3. Сосновская Н.Б., Еникеева Н.И. Использование интернет-технологий при работе со студентами заочной формы обучения // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 6 (07). - С. 103-106.
4. Тыжеброва О.В. Развитие заочной формы обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2017. - № 1. - С. 60-66.
Педагогика
УДК 376
кандидат педагогических наук, доцент Серебрякова Наринэ Витальевна
Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Шашкина Гульнара Рустэмовна
Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассматриваются процессы формирования предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием, трудности усвоения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи, технологии диагностики данных конструкций у детей, методика формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР, в которой используется систематизированный речевой материал, технология модельного обучения, а также включение в работу с ребенком воспитателей и родителей.
Ключевые слова: дошкольники с общим недоразвитием речи, предложно-падежные конструкции, диагностика, лексико-грамматическая сторона речи, формирование, коррекция.
Annоtation. The article discusses the processes of the formation of the prepositional cases in children with normal speech development, the difficulties of mastering the prepositional cases in preschoolers with general speech underdevelopment, the technology for diagnosing these structures in children, the methodology of the formation of the prepositional cases in children with OHP, in which systematic speech material, technology of model training, as well as the inclusion of teachers and parents in work with the child.
Keywords: preschoolers with general speech underdevelopment, prepositional constructions, diagnostics, lexical and grammatical side of speech, formation, correction.
Введение. Одним из специфических симптомов речевых нарушений у детей с ОНР являются трудности в усвоении предложно-падежных конструкций. В современном русском языке значения, выражаемые конструкциями данного типа, исключительно разнообразны и сложны. Правильное употребление детьми словосочетаний, составленных по способу предложно-падежного управления, свидетельствует о довольно высоком уровне развития лексико-грамматической системы языка.
Специалисты отмечают значимость изучения нарушений употребления словоформ детьми с ОНР, которые обусловлены недоразвитием морфологических и синтаксических обобщений, а также операций выбора языковых единиц и грамматического конструирования [3, с. 69].
Неправильное употребление предлогов, падежных окончаний существительных, пропуски и замены предлогов в устной речи показывают незавершенность формирования грамматической системы языка и связной речи у дошкольников с ОНР [4, с. 325].
По мнению ряда авторов, предлог играет не менее важную роль, чем падежи в предложно-падежных конструкциях. «Предлоги развивают и уточняют падежные формы имен, указывают на отношение их к другим словам предложения и словосочетания, и вместе с ними выражают в языке различные отношения объективной действительности» [2, с. 333].
Предлоги и окончания являются минимальными элементами, имеющими синтаксическое значение, которые «обслуживают смысловую сторону синтаксических построений» [1, с. 8-9].
Изложение основного материала статьи. Схема построения предложно-падежных конструкций состоит в том, что ребенок должен употреблять предлог со значимой частью речи с определенным падежным окончанием. Каждый падеж заключает в себе определенный комплекс морфологических значений, например, значение числа (множественное и единственное) или значение рода (мужской, женский, средний). В русском языке используется более ста предлогов, при этом предлоги должны употребляться с шестью падежами. Распределение предлогов между падежами будет неравномерным. Например, именительный падеж с предлогом не употребляется, а на долю родительного падежа приходится наибольшее количество предлогов.
В условиях нормального развития детской речи усвоение предлогов осуществляется только после овладения детьми более функциональных элементов языка - флексий. При нарушениях речевого развития дети не овладевают необходимым набором словоформ и не усваивают отношения между словоформами в словосочетании и предложении.
По данным С.Н. Цейтлин [7, с. 98], «к двум годам большинство детей в состоянии выбрать нужную падежную форму для передачи определенного смысла, к трем-четырем годам они конструируют падежную форму с достаточной степенью уверенности, т.е. выбирают нужное окончание в соответствии с типом склонения существительного».
Программа формирования синтаксических единиц родного языка осуществляется в возрасте 2,5-6 лет. Действие данной программы «направлено на осуществление механизма аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов» [6, с. 14].
Процесс усвоения предложно-падежных конструкций находится во взаимосвязи с уровнем развития оптико-пространственных функций, использованием навыков невербального и вербального оформления пространственной информации [5, с. 17].
Для продуктивного формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР логопед прежде проводит диагностику всей речевой деятельности в целом, и предложно-падежных конструкций в частности. В настоящее время в практике логопедической работы при обследовании речи детей используются не только логопедические технологии, успешно применяются также нейропсихологические, психолингвистические методики, методы экспресс-диагностики. Подходы к изучению проблемы диагностики и коррекции речевой деятельности детей носят многоаспектный и междисциплинарный характер. Представленные в разных методиках материалы обследования речи детей способствуют качественному улучшению диагностики речевых расстройств и оказывают помощь в осуществлении дифференцированного подхода как при диагностике, так и при последующей коррекции выявленных нарушений. Представители разных научных школ сходятся лишь в одном: наличие в настоящее время двух классификаций речевых нарушений обуславливает трудности в формулировании логопедического заключения, поэтому многоуровневые логопедические заключения становятся приоритетными и успешно используются логопедами в различных типах учреждений. [8, с. 395]
Для изучения состояния предложно-падежных конструкций у детей с ОНР мы провели исследование, в котором приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста, из них 15 детей с ОНР (III уровень) в возрасте 6-7 лет, посещающих логопедическую группу дошкольного учреждения, и 15 детей с нормальным речевым развитием.
Анализируя результаты, полученные у дошкольников с нормальным речевым развитием, следует отметить, что 69% имеют высокий уровень сформированности предложно-падежных конструкций, 24% показали средний уровень и всего 7% испытуемых показали низкий уровень.
По данным исследования нами были выделены уровни выполнения заданий на понимание и употребление предлогов детьми с нормальным речевым развитием и детьми с ОНР (диаграмма 1).
Сравнительная характеристика уровней сформированности предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием и детей с ОНР
□ КГ (дети с нормальным речевым развитием) □ ЭГ (дети с ОНР)
Диаграмма 1
Примечание: 1 - понимание предложно-падежных конструкций; 2 - употребление предложно-падежных конструкций со значением местонахождения и направления действия (с использованием предметных и сюжетных картинок); 3 - употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами в связной речи
Как видно из Диаграммы 1, уровень понимания и употребления предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием выше, чем у детей с ОНР. Вместе с тем следует отметить, что у обеих групп детей понимание значения предлогов находится на более высоком уровне, чем употребление в экспрессивной речи.
Анализ усвоения предложно-падежных конструкции показал, что различные группы предлогов усваиваются в зависимости от сложности понимания значения словоформы: предлоги со значением
местонахождения усваиваются успешнее, чем предлоги со значением направления движения и сложные предлоги (диаграмма 2).
Уровни сформированности употребления предлогов с использованием предметных и сюжетных картинок у детей с ОНР
баллы 4 -3 -2 -1 -0 -
в на под за из перед около между из-под
□ высокий уровень сформированности употребления предлогов □ средний уровень сформированности употребления предлогов □ уровень сформированности употребления предлогов ниже среднего □ низкий уровень сформированности употребления предлогов
3 2,7
2,1 - 2,1
1,2
0,3 п п 0 0 0
Диаграмма 2
Первая подгруппа детей с ОНР со средней степенью сформированности употребления предлогов составила 40%. У дошкольников нет затруднений в использовании простых предлогов «в», «на», «за», «под». Опираясь на наглядность, дети правильно составляют предложения с использованием данных предлогов. Предлог «из-за» дошкольники не используют. На вопрос «Откуда наблюдает зайка за детьми?» - отвечают одним словом «Выглядывает», «Сбоку», или заменяют сложный предлог «из-за» одним из его составляющих предлогом «за».
Вторая подгруппа детей с ОНР со степенью сформированности употребления предлогов ниже средней составила 55%. Отмечались замены предлога «под» предлогами «около», «у», «перед». Например, вместо фразы «Зайка сидит под деревом» - «Зайка сидит около или перед деревом». Предлог «из-за» заменяют предлогами «от», «за», «у». Например, «Зайка смотрит из-за дерева» - «Зайка смотрит за деревом», «Зайка смотрит от дерева» или «Зайка смотрит у дерева».
Третья подгруппа детей с ОНР с низкой степенью сформированности употребления предлогов составила 5%. Ребенок правильно использует в речи предлоги «в», «на», «за», «из». При употреблении предложно-падежных конструкций дети допускают ошибки: неточное потребление предлогов; замены предлогов; неправильное употребление падежного окончания существительного при верно выбранном предлоге; правильное употребление падежного окончания существительного при неправильно выбранном предлоге.
Сравнительные данные показали, что у детей с ОНР отмечается более низкий уровень употребления предложно-падежных конструкций со значением местонахождения и направления действия (с использованием предметных и сюжетных картинок), по сравнению с детьми без речевых нарушений. Ошибки, допущенные детьми с ОНР, являются более грубыми и специфическими, чем у детей того же возраста с нормальной речью. Овладевая нормами предложно-падежного управления, дети с недоразвитием речи испытывают значительные затруднения в понимании значения сходных предлогов, в употреблении предлогов с соответствующей флексией, а также в установлении пространственных отношений между предметами
Целью логопедической работы является формирование у детей с ОНР представления о лексическом и синтаксическом значении словоформ как средствах выражения связи между словами. Логопедической работа над предложно-падежными конструкциями проводится в два этапа:
- наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове;
- ознакомление с синтаксической ролью предлогов.
В связи с тем, что предложно-падежные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. На первом этапе закрепляется практическое усвоение предлогов «в», «на», «под» и различение их элементарного лексического значения в словосочетаниях, указывающих направление движения с вопросом «Куда?» , затем - этих же предлогов, указывающих на место нахождения предмета с вопросом «Где?».
Работу над предлогами необходимо проводить поэтапно. Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, для чего предлагается выполнить действия с предметами по инструкции. Затем последовательно задаются вопросы о местоположении предмета («Покажи, какой карандаш лежит на столе?»; «Под столом?»; «В столе?»; «Одинаковые или разные действия нужно выполнить с предметами?»; «Чем они отличаются?»).
Закрепить правильное употребление предлогов необходимо путем многократного повторения однотипных синтаксических конструкций с использованием данного предлога. Ребенка спрашивают: «Откуда можно взять книгу, если ее положили в стол, в шкаф, в ящик (из стола, из шкафа, из ящика)?» и т.п.
На первоначальном этапе формирования умения правильно употреблять предлоги работа начинается с уточнения значений предлогов в импрессивной речи. Ознакомление детей с предлогами, рекомендуется проводить в следующей последовательности:
- предлоги «в», «на», «у», «под», «над», «перед», «за», «около», «между», выражающие местоположение;
- предлоги «в», «из», «к», «от», «по», «с(со)», «до», «через», служащие для выражения направления
движения;
- сложные предлоги «из-за», «из-под».
Приобретенные умения закрепляются в практических упражнениях: дети определяют количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как самостоятельное слово в речевом потоке. Необходимо специально предусматривать дифференциацию близких по значению предлогов, требующих одного и того же падежа, а также различение предлогов в зависимости от семантики управляющих слов.
Практическое овладение грамматическими значениями предлогов необходимо сочетать с работой по формированию системы словообразования. Особое внимание следует уделять употреблению глаголов движения с приставками, которые включаются с предлогами в определенные синтаксические структуры. Например, образование глаголов с приставками в-, вы-, (влетел-вылетел,) с предлогами «в». «из»; образование глаголов пространственного значения с приставкой при- под- от- (пришел, подлетел, отбежал) с предлогами «к», «от». Необходимо целенаправленно формировать у детей с ОНР систему употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи, строить однотипные глагольные словосочетания с тем, чтобы научить выделять семантические и формально-грамматические признаки (предлог и падеж управляемого слова).
Коррекционно-развивающие игры и упражнения включаются во фронтальные логопедические занятия; проводятся на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, на занятиях по развитию речи; включаются в совместную деятельность педагога и детей на вечерних занятиях с воспитателем, при выполнении домашних заданий с родителями. Закрепление употребления предлогов осуществляется и на занятиях по звукопроизношению. Например, на занятии по изучению звука [в] закрепляется предлог «в», при изучении звука [н] - предлог «на», звука [п] - предлоги «по», «под», звука [к] - предлог «к», звука [о] -предлоги «о», от», «около»; звука [с] - предлог «с» («со»), звука [з] - предлоги «за», «из», «из-за» и т.д.
Эффективными приемами работы над предложно-падежными конструкциями являются использование графических обозначений предложно-падежных конструкций; использование специально подготовленных опорных схем; применение упражнений на ориентировку в пространстве. Рекомендуется использовать в работе с детьми моделирование ситуаций с предметами, компьютерные игры, пиктограммы с обозначением действий (к примеру, схематичное изображение «человечка», который идет, стоит, сидит, бежит).
Выводы. Формирование предложно-падежных конструкций следует начинать с развития пространственно-временных отношений. В процессе работы над предлогами педагог должен сформировать у детей представления о смысловом (семантическом) значении предлогов и представление о предлоге как отдельном слове; отработать навык правильного употребления падежной формы имени существительного с предлогом, т. е. навык предложного управления; обучить правильному употреблению и анализу предложений с предлогами; закрепить умение составлять предложения с предлогом по моделям и схемам.
Дошкольников с ОНР необходимо специально обучать употреблению различных словоформ для выражения пространственных отношений, а также проводить работу по дифференциации семантических значений предлогов.
При проведении коррекционной работы с дошкольниками формирование предложно-падежных конструкций рассматривается как составная часть работы над предложением, что является основой для правильного употребления предлогов в разнообразных синтаксических единицах.
Литература:
1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.З. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1987.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Логос, 2002.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. -СПб.: Союз, 2004.
4. Логопедия. Теория и практика. // под ред. д.п.н. Филичевой Т.Б. - М.: Эксмо, 2017.
5. Рудакова Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореферат дис. канд.пед.наук. М., 2005.
6. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. - 2004. - №5.
7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000.
8. Шашкина Г.Р. Современные технологии диагностики речевой деятельности дошкольников с нарушениями речи. // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. В. 4 - М.: Логомаг. 2016. С. 384-395.