ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.923.2 - 057.874 : 316.46
В. В. Белов
Лидерство как фактор развития личности старшеклассников
В статье предложена оригинальная формулировка проблемы связи лидерства и развития личности. Лидерство рассматривается как движущая сила саморазвития личности созидающих организационных лидеров начиная уже с периода юности. Определена концептуальная основа исследования лидерства как детерминанты личностного развития. Описан дизайн пилотажного исследования, целью которого является выявление психологических признаков способности к саморазвитию у старшеклассников. Проведены эмпирические исследования, в ходе которых установлены личностные особенности, включенные в структуру способности к саморазвитию старшеклассников. Определена перспектива дальнейшего исследования проблемы лидерства как фактора развития личности в юношеский период.
The article proposes an original formulation of the relationship between leadership and personal development problem. Leadership is seen as the driving force from the period of youth of the personality of organizational leaders-creators. The conceptual basis of the study of leadership is defined as the determinants of personal development. The design of a pilot study is described, the purpose of which is to identify psychological signs of the high school students ability to self-development. Empirical studies were carried out, during which personality traits were included in the structure of the high school students self-development ability. Determined the prospects of further research of the leadership problem as a factor of the personality development in youth period.
Ключевые слова: лидерство, личность, развитие, личностное развитие, саморазвитие, способность к саморазвитию, старшеклассники, юношеский период развития.
Key words: leadership, personality, development, personal development, self-development, ability to self-development, high school students, youth development period.
Говоря о связи лидерства с развитием личности в психологии, можно выделить два подхода к данной проблеме. В рамках первого подхода исследуется развитие личности лидера, выявляются психологические закономерности, факторы, способствующие и препятствующие формированию лидерских качеств, осуществляется поиск личностных особенностей, подверженных изменению под воздей-
© Белов В. В., 2017
ствием разнообразных программ обучения, включая и так называемые «тренинги лидерства». С точки зрения исследователей, решающих многообразные задачи развития лидерских качеств у различных категорий специалистов, проблема развития личности лидера не нова. Существует большое количество публикаций по данной проблематике.
Второй подход к проблеме связи лидерства и развития личности исходит из того, что само лидерство как сложный социально-психологический феномен, проявляющийся во взаимодействии человека с группой последователей, является мощным фактором развития личности самого лидера и тех, кто его окружает. С точки зрения второй, очень немногочисленной группы исследователей решение проблемы лидерства как детерминанты личностного развития находится на самом начальном этапе. Количество публикаций по данной проблематике очень ограничено, существуют единичные работы.
Так Т.А. Бородкина и Д.А. Урывская предлагают рассматривать лидерство как фактор личностного роста. Благодаря лидерству происходит формирование активной жизненной позиции. В статье декларируется положение о том, что существует положительная связь между успешным лидерством и личностным ростом. Однако данная публикация, как отмечают сами авторы, акцентирует внимание на лидерстве как на движущей силе предпринимательства. При этом Т.А. Бородкина и Д.А. Урывская описывают пять эффективных слагаемых лидерства [8].
Следовательно, в данной статье отмечается объединение двух подходов к проблеме связи лидерства и развития личности с доминированием первого традиционного подхода.
В зарубежной психологии также можно найти единичные публикации, авторы которых придерживаются второго подхода. Интересная идея была высказана Ф. Карделлом, который рассматривает лидерство с точки зрения психотерапевта. Он трактует лидерство как психотерапевтический фактор, благодаря которому люди с психологическими проблемами трансформируются в самоактуализирующиеся личности. Ф. Карделл, раскрывая данное положение, считает, что в каждом человеке есть то, что К. Юнг назвал «темной стороной». Обязательным условием развития личности, достижения гармонии является погружение человека в данную «темноту», ориентация в ней, принятие её и интеграция с ней. В результате именно такого погружения человек узнает правду о себе, которая является частицей истины. Лидерство, по мнению Ф. Карделла, рождается из истины, которая является источником подлинного, можно уточнить, созидающего лидерства. В результате таких поисков и усилий чело-
век становится лидером в собственной жизни, так как приобретает веру в себя. Вера в себя предполагает риск и готовность творить. Не будучи лидерами, отмечает автор, мы остаемся без руководящей силы для достижения своих целей, реализации своих заветных желаний. Лидерство должно исходить из источника человеческого и творческого духа. Данная форма лидерства должна струиться из того родника, из которого проистекает жизнь и рождается целостность и достоинство человека. Новое лидерство отнюдь не является прерогативой только служащих крупных компаний, преподавателей университетов и высших военных чинов. Оно должно затрагивать самое сердце семьи, школы и общества в целом [9].
Важно отметить, что Ф. Карделл, говорить о конкретной форме лидерства, которую мы называем созидающим лидерством [5].
Вторая публикация, которая наталкивает на постановку проблемы связи лидерства и развития личности по-новому, а также позволяет уточнить её формулировку - это работа А. Менегетти. Являясь создателем онтопсихологии, А. Менегетти утверждает, что онтопсихологическая школа обнаружила путь, позволяющий прийти к точке формализации чистой интуиции, которой субъект обладает от природы, т. е. онтопсихологии удалось выделить формальное проявление этой чистой интуиции, которое она определяет как «он-то Ин-се». Лидерство он связывает с освобождением «онто Ин-се», которое указывает путь к успеху. Лидер, по мнению автора, - это тот человек, у которого максимально раскрывается его природный потенциал, его «онто Ин-се». Отметим, что связь между лидерством и развитием личности в концепции А. Менегетти прослеживается в том, что развитие природного потенциала предполагает создание человеком своего «социального тела», т. е. лидер - это тот, кто способен подобрать себе людей для реализации своего замысла [11].
Отметим также, что если следовать положениям онтопсихологии, то необходимо уточнить содержание понятия «социальное тело». Созидающий лидер - это тот, кто не просто подбирает людей, а тот, кто для наиболее полного раскрытия своего потенциала не боится окружать себя талантливыми людьми, более того, он целенаправленно выращивает вокруг себя свободно мыслящих, созидающих, готовых вести за собой других людей.
Итак, немногочисленные литературные данные позволяют обозначить научную проблему, которую можно сформулировать следующим образом: лидерство как детерминанта развития личности.
Уточним концептуальную основу исследования проблемы лидерства как детерминанты развития личности. Во-первых, необходимо опираться на признанную в отечественной психологии теорию развития личности. А.Г. Асмолов в своей работе предлагает в каче-
стве теоретических основ изучения личностного развития концепцию движущих сил и условий развития личности [1]. Согласно данной концепции, движущей силой развития личности является совместная деятельность. С нашей точки зрения, созидающее лидерство - это такое взаимодействие лидера и последователей, в результате которого создаются эффективные организованные сообщества людей. Потому данную разновидность лидерства мы обозначает как «организационное лидерство» [4].
Следовательно, лидерство с точки зрения детерминации развития личности можно рассматривать как совместную деятельность, обладающую наибольшим потенциалом для личностного развития тех, кто вовлечен в данную разновидность деятельности. Особенно данный вид совместной деятельности влияет на развитие личности тех, кто занимает лидерскую позицию.
Во-вторых, отметим специфику развития личности лидера. Опираясь на современную теорию детерминации развития личности с учетом трех детерминант развития, ранее мы выделили три линии личностного развития: адаптацию, социализацию и саморазвитие личности. Для лидера доминирующей является линия саморазвития [6]. При этом мы придерживаемся точки зрения Д.А. Леонтьева [10], М.А. Щукиной [13], J.J Bauer [14] R.F Baumeister, K.D Vohs [15] на толкование содержания саморазвития в психологии. Саморазвитие, согласно М.А. Щукиной, представляет собой форму развития личности как субъекта жизненного пути с атрибутами управляемости, произвольности и самодетерминированности качественных личностных изменений. Уточняя содержание данного феномена, Д.А. Леонтьев считает, что саморазвитие может трактоваться как особая форма деятельности. R.F Baumeister, K.D Vohs рассматривают саморазвитие с позиции саморегулирующих систем. Необходимо отметить, что в литературе существуют противоречивые представления о структуре саморазвития. В пилотажном исследовании мы будем рассматривать саморазвитие с функциональной точки как способность, оценивая индивидуальные особенности личности, которые определяют функциональные возможности субъекта жизнетворчества самостоятельно выбирать направление своего развития и реализовать автономную стратегию личностного развития.
В-третьих, подчеркнем, что не все формы лидерства способствуют личностному росту, а тем более саморазвитию личности лидера. Например, деструктивное лидерство разрушает личность лидера [3]. Наибольшее позитивное влияние на саморазвитие личности лидера оказывает то лидерство, которое за рубежом обозначают как суперлидерство, лидерство, порождающее лидеров [16].
С нашей точки зрения, данную форму лидерства лучше обозначать как созидающее организационное лидерство, которое характеризуется тем, что лидеры:
• выдвигают социально конструктивную идею, обладающую преобразующей силой;
• объединяют вокруг данной идеи людей, наделенных талантом и готовых к развитию;
• в процессе реализации своего замысла, осуществляя совместную созидающую деятельность, сами развиваются и вдохновляют других на саморазвитие.
В-четвертых, исходя из особенностей психического развития, важно подчеркнуть, что именно в период юности, в который и попадают старшеклассники, можно выделить две отличительные особенности личностного развития. Первый важный момент заключается в том, что в этот возрастной период происходит резкая смена внутренней позиции с изменением отношения ко времени. Как отмечает И.В. Шаповаленко [12], один из признаков перехода от подросткового возраста к юности - это изменение отношения к будущему. По словам Л.И. Божович, подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта: будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. В связи с этим можно утверждать, что с юношеского возраста линия саморазвития постепенно становится ведущей в развитии личности. Вторая отличительная особенность -это новая основа взаимодействия юношей и девушек с другими людьми. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников. Отметим, что ценностно-смысловая основа является характерным признаком созидающего организационного лидерства. Лидеры, создающие организованные сообщества людей, наполняют жизнь других людей смыслом, относятся к людям как к ценностям, а не как к инструментам для достижения своих целей.
Следовательно, именно в период юности впервые возникает возможность исследовать связь лидерства с саморазвитием как доминирующей линии развития личности тех, кто способен достигать вершин личностного роста.
Исходя из разработанной нами концептуальной основы, можно сформулировать гипотезу пилотажного исследования. Мы предполагаем, что старшеклассники, обладающие лидерским статусом, определенным на основе делового созидающего социометрического критерия, отличаются более выраженными признаками способности к саморазвитию.
Для проверки гипотезы исследования были проведены эмпирические исследования. Необходимо отметить, что в рамках подготовки выпускных квалификационных работ, научным руководителем которых является автор статьи, реализуется научный проект, цель которого выявление личностных особенностей старшеклассников, обладающих лидерским статусом, определенным на основе делового созидающего социометрического критерия. В связи с этим в сборе данных принимали участие студенты И.Н. Милушкина, А.А. Покотилова.
Для реализации цели пилотажного исследования был использован сравнительный дизайн исследования. В исследовании в целом приняли участие 91 учащийся 10-11-х классов в возрасте 1617 лет, из них 49 девушек и 42 юноши. Лидерство изучалось в учебных группах. На основе социометрического исследования, а также по результатам беседы с одноклассниками и учителями были сформированы две группы учеников, условно названные «лидеры» и «нелидеры». При этом старшеклассники выбирали лидера по социально значимому, созидательному социометрическому критерию. В первую группу «лидеры» вошло 22 человека. По результатам социометрии и беседы данные учащиеся являются лидерами, за которыми другие готовы следовать, так как они предлагают идеи, наполненные смысловым содержанием, отличаются креативностью, взаимодействуя с ними, получаешь заряд позитивной энергии. Во вторую группы вошли все остальные ученики. Данная группа специально была сформирована как неоднородная по социометрическому статусу, так как целью пилотажного исследования было выделение личностных особенностей старшеклассников, проявляющих признаки созидающего организационного лидерства с учетом социальных возможностей образовательной среды школы. По возрастному, половому признаку, а также по социальному статусу родителей эти группы являются однородными, а различаются только по готовности к созидающему организационному лидерству.
При выборе методик исследования мы исходили из сведений, содержащихся в литературных источниках, в которых представлены данные по индивидуально-психологическим особенностям, входящим в структуру способности к саморазвитию старшеклассников. Необходимо отметить ограниченное количество публикаций по данной проблематике. Учитывая пилотажный, поисковый характер ис-
следования, перечень методик был расширен, исходя из того, что личностные особенности, значимые для саморазвития, могут относиться к различным сферам личности.
Были использованы следующие методики:
1. Для изучения ценностно-смысловой сферы:
• методика Рокича «Ценностные ориентации»;
• СЖО (тест Леонтьева «Смысложизненные ориентации»).
2. Для изучения мотивационной сферы;
• методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Т. Элерса;
• методика диагностики степени склонности к риску Шуберта;
• «Мотивация достижения успеха» Т. Элерса.
3. Для изучения интеллектуальной сферы личности:
• тест Дж. Гилфорда и М. Салли вена;
• тест «Прогрессивные матрицы Равена»;
• «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла.
Учитывая то, что данные по методике Рокича представлены в
ранговой шкале, первоначально опишем результаты исследования по данной методике. По методике Рокича установлено, что среди терминальных ценностей наибольшее значение для группы «лидеров» имеют такие ценности, как: здоровье, уверенность в себе, общественное признание. Для данных учащихся значимым является физическое и психическое состояние, они хотят обрести внутреннюю гармонию, свободу от внутренних противоречий, сомнений, а также для них важную роль играет уважение окружающих, коллектива. Из инструментальных ценностей выделяют следующие: рационализм и независимость.
Полученные данные свидетельствуют о том, что лидеры стремятся научиться логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, научиться действовать самостоятельно, решительно.
Учащиеся, которые входят в группу «нелидеров», из терминальных ценностей выделяют уверенность в себе и здоровье. Для этой группы учеников также важно обрести внутреннюю гармонию, свободу от внутренних противоречий, сомнений. Важную роль для них играет физическое и психическое состояние комфорта и удовольствия. Из инструментальных ценностей на первые места ставят воспитанность и жизнерадостность, т. е. хорошие манеры и чувство юмора являются доминирующими ценностями.
По методике Рокича не выявлены достоверные различия в группе «лидеров» и «нелидеров» как по терминальным, так и инструментальным ценностям.
Интерпретируя полученные данные, по которым выявлены отличия на уровне тенденций, можно говорить о том, что у старшеклассников, которые относятся к группе лидеров, скорее только наблюдается тенденция ценностной ориентации на социально значимую активность, позволяющую им успешно освоить совместную деятельность.
В таблице представлены сведения по показателям методик, по которым получены достоверные различия в группе «лидеров» и в группе «не лидеров».
Таблица
Сравнение личностных особенностей в группе «лидеров»
и в группе «<нелидеров»
Личностные Группа Группа Т- Уровень
особенности «лиде ров» «нелидеров» критерий достоверности
М т М т Стьюдента различий
Осмысленность жизни 114,1 1,4 96, 3 3,1 5,23 Р<0,001
Абстрактный интеллект 102,9 0,6 101,6 0,8 1,30 Р>0,05
Эмоциональный 58,1 0,5 56,2 0,6 2,07 Р<0,05
интеллект
Социальный интеллект 28,0 0,4 27,3 0,6 0,97 Р>0,05
Мотивация достижения 12,5 0,5 7,7 0,9 4,71 Р<0,001
успеха
Мотивация избегания 0,68 0,3 0,53 0,5 0,26 Р>0,05
неудач
Склонность к риску 8,7 0,8 2,6 1,2 4,24 Р<0,001
Примечание: при Т = 1,99 Р = 0,05; при Т = 2,64 Р = 0,01; при Т = 3,4 Р = 0,001
Как следует из данных, приведенных в таблице, не выявлены достоверные различия в группе «лидеров» и «нелидеров» по показателям, оценивающих степень выраженности абстрактного и социального интеллекта, а также мотивации избегания неудачи. В обеих группах эти показатели соответствуют средним значениям.
Интерпретируя полученные результаты, необходимо отметить, что, как показывают литературные данные, абстрактный интеллект нелинейно связан с успехами лидерского поведения. Что же касается двух остальных личностных особенностей, то, скорее всего, отсутствие достоверности различий в двух группах обусловлено особенностями возраста: одинаковый уровень развития социального интеллекта обусловлен тем, что в юношеском возрасте отличительной особенностью является ориентация на общение. Отсутствие достоверных различий по показателю избегания неудач можно объяснить спецификой социальной ситуации развития в современных условиях. Молодежи свойственны такие культивированные средствами массовых коммуникаций идеалы, как уверенность в себе, непринятие неудачников.
Достоверные различия выявлены по показателям, позволяющим измерять такие особенности личности, как осмысленность жизни, эмоциональный интеллект, мотивация достижения успеха и склонность к риску.
На основании полученных данных можно составить психологический портрет тех, кто в юношеский период склонен к созидающему лидерству. Для них характерны:
• наличие цели в будущем, которая придает жизни осмысленный характер, направленность на будущие достижения, временную перспективу;
• интерес и эмоциональная насыщенность жизни, получение удовольствия от самореализации, ощущение себя хозяином жизни, осознание и понимание своих эмоций, успешное управление эмоциональными состояниями, развитая самомотивация, эмпатичность, способность чувствовать других и распознавать их эмоции;
• стремление к успеху, толерантность к неопределенности и готовность к разумному риску.
Для того чтобы оценить степень выраженности способности к саморазвитию у лидеров в период юности дадим характеристику вершинной формы (акмеформы) её развития у созидающих организационных лидеров. При этом будем опираться на собственные результаты исследования организационного лидерского таланта [2; 7].
Созидающий организационный талант характеризуется следующими признаками.
1. Отличительными особенностями ценностно-смысловой сферы личности являются: система ценностей, которая предполагает убеждение, что долг превыше собственных интересов; включает желание быть впереди, стремление к лидирующему положению не себя, а союза людей, во главе которого стоит лидер; основывается на мировоззренческой позиции служения людям, что проявляется не в манипулировании сознанием подчинённых, не в использовании своих последователей, а в саморазвитии самого руководителя организации и формировании из своих последователей самостоятельно мыслящих лидеров.
2. Развитые нравственные качества личности, которые проявляются в сохранении чести и достоинства; справедливом, честном, последовательном отношении к подчинённым; доверии к людям, заботе о своих сотрудниках; в постоянной готовности соотносить цели с моралью, определять, не наносят ли эти цели ущерба социальному союзу, не разрушают ли они структуру и моральный дух данного союза.
3. Высокий уровень профессионализма в организационной деятельности, который включает в себя: горячую приверженность делу; умение определять чёткие цели совместной деятельности, страте-
гически планировать, определяя миссию и разрабатывая программу реализации этой миссии; организацию деятельности других людей на основе спонтанного вовлечения в организаторскую деятельность; добровольное принятие на себя роли и функции организатора; принятие решений, готовность отвечать за эти решения и их последствия; побуждение других к достижению общей цели; декларирование своих ожиданий последователям в форме чётко структурированной, легко передаваемой, воспринимаемой и принимаемой другими точки зрения; вовлечение последователей в реализацию своего замысла, предоставляя им возможность осознать выгоды и преимущества; определение их обязанностей, ориентируясь не на приказы, а на договорные взаимоотношения с последователями, выстраивая отношения согласия; эффективное влияние на последователей на основе гибкого, адаптивного стиля руководства, предполагающего богатство ролевого репертуара, использование не только убеждения, но и успешное применение эмоциональных методов воздействия, что обеспечивает понимание другими людьми идей лидера в сочетании с верой в справедливость и реализуемость этих идей.
4. Коммуникативная компетентность, включающая в себя диагностику психологических особенностей других людей, предполагающая возможность быстро и адекватно характеризовать эти особенности, метко и кратко их описывать, анализировать полученные психологические портреты подчинённых, объяснять поведение других людей и своего собственного; умение мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека; эмпатию, т. е. сопереживание того, что переживают, чувствуют другие; умение располагать к себе собеседника за счёт обаяния, притягательной силы, участливости в отношениях к людям, простоты, естественности в общении, способности оставаться самим собой в отношениях с людьми, отсутствие наигранности в поведении; умение эффективно воздействовать на людей, используя технологию «притч».
5. Развитые способности к организационной деятельности, а именно:
• способность к самотрансцендентации, которая позволяет организационному лидеру сформировать систему организационных ценностей и на этой основе превратить группу в единое целое; предвидеть будущее, поступая как мудрец, избегать решений, разрушающих союз людей;
• способность к социальному творчеству, которая проявляется в выдвижении идеи, в создании замысла организации;
• способность к достижению успеха, которая предполагает поиск и нахождение необходимых ресурсов, позволяющих реализовать свой замысел;
• способность к критическому анализу своих возможностей, которая позволяет оценить альтернативы, выбрать оптимальный вариант решения и путём системного критического анализа улучшить выбранный вариант;
• способность к спонтанной активности, к самомобилизации, которая в напряженных ситуациях позволяет быть самоэффективным, не впадать в состояние приобретённой беспомощности, сохранять целеустремлённую активность, мобилизовать последователей, вселять уверенность в успех, в победу;
• способность к предвосхищению социальных угроз, которая предполагает, что лидер организации не только может предвидеть опасности для реализации его замысла, но и при необходимости способен остановиться, что позволяет избежать слепого, бездумного продвижения вперёд ради реализации потребности в спонтанной активности;
• способность к устойчивости функционирования личности, которая позволяет сохранять её структуру (т. е. оставаться собой) и предотвращает возникновение нервно-психического срыва, управляя своими эмоциями, психическим и физическим состояниям.
Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что у лидеров в юношеский период развития отчетливо прослеживается переживание онтологической значимости жизни, стремление её целенаправленно выстраивать, опираясь на конструктивные глубинные отношения с людьми, ориентируясь на решение реальных жизненных задач, стремясь к успеху, не боясь рисковать в процессе своего жизнетворчества. Всё это в целом свидетельствует о том, что для них характерна способность к саморазвитию, которая с учетом сравнения с развитой её формой, присущей для созидающих лидеров, достигших организационного таланта, находится на начальном этапе формирования данной способности.
Обобщая результаты теоретических и эмпирических исследований, можно прийти к следующим выводам:
1. Пилотажное исследование позволило выявить у лидеров в юношеский период признаки способности к развитию. Лидерский статус в учебных группах старших классов связан с личностными особенностями, которые включены в структуру способности к саморазвитию.
2. Полученные результаты исследования не противоречат литературным данным, которые описывают проявления способности к саморазвитию. Однако необходимо отметить, что в юношеском возрасте наблюдаются начальные признаки формирования данной способности.
3. В то же время выявленные эмпирические данные не позволяют однозначно говорить о лидерстве как детерминанте саморазвития личности. Скорее, при интерпретации полученных данных уместен принцип фальсифицируемости К. Поппера, чем принцип верифицируемости. Наличие зависимостей между лидерским статусом и признаками успешного саморазвития у старшеклассников позволяет не отрицать гипотезу о лидерстве как детерминанте развития личности, но в то же время полученные результаты не позволяют подтвердить данную гипотезу. Необходимо провести формирующий эксперимент, а также с помощью лонгитюдного метода проследить связь лидерского статуса с динамикой признаков саморазвития у старшеклассников.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
2. Белов В.В. Организационная одарённость. - СПб.: Астерион, 2008. -400 с.
3. Белов В.В. Психологические особенности личности деструктивного руководителя организации. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (серия Психология). № 2. - 2009. - С. 138-147.
4. Белов В.В. Психология лидерство. Электронный ресурс. - СПб.: СПбАУиЭ, 2011.
5. Белов В.В. Проблема организационного лидерства: акмеологический подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 1. - Т. 5 Психология. - 2014. - С. 40-50.
6. Белов В.В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2017 г. -СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 292-295.
7. Белов В.В., Белова Е.В., Корзунин В.А. Психодиагностика способностей к управленческому лидерству. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - 200 с.
8. Бородкина Т.А., Урывская Д.А. Лидерство как фактор личностного развития // Территория науки. - 2014. - № 5. - С. 92-95.
9. Карделл Ф, Психотерапия и лидерство. - СПб.: Речь, 2000. - 238 с.
10. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М., 1997. - С. 156-175.
11. Менегетти А. Психология лидера / пер. с итал. - 4-е изд. - М.: ННБФ Онтопсихология, 2004. - 256 с.
12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
13. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дис. ... д-ра психол. наук. - М.; СПб., 2015. - 355 с.
14. Bauer J.J. Intentional Self-Development // Lopez S.J. (ed.). The Encyclopaedia of Positive Psychology. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2009. P. 523-527.
15. Baumeister R.F., Vohs K.D. (eds.) Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications. New York: Guilford, 2004.
16. Manz, C. C., & Sims, H. P., Jr. (2001). The new Super Leadership: Leading others to lead themselves. San Francisco, Berrett-Koehler.
УДК 159.9.07
И. В. Неверова
Акмеологическая оценка структурной организации
инновационного компонента управленческого лидерства
В статье раскрываются особенности структурной организации инновационных характеристик деятельности и личности профессионала управления, составляющие инновационный компонент такого организационного феномена, как управленческое лидерство. За основу берется положение о том, что управленческое лидерство является более высокой ступенью по сравнению с традиционным менеджментом и руководством. Выделяются наиболее значимые факторы, которые структурируют массив показателей для объяснения природы «инновационности» руководителя акмеуровня и отсутствия таковой в группе неуспешных руководителей. Дается акмеологическая оценка структуры инновационного компонента управленческого лидерства с целью определения путей и средств профессионального обучения, развития, самосовершенствования.
The article describes features of structural organization of innovative characteristics in activity and personality of management professional which form the innovative component of such an organizational phenomenon as managerial leadership. The basic thesis of this research is what managerial leadership is a higher step comparing to the traditional management and leadership. The most significant factors, which structure an array of indicators to explain the nature of the "innovativeness" of the head of the acme level and the lack thereof in the group of unsuccessful leaders, are stood out. The acmeological estimation of the structure of the innovative component in managerial leadership is given with the purpose of determining the ways and means of vocational training, development and self-improvement.
Ключевые слова: управленческое лидерство, инновационные характеристики деятельности и личности профессионала, функциональная готовность к инновациям, психологическая готовность к инновациям, акмеуровень руководителя.
Key words: managerial leadership, innovational characteristics of activity and personality of professional, functional readiness to innovation, psychological readiness to innovation, leader's acme level.
Современные условия высокой степени изменчивости, конкуренции и противостояния предъявляют особые требования к эффективности руководства организациями разного типа и назначения.
В данных условиях «определяющим фактором существования долгосрочно преуспевающих организаций служит такой социально-психологический механизм, как организационное лидерство» [6, с. 233]. Лидер организации - или управленческий лидер - гармонично сочетает в себе лидерские и менеджерские качества. «Управленческое лидерство - единство формального и неформального лидерства в организации, обеспечивающее конкурентные преимущества организации по сравнению с традиционным менеджментом» [1, с. 197].
© Неверова И. В., 2017