Психология личности
Тягунова Е.А.
Опыт эмпирического изучения личностных предпосылок лидерской мотивации студентов вуза
Лидерство образует собой научное направление, имеющее достаточно длительную историю развития в разных дисциплинарных областях. Наиболее пристальной разработке проблема лидерства подверглась в зарубежной психологии, в рамках которой сформировались основные подходы к пониманию ее сущности. В отечественной психологии проблематика лидерства долгие годы не получала должного развития. Вместе с тем, возросший к ней в последние годы интерес показал, что она «впитала» в себя лучшие достижения зарубежной психологии лидерства и, основываясь на наработках своих соотечественников, смогла включиться в процесс осмысления различных аспектов лидерства с использованием психологического инструментария. Значительный период времени доминирующую роль в психологии занимала позиция, отстаивающая врожденный характер черт личности лидера. Наибольшее влияние имела теория харизматических черт личности, в соответствии с которой подлинный лидер способен оказывать влияние на своих сподвижников, благодаря «харизме», являющейся врожденной характеристикой человека.
В качестве наиболее значимой предпосылки, лежащей в основе проявления лидерского начала человека, нами рассматривается его мотивационная сфера. Лидерская мотивация в современной психологии достаточно традиционно рассматривается в контексте изучения мотивов достижения (избегания неудачи). Эпизодически рассматриваются также мотивы власти, агрессии, аффилиации, альтруистического поведения и др. Вместе с тем, целостное представление о структуре лидерской мотивации на сегодняшний день еще не сложилось.
Исследования последних лет характеризуются «конструированием» психологических портретов новых типов лидеров, отвечающих требованиям современности, и детализацией особенностей становления черт личности лидера на ранних этапах жизненного пути человека. Предпосылки развития лидерства в студенческом возрасте нами увязываются с организацией процесса профессионально-личностного становления студентов, открывающего возможности для получения знаний в сфере лидерства, умений, навыков и опыта их применения на практике.
В качестве эмпирической гипотезы исследования выступило предположение, в соответствии с которым ведущей личностной предпосылкой развития лидерской мотивации студентов может выступать развитие у них ряда личностных мотивов и лидерского потенциала, образованного знаниями о лидерстве, коммуникативными и организаторскими умениями и навыками, а также навыками эмоционально-волевой саморегуляции. Проверка выдвинутой
гипотезы потребовала постановки ряда методических и экспериментальных задач исследования.
Для сбора эмпирического материала в рамках проблемы исследования нами был сформирован пакет исследовательских методов и методик. В качестве методов использовались: тестирование, социометрия, самооценка, эксперимент, наблюдение, беседа. Тестирование в нашем исследовании использовалось в качестве основного метода для сбора количественных эмпирических данных. Были привлечены тесты, широко известные и подтвердившие свою валидность и надежность: диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман), методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин), «Мотивация профессиональной деятельности» методика К. Замфир в модификации А. А. Реана, тест-опросник мотивации аффилиации А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова), тест-опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминов), «Изучение мотивационного профиля личности» тест Ш. Ричи и П. Мартин, шкала макиавеллизма (Р. Кристи-Гейз), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, 16 Факторный личностный опросник Д.М. Кеттелла, «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, тест Т. Лири в модифиции Л.Н. Собчик, «Готовность к саморазвитию» Г.М. Коджаспировой, «Анаграммы» А.З. Зак, диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина.
Сбор эмпирического материала включал в себя три компонента: установление уровня лидерства студентов, выявление у них лидерской мотивации и личностных свойств, способных ее составить. Начальным шагом нашего исследования выступило выявление содержательного наполнения лидерской мотивации у студентов, обучающихся в вузе. Для решения данной задачи была применена процедура корреляционного анализа, проведенная между двумя группами числовых данных, соответствующих показателям социометрического статуса в группе и развитию мотивов личности студентов, образовавших выборку испытуемых.
Полученные результаты статистической обработки позволили установить, что в состав лидерской мотивации входят мотивы, характеризующие широкую группу побудителей поведенческой активности личности в группе. Статистически значимые связи со статусом личности в группе у студентов были выявлены со следующими мотивами: потребностью в признании (тест Ш. Ричи и П. Мартин); стремлением к успеху (тест достижений А. Мехрабиан); потребностью во влиятельности и власти (тест Ш. Ричи и П. Мартин); мотивами стремления к принятию (тест аффилиации А. Мехрабиан); мотивами социального статуса (методика В.Э. Мильмана); мотивом манипуляции (методика Р. Кристи-Гейз); мотивами личного престижа (методика А.А. Реана, В.А. Якунина); мотивами социальной полезности (методика В.Э. Мильмана); мотивами общения (методика
В.Э. Мильмана); ориентацией на деньги (методика О.Ф. Потемкиной); потребностью в социальных контактах (тест Ш. Ричи и П. Мартин); направленностью на альтруизм (методика О.Ф. Потемкиной); внешней положительной мотивацией профессиональной деятельности (методика К. Замфир).
Как установлено, все полученные в результате статистической обработки корреляционные значения являются положительными, т.е. отражают прямые связи сочетания роста статуса в группе и роста мотивов. Выявленные связи носят как статистически достоверный характер (рё"0,01), с высокой вероятностью подтверждающей воспроизводство связи названных параметров, так и статистически значимый характер (рё"0,05), указывающий лишь на наличие тенденции к появлению на выборках студентов связи статуса личности в группе и свойственного ей мотива.
На основе полученных результатов математической обработки в состав лидерской мотивации студентов вуза на статистически достоверном уровне могут быть включены: потребность в признании, стремление к успеху, потребность во влиянии и власти, мотив стремления к признанию и мотив социального статуса. Значимым компонентом лидерской мотивации студентов, согласно полученным результатам, оказался мотив достижения успеха (рё"0,01).Данный мотив является наиболее изученным в психологической науке. Характеризующие его материалы позволяют подтвердить установленную нами достоверную вероятность вхождения мотива достижения в лидерскую мотивацию.
Мотивы достижения успеха в структуре лидерской мотивации органично связаны с потребностью личности в признании. Отмечается, что при развитом мотиве достижения у людей с высокой вероятностью проявляется стремление быть всегда на высоте и получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих.
Последующий содержательный анализ позволил отметить следующие отличительные особенности лидерской мотивации у студентов вуза:
- в структуре лидерской мотивации у студентов - лидеров, в отличие от студентов не лидеров, прослеживается высокий уровень развития всех ее компонентов; это свидетельствует о том, что наиболее полно лидерская мотивация представлена у студентов, обладающих лидерским статусом; отсутствие лидерского статуса сопровождается падением интенсивности развития мотивов, образующих лидерскую мотивацию;
- наименее чувствительными к падению лидерского статуса компонентами лидерской мотивации студентов вуза являются мотивы принятия и стремления к успеху. Бульшая доля всей выборки студентов характеризуется высоким уровнем стремления к тому, чтобы быть принятыми окружающими и достичь успеха в учебной, профессиональной и личностной сферах жизнедеятельности. Очевидно, что эти компоненты лидерской мотивации выполняют основополагающую роль в построении деятельностной активности студентов вуза, в реализации ими задач своего профессионально-личностного развития, и сохраняются в структуре их
личности как активный или пассивный побудитель лидерского поведения;
- наибольшую связь с лидерским статусом студентов вуза обнаружили мотивы власти, социального статуса и признания. Именно по данным мотивам «пролегает» основное различие между студентами - лидерами и студентами - не лидерами. Можно предположить, что стремление к власти, к повышению статуса в группе и наиболее полное признание своих успехов образуют ту мотивационную основу, которая позволяет человеку стать лидером.
Наряду с рассмотренными компонентами лидерской мотивации, в студенческом возрасте просматривается статистически значимая тенденция (рё"0,05) к включению в «мотивационный портрет» лидера и других мотивов, придающих ему дополнительную окраску В состав «ситуативных» мотивов лидерства были включены: мотив манипуляции, мотив личного престижа, мотив социальной полезности, мотив общения, ориентация на деньги, потребность в социальных контактах, направленность на альтруизм и внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности.
Для конкретизации иерархической структуры лидерской мотивации студентов вуза нами был реализован кластерный анализ величин развития мотивов, проявивших свою связь с лидерством на рассматриваемой выборке. По итогам кластеризации значений всех мотивов, вошедших с разным уровнем значимости в структуру лидерской мотивации, было выделено две структурные ветви, обозначенные нами в соответствии с содержанием образующих их компонентов в качестве узко личностных (потребность в признании; стремление к успеху; потребность во власти; мотив стремления к принятию; мотив социального статуса; мотив манипуляции; мотив личного престижа; ориентация на деньги) и просоциальных (мотив социальной полезности; направленность на альтруизм; внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности; мотив общения; потребность в социальных контактах) мотивов.
Обследование состояния развития лидерской мотивации у студентов в динамике позволило выявить неравномерность распределения уровня ее просоциальности в подвыборках студентов, обучающихся на разных курсах вуза. Согласно полученным результатам, общей закономерностью динамики изменения уровня распределения лидерской мотивации является снижение по выборке представленности узко личностной мотивации и увеличения просоциальной мотивации.
Согласно результатам математической обработки, можно утверждать, что в выборке студентов - лидеров произошло статистически значимое увеличение численности лиц с высоким уровнем просоциальной мотивации и уменьшение -с высоким уровнем узко личностной мотивации. Данные изменения могут рассматриваться как благоприятные, т.к., будучи ориентированными, в целом, на окружающих, на позитивное преобразование внешней среды, они в большей мере ожидаемы последователями лидера. А, следовательно, это еще более укрепляет лидерский статус. Соответственно подобную динамику можно рассматривать в качестве индикатора позитивных изменений лидерской мотивации у студентов
вуза. Логика ее развития при этом также должна ориентироваться на расширение представленности в структуре лидерской мотивации просоциальных мотивов и уменьшение узко личностных мотивов.
Обследование выборки показало, что к концу обучения в вузе студенческие группы содержат вполне сформировавшихся лидеров, способных брать на себя ответственность за принятые решения, проявляющих активность не только на занятиях, но и вне вуза, однако значительная часть группы даже к концу обучения в вузе остается пассивной. Необходимость развития лидерской мотивации у значительной части студентов вуза требует более детального изучения личностных предпосылок данного процесса.
Изучение лидерского потенциала осуществлялось на основе детального обследования и последующего сопоставления личностных особенностей студентов - лидеров и не лидеров. На основе процедуры корреляционного анализа, было установлено, что наиболее постоянная связь с лидерской мотивацией прослеживается с доминантностью, уверенностью в себе, организаторскими способностями и контактностью. Выявлено также статистически значимое различие между студентами - лидерами и не лидерами по объему знаний в сфере лидерства.
Более полному выявлению личностной основы лидерской мотивации студентов вуза способствовала разработка и внедрение программы «Стань лидером!». В основу данной программы была положена идея о необходимости расширения лидерского потенциала личности студентов вуза для развития уровня их лидерской мотивации. Апробация программы развития лидерской мотивации у студентов вуза проводилась в рамках формирующего эксперимента. Для участия в эксперименте была сформирована выборка студентов третьего курса вуза численностью 46 человек, пожелавших на добровольной основе участвовать в эксперименте. Эксперимент проводился в течение всего учебного года поэтапно. По результатам измерительных и сравнительно-сопоставительных процедур после завершения программы нами были обнаружены значимые изменения в наиболее информативных компонентах лидерского потенциала.
Согласно полученным результатам, под влиянием участия в программе произошло: 1) статистически достоверный рост уровня развития просоциальной мотивации лидерства (мотив социальной полезности, потребность в социальных контактах и направленность на альтруизм); 2) произошли изменения значительной части узко личностных мотивов как в сторону падения (манипуляции, ориентации на деньги), так и роста (признания, стремления к успеху, принятия и общения). Данные изменения нами считаются позитивными и подтверждающими результативность проведенной работы.
Литература
1. Алифанов, С. А. Основные направления анализа лидерства / С. А. Алифанов // Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С.74-82.
2. Бендас, Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие / Т.В. Бендас. - СПб., 2009.
3. Берулава, Г. А. Методология современной психологии / Г. А. Берулава. - М., 2009.
4. Берулава, М.Н. Проблема развития личности студента в вузе / М.Н. Берулава // Вестник УРАО. - 2008. - №2. - С.20-25.
5. Берулава, М.Н. Теоретические основы гуманистической педагогики / М.Н. Берулава. - Сочи, 2009.
6. Большаков, В.Ю. Развитие лидерской одаренности у старшеклассников / В.Ю. Большаков. - М.: Издательство Магистр, 1999. - 304с.
7. Евтихов, О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 238с.
8. Кричевский, Р.Л. Лидерство как структурный феномен. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Р. Л. Кричевский, М.М. Рыжак. " М: Аспект Пресс, 2003.
9. Соловьева, О.В. Психология лидерства: учебное пособие / О.В. Соловьева.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.
10. Тихомирова, Е.И. Лидерство в молодежной среде: монография / Е.И. Тихомирова. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. - 180с.
Социально-педагогические проблемы здравоохранения
Наатыж Ж.Ю.
Научное обоснование сочетанного использования лазеротерапевтического комплекса нового поколения АЛТ «Мустанг» и аппаратно - программного компьютерного комплекса КАПфс-БОС - «Биосвязь» в системном восстановительном лечении больных ладонно-подошвенным кератозом
Одной из ведущих физиотерапевтических инноваций (не использовавшихся ранее в работах других авторов при лечении пациентов с различными нозологическими формами эпидермальных утолщений) стала эксклюзивная методика коррекции показателей психоэмоционального статуса больных с приобретенным ладонно-подошвенным кератозом, поскольку наше тестирование указанных пациентов выявило у них (как в основной, так и в контрольной группах наблюдения) изначально повышенный фон реактивной и личностной тревожности. В этой связи, ряд ведущих дерматологов (Л. И. Тихонова, 2009; М.Г. Карталов, 2010; В.П. Адаскевич, 2010; и др.) считают, что существовавшие ранее психотерапевтические корригирующие методики должны быть заменены на современные системы биологической обратной связи, подавляющие реакции тревоги у названного контингента пациентов (Ь 85.1 по МКБ-Х). Для практической реализации названного направления в инновационной аппаратной физиотерапии был использован в рамках настоящего исследования кабинет коррекции психоэмоционального состояния производства ЗАО