УДК 37.08
Амирова Л.А.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г Уфа, Россия
E-mail: ms.amirova@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Социальные ценности, сопровождающие развитие общества в историческом и культурном контексте, постоянно претерпевают изменения. Динамика этих изменений задается естественным процессом социального развития, и может быть ускорена, либо замедлена действиями специальных государственных структур и специфических процессов - реформирования, модернизации. Образовательное пространство человека обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие личности, но и выполняет консолидирующую функцию и формирует систему ценностей и мировоззрение человека, в том числе профессиональное.
Образовательные кластеры создаются на базе ведущих университетов с целью подготовки высококвалифицированных кадров для конкретной сферы профессионального труда. Личностная мобильность позволяет человеку быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде под влиянием изменяющихся в природе, культуре или социуме ситуаций и обстоятельств деятельности субъекта. Формирование и развитие данного личностного качества является отражением требований социума к личности, а именно - скорость, темп, эффективность, интенсивность, оперативность.
Профессионально-педагогическую мобильность представляет собой интегративную личностную характеристику, включающую в себя профессионально-педагогическую компетентность, гибкость, деловитость (активность, инициативность) и новаторство. Проблема развития профессионально мобильной личности специалиста распространяет свои границы во все сферы профессионального образования и вместе с тем требует обеспечения междисциплинарного подхода к ее исследованию и к ее развитию.
Ключевые слова: личностная мобильность, I пространство, образовательный кластер.
Социальные ценности, сопровождающие развитие общества в историческом и культурном контексте, постоянно претерпевают изменения. Динамика этих изменений задается естественным процессом социального развития, и может быть ускорена, либо замедлена действиями специальных государственных структур и специфических процессов - реформирования, модернизации и т.п. Приметами сегодняшнего дня очевидно является направленность Российского социума на инновационные процессы, прогресс, развитие. Быть успешным, конкурентоспособным, востребованным и уважаемым человеком предпочитает не только экономически активное - «взрослое» население страны, но и молодежь, связывая с этим перспективы высокого материального достатка, качества жизни, состояния здоровья, самооценку, личностную свободу. Проведенные нами опросы показали, что этими качествами студенты не только хотят обладать, но и готовы для этого прикладывать усилия, пересмотреть свое отношение к развлечениям, сократить время досуга, изменить его качественные характеристики и пр.
профессиональная мобильность, образовательное
Существующие социальные предпочтения хронологически фокусируются в сознании поколения и развиваются в условиях определенного социального пространства. Несмотря на интенсификацию динамики развития социального пространства личности, его структура принципиально не изменилась и продолжает отвечать принципу мозаичности. Одним из многочисленных звеньев в этой мозаике продолжает оставаться образовательное пространство человека, которое обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие личности, оно выполняет консолидирующую функцию и формирует систему ценностей и мировоззрение человека, в том числе профессиональное.
Восприятие личностью «образовательного пространства» базируется на реальных или потенциальных, но мысленно переработанных событиях. Если события имеют отношение к процессу образования, выходу из этого процесса с дальнейшей возможностью практического приложения полученного образования, участия в образовательном процессе, то их совокуп-
Амирова Л.А._
ность порождает у человека представление об образовательном пространстве.
Само по себе такое пространство должно обладать признаками целостности, процессной целенаправленности и преемственности, это и определяет его потенциал эффективности, который может поддаваться верификации на основе трех основных показателей - наличие многоаспектного, объединенного единой целевой установкой образовательного процесса; возможность активного участия в этом процессе; способность на основе сформированных компетенций применить полученные знания.
Формирование профессионального образовательного пространства в регионах в последнее время стало не просто «точкой внимания» ответственных лиц и организаций (от коллективов организаций СПО до представителей региональной власти), оно получает широкое обсуждение в профессиональных сообществах с выходом на конкретные мероприятия по разработке механизмов его становления и совершенствования в соответствие с мировыми и отечественными трендами инновационного развития образования в целом. Кластеризация профессионального образования - одна из тенденций, широко практикуемых в регионах в последние годы, и один из механизмов, позволяющих решать не только образовательные, но и социальные задачи, в частности - задачу сохранения контингента кадрового потенциала.
В самом общем виде под кластером понимают группу организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Образовательные кластеры создаются на базе ведущих университетов с целью подготовки высококвалифицированных кадров для конкретной сферы профессионального труда. Кластеризация образования основана на вертикальных и горизонтальных связях. Вертикаль обеспечивает полный цикл непрерывности профессиональной подготовки и профессионального роста, в нее включены профессиональные образовательные организации разного уровня и производство, горизонталь - это площадка для отработки методологических, содержательных, информационно-технологических, методических и других аспектов. Внутри образовательного кластера формируется особая
Развитие личностной мобильности педагога...
образовательная среда, которая позволяет профессиональной школе решать множество насущных проблем - от привлечения мотивированных абитуриентов через взаимообучение и самообучение в инновационной цепочке «наука-технология-производство» до выполнения актуальных требований работодателей. В этом смысловом, содержательном и функционально ориентированном континууме формируется единство мировоззренческих профессиональных позиций, перспективных целей, содержания, технологического обеспечения вплоть до методических приемов и элементов профессионального имиджа всех, кто занимается подготовкой будущих профессионалов. Принцип целостности помогает четче обозначить контуры процесса профессионализации, избежать дублирования, выявить резервы, сформировать приоритетные ориентиры работы.
Предлагаемый механизм кластеризации направлен на решение множества задач, при этом главной остается задача формирования и развития профессионала, высококвалифицированной, конкурентоспособной личности с определенными личностными качествами, компетенциями, характерологическими особенностями. Жить и работать этой личности предстоит в век высоких скоростей, профессиональной и технологической неопределенности, в условиях постоянной конкуренции. Очевидно, что процесс формирования и развития профессионала невозможен без участия педагога, который в условиях развивающейся образовательной системы тоже меняется. Это достаточно сложный, отчасти болезненный процесс, который детерминирован с одной стороны, изменениями в системе под влиянием рыночной экономики, а с другой - опытом и характерологическими чертами самой личности педагога. «Давление» системы заставляет педагога менять функционал (от транслятора знаний - к консультанту, от организатора образовательного процесса - к инноватору, от преподавателя - к ученому-бизнесмену), в соответствии с функционалом должны измениться содержание и темпы собственной деятельности.
При этом динамика развития самой личности, и, в частности, ее психических процессов не отличается заметными переменами. Темпы развития личности и психики продолжают оставаться в рамках зафиксированных хронологиче-
ских периодов, природа человека не позволяет интенсифицировать его физическое перемещение; скорость мыслительных процессов продолжает оставаться в рамках давно выверенных физиологических норм; уменьшение времени, необходимого для сна и отдыха, чревато серьезными заболеваниями; появление психических новообразований так же не сместилось во времени, несмотря на многочисленные педагогические эксперименты (по крайней мере, в научной печати таких данных нет). Удобно ли, комфортно ли педагогу (в наших рассуждениях - педагогу профессиональной школы) жить в эпоху высоких скоростей и функциональных перемен? Каковы границы зоны «комфорта»? Отыскивает ли человек ниши в социальном и профессиональном пространстве, позволяющие ему не просто восстановить силы, но и получить новый мотива-ционный толчок для «завтрашнего движения»? Существует ли та внутренняя личностная точка опоры, позволяющая ему сохранить собственную индивидуальность как его «особую примету», которой каждый из нас обязан «лица не общим выраженьем»? И кто позаботится об этой группе профессионалов, которая по призванию своему должна заботится о другой категории людей -профессионалах будущего?
Практика показывает, что сам процесс поиска и нахождения этой «точки опоры» лежит в плоскости индивидуальности человека и приобретает окраску «индивидуально-его-ценности». Самоопределившись, индивид отстаивает свое право на собственный выбор, борется за него, он становится способен занять самостоятельную позицию к внешним условиям. В повседневной жизни весь спектр ценностей человека выполняет адаптивную функцию и приобретает особую значимость в кризисные периоды жизни, будь то кризисы нормативного или ненормативного характера. В практическом выражении это воплощается в конкретные виды личностного реагирования в координатах принятия-отторжения, мобилизации-демобилизации, активности-пассивности и т.п.
В контексте гуманистической парадигмы и индивидуализации образования определенный тип (способ) реагирования личности на окружающую (прошлую, настоящую, будущую) действительность продуцирует конкретную жизненную стратегию поведения и деятель-
ности, и определенную жизненную позицию личности в смысле ее отношения к миру. Так возникает экзистенциальная ориентация личности, а по сути - ценностно-смысловой конструкт, который в каждый отдельный момент жизни продуцирует виды, типы, уровни мобилизации организма и психики в соответствии с требованиями среды. Такую специфическую для конкретной личности экзистенциальную ориентацию, представленную в структуре психики ценностно-смысловым конструктом, мы предлагаем рассматривать как категорию «личностная мобильность» во всей палитре ее проявлений в виде реакций на вызовы среды. Личностная мобильность позволяет человеку быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде под влиянием изменяющихся в природе, культуре или социуме ситуаций и обстоятельств деятельности субъекта. Формирование и развитие данного личностного качества является отражением требований социума к личности, а именно - скорость, темп, эффективность, интенсивность, оперативность. В структуру личностной мобильности, на наш взгляд, входят следующие неотъемлемые компоненты:
- личностная активность как системообра-зущий компонент; степень проявления личностной активности приобретает все большее значение в развитии человека, определяя не только характерологические признаки, действенность и интенсивность его преобразовательной деятельности, но и сами возможности выживания;
- личностная готовность, сущностный смысл которой заключается в потребности формировать собственную систему способов выполнения деятельности; внутренним показателем готовности является наличие убеждения в необходимости осуществления такой деятельности, внешним - проявление стилевых особенностей ее выполнения;
- адаптивность личности как проявление гибкости при встрече с новыми условиями, способность активно влиять на эти условия, придавая им желательное для себя направление;
- креативность как потенциальная возможность; в количественном и качественном отношении - проявление творческих возможностей человека.
Амирова Л.А.
Что касается профессиональной мобильности личности и ее основных компонентов, отмечаем, что однозначного ответа относительно феноменологии данного понятия нет, исследования продолжаются. В работах психологов и педагогов на уровне диссертационных исследований содержатся разные данные, в том числе по компонентному составу профессиональной мобильности в соответствии со спецификой труда, его предметом и условиями. Профессионально-педагогическую мобильность мы описали в своих более ранних работах как интегративную личностную характеристику, включающую в себя профессионально-педагогическую компетентность, гибкость, деловитость (активность, инициативность) и новаторство.
На этом этапе две параллельные линии наших рассуждений сближаются и сливаются в тезис о том, что кластеризация как механизм обладает внутренним потенциалом и необходимыми условиями для развития профессиональной мобильности педагогов профессионального образования.
Принцип экономической территориально-отраслевой группировки позволяет создавать отраслевые образовательно-производственные кластеры, в пространстве которых реализуются различные формы взаимодействия между образовательными организациями и основными заказчиками их деятельности - работодателями. Особо отмечаем - для развития личностной и профессиональной мобильности опора на этот принцип, задающий форматы коллегиального общения, самопрезентации «среди своих», самореализации в конкретном и знакомом социально-культурном пространстве, создает благоприятный психологический климат для проявления компонентов мобильности. Они проявляются в деятельности и развиваются в ней. В территориально-отраслевых условиях расширяются позиции востребованности личности, ее деятельность формируется не только по личной инициативе, но и «под заказ», вотум доверия создает ту самую мотивационную основу, на которой вырастает инициативность, совершенствуется компетентность, развивается гибкость и проявляется новаторство.
Реализация принципа синхронизации территориальной и отраслевой плоскостей стратегического планирования в образовательном
Развитие личностной мобильности педагога...
кластере предполагает анализ региональных данных о потребности в кадрах; мониторинг востребованности в подготовке кадров со средним профессиональным образованием, с высшим образованием; создание системы прогнозирования потребности в специалистах; Формирование «ЗАПРОСА» - сопряжение потребностей в специалисте «нового типа» органов власти, работодателя, профессиональной общественности. Все эти действия предполагают реальную включенность педагога профессиональной школы в проектную деятельность на уровне региона и в такие виды деятельности (проектные группы, процессы, формы сотрудничества), которые не позволят ему оставаться пассивным наблюдателем.
Принцип совместного использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного, кадрового потенциала расширяет профессиональное пространство педагога и помогает реализовать одну их его функций, а именно - производственно-технологическую, которая предполагает умение обращаться с производственным оборудованием (в том числе - новейшим!), использовать новые материалы, применять современные технологии. Это также влияет на компетентность, гибкость (адаптивность) и новаторство. В рамках реализации этого принципа целесообразно разработать механизм профориентации, предпрофильной и профильной подготовки в условиях общеобразовательной школы, и главное - наличии постоянно обновляемой системы подготовки (согласованности позиций системы СПО и ВО), переподготовки и повышения квалификации. Это поможет создать устойчивые элементы преемственности систем общего образования (для построения системы выявления и поддержки профильной одаренности), СПО, ВО и системы повышения квалификации в контексте конкретного профессионального образования.
Учет принцип интегрированности, сопряжения и преемственности образовательных программ в рамках образовательного кластера позволяет развивать профессиональный кругозор. Такие формы сотрудничества, как «визит-профессорство» формирует профессиональный авторитет, создает условия для самореализации на других уровнях системы.
Это позволяет преподавателю проявить себя в учебной, научной, просветительской, консультационной функции, и не только по вектору «вуз-колледж», но и по другим - «производство-вуз», «колледж-вуз», «вуз-производство» и др. Соблюдение данного принципа потребует разработку нового предметного содержания профилей образовательных программ, и, соответственно - новых моделей интеграции методического и психолого-педагогического знания; сопряжение стандартов СПО-ВО, пересмотр учебно-методических комплексов подготовки кадров с опорой на требования изменяющегося формата современной учебно-методической литературы.
Принцип единой информационной профессиональной среды предполагает развитие электронной среды профильного образования, в том числе использование ее как информационно-методической базы общего пользования (нормативные документы, прошедшие экспертизу ПООП, КИМы, материалы по организации лучших образовательных практик). Само по себе использование информационной среды, в том числе и с целью оперативного взаимодействия повышает уровень профессиональной мобильность, в доказательство чему имеются специальные исследования. Развитие электронной образовательной среды современного высшего педагогического образования. Решение таких задач, как создание вводных ориентационных содержательно-преемственных он-лайн курсов
в организациях высшего и среднего профессионального образования, разработка и реализация на конкурсной основе модулей смешанного обучения социально-воспитательной и просветительской направленности, разработка массовых открытых он-лайн курсов по изучению опыта авторских профессиональных практик, размещения медиаконтента и продвижения методических идей в профессиональном образовании создают условия для проявления синергетиче-ского эффекта в развитии профессиональной мобильности.
Проблема развития профессионально мобильной личности специалиста распространяет свои границы во все сферы профессионального образования и вместе с тем требует обеспечения междисциплинарного подхода к ее исследованию и к ее развитию. Такого же комплексного подхода требует изучение явления кластеризации профессионального образования и процессов внутри образовательного кластера. Эффекты, которые возникают и будут возникать в будущем при использовании данного механизма, лежат в поле, с одной стороны - нормативно-правовых, организационных, содержательных, методологических, методических, технологических и других преобразований, а с другой стороны - влияют на личностное и субъектное профессиональное развитие всех участников образовательного процесса. Движение по этому пути должно быть сопряжено с взвешенными решениями на основе научных исследований.
23.08.2017
Список литературы:
1. Амирова Л. А., Амиров А.Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации [Текст]: монография/Л.А.Амирова, А.Ф.Амиров. - Уфа:Вагант, 2011. - 194 с.
2. Волох, О.В., Чекалева Н.В. Региональный профессионально-педагогический кластер: возможности сетевого взаимодействия// Высшее образование сегодня. 2015. №9. С.30-35.
3. Ермоленко Е.В. Кластеризация образовательного пространства в России на основе интеграции наук, производства и образования// Педагогический журнал Бакортостана. 2015. №6 (61). С. 22-25.
4. Шумейко А. А. Базилевский А.А. Формирование инновационного кластера региональной системы образования как социально-педагогическая проблема// Успехисовременной науки. 2016.Т.2. №6. С.97-101.
5. Anne Mai Walder. The Concept of Pedagogical Innovation in Higher Education. Education Journal. Vol. 3, No. 3, 2014, pp. 195-202. doi: 10.11648/j.edu.20140303.22
Сведения об авторе:
Амирова Людмила Александровна, профессор Башкирского государственного педагогического университета
им. М. Акмуллы, доктор педагогических наук, профессор E-mail: ms.amirova@yandex.ru
450000, Республика Башкортостан, гУфа, ул. Октябрьской революции, 3 а