6].

При формировании аналитических умений необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать задания, которые будут соответствовать его возрастным возможностям и интересам.

В целом аналитические умения у дошкольников очень важны для успешного усвоения знаний и достижения успеха в будущем. Хорошие аналитические умения помогают детям лучше понимать окружающий мир, ориентироваться в нем и находить закономерности. Поэтому необходимо стимулировать освоение аналитических умений у детей уже с самого раннего возраста, чтобы обеспечить им успешное будущее.

Поскольку в дошкольный период ведущей деятельностью является игровая деятельность, то и результативным будет процесс формирования аналитических умений с использованием игровых методов обучения. Игры, направленные на развитие логики и анализа, помогают детям учитывать все факторы при принятии решений, проявлять терпение и находить нестандартные решения.

Основными методами развития аналитических умений у дошкольников являются игры, эксперименты и тестирование гипотез. Эти методы позволяют детям не только получать новые знания, но и применять их на практике. Игры и развлечения - это отличная возможность для детей дошкольного возраста научиться анализировать и решать проблемы.

Понятие «игра» разными исследователями трактуется по-разному (Л.В. Выготский, С.И. Ожегов, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский) в зависимости от интуитивного осознания, соответствующей культуры и места игры в ней. Игра - это такой вид деятельности, осуществляющийся в заданных условиях и направленный на усвоение и воспроизведение получаемого опыта, за счет чего у ребенка складывается и совершенствуется саморегулирование поведения [7].

Игра призвана решать такую общевоспитательную задачу, как формирование нравственных качеств ребенка, носить характер свободно развивающейся деятельности и выполнять функции терапии, направленные на преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.

Основной функцией игры является развлекательная, направленная на развлечение, пробуждение интереса. Коммуникативная функция предполагает ос-

воение норм общения, так как основным видом взаимодействия в игре является речевая коммуникация. Игра позволяет выявить отклонения в психофизическом развитии, а также внести позитивные изменения в структуру личностных показателей. Игры - отличный способ разнообразить занятие и развивать познавательный процесс, повысить интерес и мотивацию детей, а также формировать их аналитические умения.

Развитие дошкольников с помощью игровых методов может и должно быть интересным и занимательным, однако для этого необходимо, чтобы образовательные технологии содержали четко обозначенную и последовательно описанную систему игровых заданий и различных игр, чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверен в гарантированном усвоении ребенком определенного умения.

Одним из способов развития аналитических умений является игра «Что не так?». В этой игре дети должны определить, что не соответствует картинке. Эта игра помогает детям развивать наблюдательность, критическое мышление и логические навыки.

Другой полезной игрой является «Конструктор». Эта игра позволяет детям использовать свою фантазию и создавать конструкции из блоков или других материалов. Дети могут учиться распознаванию форм, цветов и размеров при создании своих конструкций. Например, игры с конструктором или пазлами помогают развивать умение разбивать объект на составляющие и классифицировать их по определенным признакам.

Игры-головоломки также могут помочь развиваться аналитическим умениям у детей. Например, головоломка «Судоку» требует от детей логического мышления и умения решать проблемы. Такие игры помогают детям понимать, что каждое действие имеет последствия, и научиться принимать взвешенные решения.

Наконец, игры, которые требуют участия нескольких человек, могут помочь развиваться социальным аспектам аналитических умений. Игры типа «Монополии» или «Шашек» требуют от детей взаимодействия и позволяют им развивать коммуникативные навыки.

Игровые методы и техники являются эффективными инструментами для формирования аналитических умений у детей дошкольного возраста. Они помогают детям развиваться во всех областях и готовят их к будущим успехам в жизни.

Эксперименты, такие как изучение свойств веществ или растений, помогают детям анализировать полученную информацию и делать выводы на основе наблюдений. Также можно привлекать ребенка к решению задач и постановке гипотез. Например, можно предложить ему загадку или задание на логическое мышление, чтобы он самостоятельно пришел к правильному ответу.

Кроме того, для становления аналитических умений важно создавать условия для самостоятельного мышления. Различные задачи и головоломки помогут детям развить свою интуицию и способность видеть скрытые связи между объектами. Организация игровых занятий с использованием различных материалов, игрушек и головоломок существенно помогает детям освоить аналитические умения и привить им любовь к познанию.

Формирование у детей дошкольного возраста аналитических умений представляет собой одну из важнейших задач современной педагогики, достижение которой возможно при учете определенных принципов.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что процесс формирования будет направлен на всестороннее развитие личности, на

Библиографический список

определенные нравственные и эстетические качества, которые в дальнейшем будут служить основой жизни и социального поведения.

Принцип активного участия родителей в процессе формирования будет способствовать эффективному развитию аналитических умений. Родители могут помочь своим детям, например, организуя игры и принимая участия в них совместно, также выполняя совместные задания.

Третий принцип - это использование игровых форм обучения. Дети лучше всего учатся через игру, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых обучение будет интересным и увлекательным.

Четвертый принцип - это создание благоприятной атмосферы для обучения. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы его душевное состояние не мешало эффективному обучению.

Важным аспектом в формировании аналитических умений у детей дошкольного возраста является оценка эффективности данного процесса. Для этого необходимо использовать различные методы и инструменты, которые будут помогать определить степень успеха достигнутых результатов.

Одним из таких методов является наблюдение за поведением ребенка в процессе выполнения заданий, связанных с развитием аналитических умений. Например, можно следить за тем, как ребенок выделяет основную идею из текста или как он анализирует причины и последствия той или иной ситуации.

Кроме того, для оценки эффективности формирования аналитических умений у детей можно использовать специальные тесты и опросники. Они помогут определить, насколько хорошо ребенок ориентируется в информации, способен ли он делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи и решать проблемные задачи.

Важно отметить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому оценивать его успехи в формировании аналитических умений необходимо с учетом его возраста, интеллектуального и эмоционального развития, а также особенностей личности. Оценка эффективности формирования аналитических умений является важным этапом процесса обучения детей дошкольного возраста. Она позволяет определить достигнутые результаты и скорректировать дальнейшую работу, чтобы максимально эффективно развивать у детей способность к анализу информации и принятию обоснованных решений.

Таким образом, аналитические умения представляют собой систему мыслительных операций, направленных на осознанное осуществление аналитических действий. Так как формирование аналитических умений является процессом длительным и последовательным, то закладывать основу необходимо еще в дошкольном возрасте. Дошкольный период является временем интенсивного формирования когнитивных процессов и личностных качеств, что обосновывает важность данной возрастной группы для развития аналитических умений. Эффективному освоению аналитических умений у детей дошкольного возраста будет способствовать использование игровых методов в процессе формирования и учет таких принципов, как принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип активного участия родителей в процессе обучения, использования игровых форм обучения и создания благоприятной среды для обучения. Формирование аналитических умений является неотъемлемой частью воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игры, задачи и головоломки помогут развить у ребенка аналитические умения и логическое мышление, научат его принимать обоснованные решения и будут способствовать развитию креативности. Важно помочь ребенку раскрыть его потенциал и достичь успеха в будущем.

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2005.

2. Овсянникова И.П Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013; № 2 (77): 33-36.

3. Медведева Т.Ю. Формирование аналитических умений у педагогов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2004.

4. Саенко Л.А., Соломатина ПН. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния. Научно-педагогическое обозрение, 2021; № 4 (38): 68-74.

5. Меньшенина С.П. Предпосылки разработки системы формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности. Сибирский педагогический журнал, 2014; № 4: 118-123.

6. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ИТ-специалистов в вузовском образовании. Вестник Мининского университета. 2018; № 4: 12-16.

7. Селевко ПК. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 2000.

References

1. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; 'Eksmo, 2005.

2. Ovsyannikova I.G. Analiticheskie umeniya buduschih uchitelej: suschnostnye harakteristiki. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 2 (77): 33-36.

3. Medvedeva T.Yu. Formirovanie analiticheskih umenij u pedagogov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2004.

4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 2021; № 4 (38): 68-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Men'shenina S.G. Predposylki razrabotki sistemy formirovaniya analiticheskih umenij u studentov - buduschih specialistov po komp'yuternoj bezopasnosti. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal, 2014; № 4: 118-123.

6. Zhilina N.D., Tarenko L.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u buduschih IT-specialistov v vuzovskom obrazovanii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; № 4: 12-16.

7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.06.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.