Научная статья на тему 'Имидж и межличностная привлекательность педагога-профессионала сегодня'

Имидж и межличностная привлекательность педагога-профессионала сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / DIGITAL EDUCATION / NETWORK EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL IMAGE / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER / INTERPERSONAL ATTRACTION / SPIRITUAL ESSENCE OF A PERSON / INTERCULTURAL COMMUNICATION SKILLS / SELF-CONTROL / SUBJECT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грохольская Ольга Глебовна

В условиях развития сетевой образовательной среды, наряду с повышением общекультурной и профессиональной грамотности педагога, расширением сферы его духовности и социальной коммуникации, все большее значение приобретает формирование имиджа специалиста-профессионала, делового человека, учителя и просто успешной личности. Создание привлекательного имиджа педагога-профессионала является важной проблемой профессиональной школы сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is concerned with the problem of formation of an attractive image of a modern teacher as a professional specialist, a business person, and a successful personality along with increasing his general cultural and professional literacy, the expansion of his spirituality and social communication in the networked educational environment.

Текст научной работы на тему «Имидж и межличностная привлекательность педагога-профессионала сегодня»

педагогические науки

nie_643-06_Moskovskaya_vysshaya_shkoly_sots_i_

ekonom_nauk.pdf (data obrashhenija: 12.07.2018).

6. Rossijskie vuzy hotjat perejti na novuju siste-mu ocenki kachestva obrazovanija [Jelektronnyj resurs] // RIA Novosti. 2018. 11 maja. URL: https://ria. ru/society/20180511/1520402076.html (data obra-shhenija: 18.07.2018).

7. Rukovodstvo po eduScrum «Pravila igry»: razrabotano komandoj eduScrum / Arno Delhij, Ri-ni van Solingen, Willy Wijnands; per. na rus. jaz. Il'nur Miftahov, Tatjana Gluharjova [Jelektronnyj resurs]. URL: http://eduscrum.nl/en/file/CKFiles/The_ eduScrum_Guide_RU_1.2.pdf (data obrashhenija: 10.07.2018).

8. Strategicheskij menedzhment v obrazovanii: ucheb.-metod. komplekt materialov dlja podgotovki t'jutorov. M.: APK i PPRO, 2007.

9. Tronin V.G. Zhiznennaja strategija tvorcheskoj lichnosti v IT-obrazovanii // Vestn. Ul'jan. gos. tehn. un-ta. 2015. № 3(71). S. 4-6.

10. Trofimenko V.A. Sistema kanban v vysshem juridicheskom obrazovanii (po analogii i na opyte raboty avtomobil'noj korporacii «Tojota») // Visnik Na-cional'nogo universitetu «Juridichna akademija Ukraini imeni Jaroslava Mudrogo». Ser.: Filosofija, filosofija prava, politologija, sociologija. 2016. № 2(29). S. 174179. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sistema-kanban-v-vysshem-yuridicheskom-obrazovanii-po-ana logii-i-na-opyte-raboty-avtomobilnoy-korporatsii-toyo ta (data obrashhenija: 12.07.2018).

Strategic management and flexible methodologies for managing the implementation of training standards in pedagogical areas

The article deals with the problems in the field of teacher training related to the new stage in the development of the system of standardization and quality management in higher education. Special attention is paid to the unprecedented rigidity of the decisions taken by the Federal Inspectorate in Education and Science in recent months and years which requires that universities create their own effective strategies for managing educational activities and, in particular, introduce modern tools of strategic management and flexible management methodologies.

Key words: pedagogical education, accreditation, strategic management, flexible management methodologies, competence approach, knowledge approach.

(Статья поступила в редакцию 29.08.2018)

О Грохольская О.Г., 2018

о.г. грохольская

(Москва)

имидж и МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПРОФЕССИОНАЛА сегодня*

В условиях развития сетевой образовательной среды, наряду с повышением общекультурной и профессиональной грамотности педагога, расширением сферы его духовности и социальной коммуникации, все большее значение приобретает формирование имиджа специалиста-профессионала, делового человека, учителя и просто успешной личности. Создание привлекательного имиджа педагога-профессионала является важной проблемой профессиональной школы сегодня.

Ключевые слова: цифровое образование, сетевая образовательная среда, имидж специалиста-профессионала, профессионализм педагога, межличностная привлекательность, духовная сущность человека, интеркультурная коммуникабельность, самоконтроль, субъект, личность.

Развитие сетевого общества, основанное на развитии сетевых технологий, позволяет говорить о том, что мы стоим у истоков революции, которая вносит фундаментальные изменения в нашу жизнь, профессиональную деятельность и способы общения друг с другом. Сегодня стало очевидным, что нам предстоят грандиозные технологические прорывы в сфере искусственного интеллекта, роботизации, автомобилей-роботов, трехмерной печати, нано- и биотехнологий и др.

Мир изменился кардинально, происходят кардинальные изменения в образовании. сегодня поиск информации, усвоение знаний идут через процесс информатизации образования, через обучение студентов и школьников в условиях сетевой образовательной среды, с применением цифровых технологий, что представляет собой новую реальность, новый угол зрения на образование, новое прочтение сущности человека.

Многие исследования психологов и педагогов сегодня показывают, что в числе важнейших факторов, оказывающих существен-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ное воздействие на физическое, психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, а также будущего специалиста-профессионала, следует отметить интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего, телевидения и интернета, а также развивающихся сетевых процессов, которые порождают появление нового типа социального индивида - потребителя новой сетевой культуры [2]. В результате новое общество способствует формированию новой сетевой самоидентификации, а также существенно преобразует сферы духовности, социальной коммуникации, сферы профессионального развития личности и технологического сопровождения процессов. все более осознается тот факт, что основой созидательного развития каждой страны и прогресса человечества в целом является сам человек как субъект познания, его нравственные позиции, его деятельность, его культура, образованность, его профессионализм и личностная привлекательность [1].

в связи с этим в современных условиях все большее значение приобретает формирование имиджа специалиста-профессионала, делового человека, учителя и просто успешной личности. Создание привлекательного имиджа специалиста в настоящее время является перспективной проблемой для профессиональной школы.

Рассуждая на тему нового прочтения сущности человека, личности в новой электронной образовательной среде, заметим, что изменения личности обучающегося - будущего профессионала сегодня состоят в том, что, во-первых, это изменения в целях ее деятельности (человек сегодня по-другому ставит и решает задачи, используя средства электронной среды); во-вторых, это изменения в средствах деятельности (увеличивается скорость получения информации - от «ручного труда» получения информации, знаний, к инструментальному получению знаний, обусловленному развитием информатизацией среды); в-третьих, это изменения в характере коммуникации (возрастает скорость принятия решений, появляется возможность коммуникации различных специалистов, а значит, и реализуется возможность совместных распределенных действий). в связи с этим происходят изменения на рынке труда, становятся востребованными новые компетенции специалистов); в-четвертых, это изменения в направленности мотивации (личность должна быть мотивирована на самостоятельную деятельность, на развитие собствен-

ной субъектности через получаемое знание) [2, с. 40-41, 43].

Из всего этого можно сделать вывод о том, что на первый план выходят проблемы психологического плана, связанные с личностными смыслами, личностными стратегиями человека, позициями и мотивациями. Другими словами, новое прочтение сущности личности в электронной среде, а также процесса формирования будущего профессионала связано с необходимостью использования нового методологического инструментария. Ведь в электронной среде следует запускать иной ход информационных и коммуникационных процессов, отвечая на запросы самих обучающихся [4]. Именно в связи с тем, что цифровая образовательная среда решает проблему ответа на индивидуальные запросы развивающейся личности, ее необходимо рассматривать как среду развития и преобразования высших психических функций конкретного человека (направленность жизненных планов, стратегий, установок, уровня мотиваций и устремлений субъекта в учебной деятельности).

Эти преобразования и изменения носят методологический характер, поскольку вносят сущностные изменения в процесс формирования специалиста-профессионала как в части деятельности педагогов по изменению и развитию личности будущего профессионала, так и в части выстраивания личностью самой своей жизненной стратегии и поведения. Наряду с этим феноменом формирования благоприятного имиджа профессионала сегодня является межличностная привлекательность - сложное психологическое свойство личности, которое как бы притягивает к себе партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Привлекательность профессионала «взаимозависима с умением им контролировать свое психоэмоциональное состояние, создавать образ спокойного уравновешенного человека и в тоже время готового в любое время проявлять активность» [3, с. 17].

Взаимосвязь привлекательного имиджа профессионала и его уверенного поведения можно зафиксировать в анализе функций имиджа. Исследователи этого феномена выделяют его ценностные функции. К ним часто относят личностно возвышающую, комфортизации межличностных отношений, психотерапевтическую [Там же, с. 17-18].

Личностно возвышающая функция характерна в ситуации, когда личность благодаря созданию вокруг нее ореола привлекатель-

ности становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств, принимаемой окружающими людьми. Но, как мы уже отметили выше, эти лучшие качества должны соответствовать идеальным представлениям других людей. Люди, ищущие образец для подражания, с радостью примут человека, который соответствует этому образцу. Данная функция имиджа направлена на формирование у человека уверенного поведения.

Суть функции комфортизации межличностных отношений состоит в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатию и доброжелательность, а потому нравственную меру толерантности и такта.

Сущность психотерапевтической функции в том, что личность благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности и организованности обретает устойчивое хорошее, приподнятое настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Можно с полным правом говорить о том, что верно и обратное. Уверенность в себе и умение управлять психоэмоциональным состоянием создают основу для становления благоприятного имиджа.

Наряду с ценностными функциями исследователи выделяют и технологические функции имиджа. Это функции межличностной адаптации, высвечивания лучших личностно-деловых качеств, затенения негативных личностных характеристик, организации внимания, преодоления возрастных рубежей.

Суть межличностной адаптации, например, педагога-профессионала состоит в том, что благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную образовательную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

При высвечивания лучших личностно-деловых качеств профессионала-педагога благоприятный имидж дает возможность зрительно представить наиболее привлекательные его качества, позволяя соприкасающимся с ним коллегам и учащимся познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение. Затенение негативных личностных характеристик педагога посредством

КИЕ НАУКИ -

дизайна одежды, аксессуаров, прически и т. д. позволяет отвлечь людей от тех недостатков, которыми он обладает, и привлечь людей к достоинствам, подчеркивая их.

Для организации внимания к себе педагог-профессионал использует привлекательный имидж, который невольно притягивает к себе людей, импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что говорит или демонстрирует специалист. Для преодоления возрастных рубежей можно воспользоваться технологией самопрезентации, т. е. выбирать модели поведения и исполнять различные роли. Это позволяет педагогу комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального статуса, не испытывая комплекса собственного возраста.

кроме того, педагогу, как и любому специалисту-профессионалу, необходимо выделять и развивать функцию самоконтроля и саморегуляции. Недаром говорят: образ специалиста или его роль обязывает.

Таким образом, а это утверждают многие исследования, имидж - это полиметрическое явление. Главное его назначение - достичь эффекта личного притяжения.

Исходный этап формирования имиджа -самопознание духовной сущности человека. Именно духовность выступает одним из базовых условий создания благоприятного имиджа будущего специалиста. На соответствующем этапе создания профессионального имиджа большое внимание уделяется этой стороне личности будущего профессионала.

Важные и другие этапы построения имиджа: объективизация самооценки человека и, можно добавить, конгруэнтность (гармонизация его внешнего облика и внутреннего психоэмоционального состояния, вербальных и невербальных компонентов общения); коррекция поведенческих стереотипов (исключение жестов-паразитов, жестов-агрессоров и других ненормативных средств общения); выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, соответствующих ожиданиям коллег и окружения; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал специалиста (манера поведения, одежда, прическа и др.); формирование устойчивых коммуникативных навыков, соответствующих профессиональному имиджу; моделирование индивидуального стиля общения в различных жизненных ситуациях, овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и др.

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

Известно, что индивидуальный имидж педагога позволяет овладеть системой коммуникативных навыков, наиболее соответствующих его профессиональному имиджу и общепринятым профессионально-этическим стандартам, а также индивидуальными средствами имиджа для усиления психологической защиты в конфликтных ситуациях. В этом смысле интересна проблема взаимосвязи имиджа и психоэмоционального состояния человека. Можно с уверенностью считать, что психоэмоциональное состояние влияет на формирование имиджа и имидж влияет на психоэмоциональное состояние человека. следовательно, в процессе обучения необходимо формировать у будущего педагога технику владения этим состоянием.

Для формирования таких умений педагога-профессионала достаточно научить элементарным техникам на расслабление, техникам визуализации и т. д. Но, учитывая то, что наши педагоги часто отводят мало времени на создание определенного имиджа (работа с одеждой, походкой, мимикой, жестикуляцией, речью и т. д.), а в это время ему необходимо заниматься профессиональным делом, сегодня надо формировать умения будущего педагога осуществлять поиск средств влияния на собственное психоэмоциональное состояние.

Если говорить о сущности профессионального имиджа педагога, с учетом того, что образ педагога может возникнуть только в процессе межсубъектного взаимодействия, можно выделить следующие сущностные характеристики имиджа педагога:

- активность, способность влиять на поведение воспринимающих его субъектов;

- информативность и целостность, способность давать информацию социуму об учителе;

- динамичность и мобильность в конкретных образовательных условиях;

- символичность как образа, укорененного и выраженного в реальных социокультурных символах;

- соответствие социальным ожиданиям воспринимающих имидж субъектов (ученик, учитель, родители, социум).

Концептуальные основы формирования имиджа педагога в системе профессионального образования базируются на теории лич-ностно ориентированного образования культурологического типа и опираются на принципы культуросообразности, интегративности и диалога культур. Характеристики имиджа современного педагога представлены тремя ступенями [3, с. 20].

На ступени «быть» педагог должен быть творческой личностью с высокой культурой; обладать интеркультурной коммуникабельностью, гибкостью ума, индивидуальным стилем мышления и особым менталитетом, быть неординарной личностью, эрудированным; обладать тонким чувством юмора, артистичностью и харизмой, проявлять гражданскую позицию и быть духовно богатой личностью.

На ступени «знать» педагога характеризует знание основ развития современного мира в области естественнонаучных и психолого-педагогических знаний о человеке, его развитии и поведении. Он должен знать основы философии, культурологии, психологии, педагогики, социологии, культуры речи. Знание основ развития мира обеспечивает необходимое соотношение между гуманитарной и общекультурной функциями профессии.

На ступени «уметь» педагогу придется внедрять в практику образования инновационные подходы, связанные с электронной средой, создавать авторские методики, владеть приемами, методами, средствами гармоничного взаимодействия с обучающимися и создавать благоприятную атмосферу их саморазвития, психологического комфорта и успешности, иметь способность к постоянному собственному творческому саморазвитию, совершенствованию своего мастерства с тем, чтобы соответствовать современным профессиональным требованиям в условиях развития информационной образовательной среды.

в свете всего сказанного «под профессиональным имиджем педагога понимается ин-тегративное, социально-психологическое образование личности педагога. Его структура включает: общекультурную и профессиональную грамотность; вербальную и невербальную коммуникацию; культуру внешнего вида» [3, с. 20].

Объединяя в себе характеристики культуры личности, культуры специалиста и субъ-ективизированной мировой культуры, профессиональный имидж педагога способствует развитию социально-педагогических отношений в информационной образовательной среде и воспроизводит в себе происходящие изменения, поэтому он выступает как условие и показатель совершенствования образовательного процесса.

Таким образом, в свете нового прочтения сущности личности педагога-профессионала, в условиях развития сетевых процессов отметим, что сегодня востребован новый субъект познания и деятельности, новый человек,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

а он пока встречается достаточно редко [5]. Такому субъекту надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда, а именно: быть готовым к саморазвитию и самосовершенствованию, обладать способностью формулировать вопросы и проблемы, определять ближайшие и перспективные задачи и находить пути их решения. Для этого надо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным, обладать гибкостью ума, индивидуальным стилем мышления и особым менталитетом, быть неординарной эрудированной личностью, обладать тонким чувством юмора, артистичностью и т. д. Сформировать такого субъекта и переориентировать его на новую жизнь и деятельность сможет только обновленная система образования.

Список литературы

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никан-дров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2007.

2. Грохольская О.Г. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение // История и педагогика естествознания. 2017. № 4. С. 40-45.

3. Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2011.

4. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. 2016. № 10. С. 3-13.

5. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. 2-е изд. М.: Эгвес, 2011.

* * *

1. Anisimov V.V., Grohol'skaja O.G., Nikand-rov N.D. Obshhie osnovy pedagogiki: uchebnik dlja vuzov. M.: Prosveshhenie, 2007.

2. Grohol'skaja O.G. Pedagogicheskie idei Jana Amosa Komenskogo i ih sovremennoe prochtenie // Istorija i pedagogika estestvoznanija. 2017. № 4. S. 40-45.

3. Grohol'skaja O.G., Nikandrov N.D. Vvedenie v professional'nuju dejatel'nost': ucheb. posobie dlja vuzov. M.: Drofa, 2011.

4. Laptev V.V., Noskova T.N. Pedagogicheskaja dejatel'nost' v jelektronnoj srede: perspektivy novogo kachestva // Pedagogika. 2016. № 10. S. 3-13.

5 Novikov A.M. Osnovanija pedagogiki: posobie dlja avtorov uchebnikov i prepodavatelej. 2-e izd. M.: Jegves, 2011.

О Сергеев А.Н., 2018

The image and interpersonal appeal of a professional teacher today

The article is concerned with the problem of formation of an attractive image of a modern teacher as a professional specialist, a business person, and a successful personality along with increasing his general cultural and professional literacy, the expansion of his spirituality and social communication in the networked educational environment.

Key words: digital education, network educational environment, professional image, professionalism of the teacher, interpersonal attraction, spiritual essence of a person, intercultural communication skills, self-control, subject, personality.

(Статья поступила в редакцию 29.08.2018)

А.Н. сЕргЕЕВ (Волгоград)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СОЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ*

Анализируются особенности профессиональной деятельности педагога в условиях развития информационных технологий и усиления значимости глобальных коммуникационных систем. Обосновывается необходимость становления опыта педагога как субъекта образовательной и информационной деятельности в электронной среде. Раскрываются два пути обеспечения технологических и организационных условий становления такого опыта при обучении в вузе. Описывается опыт Волгоградского государственного социально-педагогического университета по реализации данных условий.

Ключевые слова: информатизация образования, педагогический вуз, подготовка педагога, субъектный опыт, социальная образовательная сеть, электронный ресурс.

Развитие информационных технологий и систем глобальных коммуникаций оказывает значительное влияние на сферу образования. утверждение новых культурных ценностей,

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.