Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств будущего педагога. Итоги экспериментальной работы в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»'

Формирование лидерских качеств будущего педагога. Итоги экспериментальной работы в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. И. Губанова, Г. В. Угляница

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств будущего педагога. Итоги экспериментальной работы в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»»

- 2009-й ГОД - МОЛОДЕЖИ -

Культурно-просветительским и методическим центром по формированию разносторонне развитой личности обучающегося, обладающей чувством патриотизма, национальной гордости, историческим самосознанием, высоким эстетическим вкусом, является Областной музей истории начального профессионального образования. Музеем систематически проводится ряд мероприятий, направленных на развитие общественной активности молодежи и формирование гражданской позиции.

С целью пропаганды художественного и технического творчества в системе начального профессионального образования, связи поколений через передачу опыта старшего поколения молодежи проведен областной конкурс-выставка среди учащихся учреждений начального профессионального образования и их семей на тему «Художественное и техническое творчество моей семьи». На конкурс были представлены 43 работы учащихся.

С целью привлечения учащихся к поисково-исследовательской деятельности через расширение знаний

истории родного края, воспитания учащихся на героических и трудовых примерах лучших представителей кузбасской профшколы Областным музеем истории НПО была организована и проведена областная краеведческая конференция «Роль профессионального образования в развитии промышленного Кузбасса с 1941 года до наших дней». На областную конференцию было представлено 30 поисково-исследовательских работ из 30 образовательных учреждений НПО.

При Областном музее истории НПО в течение года работает школа экскурсоводов, проходят тематические занятия с учащимися-активистами музеев учреждений начального профессионального образования.

Участие молодежи в общественной деятельности содействует становлению их активной жизненной позиции, разработке позитивной жизненной стратегии молодого человека. Очень важно сегодня уделить особое внимание оживлению этой работы в образовательных учреждениях, изжить формальное отношение и подход к организации работы общественных организаций и органов самоуправления.

формирование лидерских качеств будущего педагога.

Итоги экспериментальной работы в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

М. И. Губанова, доктор педагогических наук, профессор, ГОУ ВПО «КемГУ» Г. В. Угляница, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Социально-политические и экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности.

Инициативу качественных преобразований в обществе и целенаправленное управление процессом нововведений могут взять на себя настоящие лидеры. Поэтому важным аспектом стратегии государственной молодежной политики является подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в которой лидерские качества, предприимчивость, коммуникабельность и неординарность мышления играют большую роль. В связи с этим особенно актуальны и востребованы научно-практические исследования, призванные разработать и экспериментально проверить систему методов и средств, способствующих формированию у молодежи лидерских качеств.

Реальный путь формирования личности молодого энергичного лидера - подготовка педагога-лидера, ибо справиться с задачей формирования воспитанника-лидера сможет только педагог, осознавший важность этой проблемы еще в годы своего профессионального образования, знающий, как развивать

лидерские качества у себя, а в будущем - у своего ученика, и целенаправленно работающий над этим. Эти идеи были положены в основу экспериментальной работы в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», посвященной исследованию проблемы формирования лидерских качеств будущих педагогов.

В процессе эксперимента нами были выявлены концептуальные подходы к исследованию проблемы лидерских качеств педагога и норм лидерства в педагогической деятельности, на основе педагогического проектирования разработана и апробирована технология формирования лидерских качеств студентов педагогического колледжа в процессе их социально-профессионального самоопределения.

Анализ методологических подходов (структурный, функциональный, поведенческий, ситуационный, многофакторный), известных теорий и концепций лидерства (теория черт лидера, лидерских ролей, лидерства как функции группы, стилей лидерства, лидерства как функции ситуации, вероятностная модель эффективного лидера, личностно-ситуативная теория лидерства

-и -и

0

01

2

со

О §

§ ? *

0

01

i

о

3

о

£

N3 О

о

Лидерские качества -

совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, за которой члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для них ситуациях, т. е. играть центральную роль в организации их совместной деятельности и регулировании взаимоотношений между ними

Норма лидерства -

система нормативных требований к лину, выполняющему роль лидера

Функции:

- организационная,

- информационная,

- функция социализации,

- административная,

- стратегическая,

- эксперто-консультативная,

- коммуникативно-регулирующая,

- дисциплинарная,

- воспитательная

лидер

ведущий, вожак

Стили лидерства

по использованию власти:по уровню зрелости последователей: по доминирующим элементам эмоционального интеллекта:- авторитарный

(директивный),

- демократический (коллегиальный),

- попустительский (анархический)

- указующий (директивный).

Типы лидерских ролей:

- роль инструментального лидера, включающая действия, направленные на решение задачи;

- роль социально-эмоционального (экспрессивного) лидера, содержащая действия, относящиеся к различным аспектам межличностного общения

Типы лидеров:

- лидер-программист (генератор идей, мозговой центр),

- лидер-исполнитель,- лидер универсальный,

- лидер ситуативный, - лидер авторитарный,

- лидер демократический, - лидер формальный,

- лидер неформальный,- лидер-организатор,

- лидер-инициатор,

- лидер - генератор эмоционального настроения,

- лидер-эрудит,

- лидер эмоционального притяжения,

- лидер-умелец- лидер официальный,

- лидер неофициальный,

- лидер профориентирующий

Рис. 1. Блок-схема понятия «лидер»

- 2009-й ГОД - МОЛОДЕЖИ -

и др.) свидетельствовал о разнообразии взглядов исследователей на определение лидерских качеств. Понятие «лидерские качества педагога» нами было определено следующим образом: совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности педагога как авторитетного участника воспитательно-образовательного процесса, за которым учащиеся признают право принимать решения при организации их совместной деятельности и создании условий для конструктивного общения (рис. 1).

Определение основывается на многофакторном подходе к изучению феномена «лидерство», при котором лидерство связывается и с личностными характеристиками членов группы, и с параметрами ситуации. На актуализацию различных лидерских качеств индивида в многообразных ситуациях жизни группы влияет целый ряд факторов: отношения между лидером и членами группы, сущность поставленной задачи, содержание групповой деятельности, должностные полномочия лидера, «зрелость» последователей, их возрастные особенности, уровень развития группы, соответствие целей группы целям лидера, потребностей группы и лидера и пр. Способность к адаптивному лидерству предполагает умение педагога актуализировать лидерские качества в зависимости от особенностей ситуации, помогает ему быть лидером, авторитетным участником воспитательно-образовательного процесса. Анализ теории и практики подготовки лидеров, их лидерских качеств (Е. В. Андриенко, Е. Г. Вруб-левская, В. Г. Горчакова, А. Ермолин, С. М. Курганский, А. Мурашов, Е. Тихомирова и др.) и результатов проведенного нами исследования позволил выявить «нормы лидерства» (Р. Л. Кричевский) в педагогической деятельности - группы качеств, которые способствуют признанию педагога лидером самими детьми:

1) профессионально-деловые качества, помогающие педагогу организовать совместную деятельность участников воспитательно-образовательного процесса, характеризуют инструментальную норму лидерства; в эту группу входят качества личности педагога-лидера, выражающие его отношение к труду, к своему делу (активность, целеустремленность, настойчивость, ответственность, креативность, организованность, компетентность, высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, самостоятельность, инициативность и пр.);

2) личностные качества, от сформированности которых зависит эффективность общения как самостоятельной деятельности обучающихся либо в связи с реализацией других педагогических задач, характеризуют социально-эмоциональную, экспрессивную

норму лидерства; к ним относятся качества личности, выражающие отношение человека к другим людям (доброта, общительность, доброжелательность, справедливость, эмпатия, внимательность, отзывчивость, любовь к детям, сочувствие, тактичность, терпеливость, самокритичность, искренность, эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых ролей, требовательность и др.).

Продолжая поиск личностных качеств, отличающих современных лидеров, ученые подчеркивают важность социально-эмоциональной нормы лидерства, «эмоциональных способностей» по сравнению с «техническими», «эмоционального интеллекта», составляющими которого называют самосознание, самоконтроль, мотивацию, эмпатию, социальные навыки.

Под формированием лидерских качеств будущего педагога мы понимаем педагогически организованный процесс целенаправленного развития индивидуально-психологических особенностей личности студента, позволяющих ему в ходе интеграции в социально-профессиональную среду выполнять роль лидера коллектива обучающихся.

Педагогическое проектирование технологии формирования лидерских качеств студентов педагогического колледжа в процессе их социально-профессионального самоопределения происходило с учётом социального заказа, профессиональных требований, модели выпускника педагогического колледжа. Разработанная нами в процессе педагогического проектирования технология представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, определяющих составные части образовательного пространства педагогического колледжа: ценностно-целевой (содержит цели, задачи, описывает систему принципов, методологические подходы к формированию лидерских качеств будущего педагога), содержательно-процессуальный (характеризует содержание воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает набор адекватных целям и содержанию видов деятельности, методов и форм работы), операционально-оценочный (включает диагностические методики определения уровня сформированности лидерских качеств будущего педагога, анализа успешности его социально-профессионального самоопределения).

В процессе экспериментально-исследовательской работы были определены организационные направления и формы педагогического сопровождения формирования лидерских качеств студентов педагогического колледжа, разработано и экспериментально проверено методическое обеспечение группового и кол-

лективного взаимодействия студентов, их творческого сотрудничества с преподавателями по формированию лидерских качеств будущего педагога.

Педагогическое сопровождение формирования лидерских качеств рассматривается нами как специально организованная, целенаправленная система содействия обучающимся со стороны педагогических работников (в нашем исследовании - педагогов, кураторов, методистов, педагогов дополнительного образования, социального педагога, воспитателей, педагога-организатора, руководителей педагогического колледжа), направленная на оказание помощи будущим педагогам в формировании лидерских качеств. Педагогическое сопровождение формирования лидерских качеств будущих педагогов в процессе их социально-профессионального самоопределения осуществлялось поэтапно: диагностика, прогнозирование, целе-полагание, планирование, проектирование, практическая реализация и корректирование действий, анализ и оценка результатов.

На этапах прогнозирования и целеполагания учитывались результаты диагностики, позволившей организовать воспитательно-образовательный процесс исходя из знания индивидуальных особенностей студентов. С целью определения склонности студентов к лидерству использована методика «Лидер» (в обследовании приняли участие 484 респондента). Результаты тестирования представлены на рисунке 2.

Исследование показало, что склонность студентов к лидерству на начало обучения в педагогическом колледже по показателям уровней низкого и ниже среднего составляет более 50 % от числа опрошенных.

Анализ результатов анкетирования, в котором приняло участие 369 студентов, подчеркнул актуальность проблемы формирования лидерских качеств будущего педагога. На вопрос анкеты «Необходимо ли педагогу быть лидером среди воспитанников?» 302 респондента (81,8 % студентов) дали положительный ответ, но при этом при поступлении в колледж 202 человека (54,7 %) не ставили перед собой задачу развития лидерских качеств и не связывали этот процесс с овладением педагогической профессией.

Для осуществления планирования содействия студентам в формировании их лидерских качеств диагностирование проводилось среди педагогов, что дало информацию о когнитивном, мотивационно-пот-ребностном, деятельно-практическом компоненте готовности педагогического коллектива к осуществлению педагогического сопровождения процесса формирования лидерских качеств студентов: только 14 % респондентов оценили свои знания по проблеме лидерства как достаточные, 77 % педагогов нужда-

- 2009-й - ГОД МОЛОДЕЖИ -

лись в расширении своих знаний об этом феномене, развитии лидерских умений, обогащении практических приемов формирования лидерских качеств студентов. Для педагогических кадров, принимавших участие в экспериментально-исследовательской работе, был открыт творческий семинар «Искусство вести за собой», программа которого включала проведение лекций («Лидерство: методологические подходы к изучению, научные теории и концепции» и др.), семинаров-практикумов («Поддержка и коучинг - две дороги к лидерству» и др.), консультаций («Ситуационное лидерство куратора: через гибкость - к эффективному управлению», «Приемы развития лидерских навыков: двенадцать упражнений начальной ступени»), мастер-классов («Стрелка планирования - путь к успеху» и др.).

Общие результаты диагностики позволили определить организационные направления и формы педагогического сопровождения, которые осуществлялись на этапе практической реализации технологии формирования лидерских качеств студентов, включающем одновременное педагогическое сопровождение двух процессов:

- учебной деятельности будущих педагогов, представленной теоретическим обучением и практической подготовкой (творческая мастерская «Лидер-плюс» оказывает методическую помощь студентам в прохождении различных видов педагогической практики на основе формирования у них лидерских качеств, работа педагогической мастерской «Перспектива» направлена на формирование лидерских качеств младших школьников);

- внеучебной работы (система студенческого и педагогического соуправления, учеба студенческого актива, школа лидерства для членов студсовета и групоргов, педагогический отряд «Перекресток», «Молодежная школа социального успеха»).

В ходе эксперимента групповое и коллективное взаимодействие студентов педагогического колледжа, их творческое сотрудничество с преподавателями осуществлялось посредством реализации методического обеспечения, включающего интерактивные методы обучения и воспитания (дискуссии, проекты, мозговая атака, игры: организационно-деятельност-ные, организационно-мыслительные, сюжетно-роле-вые, имитационные; метод паратеатра, инцидента, тренинга и пр.), разнообразные формы (индивидуальные, групповые, а также коллективные, парные, со сменным составом студентов), различающиеся особенностями коммуникативного взаимодействия между педагогом и студентами, а также между самими студентами (привлекательное по содержанию, твор-

Рис. 2. Склонность студентов-первокурсников к лидерству (в %)

ческое по характеру, социальное по направленности, толерантное по сути). Формирование лидерских качеств будущего педагога осуществлялось в ходе организации и проведения во внеурочной работе коллективно-творческих дел: конкурса-марафона «Подарите детям праздник», дискуссионного клуба «Вместе в XXI век», патриотического проекта «Живи, Кузнецкая земля!», эстафеты «Инициатива. Творчество. Поиск», фестиваля творчества педагогов и студентов «Радуга талантов», конкурсов «Практикант-2007», «Лучший студент специальности», «Вожатый-лидер» и др.

На аналитико-методологическом этапе экспериментальной работы проводилось исследование результативности процесса формирования лидерских качеств будущего педагога. Для проверки результативности проведенного эксперимента по формированию лидерских качеств будущих педагогов использовалась методика экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя, которые диагностировались по девяти группам качеств, проявившихся в деятельности:

1) качества, помогающие педагогу организовать совместную деятельность участников воспитательно-образовательного процесса (инструментальная норма лидерства): определенность, осознанность, целеустремленность, ответственность, критичность;

2) качества, от сформированности которых зависит эффективность общения как самостоятельной деятельности обучающихся либо в связи с реализацией педагогических задач (социально-эмоциональная норма лидерства): избирательность, тактичность, действенность, требовательность.

Методика была проведена во всех экспериментальных группах: учебных студенческих группах, группах студенческого актива, участников школы лидерства, членов педагогической мастерской по формированию лидерских качеств младших школьников (258 человек). Анализ полученных данных свидетельствовал, что число студентов с низким и средним уровнями сформированности лидерских качеств, а также обнаруживающих практическую непригодность к выполнению функций лидера к концу обучения в колледже сократилось: непригодных к лидерству - с 12 (4,65 %) до 6 человек (2,32 %), с низким показателем - с 54 (20,93

50-^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4540-' 35-^ 30-

_4&

25 20 15-' Ю-'

4,65%

237%

20,93%

12,79%

ш

83%

43,02%

41,86%

25,58%

□ начало

□ конец

непригодн. низким средним высоким

Рис. 3. Динамика сформированности лидерских качеств студентов (на начало и конец эксперимента)

- 2009-й - ГОД МОЛОДЕЖИ -

%) до 33 человек (12,79 %), со средним уровнем - со 126 (48,83 % респондентов) до 111 (43,02 %). Это произошло за счет значительного увеличения количества будущих педагогов с высоким уровнем сформированное^ лидерских качеств: с 66 (25,58 %) до 123 человек (41,86 %) (рис. 3).

Примененные методы статистической обработки материалов исследования подтвердили эффективность разработанной и апробированной нами технологии формирования лидерских качеств студентов педагогического колледжа.

Начиная экспериментально-исследовательскую работу, мы разделяли точку зрения многих ученых о том, что лидерство в педагогической деятельности - не врожденное качество личности, а приобретаемое искусство взаимоотношений с людьми, которому можно и нужно учиться самому, а также научить своих воспитанников. Эксперимент доказал это утверждение для всех участников проекта: и педагогов, и студентов.

На фото:

работает школа лидерства, выездная учеба актива

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.