УДК 37.01 Бахман К.А., Красножон А.А., Рахманова А.А.
Бахман К.А.
студент
Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)
Красножон А.А.
студент
Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)
Рахманова А.А.
студент
Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Аннотация: статья посвящена анализу роли военно-патриотической деятельности в развитии личности подростка. Автор рассматривает психические и личностные особенности подросткового возраста. В статье подчеркивается важность вовлечения подростков в активную внеурочную деятельность, в том числе военно-патриотическую.
Ключевые слова: патриотизм, развитие личности, подростковый возраст.
На сегодняшний день при реализации Федерального государственного образовательного стандарта результатом школьного образования должен быть выпускник осознающий себя личностью, социально активный, любящий свой край и свою Родину, креативный и критически мыслящий, уважающий мнение
других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Главный вопрос для педагога: как способствовать гармоничному развитию личности школьника и приобретению им важнейших для жизни качеств?
В психологии подростковый возраст - это период интенсивных качественных и количественных изменений в личностном и психическом развитии. Иными словами, подростковый возраст - сензитивный период развития разнообразных интересов [3]. Этому способствуют присущие подростку любознательность и любопытство. Он открыт для всего нового, необычного, ко всему хочет приобщиться.
Личностному развитию подростка характеры следующие черты:
• осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность,
• увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать, во все включаться лично,
• расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых,
• усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания,
• активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества,
• появление кумиров, идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.
Подростковый возраст - это тот период, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. Поэтому важно именно в данный период вовлекать школьников в активную внеурочную деятельность, которая создана, чтобы занимать свободное время ребенка и параллельно его чему-то учить. Есть множество направлений
внеурочной деятельность, к которым относится военно-патриотическая деятельность [1].
Военно-патриотическая деятельность в школе направлена на формирование у детей патриотического сознания и чувства верности своему Отечеству. Она включает в себя гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное воспитание. Основные мероприятия военно-патриотической деятельности в школе:
• Гражданско-патриотическое воспитание:
1. уроки мужества,
2. встречи с ветеранами,
3. организация праздников для ветеранов,
4. тематические викторины, выставки, конкурсы.
Также это спортивно-оздоровительные игры, спортивные конкурсы, приуроченные к праздникам, военно-спортивные праздники и эстафеты, общешкольные мероприятия, акции, митинги, фестивали.
Военно-патриотическая деятельность способствует развитию личности подростка, так как она [2]:
• воспитывает коллективизм, чувство общности и взаимопомощи. Работа в команде, взаимопомощь, уважение к товарищам, поддержка - все это формирует чувство единства, командного духа и умение действовать сообща,
• развивает дисциплину, решительность и смелость. Строгий режим, обязательное участие в мероприятиях, четкое выполнение инструкций воспитывают чувство ответственности, дисциплины и порядка,
• формирует настойчивость и способность преодолевать трудности. Позитивные результаты, достижения на соревнованиях, одобрение руководителей и товарищей укрепляют уверенность в себе, повышают самооценку,
• способствует развитию патриотизма и гражданственности. Военно-патриотическая деятельность способствует формированию понимания
гражданского долга, ответственности перед своей страной и готовности защищать ее интересы,
• развивает творческие способности и самовыражение. Военно-патриотическая деятельность также помогает подросткам приобрести навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности и воспитания полезных качеств.
Военно-патриотическая деятельность может быть ценным инструментом для развития личности подростка. Однако важно создавать безопасную и здоровую среду, обеспечивать индивидуальный подход и квалифицированное руководство. При правильном подходе военно-патриотическая деятельность может помочь подростку стать сильным, дисциплинированным, ответственным и патриотичным гражданином.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям. — М.: Юрайт, 2022. — 123 с;
2. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. — М.: Вако, 2021. — 178 с;
3. Мухина В.С. Психология подростка — М.: Академия, 2011. — 47
Bakhman K.A., Krasnozhon A.A., Rakhmanova A.A.
Bakhman K.A.
Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)
Krasnozhon A.A.
Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)
Rakhmanova A.A.
Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)
ADOLESCENT PERSONAL DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF MILITARY-PATRIOTIC ACTIVITIES AT SCHOOL
Abstract: the article is devoted to the analysis of the role of military-patriotic activities in the development of a teenager's personality. The author examines the mental and personal characteristics of adolescence. The article emphasizes the importance of involving teenagers in active extracurricular activities, including military-patriotic ones.
Keywords: patriotism, personality development, adolescence.