Научная статья на тему 'О формировании лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности'

О формировании лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1489
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИДЕР / СУБЪЕКТНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JUNIOR SCHOOLCHILD / LEADER / SUBJECTIVITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косова Вера Васильевна, Макарчук Яна Владимировна

Статья посвящена актуальному направлению воспитательной работы в начальной школе формированию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены трактовки понятий «лидерство», «лидер» и подходы к организации внеурочной деятельности в названном аспекте. Охарактеризована опытно-экспериментальная работа, проведенная в начальном звене общеобразовательной организации, представлены результаты, подтвердившие эффективность воспитания учеников-лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES AT JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the urgent area of educational work at primary school: the formation of leadership qualities at junior children of primary school age; considers the interpretations of the concepts «leadership», «leader» and approaches to the organization of extracurricular activities in this aspect; characterizes experimental work described at the primary stage of the general educational institution; presents and justified the results, which confirmed the effectiveness of the above activities in the education of young leaders.

Текст научной работы на тему «О формировании лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности»

УДК [37.032:371.8]-053.5"465.07/.10" DOI 10.26293/chgpu.2019.104.4.025

В. В. Косова, Я. В. Макарчук

О ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова,

г. Абакан, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальному направлению воспитательной работы в начальной школе - формированию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены трактовки понятий «лидерство», «лидер» и подходы к организации внеурочной деятельности в названном аспекте. Охарактеризована опытно-экспериментальная работа, проведенная в начальном звене общеобразовательной организации, представлены результаты, подтвердившие эффективность воспитания учеников-лидеров.

Ключевые слова: младший школьник, лидер, субъектностъ, внеурочная деятельность.

V. V. Kosova, Ya. V. Makarchuk

FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES AT JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

N. Katanov IGrakass State University, Abakan, Russia

Abstract. The article deals with the urgent area of educational work at primary school: the formation of leadership qualities at junior children of primary school age; considers the interpretations of the concepts «leadership», «leader» and approaches to the organization of extracurricular activities in this aspect; characterizes experimental work described at the primary stage of the general educational institution; presents and justified the results, which confirmed the effectiveness of the above activities in the education of young leaders.

Keywords: junior schoolchild, leader, subjectivity, extracurricular activities.

Актуальность исследуемой проблемы. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые и активные люди, которые в любой обстановке могут самостоятельно осуществлять правильный выбор, принимать верные решения и проявлять себя в качестве лидера. Поэтому актуальной задачей, стоящей перед современной школой, является формирование социальных компетенций и позитивного социального опыта обучающихся, что предполагает не только возможность их адаптации в динамично развивающемся мире, но и способность быть организаторами, критически оценивать собственные намерения и поступки, отстаивать свою общественную позицию и нести ответственность за результаты своих действий.

В связи с вышеизложенным в формате темы нашего исследования целями ставились теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности внеурочной деятельности в формировании лидерских качеств у младших школьников.

Материал и методика исследований. По завершении теоретического анализа психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы с целью проверки гипотетического предположения об эффективности внеурочной деятельности в формировании лидерских качеств у младших школьников на формирующем этапе исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Средняя общеоб-

разовательная школа № 25» г. Абакана Республики Хакасия. В нем были задействованы два четвертых класса, экспериментальная выборка составила по 20 учеников в каждом из них. Был подобран адекватный цели исследования диагностический инструментарий, с помощью которого проводилась педагогическая диагностика: методики «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского и В. А. Федорошина и «Ролевые ожидания» Р. С. Немова, опрос педагогов. Использование указанных авторских диагностических методик позволило на этапе эксперимента выявлять у младших школьников склонности коммуникативного и организаторского характера, а также их мнения относительно собственных социальных ролей. Анализ полученных эмпирических данных, а также информации, представленной в опросных листах, дал возможность сформулировать выводы о формировании и развитии качеств лидера у детей младшего школьного возраста.

Результаты исследований и их обсуждение. На первом этапе был проведен анализ научных источников, в процессе которого были рассмотрены характеристики феномена «лидерство» и понятия «лидер», предложенные учеными.

Так, в трактовке А. Л. Уманского лидерство представляется как «один из компонентов блока общих качеств структуры группы - естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом» [9].

С точки зрения М. Ш. Кипниса [5], лидер - член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутриг-руппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения. Для него характерен более высокий, нежели у других членов группы, уровень проявления активности, собственного участия и влияния в решении какой-либо значимой на данный момент задачи. Остальные члены группы «принимают» лидерство, то есть вступают с лидером в такие отношения, которые предполагают, что он способен исполнять функции ведущего, а они - ведомого. Человеку, соответствующему данному определению, свойственны организаторские и управленческие качества, которые он может демонстрировать в коллективе, проявляя при этом более высокий, нежели остальные члены коллектива, уровень активности. Е. Б. Сотникова и Н. В. Моргачева акцентируют внимание на таких личностных показателях лидера, как способность человека приспосабливаться к новым условиям, «... к разумному риску на основе эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой гибкости, ... к самооценке и достижению успеха» [8].

В любой группе людей (вне зависимости от возраста), как правило, проявляется свой лидер, который оказывает влияние на остальных ее членов. Можно констатировать, что для него характерны наибольший авторитет и признание в своей группе, способность увлечь и организовать других. Формального лидера официально назначают, неформальный выдвигается сам благодаря своим личным качествам, и он реально признаваем коллективом.

Практика показывает, что лидерские качества проявляются в детях дошкольного и младшего школьного возраста. Иными словами, у младшеклассников наблюдается их проявление. М. А. Викулова понятие «ребенок-лидер» трактует как «активный, инициативный, предпочитаемый другими». По ее мнению, в педагогике лидером называют члена группы с наивысшим статусом [1]. Однако с точки зрения М. Н. Емельяновой, нужно иметь в виду, что для лидерской позиции ребенка характерна не только возможность понимать и выстраивать с другими людьми конструктивные взаимоотношения, руководить ими, но и достаточно высокий уровень интеллектуальной состоятельности, интуиции иэмпатия [3]. Есть отличительная черта, позволяющая идентифицировать лидеров в коллективе младших школьников: способность мальчика или девочки повести за собой сверстников. Он или она является инициатором какого-либо дела, остальные следуют его

или ее примеру. Ребята-лидеры обладают умением ставить достаточно значимые цели и вовлекать других детей в их выполнение. А. В. Моров в качестве педагогической задачи ставит развитие субъектной личности, то есть способной быть творцом собственной судьбы и противостоять негативному социально-психологическому воздействию извне [7]. В трактовке H. Е. Щурковой субъектность ребенка (в нашем случае - лидера) проявится как «... способность осознанно и целенаправленно устанавливать связи с миром и выстраивать эти связи свободным волеизъявлением, предвидеть последствия и брать на себя ответственность за результат» [10, с. 100].

Следует отметить, что уверенность в себе, независимость, умение проявлять свою субъектную позицию и отстаивать собственную точку зрения свойственны очень многим младшим школьникам, что характеризует наличие лидерского потенциала уже на данном этапе онтогенеза. Успешность в этом плане, по мнению М. А. Викуловой, в немалой степени зависит от того, насколько ребенок готов к совместной деятельности и принимает иную точку зрения.

Исследователи считают, что для диагностирования и дальнейшего развития лидерских качеств необходимо учитывать сочетание двух особенностей, основанных на двоякой природе лидерства: с одной стороны, потребности детского сообщества в лидерах, с другой - личностных черт этих детей (черты характера, возможности, мотивы, потребность в самореализации и самоутверждении).

Для школьников-лидеров, как правило, характерны высокая занятость и участие в различных общественных мероприятиях, а формирование лидерских качеств личности происходит более эффективно главным образом на деятельностных мероприятиях, разнообразные формы которых могут быть реализованы во внеурочной деятельности, которая по сравнению с учебной менее регламентирована и предоставляет педагогам большую свободу действий: «Практика свидетельствует, что наиболее эффективно этот процесс идет в „свободных зонах", возникающих во внеурочном пространстве школы» [6, с. 158]. В этом случае, как считает В. В. Косова, появляется возможность «...обеспечения самоопределения личности ребенка и создания условий для его самореализации» [2, с. 4]. Будет уместным сослаться и на мнение Н. В. Карамаликовой, которая актуализирует личность как активного и независимого творца, способного создавать, основываясь на принципах деятельностного подхода [4].

Констатирующий этап нашего опытно-экспериментального исследования предполагал первичное диагностирование обучающихся экспериментального и контрольного классов с использованием названных методик и получение исходных эмпирических данных.

Формирующий этап эксперимента, в ходе которого дети вовлекались во внеурочную деятельность, проводился в 4 «Е» классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Абакана Республики Хакасия, определенном в качестве экспериментального. В организации названной деятельности мы опирались на ее общие принципы: добровольности, учета индивидуальных особенностей и коммуникативной активности. Здесь мы придерживались точки зрения А. Л. Уманского, считающего, что развитие лидерских задатков воспитанника предполагает умение и способность педагога создавать педагогически целесообразные мотивообразующие условия развития личности ребенка, направленные на «погружение» его в социально полезные отношения с позиции лидера [цит. по 4]. Аналогичное мнение и у М. А. Викуловой, которая полагает, что формирование лидерских качеств обусловлено своеобразием организации деятельности, направленной на включение в нее ребенка и активную его самореализацию [1].

В ходе опытно-экспериментальной работы были использованы различные внеурочные формы с участием обучающихся экспериментального класса: игры, классные часы, тренинги. Дадим описание некоторых из них.

Интересными для школьников оказались игры, проводимые на протяжении всего эксперимента. Они помогали детям раскрепоститься, довериться друг другу и проявить в заданной ситуации свою лидерскую позицию. Так, в игре «Визитная карточка» им предоставлялась возможность совершенствовать способности к выявлению реальной самоидентификации лидера; тренировать такие лидерские качества, как гибкость мышления, умение излагать информацию внятно и ярко; развивать навыки эффективной коммуникации в группе. Условие самореализации в данной игре требовало от ее участников разнообразных контактов в команде.

Активизировала детей игра «Веревка», в ходе которой раскрывалась значимость самоорганизации группы, обнаруживались «скрытые» лидеры. Здесь практически сразу проявили себя ребята, выполняющие организаторские функции. При обсуждении игры учитель задавал игрокам вопросы: «Кто был самым активным?», «Кто проявил себя как настоящий организатор?», «Кого в нашем классе можно считать лидером?». Школьники с большим желанием участвовали в данной коллективной рефлексии.

Эффективными, на наш взгляд, были игры «Постройтесь по росту» и «Тропинка». Несмотря на небольшое количество времени и элементов, входящих в структуру игр, наблюдалось проявление качеств ведущего у многих детей и происходило командообразование в целом.

Проведенные игры, во-первых, позволяли детям проявить себя лидерами, а во-вторых, сплачивали команды, то есть был проявлен и опосредованный педагогический эффект, состоящий в укреплении классного коллектива.

Следующим шагом на формирующем этапе эксперимента стал классный час «Лидер - это ...». Данное мероприятие проводилось с целью развития у младших школьников лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе. Решалась также задача создания условий для организации и самоорганизации жизнедеятельности детей в классе, способствующих развитию их лидерских способностей и общественной активности, обогащению индивидуального опыта. Учащимся предстояла работа как индивидуального, так и группового характера, у них развивались навыки активного и позитивного взаимодействия в команде.

Необходимо отметить тот факт, что школьникам импонировала данная форма работы. Были ребята, которые проявляли себя в нескольких позициях, и было очевидно, что они - признанные лидеры в классном сообществе. Вместе с тем каждый ребенок получил положительную оценку одноклассников, все были отмечены. На наш взгляд, это способствовало созданию ситуации успеха - в этом виделся воспитательный эффект от данного мероприятия.

Целями классного часа «Хороший старт - залог успеха» были расширение представлений детей о качествах лидера, выявление своих собственных возможностей и соотнесение их с качествами лидера. В ходе мероприятия проведены следующие упражнения:

1. «Лидер в моей жизни». Ребята называли человека, который по своим личным качествам является примером во многих отношениях, кого можно назвать настоящим лидером. Оно проходило в три этапа (индивидуально, в парах и в группах).

2. «Антилидер». Здесь обучающиеся определяли образ человека, который, по их мнению, не может считаться положительным лидером. В этом случае детьми был охарактеризован образ «отрицательного» лидера (человека, отрицательно влияющего на окружающих людей).

Далее были организованы игры-упражнения «Паутинка» и «Перестройки», в ходе которых участники старались проявлять свои лидерские качества и неординарный подход к решению проблемных ситуаций.

В завершение классного часа «Хороший старт - залог успеха» была проведена мини-рефлексия. Дети отвечали на вопрос: «Какие знания я приобрел(а), участвуя в данном классном часе?». Шло обсуждение афоризмов о лидерах: «Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними» (Лао-Цзы); «Одной из характеристик вашего лидерства является масштаб личностей тех, кто решил пойти за вами» (Д. Пир).

Интерес у четвероклассников вызвал тренинг «Я - лидер», задачами которого являлись:

- формирование нравственных качеств личности (принципиальности, честности, ответственности, требовательности, самодисциплины);

- воспитание лидерских качеств личности, выявление имеющихся задатков у каждого ребенка;

- формирование умений вырабатывать совместные (коллегиальные) решения, достижение положительных результатов коллективного труда.

После выполнения задания тренинга командиры групп защищали результаты совместной работы. Данное тренинговое занятие позволило развивать у младших школьников уверенность в собственных силах и чувство гордости за свой коллектив.

Третий (контрольный) этап эксперимента выявил эффективность проведенных внеурочных форм в формировании лидерского потенциала у младших школьников. На данном этапе в экспериментальном и контрольном классах была повторно проведена диагностика с использованием названных выше методик. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Уровни сформированности организаторских способностей младших школьников по методике В. В. Синявского и В. А. Федорошина

\Класс Экспериментальный класс Контрольный класс

Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный

этап этап этап этап

Уровень\ Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Очень 2 10 3 15 2 10 2 10

высокий

Высокий 3 15 5 25 5 25 5 25

Средний 5 25 8 40 5 25 7 35

Ниже 4 20 2 10 4 20 3 15

среднего

Низкий 6 30 2 10 4 20 3 15

Полученные результаты позволяют констатировать, что у учащихся экспериментального класса наблюдается положительная динамика в изменении уровней сформированности организаторских способностей. Так, очень высокий уровень увеличился на 5 %, высокий - на 10 %, средний - на 15 %. Низкий уровень названных показателей уменьшился на 20 %. В контрольном классе изменения минимизированы.

Таблица 2

Уровни сформированности ролевого статуса лидера младших школьников по методике Р. С. Немова

Класс Экспериментальный класс Контрольный класс

Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный

N. этап этап этап этап

Уровни Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Высокий 2 10 4 20 1 5 1 5

Продолжение таблицы 2

Средний 3 15 8 40 2 10 3 15

Низкий 6 30 5 25 9 45 10 50

Очень низкий 6 30 3 15 7 35 6 30

Нулевой 3 15 0 0 1 5 0 0

Количественные и процентные показатели таблицы 2 дают возможность резюмировать, что в экспериментальном классе высокий уровень сформированности ролевого статуса лидера вырос на 10 %, средний - на 25 %. Отмечается уменьшение низкого и очень низкого уровней и отсутствие нулевого. В контрольном классе изменения также видны, однако они незначительны.

Можно констатировать, что целенаправленная внеурочная деятельность (в разных формах) создает условия для развития лидерских задатков и формирования качеств лидера у детей младшего школьного возраста.

Завершающим шагом в опытно-экспериментальном исследовании на данном этапе стало повторное заполнение опросных листов классными руководителями, где школьники оценивались в плане проявления в них социальных ролей лидера («лидер-инициатор», «лидер-генератор», «лидер-организатор», «лидер-эрудит», «лидер-умелец»). Анализ материалов, представленных педагогами, показал, что положительный эффект был также проявлен в классе, в котором были организованы внеурочные мероприятия, содержательно направленные на развитие лидерского потенциала детей.

Резюме. Таким образом, проанализировав и сравнив полученные эмпирические данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы обнаружили повышение уровня сформированности лидерских качеств у обучающихся экспериментального класса, что дало возможность считать, что целенаправленно организованная внеурочная деятельность способствует развитию лидерских возможностей и формированию лидерской позиции младших школьников. Наша практика также еще раз подтвердила тезис А. Л. Уманского о том, что лидером может считаться личность, которая активно проявляет себя в процессе группового взаимодействия, реализуя собственные потенциальные возможности в общении и организации деятельности, и, как следствие, принимается группой.

Следует отметить, что исследуемая проблема формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста нуждается в дальнейшем изучении, и наша работа позволяет говорить о перспективности постановки новых вопросов в данном аспекте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Викулова М. А. Особенности развития лидерских качеств младших школьников на примере российской и вьетнамской школ [Электронный ресурс]. - Режим доступа Ьйрз://|Зс1епсе1Ь-rum.ru/2016/article/2016021144.

2. Воспитательная работа с младшими школьниками: учебно-методический комплекс по дисциплине : курс лекций / сост. В. В. Косова. - Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2014. - 100 с.

3. ЕмельяноваМ. Н. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. - 2006. - № 5. - С. 25-27.

4. Карамаликова Н. В. Ключевые детерминанты формирования инновационной культуры личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. -№2(86).-С. 164-169.

5. Кипнис М. Ш. Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем. - М. : Прайм-Еврознак, 2009. - 165 с.

6. Косова В. В. Исследование эффективности формообразования во внеурочной практике общеобразовательной школы // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 372. - С. 156-162.

7. Моров А. В. Психолого-педагогические условия форсированного развития субъектности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. -№4(96).-С. 161-167.

8. Сотникова Е. Б., Моргачева Н. В. Эмпирические методы в формировании социализированной личности школьника [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/artic-le/view?id=27952.

9. Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение лидерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagogika_i_psichologiy/24_2/.

10. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с.

Статья поступила в редакцию 02.05.2019

REFERENCES

1. Vikulova М. A. Osobennosti razvitiya liderskih kachestv mladshih Shkolnikov na primere rossijskoj i v'etnamskoj shkol [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://sciencefo-rum.ru/2016/article/2016021144.

2. Vospitatel'naya rabota s mladshimi shkol'nikami: uchebno-metodicheskij kompleks po discipline : kurs lekcij / sost. V. V. Kosova. - Abakan : Izd-vo Hakasskogo gos. un-ta, 2014. - 100 s.

3. Emel'yanovaM. N. Vospitanie rebenka-lidera // Vospitanie Shkolnikov. - 2006. - № 5. - S. 25-27.

4. Karamalikova N. V. Klyuchevye determinanty formirovaniya innovacionnoj kul'tury lichnosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 2(86). -S. 164-169.

5. Kipnis M. Sh. Treniruem umenie vesti za soboj, byt' motorom i vdohnovitelem. - M. : Prajm-Evroznak, 2009. - 165 c.

6. Kosova V. V. Issledovanie effektivnosti formoobrazovaniya vo vneurochnoj praktike obshcheobrazo-vatel'noj shkoly // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 372. - S. 156-162.

7. MorovA. V Psihologo-pedagogicheskie usloviya forsirovannogo razvitiya sub"ektnosti lichnosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2017. - № 4(96). -S. 161-167.

8. Sotnikova E. В., Morgacheva N. V. Empiricheskie metody v formirovanii socializirovannoj lichnosti shkol'nika [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.science-education.ru/ru/artic-le/view?id=27952.

9. Umanskij A. L. Igrovoe pedagogicheskoe soprovozhdenie liderstva [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://vestnik.yspu.org/releases/pedagogika_i_psichologiy/24_2/.

10. Shchurkova N. E. Prikladnaya pedagogika vospitaniya : uchebnoe posobie. - SPb. : Piter, 2005. - 366 c.

The article was contributed on May 02, 2019

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Косова Вера Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: wkosova@mail.ru

Макарчук Яна Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: yanamakarchuk@mail.ru

Author information

Kosova, Vera Vasilyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education, Institute of Continuing Pedagogical Education, N. Katanov Khakass State University, Abakan, Russia; e-mail: vvkosova@mail.ru

Makarchuk, Yana Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education, Institute of Continuing Pedagogical Education, N. Katanov Khakass State University, Abakan, Russia; e-mail: yanamakarchuk@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.