Воспитание, социализация и развитие личности
С. А. Расчетина (г. Санкт-Петербург) ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
SOME TRENDS IN DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROFESSIONAL EDUCATION
В статье представлен краткий анализ процесса становления профессионального социально-педагогического образования, раскрыто влияние современных социальных изменений на профессиональную подготовку студента, готовящего себя к работе в открытом социуме, подчеркнута методологическая взаимосвязь между социально-педагогическими процессами: развивающейся наукой, сферой социальной практики, социально-педагогическим исследованием и профессиональным образованием.
Ключевые слова: социально-педагогическое образование, социальные изменения, социальные инновации, подготовка к профессиональной деятельности
The article provides a brief analysis of the process of development of professional social and pedagogical education, reveals the influence of contemporary social changes on training students, who are preparing themselves for working in an open society, stresses the methodological relationship between social and pedagogical processes: developing science, sphere of social practice, social and educational research and professional education
Keywords: social and pedagogical education, social change, social innovation, preparation for the professional activity
Социальная педагогика в ее настоящем виде сформировалась под влиянием вызовов перестроечного времени, характеризующегося сменой общественной формации, породившей ряд трудноразрешимых социальных, психологических и педагогических проблем в жизни различных групп населения. У истоков второго рождения (возрождения] социальной педагогики, разработки ее методологических и теоретических основ стояла особая научно-исследовательская структура под названием «Временный научно-исследовательский коллектив «Школа-микрорайон», организованная в рамках АПН СССР и руководимая В.Г. Бочаровой.
Сформированный накануне перестройки ВНИК осуществил беспрецедентный по
масштабу социально-педагогический эксперимент, который был развернут в городских и сельских поселениях разных регионов России. В эксперименте рождалась теория и практика деятельности специалиста помогающей профессии - социального педагога. После распада страны идеи, концепции, теории, сформулированные и обобщенные в процессе крупномасштабного эксперимента, стали основанием для активного становления социально-педагогической теории, практики и образования. В целом четыре взаимосвязанных становящихся социально-педагогических процесса: теория, практика, исследование и образование - выступили интегрированным средством достижения общественной цели: преодоления явления беспризорности и безнадзорности детей, за-
1 Работа выполнена в рамках проекта РАО «Теоретико -методологические основы, модели и технологии развития профессионального социально-педагогического образования»
хлестнувшего общество, и тем самым содействовали реализации целей инновационного развития страны.
Выделим несколько моментов, значимых для анализа методологических основ профессионального социально-педагогического образования на начальном этапе его становления и в настоящее время.
Социальная педагогика как качественно новое явление стала активно развиваться в рамках системного подхода. Системные исследования кардинально меняющейся социальной среды и положения человека (ребенка] в новых общественных условиях содействовали одновременному становлению социально-педагогических процессов: инновационной практики решения социальных проблем ребенка; теории гармонизации социально-педагогического взаимодействия человека и социума и введения в структуру этого взаимодействия идеи социального воспитания, социально-педагогической поддержки и сопровождения как его главных гармонизирующих средств. Было положено начало инновационному процессу подготовки профессионалов, нацеленных на решение социальных проблем детства на основе погружения в знания, характеризующие новый этап общественного развития, и осмысления под социальным углом зрения педагогической деятельности.
Наличие глубоких социальных трансформаций, драматизирующих жизнь общества в целом, и персонификация их в жизнедеятельности конкретных групп взрослого и детского населения актуализировали потребность в становлении антропологического подхода к анализу и осмыслению меняющегося социума. Обращение к концептуальным схемам этого подхода позволило приступить к исследованию индивидуальных проблем семей и детей, в которых отражались некоторые общие закономерности процессов социализации детей на переходном этапе общественного развития. В его рамках были выделены и проанализированы ситуации социального сиротства, беспризорности, безнадзорности; стали прорастать несколько феноменологических направлений, исследующих жизненный мир представителей детских и молодежных субкультур. Антропологический подход позволил понять проблемы семьи и ребенка
на основе вживания в ткань социально-педагогической ситуации и эмоционального отношения к ней, приступить к разработке неинституциональных способов их преобразования.
На этапе перестройки достаточно четко обозначились два пути вхождения в новую профессию. Первый путь - традиционный, укореняющийся в «знаниевой» парадигме. Разработчики первых образовательных социально-педагогических программ в полной мере осознали значимость системного подхода и широты знаний и умений в подготовке профессионалов нового профиля. Была осуществлена разработка образовательных программ, ведущих субъекта образования от научных знаний, необходимых для понимания и преобразования практики, к формированию личностного смысла профессиональной деятельности.
Второй путь - инновационный, формирующийся в рамках аномийного процесса, порождающего ряд тенденций, связанных с преобразованием социального пространства, созданием в нем ранее неизвестных социальных структур, защищающих человека, с расширением границ личностной свободы и возможностью маневра в принятии решений. Подчеркнем, эпоха перестройки, инициировавшая становление социально-педагогической теории и практики, заострила внимание на проблеме личностного смысла в профессиональной деятельности, поскольку первые социальные педагоги пришли в профессию на основе сознательного выбора ранее неизвестного им пути. Перестроечное время обозначило индивидуальную траекторию профессионального образования, движение «от личностного смысла» к овладению знаниями, умениями, несколько позже - компетенциями. Разработчики первых образовательных социально-педагогических программ в полной мере осознали необходимость неклассического (антропологического] подхода в подготовке профессионалов нового профиля с опорой на ценностно-смысловую сферу конкретного человека.
Результаты перестроечного этапа, значимые для становления профессионального социально-педагогического образования, можно кратко охарактеризовать следующим образом.
Была воссоздана в своих основных чертах наука социальная педагогика, которая обрела свои исторические корни. В рамках инновационного по своей сути научного знания были обозначены контуры объекта, предмета, методологии, методов, понятийного аппарата науки, представлены первые социально-педагогические теории. Становление социально-педагогической науки позволило обозначить наукоемкий путь подготовки специалистов, выделить в содержании первых образовательных программ, наряду с общенаучными, собственно социально-педагогические дисциплины.
Перестройка положила начало росту первых институциональных структур социально-педагогической поддержки семьи и ребенка, созданию инфраструктуры, нацеленной на преодоление социальной исключенности, представленной учреждениями социального обслуживания населения, органами социальной защиты, образования и культуры, ориентированными на оказание помощи разным группам нуждающихся в защите семей (детей]. Становление этих структур позволило заложить практикоориентированный путь подготовки специалистов, осмыслить роль разных видов учебной практики в становлении специалиста.
Отметим, научные социально-педагогические разработки этого времени выступают как самоценность и вместе с тем отражают важную для современности идею взаимосвязи теории, практики, исследования и образования, образующих социально-педагогическую целостность, которая может выступить универсальным средством решения социальных проблем на этапе общественных перемен. Анализ современных источников показывает, что именно в таком направлении происходит дальнейшее развитие социально-педагогического профессионального образования, тесно интегрирующегося с теорией, практикой и исследованием и ориентирующегося на решение современных социальных проблем детства, стоящих перед государством, позиционирующим себя как социальное.
В анализе современного состояния социально-педагогического образования воспользуемся теоретическими идеями российских ученых:
- Ю.М. Лотмана, который считал, что «культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что
любой ее синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных ее стадий. Взрывы в одних пластах могут сочетаться с постепенным развитием в других. Это, однако, не исключает взаимодействия этих пластов» [4]. Данное рассуждение позволяет уяснить место и роль социально-педагогического образования в современных социокультурных процессах;
- И.А. Липского, предложившего рассмотрение социально-педагогической проблематики как единства теории, практики и образования на конкретном этапе общественного развития. Формулируя объект и предмет социальной педагогики в логике деятельностного подхода, автор установил методологическую взаимосвязь между тремя социально-педагогическими процессами: развивающейся наукой, профессиональным образованием и сферой социальной практики [3]. Эта идея помогает понять современное состояние социально-педагогического образования с точки зрения его адекватности уровням развития гуманитарной науки и социально-педагогической практики.
В настоящее время понятие социального порядка, упорядоченности социальных отношений сменяется понятиями неясности жизненного контекста, хаоса. Социология оперирует понятием «турбулентного общества» [8]. Интенсивное нарастание социальных изменений говорит о том, что естественным состоянием социума становится текучесть, хаотичность, неопределенность, дисгармония. Социологи подчеркивают, что элементы хаоса характерны для всех пограничных этапов общественного развития. Специфика современного состояния общества состоит не столько в изменениях, которые присущи всем историческим этапам, сколько в темпах изменений, в стремительности появления «нового». Динамическое развитие общества предполагает динамическую сменяемость социальных проблем общества, человека, ребенка. Поэтому постоянно возобновляется потребность в понимании того, как влияют общественные изменения на функционирование и развитие социально-педагогического профессионального образования, какие инновации вводятся в образование под воздействием общественных изменений. Здесь речь идет о социальных инновациях, проникающих в жизнедеятельность образовательных учреждений всех уровней и нацеливающих на трансформацию
содержательных, процессуальных, технологических характеристик образовательного процесса.
Наиболее глубокие структурные изменения, характеризующие современное общество, связаны с вхождением его в рыночные, информационные, сетевые, поликультурные отношения. Современное образование определенным образом реагирует на эти изменения, модернизирует ступени подготовки к профессиональной деятельности, обеспечивая готовность студентов к профессиональным действиям в условиях системных социальных изменений в социуме. Анализ источников показывает, что в рамках социально-педагогического профессионального образования, обладающего собственной структурой и логикой развития, осуществляется постоянный поиск путей преобразования социальных инноваций в собственно образовательные инновации, затрагивающие содержательные, процессуальные, технологические, оценочные характеристики социально-педагогического образования.
По мнению современных социологов, «важнейшие особенности современного этапа социальных изменений - глобализация, нарастание техногенных, природных и социогенных рисков - препятствуют исполнению макросоциологической теорией ее генеральной функции - установлению закономерности социальных процессов .... отсюда, - продолжает автор, - популярность социологических исследований ситуации динамического хаоса, неустойчивости и многовариантности развития» [8]. Поскольку цель социально-педагогического образования состоит в подготовке профессионала, способного гармонизировать отношения человека и социума, основные исследовательские стратегии в этой области в настоящее время определяются главной характеристикой социума - социальной динамикой. Социально-педагогические исследования ориентированы на анализ изменений, характеризующих процессы целенаправленной и стихийной социализации, на выявление ресурсов социальной среды, которые могут быть использованы для решения традиционных и инновационных проблем подрастающего поколения.
В анализе современного состояния науки будем ориентироваться на идеи В.М. Степина, который полагает, что научное знание следует рассматривать как исторически развиваю-
щуюся систему, погруженную в социокультурную среду и характеризующуюся переходом от одного типа саморегуляции к другому. Автор характеризует ее как «особое движение в сфере развивающегося теоретического знания», подчеркивает историческую изменчивость всех компонентов науки [5]. Из множества тенденций, характеризующих современную науку, выделим четыре, отчетливо представленные в современном социально-педагогическом знании.
Первая тенденция: по мнению современных ученых, социальная педагогика сегодня характеризуется проблемной ориентацией, что позволяет осуществлять поиск эффективных инновационных средств решения разнообразных проблем, характеризующих общество в целом и человека (ребенка] в частности. Соответствие критерию проблемности выступает как отличительная особенность социальной педагогики, поскольку предметом ее исследования являются институциональные и индивидуальные проблемы детства и способы гармонизации отношений посредством разных видов социально-педагогической деятельности: социального воспитания, социально ориентированного образования, социально-педагогической поддержки и сопровождения.
Вторая тенденция: возникнув как синтез социологии и педагогики, социально-педагогическое знание сегодня продолжает активно интегрироваться с обновляющимся социологическим, культурологическим, медицинским, юридическим и др. знанием, позволяющим углубить представления о проблемном способе существования ребенка и способах решения его проблем. Сегодня она активно осваивает экономическое, информационное и культурологическое знание. Поэтому наряду с дисциплинарными исследованиями, осуществляемыми в рамках социально-педагогической науки, на передний план все более выдвигаются междисциплинарные, проблемно-ориентированные исследования.
Специфика социально-педагогической науки представлена объемными междисциплинарными исследовательскими программами, в которых принимают участие специалисты различных областей теории и практики. Сошлемся в этом смысле на некоторые широкомасштабные социально-педагогические проекты: «Развитие института социальных педагогов в регионах России» [2]; «Повыше-
ние родительской компетентности на базе Профессиональной Школы Родительства» [6]; «Реабилитация и интеграция людей с инвалидностью в общество» [7] и др. Подчеркнем: эти проекты носят образовательно-исследовательский характер, непосредственными участниками которых, наряду с преподавателями и работодателями, выступают студенты.
Третья тенденция: поскольку в современной жизнедеятельности общества, человека, ребенка сегодня ярче, чем остальные, актуализирована социальная составляющая, фиксируется стремление разных наук о человеке к интеграции с социологическим знанием, к осмыслению предмета исследования с социологических позиций. Актуальным для современности остается тезис В.Г. Бочаровой о значимости исследования связи «социальное - педагогическое», где «социальное» выступает как область проблем, «педагогическое» - как общая интегральная компонента, придающая научному поиску направленность, предполагающую конкретные, специфические для каждого исследования функционально-содержательные задачи [1].
Четвертая тенденции: для современной науки о человеке характерен повышенный интерес к индивидуальности человека как творца социальной реальности. Социальная педагогика, ориентированная на осмысление сложных социальных проблем, «вбирает» в себя знания о детстве, о современных процессах социализации отдельного ребенка как личности и индивидуальности.
В условиях постоянно возобновляемых социальных перемен возрастает запрос к научной подготовке специалистов в области помогающих профессий, к формированию исследовательских компетенций как обязательной характеристике выпускника, готового и способного анализировать социальные изменения и искать пути решения возникающих проблем. Исследовательские труды, характеризующие современное состояние социума и формирующиеся в его рамках институциональные и индивидуальные проблемы человека (ребенка] и способы их решения, находят свое отражение в образовательных программах социально-педагогической направленности. Процесс образования предполагает включение студентов в деятельность научно-исследова-
тельских лабораторий и мастерских, функционирующих на базе кафедр социально-педагогической направленности. Программы образования приобретают при этом форму образовательно-исследовательских проектов.
Социально-педагогическая практика, имеющая своей целью гармонизацию отношений «детство - социум», в «спокойные времена» представлена системой повторяющихся действий по решению жизненных задач. Разработчики теории социальной практики подчеркивают повторяющийся характер воспроизводимых действий, применяют к характеристике этого феномена понятие «рутинного поведения». На основе повторяющихся действий социальная практика принимает форму алгоритма, ориентированного на традиционные «опривыченные» технологии, закрепленные в сознании, приносящие в большинстве случаев запланированный результат. Однако сегодня социально-педагогическая деятельность перестает соответствовать понятиям рутинности, привычного действия, освоенного алгоритма. В условиях постоянно усложняющейся информации, стремительно нарастающих социальных перемен и формирования новых социальных проблем актуальной в социальном, психологическом и педагогическом плане становится проблема времени. Социального педагога интересуют динамические характеристики профессиональной деятельности: время, требующееся для осознания социальных перемен, для внесения инноваций, адекватных этим изменениям, для закрепления их в своей деятельности. Уже сегодня нарастает психологическая напряженность, связанная с нехваткой времени для осмысления новых тенденций в развитии социальной среды, выработки инноваций и личностного (психического] закрепления инновационных действий. Качественные изменения наблюдаются в пространственных характеристиках социально-педагогической деятельности. Усиливается востребованность в деятельности коллективного субъекта, представленного специалистами разного профиля социальной, педагогиче-
ской и непедагогической направленности, в коллективном анализе социальных проблем детства и выработке инновационных решений. Расширению пространственных характеристик социально-педагогической деятельности содействует Интернет-среда, содействующая совместному поиску решения проблем территориально разделенных и виртуально соединенных субъектов. Поэтому есть все основания рассматривать профессиональную деятельность социального педагога под новым углом зрения, исследовать современные пространственно-временные характеристики этого феномена.
В современной социально-педагогической науке всесторонне раскрыт феномен социально-педагогической деятельности как институционального явления с позиции социального капитала, социального доверия, институциональной рефлексии, социального воспроизводства материальных и нравственных ценностей общественной жизни. Как институциональный феномен современная социально-педагогическая деятельность приобретает форму программно-целевого метода, дорожной карты. В рамках современного нестабильного социума институт социально-педагогической деятельности, интегрированный с образованием, выступает некоторым универсальным средством системной модернизации социальной сферы, гармонизации социальных отношений.
Значимость подготовки к реализации социально-педагогической деятельности как индивидуально-ориентированного процесса возникает в том случае, когда наблюдаются фак-
ты отторжения ребенка от разных процессов социальной жизнедеятельности, «выпадение» его из процессов семейного и школьного воспитания и обучения, когда на этом фоне нарушаются процессы смыслообразования, деформируются способы взаимодействия с миром сверстников и взрослых. Вовлечение студента в процесс индивидуализации социально-педагогической деятельности, формирование готовности и способности «варьирования методом решения задачи» - важное направление профессиональной подготовки социального педагога. Студент должен понять, что инновации в первую очередь затрагивают средство (способ, метод, технологию], что качественно новая цель требует обновления средства, способного обеспечить необходимый результат. В этом смысле профессионализм во многом зависит от готовности и способности обновлять средство решения социальной задачи в каждом конкретном случае.
В условиях социальных изменений формируется заказ на основательную практическую подготовку студентов, готовых работать над реальными жизненными задачами институционального и индивидуального уровня, осуществлять поиск инновационных технологий решения проблем в изменяющемся мире. По мнению современных ученых, перспектива социально-педагогического образования может быть представлена ориентацией на постепенное формирование «интегрального социально-образовательного пространства как целостного государственно-образовательного механизма гармонизации отношений в социуме» [1].
Литература
1. Бочарова В.Г. Плоткин М.М. Современные приоритеты научных исследований в отечественной социальной педагогике: аналитическая записка /В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин - ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. - М.: Изд-во «Современное образование», 2012.- 40 с.
2. Гурьянова М.П. Состояние и перспективы развития института социальных педагогов в России: информационно-аналитические материалы - ФГНУ ИСП РАО. - М.: Изд-во «Современное образование», 2013. -56 с.
3. Липский И.А. Диалектика объекта и предмета социальной педагогики // Социальная наука как профессиональное образование и сфера социальной практики / ФГНУ «Институт социальной педагогики РАО. - М.: Издательство «Современное образование, 2012. - 276 с.
4. Лотман Ю.М. Семиосфера СПб.: Искусство, 2010 - Режим доступа: http//yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm - Загл. с экрана.
5. Степин В. М. Эпоха перемен и сценарии будущего - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/stepin/epoch.html- Загл. с экрана.
6. Репринцева Г.И. Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования / Г.И. Репринцева // Вестн. Томского гос. пед. унта (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. №8.
7. Фуряева Т.В. Бочарова В.Г. Реабилитация и интеграция людей с инвалидностью в общество: учебное пособие для магистрантов.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева". - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. - 299 с.
8. Ядов В.А. Каким мне видится будущее социологии - Режим доступа:
https: / / www.hse.ru/ pubs/share/direct/document/72688582
->-