Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗЮМИРУЮЩИЙ ПЕРЕВОД)'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗЮМИРУЮЩИЙ ПЕРЕВОД) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
социополитическая сфера / образование / биология / sociopolitical sphere / natural science / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахман К.А., Красножон А.А., Рахманова А.А.

В последние десятилетия глобальные проблемы социально-научного характера поставили перед сообществом научного образования множество актуальных и насущных вопросов. неравное распределение доступа к здравоохранению и возвращение маргинальных научных расистских дискурсов подтолкнули преподавателей естественных наук к дальнейшему переосмыслению целей естественнонаучного образования в условиях, когда связи между научными знаниями и практикой, социальной несправедливостью и социально-политическими проблемами становятся всё более сложными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL ASPECTS NATURAL SCIENCE EDUCATION: REFLECTIONS ON THE ROLE OF BIOLOGICAL EDUCATION (SUMMARY TRANSLATION)

In recent decades, global problems of a socio-scientific nature have raised many relevant and pressing questions for the scientific education community. unequal distribution of access to health care and the return of marginalized scientific racist discourses have pushed science educators to further rethink the goals of science education at a time when the connections between scientific knowledge and practice, social injustice, and sociopolitical issues have become increasingly complex.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗЮМИРУЮЩИЙ ПЕРЕВОД)»

УДК 37 Бахман К.А., Красножон А.А., Рахманова А.А.

Бахман К.А.

студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)

Красножон А.А.

студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)

Рахманова А.А.

студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗЮМИРУЮЩИЙ ПЕРЕВОД)

Аннотация: в последние десятилетия глобальные проблемы социально-научного характера поставили перед сообществом научного образования множество актуальных и насущных вопросов. неравное распределение доступа к здравоохранению и возвращение маргинальных научных расистских дискурсов подтолкнули преподавателей естественных наук к дальнейшему переосмыслению целей естественнонаучного образования в условиях, когда связи между научными знаниями и практикой, социальной несправедливостью и социально-политическими проблемами становятся всё более сложными.

Ключевые слова: социополитическая сфера, образование, биология.

Переплетения между наукой, социальной справедливостью и социально-политическими сферами были недавно отмечены, например, коллегами, работающими в области экологического образования (Eaton и Day 2020, Dunlop и Rushton 2022). Они привлекают внимание авторов к отсутствию социальной справедливости и социально-политических обоснованных опасений по поводу деградации окружающей среды и изменения климата в рамках научного образования. Они утверждают, среди прочего, что понимание связей между этим социально-научным сценарием и социальной несправедливостью может помочь нам более критично осмыслить роль научных знаний, практик и разработок в так называемой «экологической несправедливости».

Именно из-за рассмотрения роли преподавания и изучения естественных наук в связи с тем, что наука связана с социальной справедливостью и социально-политическими сферами, в рамках естественно-научного образования всё большее внимание привлекает особое понятие: деколонизация. Опираясь на важные научные работы из более широкой области деколониальных исследований, которая стремится исследовать и исправить историю и наследие колониальных проектов для наших различных сообществ, включая образование (Grosfoguel 2007, Maldonado-Torres 2007, Mignolo 2011), -деколонизация в научном образовании может иметь в качестве основной цели содействие критическому взаимодействию с социальным, политическим и этическим наследием исторических и современных колониальных (и, в более общем плане, репрессивных) усилий в научных дисциплинах, включая:

1. Восстановление знаний, практик и истории, которые были скрыты репрессивными структурами,

2. Развитие критического мышления о подобных репрессивных практиках, которые могут стать частью истории, знаний и развития в наших научных дисциплинах.

В частности, научное образование может быть сосредоточено на признании того, что "сама наука была построена на основе глобального репертуара мудрости, информации, живых и материальных образцов,

собранных в разных уголках колониального мира" (Roy 2018). Это означает, что нужно не просто добавить больше разнообразия в научные программы -например, больше примеров женщин в науке, чернокожих учёных и т. д. - но и сделать видимыми зачастую неравные и несправедливые отношения, устанавливающиеся между различными сообществами в рамках научной деятельности, чтобы естественно-научное образование могло более критически и справедливо относиться к глобальным проблемам социально-научного характера (Bazzul 2020, Bazzul и Tolbert 2019, Gandolfi 2021). Но какова может быть роль биологического образования в таких деколониальных усилиях? Здесь авторы статьи хотят доказать, что биология, как научная дисциплина и как школьный предмет, может занять центральное место в этом сценарии, учитывая её глубокие социально-исторические связи как с колониальными проектами, так и с социально-научными проблемами, связанными с этикой, жизнью и социально-политическими сферами.

Например, некоторые области биологических интересов, особенно ботаника и зоология, сыграли важную роль в картировании и изучении природных ресурсов в рамках колониальных проектов, примером чему служат известные экспедиции по естественной истории в Америке, Африке и Азии (Ashby и Machin 2021, Das и Lowe 2018). В области эволюционной биологии и геномики вопросы, связанные с биоразведкой и биопиратством на глобальном Юге (Shebitz и Oviedo 2018), а также биоэтика и извлечение и использование данных ДНК (Chan et al, 2022), также поднимаются в связи с вопросами социальной справедливости и социально-политическими проблемами. Подробно рассматриваются сведения об евгенике (Saini 2019), которая занимала важное место в области биологии в XIX и начале XX века и, даже будучи сейчас дискредитированной, она по-прежнему резонирует с дискурсами, основанными на научном расизме, и используется для их обоснования.

Такие примеры сложного взаимодействия биологии с проблемами угнетения, социальной несправедливости и социально-политическими сферами

поднимают важный вопрос о роли биологического образования в этом сценарии. В рамках биологического образования предпринимаются попытки решить проблемы, связанные с подобными случаями социальной несправедливости, через призму признания более разнообразного вклада в биологию (Belczewski 2009), рассмотрения вопросов включения в учебные программы по биологии (Batty & Reilly, 2023) и более широкими социально-научными проблемами (Alsop и Bencze 2020, van der Leij et al, 2023). Однако остаются вопросы о том, как можно сделать, чтобы осмысленно и критически оспаривать такие вопросы в рамках учебных программ по биологии во всём мире, которые в свою очередь в большинстве случаев не основаны на проблемах социальной справедливости и социально-научных проблемах.

В заключение этой статьи авторы высказывают несколько предложений, черпая вдохновение в работах нескольких коллег, упомянутых выше, которые занимаются аналогичными проблемами в своей работе в качестве преподавателей естественных наук. Авторы выражают надежду, что некоторые из этих предложений смогут вдохновить коллег по биологическому образованию на то, что биология может играть жизненно важную роль в решении сложных вопросов, связанных с наукой, социальной справедливостью и социально-политическими сферами:

1) Понимание биологии в взаимосвязи с социальным, политическим и моральным наследием и обязательствами? 2) Признание того, что сложные социально-исторические процессы влияют на производство знаний, которые мы преподаём. 3) Борьба с изолированностью нарративов о биологии и биологическом развитии. 4) Более активное участие и солидарность с примерами, голосами и опытом сообществ, которые в наибольшей степени пострадали от социально-научных проблем и несправедливости (например, бывшие колониальные сообщества глобального Юга, сообщества чернокожих, коренных и цветных BIPOC, женщин, LGBTQIA + людей и т.д., живущих в любой точке мира). 5) Признание (для сопротивления) угнетающих аспектов в историческом и современном биологическом развитии, включая те, которые

являются результатом (нео)колониализма, расизма и других неравных и несправедливых систем и практик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Gandolfi, H. Decolonisation and socio-political arenas in science education: reflecting on the role of biological education / H. Gandolfi // Journal of Biological Education. - 2024. - Vol. 58, No. 2. - P. 247-250. - DOI 10.1080/00219266.2024.2323877. - EDN GCWQJP

Bakhman K.A., Krasnozhon A.A., Rakhmanova A.A.

Bakhman K.A.

Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)

Krasnozhon A.A.

Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)

Rakhmanova A.A.

Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)

SOCIO-POLITICAL ASPECTS NATURAL SCIENCE EDUCATION: REFLECTIONS ON THE ROLE OF BIOLOGICAL EDUCATION (SUMMARY TRANSLATION)

Abstract: in recent decades, global problems of a socio-scientific nature have raised many relevant and pressing questions for the scientific education community. unequal distribution of access to health care and the return of marginalized scientific racist discourses have pushed science educators to further rethink the goals of science education at a time when the connections between scientific knowledge and practice, social injustice, and sociopolitical issues have become increasingly complex.

Keywords: sociopolitical sphere, natural science, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.