Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников'

Педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
YUNIOR SCHOOLBOY / LEADERSHIP QUALITIES / FORMATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Ольга Сергеевна

Данная статья посвящается проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Рассматриваются особенности проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников»

УДК 373.3

Психолого-педагогические науки

Левина Ольга Сергеевна, магистрант Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева, г. Саранск, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Данная статья посвящается проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Рассматриваются особенности проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, лидерские качества, формирование, внеурочная деятельность, педагогические условия.

Abstract: This article is devoted to the problem of leadership in primary school age. The features of manifestation of leadership qualities in children of primary school age, as well as pedagogical conditions of formation of leadership qualities of primary school children are considered.

Index items: yunior schoolboy, leadership qualities, formation, extracurricular activities, pedagogical conditions.

Актуальность изучения лидерских качеств у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что именно при обучении в начальных классах создаются предпосылки для проявления лидерских качеств. Развитие лидерских качеств положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между обучающимися, создают возможности для решения и профилактики конфликтов в коллективе.

Лидерские качества младших школьников - это совокупность внутренних особенностей личности, способствующие эффективному лидерскому поведению. Структуру лидерских качеств младших школьников можно представить совокупностью взаимосвязанных компонентов: когнитивный, т. е. совокупность представлений и знаний о лидерстве и лидерских качествах, отображение этих представлений в собственной «Я - концепции»; компетентностно-дятельностный, т. е. совокупность лидерских умений, обеспечивающих эффективное лидерское поведение; поведенческий, основанный на проявлении образцов поведения, присущих лидерам [1; 2].

Воспитательный процесс в классе, в школе нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера. Проблема формирования лидерских качеств младшего школьника приводит к пониманию того, что организация этого процесса возможна только с учетом определенных педагогических условий. Под педагогическими условиями формирования лидерских качеств младших школьников нами понимается совокупность мер, от которых зависит эффективность их развития [3; 5].

Формирование у младших школьников лидерских качеств происходит через включение учащихся в различные виды внеурочной деятельности. На внеурочных занятиях создаются педагогические условия для самоорганизации и организации жизнедеятельности ученика, способствующие развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта через работу в реальных ситуациях, требующих реализации соответствующих лидерских качеств и навыков коммуникации в команде [4, с. 118].

Однако, несмотря на изученность данной проблемы, на большое количество проведенных исследований, в педагогической литературе отсутствуют системные данные о формировании лидерских качеств в младшем школьном возрасте, а также педагогических условиях реализациях данной работы во внеурочной деятельности. Недостаточность теоретического и практического изучения проблемы привели нас к проведению эмпирического исследования.

Экспериментальная работа была проведена на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснослободская средняя общеобразовательная школа № 1» Краснослободского муниципального района, Республики Мордовия. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: выявление исходного уровня сформированности лидерских качеств у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент); организация опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности (формирующий эксперимент); анализ результатов эффективности экспериментальной работы (контрольный эксперимент). Для определения сформированности лидерства были использованы: методика «Самооценка лидерства» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), тест на определение лидерских качеств, разработанный Е. С. Федоровым, О. В. Ереминым, модифицированный Т. А. Мироновой, методика «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), адаптированная к особенностям испытуемой группы.

В ходе констатирующего эксперимента большинство школьников показали средний уровень сформированности лидерских качеств. У минимального количества детей отмечен высокий и низкий уровень по данному показателю. У учащихся преимущественно отмечена: частичность представлений и знаний о лидерстве и лидерских качествах, отображение этих представлений в собственной «Я - концепции» (когнитивный компонент); недостаточность формирования лидерских умений, обеспечивающих эффективное лидерское поведение (компетентностно-дятельностный компонент); ситуационное лидерское поведение (поведенческий компонент). Подобные данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости организации и проведения коррекционно-развивающей работы со школьниками.

Областью организации опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств младших школьников стала внеурочная

деятельность образовательной организации. Проведенный анализ организации внеурочной деятельности по формированию лидерских качеств младших школьников позволяет сделать вывод о том, что в образовательной организации отсутствует целенаправленная программа внеурочной деятельности лидерской направленности. В ходе реализуемых на базе образовательной организации программ, в комплексе достигаются следующие цели: обучать школьников работе с коллективом, умению выявлять и исправлять собственные ошибки; развивать творческие и организаторские способности, деловые качества; воспитывать нравственные качества: понимание, уважение к окружающим, способность принимать людей такими, какие они есть. Однако перечисленные характеристики не являются полными в общем видении проблемы развития лидерских качеств, что свидетельствовало о необходимости разработки и реализации программы лидерской направленности в свободное от учебы время.

Для формирования лидерских качеств у младших школьников во внеурочное время в условиях образовательной организации была разработана программа «Я - Лидер», при разработке и реализации которой были обозначены и учтены несколько педагогических условий:

- учет исходного показателя развития лидерских качеств на основе психолого-педагогической диагностики (построение и организация занятий и материала программы на основе диагностированного уровня сформированности лидерских качеств учащихся);

- возрастной подбор разнообразного и разнопланового материала для занятий (подбор материала занятий соответственно возрастным и психофизическим особенностям учащихся с целью обеспечения его доступности для понимания и успешной выполняемости);

- теоретическая и практическая наполненность материала занятий (теоретическая наполненность материала занятий с целью формирования первичных представлений и дальнейшая отработка полученных знаний в практической деятельности, разнообразность методов работы);

- создание педагогически подстраиваемой лидерской ситуации (специально созданные ситуации проявления и закрепления лидерского поведения);

- групповая деятельность школьников (формирование лидерских качеств в групповой совместной деятельности учащихся с четким распределением ролей и их соблюдения);

- субъект-субъектное взаимодействие диады «младший школьник -педагог» (личностная и профессиональная компетентность педагога, совместное взаимодействие, сотрудничество, наставничество, поощрение достижений);

- создание социально-лидерской окружающей среды (создание окружающей лидерской мини-среды с участием детей, педагогов, родителей).

По данным контрольного эксперимента большинство школьников показали высокий уровень сформированности лидерских качеств. Полученные данные подтверждены с помощью t - критерия Стьюдента (на 1 % уровне значимости). Исходя из этого, следует сделать вывод, что предложенная программа внеурочной деятельности лидерской направленности и выделенные педагогические условия ее организации и реализации показали свою эффективность.

Таким образом, формирование лидерских качеств младших школьников будет эффективно, если создавать определенные педагогические условия во внеурочной деятельности: учет исходного показателя развития лидерских качеств на основе психолого-педагогической диагностики; возрастной подбор разнообразного и разнопланового материала для занятий; теоретическая и практическая наполненность материала занятий; создание педагогически подстраиваемой лидерской ситуации; групповая деятельность школьников; субъект-субъектное взаимодействие диады «младший школьник - педагог»; создание социально-лидерской окружающей среды.

Библиографический список:

1. Луханина Ю. В. Особенности проявления лидерских качеств младших школьников // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: международная научно-практическая заочная конференция (30 октября 2016 г. Белгород) : сборник статей / [орг. ком.: А. В. Гиричев, А. А. Черноморец]. Белгород: ООО «ГиК», 2016. - С. 168-170.

2. Макарова О. А. Феномен лидерства в коллективе младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 680-683.

3. Нгуен З. Н. Роль образовательной среды в формировании лидерских качеств младшего школьника / З. Н. Нгуен, Т. И. Куликова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 57-65.

4. Новикова Н. А. Развитие лидерских качеств младшего школьника во внеурочной деятельности // Научные исследования: от теории к практике: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (9). С. 118-121.

5. Пескова И. В. Организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств у детей (младший школьный возраст) : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Пескова. - Н. Новгород, 2003. - 184 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.