Научная статья на тему 'Развитие лидерского потенциала студентов как психологическая проблема (students' leader potential development as psychological problem)'

Развитие лидерского потенциала студентов как психологическая проблема (students' leader potential development as psychological problem) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PERSONALITY DEVELOPMENT LEADER'S CHARACTERISTICS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляева Полина Александровна

В статье рассматриваются особенности психологического аспекта проблемы развития лидерского потенциала личности студента как феномена субъектности. Предложены две возможные стратегии реализации данного процесса в культуре полезности и в культуре достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of psychological aspect of the problem dealing with leader potential of student's personality is considered in the article as the subjectness phenomenon. Two possible strategies of realizing this process realization: in utility culture and dignity culture are suggested.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерского потенциала студентов как психологическая проблема (students' leader potential development as psychological problem)»

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

П. А. Беляева

STUDENTS' LEADER POTENTIAL DEVELOPMENT AS PSYCHOLOGICAL PROBLEM

Belyaeva P. A.

The peculiarities of psychological aspect of the problem dealing with leader potential of students personality is considered in the article as the subjectness phenomenon. Two possible strategies of realizing this process realization: in utility culture and dignity culture are suggested.

Key Words: personality development leader's characteristics, psychological support.

В статье рассматриваются особенности психологического аспекта проблемы развития лидерского потенциала личности студента как феномена субъектно-сти. Предложены две возможные стратегии реализации данного процесса - в культуре полезности и в культуредостоинства.

Ключевые слова: развитие личности, лидерские качества, психологическая

поддержка.

УДК 159.924:378.14

Потребность современного российского государства и общества в специалистах, обладающих стратегическим мышлением, уверенных в успехе, способных, действуя в условиях риска и неопределенности, принять на себя ответственность за решение возникающих задач и силой своего авторитета обеспечить адекватные действия других участников процесса, актуализировала проблему лидерства как социального явления и обусловила необходимость акцентирования в ней психологического аспекта. Именно в рамках психологии, представляющей интегральное знание о человеке, разработка и совершенствование способов развития потенциала личности получает прочное теоретическое основание.

В последнее десятилетие личностное развитие субъекта все чаще связывается с необходимостью активизации его лидерского потенциала. Организуются семинары-тренинги, «школы», на которых в практической плоскости рассматриваются вопросы о том, кто может стать лидером, какие психологические качествах его характеризуют и как их развить в себе, об искусстве формирования, управления и сотрудничества с командой. Вместе с тем теоретические основания проблемы развития лидерского потенциала личности современного человека разработаны недостаточно.

В энциклопедическом психологическом словаре лидер определяется как «наиболее авторитетный член социальной группы, личностное влияние которого является

определяющим в социальных процессах, неформальный руководитель, авторитет которого формируется стихийно» (1). В развитых социальных группах в качестве лидера выступает официальный руководитель. В малой группе, где роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности, возможно наличие нескольких лидеров. Лидер может быть вдохновителем или исполнителем (по содержанию деятельности), универсальным или ситуативным (по характеру деятельности), деловым или эмоциональным (по направленности деятельности). В любом случае лидер всегда имеет социальную, психологическую и эмоциональную опору в коллективах людей, которые за ним следуют. По мнению ряда исследователей, «лидер - это тот, кто является функцией социального контекста и через реализацию собственной выгоды способствует развитию общества» (2).

Лидерство - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. По утверждению Фрэнка Карделла, «... все мы, так или иначе, являемся лидерами -в семьях, в коллективах, в школе, на рабочем месте и в мире». Существует много вариантов лидерства, каждый из которых соответствует определенным потребностям (в личной, профессиональной, социальной сферах). Поиск и обретение лидера в самих себе, считает Ф. Карделл, предполагает полную ответственность. «Это путь, который мы должны совершить, инициация, к которой мы должны подготовиться, а затем участвовать в ней всем своим существом» (3, с. 13).

Студенческий возраст характеризуется преобразованием всей системы ценностных ориентаций субъекта, его мотивации, интенсивным формированием специальных способностей в связи с профессионализацией. Осознание себя субъектом деятельности и носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью, усиление сознательных мотивов поведения делает этот период наиболее сензитивным для развития инициативы, творческих задатков, в том числе и потребности в достижении успеха, повышении личной эффектив-

ности. Поэтому выявление и целенаправленное развитие потенциальных лидерских способностей студентов может стать эффективной мерой формирования руководящей и управленческой элиты.

Вузовская среда позволяет проявлять лидерство в различных видах деятельности: учебно-познавательной, научной, общественной, в художественном творчестве, спорте, общении. Ученые считают, что «лидерство - это в какой-то степени дар, но и -умение, которому можно и нужно учиться. Подобно любому другому навыку, лидерство развивается через практику и многократное повторение» (4, с. 9). Однако процесс развития личности студента проходит нередко спонтанно и бесконтрольно. Конкретная задача развития и воспитания молодых лидеров, способных в дальнейшем к руководящей и управленческой деятельности, при этом ставится редко (5, с. 332).

Несмотря на многочисленность исследований проблемы лидерства, существование различных теорий, концепций и подходов (теория лидерских ролей Р. Бейлса, теория черт, или харизматическая концепция лидерства, «имплицитная», ситуационная, синтетическая, или комплексная теории), психологические основания развития личности субъекта как лидера разработаны недостаточно. Применительно к воспитанию и образованию концепции лидерства сложились лишь в ХХ веке, что было связано с широким распространением системы общественного воспитания и всеобщего образования. Ранее рассуждения о лидерстве, как правило, редко выходили за пределы политической сферы. Основной акцент в исследованиях советского периода был сделан на создании методик для выявления лидера в малой группе, на обосновании стиля его деятельности. Феномен лидерства рассматривался только с позиции деятельностного подхода.

В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые необходимо учитывать, по их мнению, при рассмотрении феномена лидерства: 1) черты и мотивы лидера как человека; 2) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последо-

вателей, побуждающие их следовать за ним; 3) характеристики роли лидера; 4) институциональный контекст, т. е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены. В отечественной психологии проблема понимания сущности лидерства, интерпретации данного феномена как сложного, имеющего интегральный характер комплекса присущих субъекту личностных свойств, качеств стала предметом исследований, в основном, в последние десятилетия. Одним из результатов этих исследований является вывод о том, что для успешного выполнения своих доминирующих функций лидер должен обладать определенной совокупностью качеств (умение взять на себя ответственность, целеустремленность, настойчивость, воля, сила характера, самостоятельность, критичность), которая определяет степень референтности субъекта в группе, обеспечивая его авторитет.

Для современного исследования проблемы развития лидерского потенциала принципиально важным является понимание «личности» как «феномена субъектности», как особой формы целостности, которая включает «проявления себя в качестве субъекта жизненного отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания» (6). Смысл порождения себя как субъекта заключается в том, чтобы существовать в этом качестве впредь, возвращаться к себе, выходя за пределы себя. Порождение и воспроизводство человеком себя как субъекта образует единый цикл самоценной активности (7).

Это обусловливает необходимость выявления особенностей «Я-концепции» студента-лидера («Я» реального и динамического, в частности, представлений о наличии потребности быть лидером, о возможности реализации этой потребности за счет имеющихся у субъекта личностных качеств, направленности («устремленности») на достижение успеха, мотивационно-ценностной сферы), что переводит исследование проблемы из области социальной психологии в плоскость психологии развития личности. Как известно, психический образ (в частно-

сти, феномена лидерства) складывается под влиянием прошлого опыта субъекта, его знаний, потребностей, интересов, что может объяснить различную степень «предрасположенности» личности к лидерству.

При таком подходе появляется возможность выстраивания эффективной психологической поддержки развития лидерского потенциала. Например, изучение интеллектуальной сферы личности студента-лидера позволяет выявить ограничения, которые препятствуют развитию его творческого мышления. Это может быть неуверенность в себе, переоценка своих возможностей, устойчивое доминирование отрицательных эмоций, боязнь неудачи, слабая ориентация на достижение успеха, высокая тревожность, чрезмерно сильные механизмы личностной защиты. В процессе индивидуального психологического консультирования осуществляется совместный с субъектом поиск путей, способов их преодоления, изменения внутреннего мира студента-лидера.

Опираясь при изучении личности студента-лидера, в соответствии с конституционально-континуальной концепцией, на базовые психотипы личности и их характерологические особенности, можно объективно оценить субъективные проявления в структуре личности потенциального молодежного лидера (8). Так, личностные особенности акцентуантов шизоидного психотипа (эмоциональная уравновешенность, рациональность, стремление к справедливости, эвристичность, целеустремленность, ответственность) детерминируют их высокие адаптивные свойства в ответ на воздействие различных внутренних и внешних влияний. Акцентуанты эпилептоидного психотипа, для которых характерны честолюбие, меркантилизм, эгоизм, высокий жизненный тонус, работоспособность, выносливость, злопамятность, прагматичность, могут повести себя неадекватно в ситуации, угрожающей их честолюбивым планам, лишающей их материальных ценностей. Жизнерадостность, чуткость, общительность у циклотимиков сочетается с требовательностью, принципиальностью, честностью, решительностью и настойчивостью. Акценту-

анты истероидного психотипа, характеризующиеся эмоциональным, но поверхност-ностым восприятием мира и отношений, амбициозностью, бурной фантазией на фоне низкой работоспособности, живостью ума и интуицией, которую они используют, чтобы произвести яркое впечатление, в результате стрессов легко могут входить в состояние социально-психологической дезадаптации (9).

Важным проявлением потенциальных лидерских способностей студентов является детерминированность, упорядоченность их поведения (согласованность целей, мотивов, способов), а также оптимальное взаимодействие с другими членами группы. На определенном этапе это может стать критерием выделения группы потенциальных лидеров из общей массы молодых людей.

Развитие лидерского потенциала у студентов начинается с формирования потребности быть лидером, основанной на ценностно-смысловых ориентациях личности. Соответственно, на это должно быть направлено проектирование содержания психологического образования. Установка на достижение успеха не только в интеллектуальной, но и в общественной деятельности развивает мотивацию к выполнению лидерских функций. Завоевание авторитета, признание со стороны товарищей права на принятие ответственных решений - это уже значимый успех в жизни, повышающий самооценку, формирующий личностное достоинство.

Психологическое просвещение должно способствовать повышению мотивации потенциальных лидеров к самовоспитанию, в процессе которого происходит развитие таких важных для них качеств, как личная организованность, самодисциплина, укрепление и развитие эмоционально-волевого потенциала, саморегуляция и самоконтроль, а также устранению факторов демотивации (заниженная самооценка, размытость личных ценностей, деструкция смысложизнен-ных ориентаций, остановленное саморазвитие, самоограничение). Важно учитывать, что обязательными компонентами саморегулирования любого действия являются воля и

самооценка, которая «выступает стержнем процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления и значительно влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения» (10, с. 64).

Раскрытие лидерского потенциала субъекта тесно связано с процессом формирования коллектива. Ценностно-ориента-ционное единство группы и ее лидера возникает при условии, что исповедуемые лидером ценности, жизненные смыслы, выражающие его духовно-нравственную и сущностную направленность, разделяются другими членами группы. Так, ориентированный на успех лидер должен не только сам расти, развиваться, овладевать специальными и базовыми, ключевыми компетенциями, но и мотивировать к обучению своих сокурсников.

В зависимости от избранной субъектом социокультурной модели деятельности, поведения, доминирующего мировоззрения, действующей системы координат ценностно-смысловых ориентаций А. Г. Асмолов выделяет две стратегии развития личности: в парадигме культуры полезности и в парадигме культуры достоинства (11). Соответственно может быть реализован и лидерский потенциал студентов (см. таблицу).

Наиболее благоприятным вариантом представляется стратегия развития лидерского потенциала в парадигме культуры достоинства, так как, опираясь на личностные смыслы субъекта, она способна обеспечить устойчивое (внеконъюнктурное) развитие важнейших качеств лидера: нацеленность на успех, волю, ответственность, толерантность. Достоинство - это интегральное качество, выражающее самоценность личности, «основа ее самосознания и самоконтроля, эталонный образ человека, ответственность индивида перед собой как личностью» (1, с. 94). Достоинство личности - психологическое новообразование, отражающее степень сформированности, развития других качеств, которые являются детерминантами личностного развития субъекта.

Таблица

Реализация лидерского потенциала в парадигме культуры полезности и в парадигме культуры достоинства

В парадигме культуры полезности В парадигме культуры достоинства

1. Деятельность в жизненном пространстве, ограниченном (регулируемом) законами, правилами, нормами 1. Деятельность в жизненном пространстве, ограниченном (регулируемом) совестью

2. Жизненная позиция определяется вектором от обязанностей - к правам личности (приоритетность обязанностей) 2. Жизненная позиция определяется вектором от прав - к обязанностям (приоритетность неотчуждаемых прав)

3. Направленность ведущей деятельности на достижение прагматических, корпоративных целей и задач организации 3. Направленность ведущей деятельности на удовлетворение интересов, потребностей личностного развития

4. Тип личности авторитарно зависимый, испытывающий стремление к конвенционализму, к некритическому принятию догматических норм и правил, к преклонению перед официальной властью; неприятие инакомыслия, ригидность мышления, неспособность к диалогу; стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным объединениям, высокомерное и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию 4. Тип личности демократически направленный, стремящийся к упорядочению своего миропонимания, к открытости, диалогу. Наличие критического мышления, независимость, готовность к сотрудничеству и к автономной деятельности. Доброжелательное отношение к людям, толерантность, самоутверждение внутри себя, обладание честью. Рефлексия, психологическая лабильность

5. Экстернальный локус-контроль: склонность приписывать ответственность за неудачи внешним обстоятельствам 5. Интернальный локус-контроль: склонность возлагать ответственность за неудачи на себя лично

6. Мотивы жизнедеятельности являются либо эгоистическими, либо социально обусловленными 6. Мотивы жизнедеятельности детерминированы духовно-нравственными факторами

7. Основными линиями онтогенеза является эгоистическая направленность или эгоистическая направленность в сочетании с духовно-нравственной направленностью 7. Основная линия онтогенеза связана с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности

8. Мотивом поступления в вуз, отношения к обучению является стремление получить высшее образование, профессию. Решающими могут быть соображения престижности будущей профессии, возможности карьерного роста, материальные условия и т. д. 8. Мотивом поступления в вуз, отношения к обучению является стремление стать образованным, культурным человеком, компетентным специалистом. Выражен интерес к профессии, соответствие ее призванию. Раннее самоопределение

9. Стили лидерства: авторитарный, принуждающий, экспертный 9. Стили лидерства: демократический, заботливый, стиль коучинга

Таким образом, для развития лидерского потенциала студентов необходимо комплексное психологическое воздействие на мотивационно-ценностный (внутренняя согласованность личностных позиций), когнитивный (знание и понимание природы

социально приемлемых способов самоутверждения, самореализации, адекватная оценка собственных возможностей, возможностей группы) и операционально-деятель-ностного (выбор и проективное видение социально одобряемых средств достижения

успеха, конструктивного разрешения конфликтов, способов воздействия на членов группы) компонентов структуры личности. Важными психологическими условиями успешности такого воздействия является формирование в вузе особой морально-психологической среды, обеспечивающей возможность проявления личной инициативы, атмосферы творческого соревнования в занятии лидерских позиций; создание ситуаций успеха во всех доступных студенту видах деятельности (учебной, научной, общественной, в художественном творчестве, деятельности по интересам, в спорте).

ЛИТЕРАТУРА

1. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

2. Цветкова Л. Стратегические направления развития факультета психологии Санкт-Перербургского государственного университета на современном этапе // Материалы Конгресса «Бизнес-интуиция 2004» / А. Ме-негетти и др. авторы. — М. : ООО ФОИЛ, 2005.

3. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство-СПб.: Речь, 2000.

4. Соловьева О. В. Психология лидерства: учебное пособие.— Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.

5. Педагогика и психология в инновационных процессах современного образования /

И. М. Агибова, Д. Е. Белова, С. Г. Корлякова, О. В. Соловьева и др. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.

6. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Пути и судьбы российской психологии: от общей идеи целостной личности к ее трактовке как феномена субъектности (Электронный ресурс). Режим доступа:

www. mgopu. ru/pvu. old/sobor/magazin/1/6. doc ■ 58 КБ

7. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.

8. Боев И. В. Пограничная аномальная личность. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

9. Ахвердова О. А., Оганян К. М., Гюлуша-нян К. С., Косинова В. В. Эмпирическое обоснование психического «как живого процесса» на примере аномальной личностной изменчивости в трудах психологов // Вестник СГУ, 2002. - Вып. 29. - С. 110-118.

10. Профессиональная педагогическая деятельность: содержание и организация: учебное пособие / И. М. Агибова, О. А. Ахвердова, И. В. Белашева и др. — М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2005.

11. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 2002.

Об авторе

Беляева Полина Александровна, Ставропольский государственный университет, соискатель

кафедры клинической психологии. Сфера научных интересов - развитие личности.

Andis-1 @yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.