Научная статья на тему 'Психологические детерминанты формирования лидерских устремлений личности на этапе обучения в вузе'

Психологические детерминанты формирования лидерских устремлений личности на этапе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
554
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / INDIVIDUAL / ЛИДЕР / LEADER / ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / УСТРЕМЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / СУБЪЕКТ / SUBJECT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ВУЗ / UNIVERSITY / ASPIRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулинцева Ю. С.

В статье рассматриваются психологические детерминанты формирования лидерских устремлений у студентов вуза. Рассмотрены объективные и субъективные предпосылки формирования лидерских устремлений в студенческом возрасте. Раскрыто психологическое содержание лидерских устремлений студентов вуза в единстве ценностно-смысловой, мотивационной и поведенческой составляющих. На эмпирической основе выделено три типа студентов, различающихся по уровню лидерских устремлений: активные, потенциально-активные и пассивные. В статье представлены психологические портреты студентов с разным типом лидерских устремлений, а также комплекс психологических коррелят лидерских устремлений студентов вуза: самооценка, доминантность, ориентация на самореализацию, локус субъективного контроля, эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, самостоятельность, статус как жизненный смысл, смелость. Показано, что формирование у студентов вуза лидерских устремлений включает: развитие «пролидерских» жизненных ориентаций; совершенствование эмоциональной саморегуляции; укрепление волевой сферы личности; умение оказывать влияние на других людей; повышение самооценки; проявление конкурентных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological determinants of development of leadership aspirations o

The articale deals with the psychological determinants o developing leadership aspirations of university students. Objective and subjective prerequisites for the development of leadership aspirations at student age are considered. The psychological content of leadership aspiration of University students is revealed as the unity of value-semantic, motivational and behavioral components. We empirically distinguish three types of students who are different in leadership aspirations: active, potentially active and passive. The article presents the psychological profiles of students with different types of leadership aspirations, as well as a range of psychological correlates of leadership aspirations of University students: self-esteem, dominance, focus on self-actualization, locus of subjective control, emotional stability, personal anxiety, independence, status as a sense of life, courage. It is observed that the development of university students' aspirations of leadership includes: the development of "pro-leader" vital orientations; the improvement of emotional self-regulation; strengthening the volitional sphere of a personality; ability to influence other people, raising self-esteem; demonstration of the competitive trends.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты формирования лидерских устремлений личности на этапе обучения в вузе»

пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. - М.: Изд-во Совершенство, 1998. - 368 с.

14. Фщула, М.М. Педагопка. Навч. поабник для студенев вищих педагогiчних закладiв освiти. [ Текст] / М.М. Фщула. - Тернопшь: Вид-во «Навчальна книга - Богдан», 1997. - 192 с.

15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 300 с.

Психология личности

Кулинцева Ю. С.

Психологические детерминанты формирования лидерских устремлений личности на этапе обучения в вузе

Лидерские качества выступают как одни из ведущих характеристик личности современного человека. Формирование этих качеств на разных этапах онтогенеза является существенной задачей образовательных учреждений. Личностные качества лидера, заложенные у детей еще в школьный период жизни, могут и должны получать импульсы для дальнейшего формирования на последующих ступенях жизни. Особенно это актуально для периода жизнедеятельности человека, обозначаемого в качестве студенческого.

Немаловажно, что для студентов наличие адекватно развитых лидерских качеств выступает не только потребностью развития личности как таковой, но и ее развития в контексте складывающихся социально-политических и экономических трансформаций нынешнего российского общества. Лидерство является достаточно распространенным феноменом общественной жизни, проявляющимся в самых разных ее сферах, - политике, религии, бизнесе, науке, военном деле и спорте, в различных неформальных организациях. Лидерство -это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. По утверждению Ф. Карделла, каждый человек, так или иначе, является лидером - в семье, в коллективах, в школе, на рабочем месте и в мире. Существует много вариантов лидерства, каждый из которых соответствует определенным потребностям (в личной, профессиональной, социальной сферах). Вместе с тем, в какой бы сфере лидерство не проявлялось, оно оказывает значимое влияние на общественную жизнь, активизирует деятельность своих сторонников и противников, выступает катализатором чего-то нового или яростно отстаивает традиции, культурное наследие.

Масштабность влияний, оказываемых лидерством на ход истории, породила неиссякаемый интерес к самым разным сторонам его проявления. Основной круг вопросов был порожден стремлением к постижению природы истоков лидерства. Заложено ли лидерство в природе человека или оно приобретается под воздействием среды? Является ли оно уделом избранных или

присуще каждой личности и может быть развито при благоприятных условиях? Каков механизм образования лидерских качеств, каковы факторы и пути их развития? Что особенного в типологических характеристиках лидеров? Этот и близкий к нему спектр вопросов, поднимая достаточно специфический пласт проблематики, послужил стимулом к изучению лидерства в психологической науке.

Хотя лидерство является древним феноменом, интенсивные его исследования начались всего несколько десятилетий назад. Соответствующая проблематика получила свою начальную разработку в исследованиях западных авторов, занимавшихся социально-психологическими вопросами [Басс Б.М., Белбин М., Беннис У., Бланшар К., Блейк Р., Кан Р., Кац Д. Кляйн Дж., Кунц Г., Левин К., Моутон Дж., Нанус Б., О' Доннел С., Стогдилл Р., Томас Дж., Фидлер Ф., Херси П., Шериф К., Шериф М. и др.]. В отечественной психологии изучение проблемы лидерства связано с именами таких психологов, как Т.В. Бендас, И.Г. Дубов, Е.М. Дубовская, Н.С. Жеребова,

A.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, Б.Д. Парыгин,

B.А. Петровский, Л.И. Уманский, В.М. Шепель и др.

Термин лидер изначально происходит от английского слова «leader», переводимого как «ведущий». В самом общем виде под лидерством понимается процесс сильного влияния одних членов группы на других, в результате которого некоторые из этих членов занимают центральную позицию в группе, имеют определяющее воздействие на принятие групповых решений и обладают одним или несколькими видами власти [1]. Лидером, соответственно, называют члена группы, за которым признается право принятия ответственных решений в значимых для группы ситуациях. Лидер - это авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [5].

Оформившееся к настоящему времени понимание психологической сущности лидерства достаточно многообразно. Особый интерес к проблеме лидерства появился в XIX веке. Наибольшее влияние на ученых того периода оказали работы Г. Спенсера, Ч. Ломброзо, Т. Карлейля и Ф. Гальтона. Свою трактовку лидерства предложили представители, практически, всех классических школ и направлений в психологической науке. Достаточная широта взглядов и направлений в понимании лидерства и построения образа лидера говорит о сложности и многогранности проблемы.

В современной социо-политической ситуации России все более востребованными становятся знающие, энергичные, инициативные лидеры, способные сплотить вокруг себя единомышленников, четко и понятно сформулировать перед ними насущные, первоочередные и перспективные задачи, поддержать в минуты трудности и повести за собой на достижение новых высот.

Однако опыт работы в высшей школе показывает, что значительное число студентов вуза еще не ориентированы на творческую самореализацию, на освоение профессиональных знаний и личностное развитие, не обладают какими-либо

выраженными способностями, не стремятся выразить себя, достичь собственными усилиями престижного социального статуса. Это затрудняет процессы их социальной адаптации и профессионального становления.

Вместе с тем, в работах отечественных и зарубежных психологов, занимающихся изучением студентов как особой социальной группы, показано, что им свойственно осознание себя субъектами деятельности, носителями определенных общественных ценностей и социально полезными личностями. Усиление сознательных мотивов поведения делает студенческий период наиболее сензитивным для развития субъктности личности, креативности, потребности в достижении успеха, повышения личной эффективности [Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Зимняя И.А., Мухина В.С., Рыбалко Е.Ф., Сапогова Е.Е., Слободчиков В.И., Фельдштейн Д.И., Цветкова Р.И., Эриксон Э. и др.]. На базе изменения ценностно-мотивационной сферы, развития социального интеллекта, творческих способностей, становления профессиональной направленности у студентов все более заметной становится тяга к лидерству, связанному со стремлением к реализации собственных возможностей и способностей, с умением взять на себя ответственность, быть активным субъектом жизнедеятельности.

Однако лидерские устремления студентов не всегда находят поддержку среди сверстников и лиц, составляющих близкий и далекий круг их межличностных отношений и взаимодействий. Они также сталкиваются с определенными внутренними трудностями, с нежеланием проявлять инициативу, включаться в коллективные дела, с непониманием социальных событий, с леностью и инертностью. Вместе с тем, все социальные сферы испытывают острую потребность в новых кадрах, способных генерировать новые идеи, создавать перспективные проекты, выступать инициаторами внедрения инноваций и т.д. В силу этого требуется специальная помощь психолога, направленная на воспитание у студентов лидерских устремлений и способности к их воплощению.

Согласно разработанной нами теоретической концептуальной модели, формирование лидерских устремлений студентов вуза должно проводиться в единстве трех составляющих: создания в вузе среды лидерства, обучения лидерству и развития лидерских качеств. Создание в вузе среды лидерства основано на проведении со студентами организационной работы, выстроенной в соответствии с определенными условиями, позволяющими проявиться и закрепиться у них лидерским качествам.

Одним из необходимых условий создания в вузе такой среды является расширение возможностей приложения студентами своих сил не только в учебно-профессиональной, но и других видах деятельности: научной, спортивной, трудовой, художественно-творческой, туристской и т.д. Данное условие развития лидерских устремлений предусматривает оказание помощи студентам в вовлечении их в организацию и проведение различных воспитательных, научно-исследовательских, проектно-творческих и других мероприятий, проводимых как в вузе, так и за его пределами.

Выдвижение обозначенного условия основано на предположении, согласно которому разнообразие видов деятельности помогает человеку попробовать разные способы самовыражения и на этой основе лучше увидеть то, на что он способен. Такое самопознание делает его более уверенным в себе, активным, целеустремленным, способным организовать себя и других. Данное условие рассматривается нами в качестве одного из ключевых для развития лидерских устремлений студентов с учетом того, что лидерство достигается путем неоднократных повторений и тренировок. Включенность студентов в разные виды деятельности как раз и позволяет им проявить свое лидерство, а затем и отточить его как в сходных, так и в новых условиях деятельностной активности.

Одним из условий развития лидерских качеств студентов является обеспечение вариативности выбора ими видов предпочитаемых видов деятельности. Свободный выбор студентами видов деятельности, с одной стороны, раскрепощает их, позволяет остановиться на том, что более соответствует индивидуальным предпочтениям, интересам, склонностям, с другой стороны, делает более ответственными, заставляя соизмерять выборы со своими возможностями. Когда человек имеет возможность выбирать, только тогда он может быть полностью ответственным за результат выбранной им деятельности.

Ответственность, в свою очередь, является неотъемлемой чертой лидерства. Только ответственный человек способен возглавить выполнение какого-либо дела, взять на себя ответственность за ее результат, за действия других людей. Свобода выбора, дающая возможность самостоятельно определять свои действия, планировать пути достижения цели, рассчитывать собственные усилия при решении возникающих задач выступает необходимым условием подготовки студентов-лидеров.

Необходимо также повышение «веса» креативного компонента в деятельности, выполняемой студентами. Креативность деятельности делает ее более привлекательной, мотивирует на самораскрытие, на поиск нетривиальных решений нестандартных задач. На основе выполнения такой деятельности формируются творческие черты личности, которые могут выступить основой лидерства: творческий человек привлекает других людей, он способен убедить их во многом, «зажечь» их и повести за собой.

Требуется также «обогащение» в вузе соревновательного компонента, который распространяется на разные виды и формы деятельности студентов, так как он способствует росту требовательности к себе и окружающим. Стремясь быть в числе первых, в учебной, научной, спортивной и других видах деятельности, студенты стремятся больше знать, уметь, лучше выполнять какую-либо деятельность, адекватнее планировать свои поступки и т.п. Тем самым приобретаются качества, являющиеся незаменимыми для лидера.

Значимым является также создание в вузе атмосферы уважительного отношения к успехам каждого студента, так как она стимулирует ориентацию на более высокие достижения, повышает их самооценку, закрепляет практику уважительного отношения друг к другу. Полученный студентами опыт такого

отношения может явиться благодатной основой для постановки перед собой более сложных задач, в том числе, и лидерского характера.

В целом, среда лидерства, с одной стороны, дает студенту возможность проявить себя в качестве лидера, а, соответственно, сформировать новые или закрепить уже имеющиеся лидерские устремления. С другой стороны, среда лидерства делает для него более очевидными те трудности, которые препятствуют формированию необходимых ему лидерских устремлений. Реализация данных условий формирования лидерских устремлений предусматривает, как минимум, изменение форм деятельности студентов и перестройку взаимодействия с ними профессорско-преподавательского состава вуза.

Следующей составляющей модели формирования лидерских устремлений студентов вуза является обучение лидерству, которое представляет собой специально организованное взаимодействие психолога со студентами, направленное на образование у последних базовых компетенций в сфере лидерского поведения. Данные компетенции включают в себя знания по психологии личности, социальной психологии, психологии лидерства, а также коммуникативные и профессиональные компетенции.

В качестве значимого условия формирования лидерских устремлений у студентов вуза нами рассматривается также развитие у них качеств лидера. Для этой цели нами разработан тренинг развития лидерских качеств, включающий в себя следующие смысловые блоки: развитие «пролидерских» жизненных ориентаций (на самоактуализацию и занятие высокой статусной позиции; совершенствование эмоциональной саморегуляции (снижение личностной тревожности, эмоциональной устойчивости); укрепление волевой сферы личности (интернальности, смелости, самостоятельности); формирование умения оказывать влияние на других людей (коммуникативных умений, умения доминировать в группе); повышение самооценки.

В результате участия в тренинге студенты получают возможность расширить свои представления о собственной личности в направлении формирования лидерского мировоззрения, навыков социального влияния, уверенного поведения в межличностном взаимодействии и т.д. Формирование лидерских устремлений у студентов вуза представляет собой комплексно организованную деятельность, учитывающую психологическую специфику феномена лидерских устремлений, объективные и субъективные обстоятельства, предрасполагающие к такой деятельности и особенности лидерских устремлений студентов вуза.

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов:

- лидерские устремления студента вуза представляют собой форму нацеленности его личности на достижение высоких результатов в определенной сфере социального взаимодействия, в некоторой предметной области или проблемной ситуации в составе группы, признающей доминирование лидера в течение некоторого промежутка времени, автономного или увязанного с какими-либо жизненными обстоятельствами. Как особое психологическое образование,

стимулирующее и ориентирующее активность человека, они включают в себя ценностно-смысловую, мотивационную и поведенческую составляющие, отражающие разные аспекты функционирования лидерских устремлений студентов вуза;

- лидерские устремления студентов вуза подразделяются на активные, потенциально-активные и пассивные, что может выступить основой дифференциации студентов по действенности лидерских устремлений; определяя доминирование у них определенных личностных и поведенческих характеристик, типы лидерских устремлений могут выступить основой для построения психологических портретов студентов с разным типом лидерских устремлений;

- типы лидерских устремлений студентов вуза коррелируют с рядом их личностных характеристик (самооценкой, доминантностью, ориентацией на самореализацию, локусом субъективного контроля, эмоциональной устойчивостью, личностной тревожностью, самостоятельностью, жизненным смыслом и смелостью) и социометрическим статусом в студенческой группе;

- формирование лидерских устремлений студентов вуза проходит успешно в рамках программы, объединяющей проведение обучения лидерству, тренинга развития лидерских качеств и создания в вузе среды лидерства. Обучение лидерству представляет собой специально организованное взаимодействие психолога со студентами в рамках лекционно-семинарских курсов, направленное на образование у последних базовых компетенций в сфере лидерского поведения;

- развитие качеств лидера включает развитие у студентов «пролидерских» жизненных ориентаций; совершенствование эмоциональной саморегуляции; укрепление волевой сферы личности; формирование умения оказывать влияние на других людей; повышение самооценки. Создание в вузе среды лидерства предусматривает проведение со студентами организационной работы в соответствии с условиями, позволяющими проявиться и закрепиться у них лидерским качествам.

Литература

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология лидерства: Монография [Текст] / Т.В. Бендас. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. - 167с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [ Текст] / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352с.

3. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 640с.

4. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [ Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 1989. - 206с.

5. Психологический словарь [ Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.