Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1258
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнягина Анастасия Алексеевна, Габеева Лариса Николаевна

Статья посвящена проблеме развития лидерских качеств у младших школьников. Авторы рассматривают различные подходы к определению понятия «лидерство», описывают возрастные и психологические особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте. Рассматриваются ситуации, в условиях которых у младших школьников могут развиваться данные качества. Работа содержит описание экспериментального исследования, целью которого является развитие лидерских качеств у учащихся младших классов. Авторами предложены рекомендации педагогам по повышению уровня развития лидерских качеств у младших школьников, в которых отражены не только проблемы развития указанных качеств, но и методы, приемы, формы и средства работы. В целом отмечается, что при умелом систематическом руководстве педагога у младших школьников будут успешно развиваться лидерские качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP CAPACITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problem of developing leadership capacities in younger students. We have considered various approaches to the definition of the concept of “leadership”, described age and psychological characteristics of developing leadership capacities in younger schoolchildren. The article analyzes the situations, which facilitate the development of such capacities in younger schoolchildren. The article describes an experimental study aimed at developing leadership capacities in elementary school pupils. We offer recommendations for teachers to improve the level of development of leadership capacities in younger schoolchildren, which contain the methods, techniques, forms and means of work. In general, it is noted that skillful systematic guidance of a teacher will contribute to successful development of leadership in younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Научная статья УДК 37.025

Б01: 10.18101/2307-3330-2022-1-62-67

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Портнягина Анастасия Алексеевна

студент

anastasiaportnagina684@gmail.com

© Габеева Лариса Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент gabeevaldar@mail.ru

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Статья посвящена проблеме развития лидерских качеств у младших школьников. Авторы рассматривают различные подходы к определению понятия «лидерство», описывают возрастные и психологические особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте. Рассматриваются ситуации, в условиях которых у младших школьников могут развиваться данные качества. Работа содержит описание экспериментального исследования, целью которого является развитие лидерских качеств у учащихся младших классов. Авторами предложены рекомендации педагогам по повышению уровня развития лидерских качеств у младших школьников, в которых отражены не только проблемы развития указанных качеств, но и методы, приемы, формы и средства работы. В целом отмечается, что при умелом систематическом руководстве педагога у младших школьников будут успешно развиваться лидерские качества.

Ключевые слова: лидерство, лидер, лидерские качества, младшие школьники, педагог, рекомендации.

Для цитирования

Портнягина А. А., Габеева Л. Н. Развитие лидерских качеств у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 1. С. 62-67.

В современном мире успех каждого человека зависит от его компетенций и определенных качеств, необходимых для быстрого принятия решений, развития умений анализировать информацию, социальной активности, достижения максимального результата в любом виде деятельности, постоянного самообразования и способности рисковать. Эти качества помогают развиваться человеку и как следствие развиваться окружающей его действительности. Люди с такими качествами считаются лидерами.

Школьный возраст является долгим периодом в развитии личности человека, когда появляется потребность в самоутверждении и самореализации, тем самым проявления себя в качестве лидера. У каждого ученика есть определенный потенциал и личностные характеристики, которые педагогам и родителям необходимо правильно развивать, чтобы у детей сформировались свое видение мира,

своя индивидуальность, свои основы лидерства, которые закладываются в младшем школьном возрасте.

Значение понятия «лидерство» впервые рассматривалось в психологии. Тема лидерства актуальна на протяжении многих лет. Это процесс межличностных отношений, который подразумевает социальное воздействие личности на других людей для достижения общей для всех цели. Множество ученых по-своему определяли значение этого слова. Например, И. П. Волковым было предложено следующее понятие лидерства: «Лидерство — процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий».

Люди всегда пытались понять природу этого явления, научиться определять и воспитывать лидерские качества с раннего детства. Основные качества лидера — это ответственность, харизматичность, целеустремленность, решительность, мужество, проницательность, сфокусированность, щедрость, инициативность, умение слушать и слышать других [6]. Лидер — это человек, возглавляющий что-то (организацию, группу людей), человек, идущий первым, показывающий дорогу и ведущий за собой остальных, пользующийся авторитетом и влиянием в своей среде. Например, Б. Д. Парыгин считал, что «лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой, ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [4].

Младший школьный возраст — особый самоценный период жизни, в котором развиваются важные личностные качества, позволяющие детям вступать в будущую жизнь. В этом возрасте школьники обладают наибольшими резервами развития. Ведущей деятельностью детей становится учебная, определяющая основные изменения в их познавательной сфере. Когда ребенок поступает в школу, то под влиянием обучения происходит перестройка всех его сознательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослому человеку. Дети оказываются включенными в совершенно новые для них виды деятельности, становясь участниками системы межличностных отношений. У детей данного возраста легче формировать нужные для лидера качества.

Если при поступлении в школу ребенок оказывается лидером, то он может характеризоваться следующими основными признаками:

- принадлежность к группе: лидер является членом группы, он «внутри», а не «над» группой;

- положение, которое ребенок занимает в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить, во-первых, потребность детского сообщества в разнородных лидерах и, во-вторых, учитывать личностные особенности ребенка: его склонности, мотивацию, характер, потребность в самоутверждении. Если эти два условия совпадают, то формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. Если

нет, то появляется формальный лидер или система лидерства разрушается. Задав вопрос учащимся: «Кто является лидером в вашем классе?», часто можно услышать про ученика, всегда заинтересованного в других, стремящегося участвовать и руководить во всем, но не обладающего, например, особыми талантами в учебе или в дисциплине. Данное явление указывает на то, что лидерские качества у детей не всегда идут рука об руку с усердием. Опытный педагог поймет это и что-то может предпринять, а учитель с небольшим опытом зачислит ребенка в список хулиганов и шумных людей. Кроме того, независимость, присущая ребенку-«руководителю», очень часто оказывается для педагогов проблемой для взаимопонимания [3].

В рамках нашего исследования мы попытались ответить на вопрос: «Как педагогу развивать лидерские качества у младших школьников, необходимых для дальнейшего развития их личности?». Нами был проведен эксперимент на базе МАОУ «Каменская СОШ № 2» пос. Каменск Республики Бурятия. В эксперименте участвовали учащиеся третьего класса.

На первом этапе мы определили личностные характеристики школьников на предмет лидерских качеств с помощью следующих диагностических методик:

- социометрическое исследование;

- методика «Лесенка» (В. Г. Щур), помогающая определить самооценку ребенка, так как адекватная самооценка является одним из качеств лидера;

- тест «Нарисуем свой характер» (М. А. Шевченко), направленный на выявление индивидуальных качеств личности (лидерских), представляет собой проективный тест, в котором предлагается квадрат, разделенный на 12 ячеек, в каждой из которых незаконченный рисунок.

Данные проведенных диагностических испытаний показали, что из всех обучающихся данного класса два ученика (8%) имеют соответствующие типы поведения и индивидуальные качества лидера, они уверены в себе, своей цели, имеют много друзей, самое главное, они хотят иметь статус лидера. Остальные обучающиеся имеют проблемы в проявлении качеств, необходимых лидеру, т. е. отсутствие четкой цели, напористости; завышенная самооценка (дети стараются привлечь к себе внимание окружающих, часто спорят с учителем, настаивая на своей правоте; заниженная самооценка (дети имеют плохие отношения в классе, низкую успеваемость в учебе, недружелюбны, сомневаются в своих силах, нерешительны, попали в категорию «отвергаемые»), что не характерно для качеств лидера.

На втором этапе эксперимента нами разработаны и реализованы рекомендации, направленные на развитие лидерских качеств младших школьников. Итак:

1. Предотвращение проблем, с которыми может столкнуться ребенок-лидер:

а) завышенная самооценка.

Педагогу желательно помнить о разумной похвале и критике, учить детей правильно воспринимать неудачи, не создавать из этого ребенка кумира для остальных;

б) вступление в новый коллектив. Бывает так, что ребенок с лидерскими задатками приходит в новый коллектив сверстников, в котором уже определена своя структура и он не может раскрыться в новых условиях.

Педагог может помочь ребенку заново вдохновиться и проявить свои лидерские качества. Например, с помощью рассказов о великих людях лидерах (Александр Великий, Наполеон и др.);

в) отрицательный лидер. Лидер может быть как положительным, так и отрицательным. Если такой лидер становится во главе классного коллектива, то с дисциплиной и организованностью можно попрощаться.

Педагогу и другим взрослым нужно наладить положительные взаимоотношения с лидером, направлять его энергию в позитивное русло и уже через него влиять на коллектив. Например, с помощью различных дополнительных занятий, секций и кружков;

г) несформированность отдельных лидерских качеств. Ребенок может иметь черты лидера, но при этом может быть плохо воспитан, иметь слабые ораторские способности или быть неорганизованным.

Педагогу рекомендуется проведение тренингов на различные темы, использование методов и форм работы, направленной на повышение уровня лидерских качеств детей. Например, можно адаптировать тренинг по лидерству «На шаг вперед!» С. Ю. Большаковой.

2. Обеспечение позитивной среды, влияющей на эмоциональное состояние младших школьников.

Педагогу желательно выбрать демократический стиль общения с детьми, который позволит проявлять должную активность, самостоятельность ребенка.

Формы и методы работы, способствующие данной рекомендации:

а) внеклассные мероприятия. Можно использовать, например, разработанный план классных часов педагога-составителя К. А. Гашковой, отражающий содержание работы по формированию и развитию лидерских качеств младших школьников;

б) игры и упражнения. Игровые технологии помогают тренировать память, обрести новые знания и умения, развивают мышление и стимулируют умственную деятельность. Дидактические игры помогут ребенку проявлять себя и свои личностные качества, так как они развивают у ребенка мышление, воображение, дают психологическую стойкость и служат для сплочения детского коллектива. Например, можно использовать игры: «Кораблекрушение», «Шарики», «Доброе животное» и т. д.

3. Общение с родителями по поводу развития лидерских качеств детей в домашних условиях.

Родители должны понимать, что развитие лидерских качеств у ребенка является гарантией их прекрасного будущего. Родным и близким людям детей рекомендуется показывать на собственном примере умения общаться с окружающими, стараться создавать благоприятную среду для развития лидерских качеств: поощрять ребенка, слушать его, уважать и, конечно же, любить.

Педагогу желательно как можно чаще проводить собрания с родителями, проводить беседы индивидуально. Например, темами собраний могут быть: «Мой ребенок — лидер», «Будущее детей», «Начни с себя» и т. д.

4. Организация школьного или внутриклассного самоуправления.

Самоуправление является одним из приемов развития лидерских качеств в школьной среде. В ходе самоуправления ученики сами организуют свою деятельность, управляют ею, осуществляют оценку и контроль. Такой прием предоставляет большие возможности для развития и реализации лидерских качеств.

На третьем заключительном этапе, определив уровень лидерских качеств учащихся по тем же методикам, мы наблюдаем, что большинство детей стали мотивированны на получение статуса «лидер», более активны, заинтересованы, проявляют здоровую конкуренцию, в классе наблюдается взаимопомощь. У испытуемых в процессе выполнения разных видов деятельности проявлялись такие качества личности, как напористость, решительность, вдумчивость и смелость.

Таким образом, на современном этапе развития образования педагогу необходимо способствовать индивидуальному развитию личности каждому из детей коллектива и учитывать определенные рекомендации, направленные на повышение уровня лидерских качеств у младших школьников.

Литература

1. Гашкова К. А. Развитие лидерских качеству детей младшего школьного возраста. Екатеринбург, 2019. 68 с. Текст: непосредственный.

2. Истратова Е. А. Ваш ребенок — лидер. Как правильно воспитать вашего ребенка. Москва: Мир и Образование, 2014. 158 с. Текст: непосредственный.

3. Кравченко А. Психология и педагогика: учебник. Москва: Проспект, 2019. 400 с. Текст: непосредственный.

4. Парыгин Б. Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностной ориентации личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. Москва, 1969. С. 371-381. Текст: непосредственный.

5. Фар Ч. Т. Физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста // Серия гуманитарных наук. 2015. № 3-2. С. 25-30. Текст: непосредственный.

6. Шкуричева Н. А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления // Начальная школа. 2014. № 10. С. 7-11. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 19.01.2022.

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP CAPACITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Anastasia A. Portnyagina Student,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia anastasiaportnagina684@gmail.com

Larisa N. Gabeyeva Cand. Sci., A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia gabeevaldar@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of developing leadership capacities in younger students. We have considered various approaches to the definition of the concept of "leadership", described age and psychological characteristics of developing leadership capacities in younger schoolchildren. The article analyzes the situations, which facilitate the development of such capacities in younger schoolchildren. The article describes an experimental study aimed at developing leadership capacities in elementary school pupils. We offer recommendations for teachers to improve the level of development of leadership capacities in younger schoolchildren, which contain the methods, techniques, forms and means of work. In general, it is noted that skillful systematic guidance of a teacher will contribute to successful development of leadership in younger schoolchildren.

Keywords: leadership, a leader, leadership capacities, younger schoolchildren, a teacher, recommendations.

For citation

Portnyagina A. A., Gabeyeva L. N. Development of Leadership Capacities in Younger Schoolchildren. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 1: 62-67 (In Russ.).

The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 19.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.