Научная статья на тему 'Раскрытие лидерского потенциала в процессе внеурочной деятельности у младших школьников'

Раскрытие лидерского потенциала в процессе внеурочной деятельности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Екатерина Игоревна

В статье анализируются вопросы феномена лидерства в младшем школьном возрасте, раскрытие лидерского потенциала в процессе внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раскрытие лидерского потенциала в процессе внеурочной деятельности у младших школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАСКРЫТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ткаченко Е.И.

Ткаченко Екатерина Игоревна — студент, кафедра психологии и педагогики, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

Аннотация: в статье анализируются вопросы феномена лидерства в младшем школьном возрасте, раскрытие лидерского потенциала в процессе внеурочной деятельности. Ключевые слова: лидерство, лидерский потенциал, внеурочная деятельность, младшие школьники.

Феномен лидерства и лидерских качеств вызывает интерес у исследователей на протяжении нескольких веков и не утрачивает своей значимости и в настоящее время. Еще во времена диалогов Аристотеля и Сократа данный вопрос имел место быть. В условиях же современного мира особенно актуализирует и предает значимость данной проблематике тот факт, что повышается престиж достижения успеха, признания, развития организаторских способностей и лидерской целеустремленности. Человек, который осознает свои лидерские качества и может их проявлять, может быть готов быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки.

Рассмотрение именно младшего школьника как объекта для формирования лидерских качеств обусловлено тем, что данный возрастной период является наиболее благоприятным, ведь ребенок вступает в новые межличностные отношения, познает себя и свои личностные качества. Готовность к принятию и выполнению роли лидера, приобретение умения становиться организатором какой-либо деятельности, реализация опыта руководства или же опыта подчинения - именно то, что является важным и необходимым для социального развития личности каждого ребенка и складывании нравственных отношений в коллективе.

Чаще всего младшие школьники могут иметь скрытые лидерские потенциалы, но в связи с рядом причин, не имеют возможности реализовать их в полной мере. Как следствие этого -понижение интереса к другим людям, низкая способность межличностного взаимодействия, отсутствие умений сотрудничества и партнерства [1, с.8]. Все это указывает на то, что появляется крайняя необходимость разработки и внедрения системы, которая бы могла обеспечить подготовку лидеров и активистов.

Процесс формирования лидерских качеств - то, что не может происходить само по себе. Его можно и, конечно же, нужно организовывать. Эффективность и результативность процесса особенно будет видна, если проводить его в единстве двух составляющих - обучения и воспитания. Всё больше внимания в наши дни в социально-педагогической практике уделяется применения активных форм обучения и воспитания [1, с.15]. Именно данные формы являются тем, что способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности.

Внеурочная деятельность школьников представляет собой одну из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В её процессе происходит объединение всех видов деятельности учащихся, за исключением учебной. Благодаря данному виду деятельности возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность имеет большую эффективность, нежели урочная и позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на личностное развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность ставит своей целью создание условий для выражения и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения культурных традиций и духовно-нравственных ценностей. В соответствии с ФГОС она включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий [2].

Существуют различные формы внеурочной деятельности, влияющие на формирование лидерских качеств младших школьников. Ведущими среди них являются творческие объединения, кружки, конкурсы, коллективно-творческие дела (КТД), игры для лидеров, формирующие внеурочные занятия. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, слушательские конференции, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих формированию лидерских качеств у младших школьников, выделяют конкурсы. В отличии от обязательных уроков в них присутствует большая новизна и глубина содержания, для них характерно создание психологической установки у учащихся, нацеленное исключительно на творческое, продуктивное усвоение. Применение конкурсов целесообразно для стимулирования учебно-познавательной деятельности и развития их творческой состязательности, а также в техническом моделировании в школах, районах и областях проводятся конкурсы, организуются выставки детского технического творчества [2]. Планирование данных форм внеурочной деятельности происходит заранее, для участия в них происходит отбор лучших школьников. Всё это задает ещё больший импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время, конкурсная деятельность позволяет судить о творческом характере работы не только самих учеников, но и их учителей, что проявляется в их умении искать и развивать таланты. Конкурсы представляют собой действенную форму развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований, а так же формирования их лидерских качеств.

Не менее значимой формой, способствующей формированию лидерских качеств у младших школьников, является игра. Игра представляет собой самостоятельную деятельность младших школьников, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами имеют возможность выбирать интересующую игру, сами занимаются организацией её деятельности. Стоит заметить, что ни в какой другой детской деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Посредством игры дети приучаются подчинять свои действия и мысли определённой цели, что помогает воспитывать целенаправленность. Так же, в процессе игры ребёнок имеет возможность почувствовать себя частью коллектива, имеет возможность справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учится действовать согласованно с товарищем, на практике усваивает нормы поведения.

Опираясь на сделанные выводы, можно говорить о том, что внеурочные формы работы со школьниками дают возможность школьникам посредством свободно выбранной формой духовно-творческой, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать мир и развивать свои творческие силы. С их помощью дети имеют возможность приобрести более богатую дополнительную информацию, расширить жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике. Происходит воспитание у себя способности и стремления к творчеству, формируются деловые черты характера, которые могут удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся и способствуют более эффективному формированию лидерских качеств.

Список литературы

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст]: / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.