Список литературы:
1. Абрамова С.В. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 111-117.
2. Абрамова С.В. Современные общие тенденции и факторы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности / С.В. Абрамова // Вестник Череповецкого государственного университета. -2013. - Т. 1, № 4. - С. 108-111.
3. Голуб И.Е. Обучение приемам догоспитальной реанимации тренажерным методом / И.Е. Голуб, Г.М. Абрамович, Е.С. Нетёсин, Л.В. Сорокина // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2007. - № 5. - С. 92-93.
4. Зуев А.М. Актуальные задачи преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС и пути их решения / А.М. Зуев // Научный поиск. - 2015. -№ 2.1. - С. 9-12.
5. Погодин Ю.И. Первая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях: современные медико-технические аспекты и методология обучения способам её оказания / Ю.И. Погодин, А.С. Володин, А.Б. Юдин, В.Р. Медведев // Медицина катастроф. - 2014. - № 1 (85). - С. 41-45.
6. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер. Психология. - 2006. -№ 1. - С. 15-21.
ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
© Осипова Л.Б.*
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 28», г. Чита
Статья посвящена использованию в коррекционно-логопедической работе приемов наглядного моделирования у дошкольников с общим недоразвитие речи. Представлены примеры, игр и заданий на развитие звуко-слогового анализа слов и обучение связной речи.
Ключевые слова связная речь, дети с общем недоразвитие речи (ОНР), моделирование, звуко-слоговой анализ.
* Учитель-логопед.
Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.
Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.
Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.
Учитывая несформированность процесса развития связной речи у дошкольников с ОНР, можно предположить, что успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанной Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовым, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи [2. с 43].
Приведем примеры игр и заданий (Н.В. Микляева, Л.Е. Журова и др.):
«Рисуем» слова. Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
МАК, МА-МА, МА-ШИ-НА и т.д О О О О О О
«Рассели картинки в дом». Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.
«Куда перелетела бабочка?» Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки. Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова - в первый квадрат (со звездочкой), если в середине - во второй, если в конце - в третий.
Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.
«Кораблики». Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их; учатся употреблять предлоги. Дошкольникам предлагается составить предложения и расставить кораблики по порядку. Условные обозначения: пароход - заглавное слово, имя; кораблик - слово; спасательный круг - предлог.
«Фразовый конструктор». Имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому ее используют в развивающей и коррекци-онной работе с детьми от 3 до 7 лет. Дети научатся составлять предложения различного типа. При составлении дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые картинки подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному [5, с. 67].
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
Материал: картинки-схемы для составления предложений.
Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как составлять предложения, опираясь на картинки-схемы:
1 - существительные (изображение женщины означает - женщина, мама, тетя и т.п.);
2 - глаголы - действия объекта (изображение иглы означает - шить, вышивать, штопать и т.д.);
3 - прилагательные (описание предмета);
Затем дети самостоятельно составляют предложения, пользуясь опорными картинками.
Мама шьет клетчатую юбку.
В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии использовались модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название
предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.
«Опиши животное».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Материал: картинка-схема для составления описательного рассказа.
Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как пользоваться схемой для описания животного: о каком животном будет идти речь; внешний вид; домашнее или дикое животное; где живет; чем питается; как называются детеныши; как подает голос; какую пользу приносит человеку.
Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели.
«Загадки описания» Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект. Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано [5, с. 17].
Рассказы по модели «О дарах осени». Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени». Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода. План рассказа: семечко; способы ухода; всходы; плоды.
При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, где происходит обучение планированию пересказа путем моделирования действий персонажей. Можно также использовать условные наглядные схемы в виде блоков-квадратов, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программиро-
вания содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.
Список литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2004.
2. Литвин Н.В. Моделирование - эффективная педагогическая технология в работе с детьми, имеющими ОНР // Педагогическое обозрение. -2007. - № 1.
3. Макарова В.Г. Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР // Педагогическое обозрение. - 2007. - № 1.
4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2007.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.