Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
психологическая диагностика / педагогическая практика / студенты / обучение / диагностика / psychological diagnostics / pedagogical practice / students / learning / diagnostic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахман К.А., Красножон А.А., Рахманова А.А.

Статья посвящена актуальной проблеме использования психологической диагностики в педагогической практике студентов. В ней рассматривается роль диагностики в повышении эффективности обучения и воспитания, а также в понимании индивидуальных потребностей и особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS: TOOL FOR SUCCESSFUL TEACHING PRACTICE STUDENTS

The article is devoted to the actual problem of the use of psychological diagnostics in the pedagogical practice of students. It examines the role of diagnostics in improving the effectiveness of education and upbringing, as well as in understanding the individual needs and characteristics of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ»

УДК 37.01 Бахман К.А., Красножон А.А., Рахманова А.А.

Бахман К.А.

студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)

Красножон А.А.

студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)

Рахманова А.А.

студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме использования психологической диагностики в педагогической практике студентов. В ней рассматривается роль диагностики в повышении эффективности обучения и воспитания, а также в понимании индивидуальных потребностей и особенностей обучающихся.

Ключевые слова: психологическая диагностика, педагогическая практика, студенты, обучение, диагностика.

Современное понимание педагогической практики как гуманитарной области, раскрывающей, развивающей и поддерживающей человека в его

личностном самопознании придает особое значение психодиагностической деятельности в образовании.

В психологии проблема диагностической деятельности в сфере образования с начала ХХ в. (П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, А.М. Шуберт и др.) постоянно находится в центре внимания [1].

В современном мире, где образование все больше фокусируется на индивидуальных потребностях учеников, роль психодиагностики в подготовке будущих учителей становится особенно актуальной.

Психологическая диагностика - это система методов и методик, позволяющая получить информацию о психических особенностях личности, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлениях [3]. В педагогической практике она является мощным инструментом, позволяющим педагогам лучше понять своих учеников, эффективнее строить образовательный процесс и стимулировать личностный рост каждого студента.

Психодиагностика, в контексте подготовки будущих учителей, не является просто инструментом для проведения тестов и сбора данных. Она играет ключевую роль в формировании успешной педагогической практики, обеспечивая глубокое понимание как собственного педагогического потенциала студента, так и психологических особенностей будущих учеников.

Психодиагностика важна для будущих учителей, по ряду следующих причин:

1. Понимание своего педагогического потенциала: психодиагностика помогает студентам оценить свои личностные качества, профессиональные интересы и склонности, выявить сильные стороны, которые помогут им стать успешными педагогами.

2. Развитие эмпатии и чувствительности: психодиагностика позволяет студентам понять разные типы личности и стили обучения учеников, что помогает им развить эмпатию и чувствительность к потребностям своих будущих учеников.

3. Освоение методов и техник работы с учениками с особыми образовательными потребностями: психодиагностика помогает студентам освоить необходимые знания и навыки для эффективного взаимодействия с учениками, имеющими особенности развития, что позволит им создать инклюзивную и успешную образовательную среду.

4. Развитие компетенций в сфере предупреждения и решения психологических проблем у учеников: студенты учатся осознавать роль психологического комфорта в обучении и владеют необходимыми навыками для предотвращения конфликтов и проблем в поведении, создавая благоприятную атмосферу в классе [2].

Психодиагностика может быть использована в педагогической подготовке студентов в качестве:

1. Проведения тестирования личностных качеств и профессиональных склонностей: тесты помогают студентам понять свои сильные стороны, слабые места, а также определить интересы и склонности в сфере педагогики.

2. Изучения методов и техник психодиагностики и их практическое применение: студенты учатся проводить простые психодиагностические исследования и анализировать полученные данные в контексте педагогической деятельности.

3. Изучения психологических особенностей учеников: студенты учатся понимать, как разные типы личности воспринимают информацию, что помогает им разработать более эффективные методы преподавания.

4. Использования психодиагностики для составления индивидуальных планов работы с учениками: психодиагностика помогает студентам учитывать индивидуальные особенности учеников при планировании уроков и разработке образовательных траекторий.

Внедрение психодиагностических подходов в работу с будущими педагогами позволяет превратить обучение в педагогическом вузе в динамичный процесс, направленный на формирование компетентного, творческого и сознательного педагога.

Однако важно помнить, что психологическая диагностика - это лишь инструмент. Ее эффективность зависит от профессионализма педагога, его умения правильно интерпретировать полученные данные и использовать их для достижения конкретных педагогических целей [4].

Современная психологическая диагностика отвечает современным требованиям к образованию, направленным на индивидуальный подход и развитие личности студента. Она помогает педагогу лучше понять каждого ученика, создать более эффективные условия для обучения и воспитания, и, что важно, помогает студентам лучше понять себя, что позволяет им более успешно и сознательно строить свою жизнь и карьеру.

Таким образом, психодиагностика - это мощный инструмент, который помогает студентам понять свою будущую профессию и развить необходимые компетенции для успешной педагогической практики. Применение психодиагностики в обучении студентов способствует повышению качества образования и созданию более благоприятной образовательной среды для будущих учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Игнатова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие / Е. С. Игнатова, Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Электрон. дан. - Пермь, 2018. - 1 Мб, 94 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf;

2. Костромина С.Н. Психодиагностика в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб: 2010. - С. 18-20;

3. Психодиагностика - важный инструмент для эффективной работы педагога. // pku.ru [Электронный ресурс]. URL: http://2024Лpkum/mdex.php/психодиагностика-важный-инструмент/ (дата обращения: 26.07.2024);

4. Кошелева А.Н. Психодиагностика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Litres, 2016. - 129 с

Bakhman K.A., Krasnozhon A.A., Rakhmanova A.A.

Bakhman K.A.

Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)

Krasnozhon A.A.

Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)

Rakhmanova A.A.

Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS: TOOL FOR SUCCESSFUL TEACHING PRACTICE STUDENTS

Abstract: the article is devoted to the actual problem of the use of psychological diagnostics in the pedagogical practice of students. It examines the role of diagnostics in improving the effectiveness of education and upbringing, as well as in understanding the individual needs and characteristics of students.

Keywords: psychological diagnostics, pedagogical practice, students, learning, diagnostic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.