Научная статья на тему 'Развитие лексико-грамматических категорий с помощью фразового конструктора'

Развитие лексико-грамматических категорий с помощью фразового конструктора Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
573
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие речи / коррекционная работа / наглядное моделирование / фразовый конструктор / связная речь

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Резван Наталья Викторовна

В данной статье рассматривается вопрос речевого развития речи дошкольников с использованием технологии конструирования и моделирования при помощи дидактического комплекса «Фразовый конструктор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие лексико-грамматических категорий с помощью фразового конструктора»

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ С ПОМОЩЬЮ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА

Резван Наталья Викторовна

учитель-логопед муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Звездочка» Московская область, г.п. Серпухов

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос речевого развития речи дошкольников с использованием технологии конструирования и моделирования при помощи дидактического комплекса «Фразовый конструктор»

Ключевые слова: развитие речи, коррекционная работа, наглядное моделирование, фразовый конструктор, связная речь

Четкая, правильная речь необходима ребенку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития.

В соответствии с требованиями ФГОС работа по речевому развитию является многогранным творческим процессом, базирующемся на комплексе методических приемов, специальных упражнений, нацеленных

на совершенствование речевых навыков. Речь дошкольников с ОВЗ возможно развивать, используя технологии конструирования и моделирования.

Эти технологии предполагают многоаспектное воздействие, направленное

на речевые и неречевые процессы. В процессе применения этих технологий, формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива. Организованность, планирующая мыслительная деятельность, которые являются важными факторами при формировании предпосылок к учебной деятельности и повышения мотивации на последующих ступенях образовательного процесса.

Предметно-развивающую среду в ДОУ необходимо оснащать современными инновационными конструкторами с целью развития у дошкольников:

— речевых познавательных процессов;

— конструкторских и творческих способностей;

— зрительно-пространственных представлений;

— мелкой моторики;

— способностей к изобретательству;

— коммуникативных возможностей.

Актуализация словаря у детей с ОНР вызывает значительные затруднения. Они не усваивают слова обобщенного, отвлеченного значения, испытывают трудности, называя профессии людей. Слова используются

в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком. Среди существительных наблюдаются замены слов путем объединения их в одно родовое понятие. Для преодоления этих речевых проблем успешно применяется дидактический комплекс «Фразовый конструктор».

Для развития лексико-грамматических категорий, обучения построению предложений используется «Фразовый конструктор». Это набор кубиков, выполненных из экологически чистой древесины, на которых изображены персонажи, предметы, схемы действий и предлоги. Работа с этим набором строится на основе метода наглядного моделирования. С помощью кубиков формируется способность к планированию и проговариванию последовательности слов в предложении. Материал подобран по различным лексическим темам, что дает возможность обобщать, классифицировать и сравнивать предметы. Наглядные схемы из кубиков обучают детей построению фраз. В результате конструирования ребенок создает развернутые фразы, затем законченный рассказ. Интеграция конструирования и развитие речи способствует «опредмечиванию словаря», развитию познавательной активности, развитию зрительно-пространственной ориентации, повышению мотивации и развитию связной речи.

В ходе увлекательного игрового процесса дети учатся составлять предложения различного

типа:

— из 2-х слов — существительное + глагол;

— из 3-х слов — существительное + глагол + существительное;

— из 4-х слов — существительное + глагол + предлог + дополнение.

Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Широко используются приемы сопряженной и отраженной речи. С помощью конструктора успешно формируются лексикограмматические категории: согласование различных частей речи, словоизменение

и словообразование, употребление предложно-падежных конструкций.

Изображение № 1. Согласование числительных с существительными. Шесть шапок. Ребенок не только считает количество кружков, но и соотносит с цифрой.

Изображение № 2. Составление развернутого предложения с использованием предлога. Мама пылесосит в детской.

Изображение № 3. Обучение рассказыванию. Солнце ярко светит.

Евразийский научный журнал

3

Оля надевает спортивный костюм. Она идет на детскую площадку.

Конструирование и обыгрывание жизненных ситуаций вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на речевое и личностное развитие.

Т аким образом, работа по развитию речи с применением ТИКО-моделирования и «Фразового конструктора» является примером инновационного подхода в логопедической практике, в полной мере отвечающей требованиям современной системы образования и воспитания и позволяет достичь высокого качественного уровня владения родным языком.

Список использованных источников

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3 изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ. 2016 г.

2. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. "Фразовый конструктор«/ООО «Книголюб», М., 2013 г.

3. Моносова Е.Н. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов. М.: «Скрипторий 2017»

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) — Спб, изд-во «Союз», 2009 г.

4

Евразийский научный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.