Научная статья на тему 'АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОРРЕКЦИЯ / PREPOSITIONAL-CASE CONSTRUCTIONS / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / PRESCHOOL AGE / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Алаева Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются и анализируются методики исследования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста. Приведены результаты исследования навыков построения предложно-падежных конструкций до и после проведения коррекционной работы посредством авторской методики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Алаева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR'S METHOD OF CORRECTION OF DISTURBANCES OF PRE-SECURITY DESIGNS AT PRESCHOOLERS WITH ONR

The article examines and analyzes methods of research of the suggest-case constructions in children of preschool age. The results of the study of the skills of constructing the prepositional-case structures before and after the correctional work by means of the author’s technique in preschoolers with general speech underdevelopment are presented.

Текст научной работы на тему «АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Алаева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются методики исследования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста. Приведены результаты исследования навыков построения предложно-падежных конструкций до и после проведения коррекционной работы посредством авторской методики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: предложно-падежные конструкции, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, коррекция.

Annotation. The article examines and analyzes methods of research of the suggest-case constructions in children of preschool age. The results of the study of the skills of constructing the prepositional-case structures before and after the correctional work by means of the author's technique in preschoolers with general speech underdevelopment are presented.

Keywords: prepositional-case constructions, general underdevelopment of speech, preschool age, correction.

Введение. Актуальным вопросом логопедии является нарушение формирования грамматического строя речи. В русском языке наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается «низкий уровень сформированности коммуникативной и языковой способности, что является причиной коммуникативной дезадаптации» [4, 42 с.].

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в понимании и употреблении многих предлогов. Предлоги в речи опускаются, заменяются, либо «удваиваются в сочетании с правильным или неправильным выбором падежных окончаний» [9]. Это в дальнейшем может создать трудности в усвоении школьной программы [10]. Следовательно, проблему овладения навыками построения предложно-падежных конструкций необходимо решать в дошкольном возрасте.

Изложение основного материала статьи. Для качественной коррекции речевых нарушений необходима полная информация о степени их выраженности. Методика, дающая впоследствии наиболее полную картину о нарушении понимания и применения предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР и с нормой речевого развития, требует содержания различных заданий.

Экспериментальное исследование нарушений предложно-падежных конструкций проводилось на базе логопедического кабинета МБДОУ «Детский сад №17 «Золушка» города Бор. В эксперименте принимали участие дошкольники 5-7 лет - 30 детей с общим недоразвитием речи (12 старших дошкольников и 18 детей подготовительной к школе группы), и 30 детей не имеющих речевых нарушений (13 старших дошкольников и 17 детей подготовительной к школе группы).

Для получения полной картины об уровне понимания предложно-падежных конструкций и владения навыками их построения у дошкольников с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием была использована модификация необходимых нам заданий из методик Г.А. Волковой [2], О.Е. Грибовой [3], О.Б. Иншаковой [5], Т.П. Бессоновой и О.Е. Грибовой [1], так как каждая по отдельности из вышеперечисленных не позволяет судить о масштабе изучаемой проблемы.

Модифицированная методика исследования состоит из трех частей. Первая часть направлена на исследование понимания предлогов, которая состоит из двух заданий. В первом задании ребенку необходимо выполнить действия по инструкции взрослого. Для выполнения второго задания использовалось 15 картинок с изображением двух предметов в 15 разных позициях относительно друг друга, что соответствует необходимому количеству предлогов (в, на, под, с, из, над, к, от, из-за, из-под, за, перед, между, через, около). Ребенку задаются вопросы, на что ответом должен послужить показ верной картинки.

Вторая часть состоит из трех заданий, которые направлены на изучение навыков построения предложно-падежных конструкций во фразовой речи. В первом задании ребенку предлагается послушать предложения и найти не верное употребление предлога и окончания слова, исправить ошибку, повторив уже верную конструкцию в нужном падеже и соответствующим окончанием.

В втором задании ребенку зачитываются предложения с пропущенными предлогами. Ему предлагается подобрать подходящий по смыслу предлог. В третьем задании выявляется умение ребенка самостоятельно изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом при составлении предложения.

Третья часть направлена на исследование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи и содержит одно задание. Для этого ребенку предлагается составить самостоятельный рассказ по картинке, которая позволяет охватить весь заданный спектр предлогов.

Проведя логопедическое обследование по модифицированной методике выяснилось, что уровень понимания предлогов детьми из экспериментальной группы в незначительной мере отличается от группы детей с нормой речевого развития. Так, низкий уровень понимания не показал ни один ребенок из обеих групп, недостаточный уровень продемонстрировало 89,9% детей с ОНР, 10,1% детей с ОНР продемонстрировали хороший уровень понимания предложно-падежных конструкций. 86,8% детей контрольной группы показали хороший уровень понимания предложно-падежных конструкций, лишь 13,2% -удовлетворительный.

Серия заданий, которые направлены на изучение навыков построения предложно-падежных конструкций во фразовой речи с учетом окончания, вызывали у детей экспериментальной группы

значительные трудности: 46,6% имеют низкий уровень сформированности навыка, 43,3% детей имеют недостаточный уровень, лишь 10% детей имеют удовлетворительную оценку по данным заданиям. Никто из детей с нормой речевого развития не показал низкий уровень навыков построения предложно-падежных конструкций во фразовой речи. У 66,6% детей выявлен недостаточный уровень владения навыками построения, и 16% детей имеют хороший уровень.

Исследование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи показало, что дети с ОНР испытывают трудности внутреннего смыслового программирования и грамматического структурирования предложений. То обстоятельство, что детям предлагалось самостоятельно составить рассказ по картинке без словесной подсказки, вводило в их в смятение. Лишь 10% испытуемых с ОНР показали удовлетворительный результат, недостаточный уровень сформированности навыка употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи показали 13,2%. Соответственно большая часть детей экспериментальной группы, а это 75,2%, продемонстрировали низкий уровень составления самостоятельного рассказа по картинке с заданным условием.

Дошкольники с трудом начинали рассказ, без должного учета вступительной части, преимущественно использовали короткие фразы с опущением необходимого предлога, совершали ошибки в построении развернутых предложений, которые заключались в неверном выборе падежа, и, как следствие, неверный выбор окончания существительных. Также была нарушена смысловая организация рассказа, логическая последовательность изложения. Дети контрольной группы (с нормой речевого развития) показали более высокий результат - 19,8% хороший уровень, 80,2% удовлетворительный уровень сформированности навыка составления самостоятельного рассказа по картинке.

Подведя итоги констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: задания на понимание предлогов раннего онтогенеза не вызвали ни у кого затруднений. Во втором задании первой части было отмечено, что дети, благодаря зрительной опоре, скорее интуитивно давали ответы; дети с ОНР в отличие от детей с нормой речевого развития испытывают значительные трудности в употреблении сложных предлогов, таких как перед, из-за, из-под, через, между. В задании по составлению рассказа употребление доже простых предлогов вызвало затруднение. Нарушалось грамматическое построение предложения, выражающееся не верным выбором окончания. Учитывая уровень нарушения предложно-падежных конструкций у детей с ОНР становится возможным разработать и применить авторскую методику коррекции, которая будет эффективна.

За основу составления методики коррекции нарушения предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР была взята методика В.А. Ковшикова [6]. Идея создания шаблона изменения слов по падежам с учетом рода и склонения слов, позволит построить систему коррекции, которая поможет детям грамматически верно составлять предложения, содержащие предлог различного назначения. Поскольку ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, коррекция нарушений предложно-падежных конструкций осуществлялась с ее помощью.

В формирующего эксперименте приняли участие 15 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, третьего уровня речевого развития. С контрольной группой в равном количестве. С экспериментальной группой занимался только логопед по традиционной коррекционной программе.

Работа по коррекции нарушений предложно-падежных конструкций в условиях логопедического кабинета проводилась по 8 минут как часть индивидуального логопедического занятия 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуального занятия составила в среднем 20 минут. Всего за год с каждым ребенком было проведено 30 занятий. При составлении программы учитывались рекомендации по построению плана коррекции нарушений предложно-падежных конструкций Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [7, с. 126], который базируется на планомерном усвоении падежных форм, введении их в речь. Также учитывался тематический план группы, которую посещал ребенок с ОНР с целью закрепления лексического материала и введением его в речь с учетом грамматических правил, таким образом обогащая и активизируя словарный запас «посредством формирования и расширения семантических полей и валентностей слов» [8, с. 21].

Реализация экспериментальной программы осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводилось развитие навыков согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах, глагола и существительного в прямом дополнении, глагола и существительного в косвенном дополнении существительного без предлога.

На втором этапе проводилась непосредственно коррекция нарушений предложно-падежных конструкций с использованием авторских игр. Для каждого ребенка составлялся индивидуальный план коррекции в зависимости от уровня нарушения навыков построения предложно-падежных конструкций.

На третьем этапе был проведен констатирующий эксперимент, который позволил удить коррекционном воздействии на навык построения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи, третьего уровня речевого развития, вовлеченных в коррекционно-развивающую программу и у детей с аналогичным нарушением, не принявших участие в коррекционной программе. В процессе коррекционной работы использовались авторские дидактические игры разного типа - настольно-печатные, игры-бродилки, игры малой подвижности.

В результате использования методики коррекции у детей экспериментальной группы значительно улучшились показатели навыков построения предложно-падежных конструкций, а также улучшились качества речи, а именно связность, логичность, последовательность, грамотность и выразительность. Кроме того, ребята стали увереннее себя чувствовать во время общения, не испытывая стеснения. Возрос интерес к игровой деятельности. Опыт игры был перенесен детьми в семью, что благотворно повлияло на взаимоотношения внутри нее.

Выводы. Предложно-падежные конструкции являются неотъемлемой частью речевого высказывания. Грамматически правильно построенная речь легче воспринимается, становится более информативна.

Актуальность темы коррекции нарушений предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития, вызывается необходимостью своевременной полноценной подготовкой их к обучению в школе, которая невозможна без освоения начальных правил грамматики.

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в построении предложно-падежных конструкций, использования их в связной речи. Методика коррекции нарушений

предложно-падежных конструкций на основе авторских игр, апробированная на базе МБДОУ «Детский сад №17 «Золушка» города Бор, подтвердила свою действенность в развитии навыков грамотного построения речи.

Литература:

1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 1997. - 64 с.

2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.

3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с. - (Библиотека логопеда-практика).

4. Жулина Е.В., Белов С.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник психотерапии. - 2007. №23 (28). С. 42.

5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2017 с.: ил. -(Коррекционная педагогика).

6. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб.: КАРО, 2006. - 80 с.

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

8. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи // Вестник Мининского университета. - 2014. №3 (7). С. 21.

9. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитие речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

10. Рудакова Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи логопед // Логопед. - 2004. - №3. - С. 47-55.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат экономических наук, доцент Жулькова Юлия Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); ассистент кафедры экономики и менеджмента Исламова Гузаль Илгизовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) (г. Москва)

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СТАРШИХ КУРСОВ

ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к организации практико-ориентированных занятий в процессе подготовки студентов. Представлена развернутая характеристика авторских наработок, способствующих усилению положительной мотивации и активизации деятельности студентов на практических занятиях. Предложенные приемы могут быть использованы преподавателями высшей школы при работе со студентами не зависимо от формы обучения, направления, специализации и других параметров.

Ключевые слова: педагогические технологии, педагогическая деятельность, самостоятельность, образовательный процесс, мотивация, мониторинг.

Annоtation. The article deals with different approaches to the organization of practice-oriented classes in the process of training students. The detailed characteristic of the author's developments contributing to the strengthening of positive motivation and revitalization of students in practical classes is presented. The proposed methods can be used by teachers of higher education when working with students regardless of the form of education, direction, specialization and other parameters.

Keywords: educational technology, pedagogical activity, effective experience, independence, the educational process, motivation, monitoring.

Введение. Внедрение новых подходов с целью повышения мотивации студентов к обучению рассматриваются различными исследователями довольно широко. В частности, данному вопросу посвящены труды преподавателей, рассматривающих указанные вопросы не только применительно к обучающимся из различных вузов, но и к различным дисциплинам. Так, например, Дьяченко В.Г., Лемещенко О.В. и Литвинцева С.А. [2] в своей совместной работе отмечали необходимость создания системы мотиваций поступательного профессионального развития специалистов; Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А. и Капичникова О.Б. изучали основные аспекты формирования мотивации студентов в условиях повышения качества образования [1]; Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф.О. и Тюмасева З.И. рассматривали вопросы формирования мотивации студентов вузов к занятиям физической культурой и спортом [10].

Вместе с тем стоит отметить особое значение применения в педагогической работе не только традиционных, но и инновационных (в целом, для вуза или для конкретного преподавателя) методов обучения. Так, Сащенко Н.П. и Сергеев В.А. рассматривали важность и необходимость расширения использования новых информационных технологий при подаче материала для некоторых дисциплин [6], Шубладзе О.Е. в одной из своих работ обозначила необходимость использования интерактивных методов обучения в практике преподавания [8], Рыков С.Л. рассмотрел проблемные аспекты использования электронно-образовательной среды при изучении определенных дисциплин [5], Нурова Л.Р. отметила эффективность такого современного метода как кейс-стади [4], Косовцев В.В. - мозгового штурма [3], Хаялиева С.З. - результативность применения таких активных методов как деловая игра и метод проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.