Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 84-86.
Р. И. Котрухова, С. С. Домрачев
лидерство как ценностный аспект профессиональной культуры будущего специалиста
Анализируются источники, посвященные изучению феномена лидерства и профессиональной культуры через освоение профессиональных ценностей. Рассматриваются взгляды на роль лидерства и профессиональной культуры в системе социальных качеств личности с использованием социологического, культурологического и философского анализа данного феномена. Определяется роль лидерства в становлении профессиональной культуры будущего специалиста.
Ключевые слова: лидерство, ценности, профессиональная культура, социальное управление, профессиональная подготовка.
Социальные проблемы развития российского общества и его граждан определяются в числе приоритетных, понимание роли профессионально подготовленных кадров в решении любой задачи ставит вопрос формирования профессиональной культуры в число первоочередных в процессе подготовки к будущей управленческой деятельности. Сегодня востребованы специалисты в области социального управления, имеющие высокую профессиональную культуру. В этой связи профессиональная культура личности руководителя как его интегративное качество выступает реальным фактором оптимизации и дальнейшего развития общественных отношений. На сегодняшний день сложившаяся система подготовки специалистов-руководите-лей не обеспечивает должного уровня формирования их профессиональной культуры и развития профессионально важных качеств.
В современных условиях развития российского общества к сфере управления предъявляются такие требования, которые адекватны процессу становления качественно новой личности. Речь фактически идет о создании новых систем управления и качественно иной подготовки самих управленческих кадров, лидеров в сфере управления и бизнеса.
На нынешнем этапе российскому обществу необходимы лидеры, транслирующие ценностные ориентации и установки для членов любой социальной группы, способные снять напряженность в социуме, лидеры, ориентированные на гуманистические ценности, на достижение высоких целей во всех сферах общественной жизни.
Среди исследований последних лет наибольший интерес представляют работы О. В. Афанасьевой, Г. К. Ашина,
Г. С. Галиуллиной, О. В. Гаман-Голутвиной, С. В. Голубева, В. П. Горяинова, Е. В. Грунт,
И. И. Ефремова, Ю. Г. Коргунюк, Д. В. Обухова,
А. И. Пригожина, А. В. Решетникова, В. Я. Са-ленко. В данных исследованиях затрагиваются такие вопросы, как соотношение лидерства с успехом и удачей, роль эмоций и интеллекта в лидерстве, типологизация лидеров по принципу взаимоотношений с последователями, харизматичность лидера, лидерство, определяющее организационную культуру, творчество в лидерстве и создание исторических портретов лидеров эпох [4].
Особое внимание к проблеме лидерства в теории и на практике более чем обоснованно, ведь именно от позиций и действий, обусловленных системой ценностных ориентаций тех, кто имеет возможность управлять как малыми, так и большими социальными группами, общностями, организациями, структурами, сферами, вплоть до государства, зависит дальнейшее развитие всей общественной системы. Феномен лидерства является объектом изучения многих научных направлений гуманитарного знания, в рамках которых интенсивно исследуются и анализируются самые разнообразные аспекты этого феномена [4].
Важными представляются исследования профессиональной культуры социально-философской, социологической и культурологической направленности, а также исследования в рамках аксиологической парадигмы. Как справедливо отмечает В. С. Цукерман, профессиональная культура является не только социологической, но и культурологической категорией. Профессиональная культура — это некий культурный объект, культурный процесс, носитель культурных свойств, культурных функций и культурных ценностей [5. С. 112-113].
Культурологический взгляд на явления и процессы зачастую приоритетен, так как предполагает сосредоточение на изучении ценностного
содержания человеческой, а следовательно, куль-турно-преобразующей деятельности как доминанты лидерства и позволяет не только осмысливать психологические особенности и реальные условия, в которых действует лидер, но и выявлять ценностно-смысловую природу лидерства.
Очень весомый вклад в разработку проблематики ценностей в онтологическом и реальном измерении внесла русская философская школа, обогатившая анализ общественного развития аксиологическим подходом. В этой связи необходимо отметить работы В. С. Соловьева, С. Л. Франка,
Н. А. Бердяева, П. Флоренского. С другой стороны, ценности как важнейший структурный элемент любого общества вызывали острый интерес у классиков западной социологии. Э. Дюркгейм рассматривал ценности в функциональном ключе, как интегративный центр коллективного сознания, основу социальной солидарности, как объективную силу, стоящую выше индивидов и подчиняющую их себе. Р. К. Мертон также исследовал механизмы социального функционирования ценностей. Ценностные ориентации студенчества исследовались Н. Г. Багдасарьяном,
A. В. Юпитовым, А. А. Золотовым, И. О. Карпухиным, А. Л. Маршак, А. В. Меренковым [1].
Особый интерес для нас представляют труды по социологической теории профессиональной культуры. Это работы Г. Е. Зборовского, Г. Б. Кораблевой, И. М. Моделя, В. Д. Парыгина, Г. Н. Соколовой. Методологические аспекты изучения профессиональной культуры различных социально-профессиональных групп представлены в исследованиях П. А. Амбаровой, Т. В. Бочкаревой, Е. В. Грунт, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, О. В. Крыштановской,
B. Ф. Олешко, О. В. Хановой и др.
В трудах П. А. Амбаровой, Л. Н. Когана, И. М. Моделя и Г. Н. Соколовой предоставлены наиболее целостно разработанные концепции профессиональной культуры. Их авторы используют понятие профессиональной культуры в качестве категории, которая характеризует степень овладения субъектом специфическим видом труда в сфере общественного производства и развития личности [2].
Исходя из технологической концепции профессиональную культуру можно определить как категорию, характеризующую степень освоения профессиональной группой и ее представителями специфического вида трудовой деятельности в сфере общественного производства,
являющейся результатом частного разделения труда. В этом своем качестве профессиональная культура служит мерой освоения социальной технологии на данном этапе общественного развития. В. С. Цукерман выделяет три уровня профессиональной культуры:
1. Профессиональная культура общества, состоящая из всех имеющихся в обществе профессиональных культур со всеми методами и способами социальной технологии, многообразием групп, диалектикой их различий и взаимосвязи.
2. Профессиональная культура группы, т. е. профессиональная культура в наиболее точном и полном значении этого выражения.
3. Профессиональная культура личности — степень освоения ею профессиональной культуры данной группы работников.
Также важным является вопрос о структуре профессиональной культуры и ее основных элементах. По мнению Цукермана, целесообразнее было бы выделить три основные структурные подразделения:
1. Субъект профессиональной деятельности и его характеристики, которыми являются профессиональные знания, навыки и умения; ценности, принимаемые и разделяемые членами профессиональной группы, и нормы профессиональной деятельности, правила поведения, принятые в профессиональной группе.
2. Профессиональная деятельность, ее материально-вещественная и духовно-практическая стороны.
3. Результаты профессиональной деятельности с точки зрения их качества и соответствия общественным потребностям [5. С. 101-104].
Нашими задачами являются поиск и разработка адекватных современным условиям форм и методов становления профессиональной культуры будущих управленцев в условиях профессиональной подготовки, в том числе по направлениям подготовки потенциальных управленцев. В то же время основные усилия по формированию профессиональной культуры должны быть направлены не только на будущих специалистов, которые получают специальность профессионального управленца (специальности «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление»), но и на специалистов, получающих высшее образование по направлениям, не связанным с управлением. Также нам важно рассматривать вопрос становления профессиональной культуры
через внеучебную деятельность студентов, вовлекая их в общественную работу.
Вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей. В первую очередь — огромное позитивное воздействие на познавательное и эмоциональное развитие. Согласно исследованию Р. Гарольда, по крайней мере дюжина специфических умений может быть развита через участие в студенческих организациях и общественной деятельности. Многие ценности соответствуют самой сути функционирования этих организаций. Лидерские способности ценны не только для участия в работе данных организаций, но и для последующей профессиональной деятельности. Гарольд выделяет лидерские способности, способности межперсонального взаимодействия, планирования программ, принятия решений, разрешения проблем, урегулирования конфликтов, делегирования полномочий, управления финансами, привлечения к сотрудничеству, способности к общественной деятельности, к критическому мышлению, к постановке целей [6]. Все они важны для успешной профессиональной и управленческой карьеры, в том числе для становления и развития профессиональной культуры будущих специалистов. Вовлечение во внеучебную деятельность помогает достигать реальных целей высшего образования. Далеко не всегда указанные способности могут быть развиты в учебной деятельности [3].
Сложившаяся система подготовки специалистов не обеспечивает должного уровня формирования профессиональной культуры молодежи, будущих специалистов управленческой деятельности, что значительно снижает эффективность решения профессиональных задач и тормозит процесс воспроизводства человеческой культуры в целом. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры определяется тем, что профессиональная культура выступает как особый вид, подсистема культуры. Общую и профессиональную культуру объединяют общечеловеческие нормы и ценности. В свою очередь, в профессиональную культуру включены специфические ценности и нормы, разделяемые только представителями данной профессии [2].
Профессиональная культура ориентирует личность на достижение общих для социума целей
через постоянное повышение качества профессиональной деятельности. Поэтому профессиональная культура включает совокупность представлений о содержании и методах обеспечения необходимого качества трудовой деятельности конкретной группы специалистов. Общество, формируя требования к качеству их работы, оказывает определяющее влияние на развитие профессиональной культуры.
Формирование профессиональной культуры личности означает освоение профессиональных ценностей. Следовательно, профессиональная культура представляет собой ценностную систему, согласно которой осуществляется деятельность социально-профессиональной группы. Ценностная составляющая профессиональной культуры может развиваться в унисон с общечеловеческими ценностями и личной системой ценностей индивида [2].
Актуальной остается необходимость исследования потенциала профессиональной культуры при решении социально значимых задач развития общества. Определение структуры и сущности профессиональной культуры, ее места и роли в системе социальных качеств личности, а также роли лидерства в становлении будущего специалиста является приоритетным в современных условиях развития российского общества.
Список литературы
1. Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России. (Личность, социум, культура) : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004. 149 с.
2. Лымарь А. Н. Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : ав-тореф. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2008.
3. Мартынова М. Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов // Университет. упр. 2003. № 5-6 (28). С. 129-133.
4. Печенкин П. А. Феномен лидерства: социокультурный концепт и актуальные культурные модели : дис. ... канд. культурол. наук. Челябинск, 2006. 199 с.
5. Цукерман В. С. Из работ прошлых лет : сб. ст. Челябинск, 2007. 181 с. (Академия культуры и искусств: из творческого наследия).
6. Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin. 2002. March.