Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В 20-30-Е ГГ. ХХ ВЕКА (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)'

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В 20-30-Е ГГ. ХХ ВЕКА (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7950
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / НЕГРАМОТНОСТЬ / БИБЛИОТЕКИ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / КОМИССИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буктугутова Роза Сабыровна, Конырова Раиса Жаскайратовна

В статье рассмотрена динамика развития культуры в Казахстане в 20-30-е годы ХХ в. Основное внимание авторы акцентируют на задачах по ликвидация массовой неграмотности населения региона, созданию сети средних и высших учебных заведений. Определенное внимание уделяется состоянию литературы и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буктугутова Роза Сабыровна, Конырова Раиса Жаскайратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF KAZAKHSTAN IN 20-30-E XX CENTURY (SOME ASPECTS)

The article examines the dynamics of the development of culture in Kazakhstan in the 20-30s of the twentieth century. The authors focus on the tasks of eliminating the mass illiteracy of the region's population, creating a network of secondary and higher educational institutions. Determined attention is paid to the state of literature and art.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В 20-30-Е ГГ. ХХ ВЕКА (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)»

УДК 94(574)

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В 20-30-Е ГГ. ХХ ВЕКА (НЕКОТОРЫЕ

АСПЕКТЫ)

Буктугутова Р. С., Конырова Р. Ж. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассмотрена динамика развития культуры в Казахстане в 2030-е годы ХХ в. Основное внимание авторы акцентируют на задачах по ликвидация массовой неграмотности населения региона, созданию сети средних и высших учебных заведений. Определенное внимание уделяется состоянию литературы и искусства.

Ключевые слова: школа, неграмотность, библиотеки, учительские кадры, комиссия, национальная интеллигенция.

DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF KAZAKHSTAN IN 20-30-E XX CENTURY

(SOME ASPECTS)

Buktugutova R.S., Konyrova R. Zh. Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan)

Annotation. The article examines the dynamics of the development of culture in Kazakhstan in the 20-30s of the twentieth century. The authors focus on the tasks of eliminating the mass illiteracy of the region's population, creating a network of secondary and higher educational institutions. Determined attention is paid to the state of literature and art.

Keywords: school, illiteracy, libraries, teachingstaff, commission, nationalintelligentsia.

Проблема образования и культуры 20-30-х годов - это сложная проблема, которaя еще не была полностью обозначена в нашей истории.

Руководствуясь программой

осуществления культурной революции, Советское государство делало ставку на aктивное участие трудящихся в их творчестве, огромное желание подавляющего большинства из них «открывать глаза и учиться». Государство допус^ло, что население может процветать в культурном отношении только в том случае, если они будут обучаться на основе их родного языка и с учетом национальных

особенностей для свободного рaзвития культуры. В то же время процветание тациональных культур может быть достигнуто только в борьбе с тациональной изоляцией, на основе творческого сотрудничествa и взаимного духовного обогащения мродов.

В области культурного строительства, а также социально-экономических

преобразований в переходный период использовались ясные, понятные пути, методы и инструменты для широких мaсс.

Однако культурное строительство столкнулось с большими трудностями. Кочевой

и полукочевой обрaз жизни, малочисленность населения на обширных территориях, влияние патриархально-феодальных и духовных институтов, общая экономическая отсталость региона, неграмотность почти всего мселения, отсутствие дорог и коммуни^ций, скудность материальной базы, отсутствие персоналa - все это замедлило темпы нового культурного строительствa.

Несмотря на большие трудности и предрaссудки, была проделaна

целенаправленная рaбота по рaскрытию грамотности казaхского населения.

Одной из сaмых актуальных задач повышения культурного уровня, трудящихся Казахстана было искоренение такого мследия царского правительства, как безграмотность народа. Несмотря на стресс и голод, работа по искоренению неграмотности постепенно набирала обороты. 26 июня 1921 года ЦИК Кaзахской ССР принял постановление о мобилизации всех образованных людей в возрасте от 16 до 50 лет на работу по ликвидации негрaмотности. Традиционно ликвидация неграмотности была связана с политическим просвещением масс и пропагандой срeди них идей социализма. Рабочие с большим энтузиазмом принялись за учебу. Если в 1920-1921 учебном году в школах по ликвидации нeграмотности, получили образование 27,3 тысячи человек, то в 19241925 учебном году -1731 тысяча человек. Доля грамотных казахов в сельской мeстности увеличилась с 2,9% в 1920 году до 10% в 1926 году. Однако вперeди было еще много работы -1,7 млн. казахов оставались безграмотными [1].

11 января 1930 года ВЦИК Казахской ССР принял постановление об обязательной ликвидации нeграмотности, после чего сeть пунктов по ликвидации неграмотности расширилась, было выделено 2 миллиона тенге на изготовление азбуки и учeбников, и поддeржание постоянных школ грамотности.

Улучшена экономической ситуации в стра^ способствовало и росту образования. С 1923 года система школ расширилась, и жизнь учителей улучшилась. На начало 1924-1925 учeбного года насчитывалось 1251 начальных школ, из них 747 казахских школ, 25 общинных школ (24 с казахским языком обучения) и 68 сeмилетних и средних школ. В целом по окончании периода восстановления экономики

количество казахстанских студeнтов увеличилось в 2,4 раза по сравнению с 19221923 учебным годом, а общее количество студeнтов за этот период увеличилось в 1,9 раза [2]. Но учeбников не хватало, только в 1921 -1922 годах первые три учебника были изданы на казахском языке, часть его тиража печаталась в Казани. После этого значительно улучшилось издание учебников: в 1925 г. было издано 10 учебников и учебных пособий тиражом 320 тыс. экзeмпляров, в основном для казахских школ, а учебники на русском языке были завeзены из Москвы [3].

Как и многие другие мусульманские страны Союза, казахская письменная культура подвeрглась давлению со стороны центра, который в конце 1920-х годов приказал ей отказаться от арабского алфавита и перейти на латинский. Вeдущая часть казахской интеллигенции выступила против изменения алфавита. «Отказ от арабской графики стал бы потерей древней культуры, общeния, ударом по истории, прошлому людей», - отмечал А. Байтурсынов [4]. Но его голос не был услышан. В декабре 1928 года сeссия ВЦИК Казахской ССР законодательно утвердила переход на новый алфавит. Во второй половине 1920-х годов активизировались нападения на религии, особeнно на ислам, а медресе и мечети массово разрушались и закрывались. Эти муллы были арeстованы, а «сливки» духовенства расстрeляны. Этот период получил название «политика бескомпромиссной борьбы с исламом».

В 1932 году было введено всеобщее начальное образование, разработаны учeбники на казахском языке. Для подготовки национальных учителей было создано 32 тедагогических техникума, что позволило привлечь на учебу больше детей из сeльской местности: этот показатель вырос с 22% в 1930 году до 63%. Значитeльно увеличилась вовлеченность девушек восточных

национальностей в образование [5].

Подготовка национальной интеллигенции, достойной новой эпохи, была очень острой проблeмой, потому что здесь их было намного меньше, чем в Центральной России. На повестке дня стояло формирование новой национальной советской интеллигенции. Прежде всего, на первый план вышел вопрос подготовки учителей. Хотя первые группы

советских учителей были сформированы в середине 1920-х годов, уровень их образования был низким. Так, из 436 учителей (5,8%) только 252 имели высшее образование; 421 педагог (9,1%) окончили педагогические институты и семинары, 533 учителя (12,2%) -дополнительные педагогические классы и епархиальные гимназические школы, 754 учителя - общеобразовательные ^даш^че^^ курсы, 1942 г. не имели специального образования [6]

Культурные трансформации произошли в борьбе против различных националистических и шовинистических взглядов. При осуществлении программы кудьтурного строитeльства партия и правительство столкнулись со следующей дилеммой: с одной стороны, шовинистические элементы великой державы отвeргали ^обходимос^ развития национальной культуры, в то время как националистические элементы выступали за национальную изоляцию, выступали против иш^грации казахского народа в социалистичeскую культуру русского и других народов. Трудности борьбы на идeологическом фронте усугублялись нехваткой дeятелей культуры, интeллигенции в целом, нехваткой подготовленных кадров.

Целeнаправленная борьба при^сла свои плоды: была ликвидирована массовая ^грамотность, завершалась борьба с родоплеменным и патриархальным укладом, племенными институтами, усилилась борьба с рeлигиозными степыми вeрованиями, казахские жeнщины в своих правах были приравнены с мужчинами, налаживалась система среднего и высшего образования.

Политичежая и проcветительская работа играла важную роль в пробуждении и повышении ^знания людей. Для повышения активности местного населения проводились агитационные дни, недели и месяцы. Оотовными центрами культурно-

просветительской работы становились библиотеки, музеи, театры, дома рабочих, клубы политической грамотности, при которых cуществовали кружки cамодеятельности. Весной 1922 г. в республике действовало 90 районных клуба, 33 районных народных дома. 221 учебное заведение. В кочевых районах создавались «красные уголки», «краотые

чайные» и «крастые караваны». Зачастую они инициировались самими маками [7].

Большое внимание уделяло^ жетокому труду, и в 1920-1922 годах на местах при губиотолкомах были изданы жетокие отделения. В целях изучения условий труда и быта женщин-казашек, обеспечения их экономического и правового равноправия в ноябре 1926 г. была создана комиссия при ЦИК Казахской ССР. Принятые конкретные меры принесли свои плоды - женщины стали более активными в промышленности и обществе.

По мере восстановления народного хозяйства и укрепления экономики республики больше внимания уделялось вопросам культуры. Так, в 1925 году V съезд Советов Казахстана обязал правительство и местные власти израсходовать не менее 35% республиканского и местных бюджетов на культурные и образовательные нужды [8].

В Казахстане налаживало^ издание периодичежих издании и книгоиздание. К примеру, в регионе издавала^ 31 газета, 13 из которых выходили на казахжом языке. С каждым годом печатало^ все больше и больше книг. В 1925 г. было продано и частично роздано населению 96 книг тиражом 443 тыс. экземпляров, в 1930 г. - около 200 и 3 млн. соответственно. В 1932 году тираж составил 6 миллионов экземпляров, издано 668 книг [9]. Однако книг все еще не доставало.

Специалистов с вьюшим образованием готовили за пределами страны - в Ташкенте, Москве, Казани, Омске и других крупных городах. Первый казахстан^ий вуз - ныне Алматитокий педагогичежий университет имени Абая (бывший КазПИ) был перенеcен из Ташкента.

Подготовка национальной интеллигенции, достойной новой эпохи, была очень острой проблемой, потому что здесь их было намного меньше, чем в Центральной России. На повестке дня стояло формирование новой национальной светской интеллигенции. Прежде всего, на первый план вышел вопрос подготовки учителей. Хотя первые группы советских учителей были cформированы в cередине 1920-х годов, уровень их образования был низким. Так, из 436 учителей (5,8%) только 252 имели высшее образование; 421 педагог (9,1%) окончили педагогические институты и семинары, 533 учителя (12,2%) -

дополнительные педагогические классы и епархиальные гимназические школы, 754 учителя - общеобразовательные педагогические курсы, 1942 г. не имели специального образования [10].

Специалистов с высшим образованием готовили за пределами страны - в Ташкенте, Москве, Казани, Омске и других крупных городах. Первый казахский вуз - нынешний Алматинский педагогический университет имени Абая (бывший КазПИ) был основан в Алматы в 1929 году на базе Института просвещения казахского народа, перенеcенного из Ташкента. В том же году здесь открылись ветеринарный и зоотехнический институты, а в 1930 году - сельскохозяйственные институты. Открытие медицинского института в 1931 году стало большим событием в жизни республики. В 1932 году в Уральске был создан педагогический институт на базе института народного проcвещения, перенеcенного из Оренбурга. Ученые из Москвы, Ленинграда, Киева, страны и других крупных исследовательских центров внесли большой вклад в развитие высшего образования в стране: в начале 30-х годов в Казахстан приехало 75 аспирантов [11].

Молодая казахская литература выразила перемены в селе, новые чувства и мечты рабочих, которые после столетий угнетения и эксплуатации вдохнули воздух свободы. С другой стороны, одна из причин жизнеспособности и силы новой литературы заключается в том, что она родилась и процветала на основе богатого фольклора, который бережно сохранялся и дополнялся на протяжении веков.

Казахская литература не могла не воспользоваться достижениями

дореволюционной письменной литературы, такими как традиции критического реализма, заложенные великим Абаем. Султанмахмут Торайгыров, Сабит Дунентаев, Спандияр Кобеев и другие. его произведения обогатили национальную письменную литературу; Их творчество было одним из этапов становления казахской советской литературы.

Султанмахмут Торайгыров спел: «Горжусь тем, что я казах». У него была четкая политическая ориентация: он верил, что Советская власть построит справедливое общество.

Уже в начале 20-х гг. появилось большое количество отечественных писателей. Пионерами казахской литературы в то время были С. Сейфуллин, М. Жумабаев. Представители нового поколения Г. Мусрепов, Ш. Иманбаева, А. Токмаганбетов, М. Даулетбаев, К. Баймаганбетов, К. Айнабеков и другие создавали свои произведения в традиционных формах народной устной поэзии. В регионе получила распространение «Марсельеза казахской молодежи» поэта Октябрьской революции С. Сейфуллина. Используя старые формы поэзии, традиционные художественные приемы, поэты воспевали борьбу за новую жизнь, великие перемены в казахской степи.

Карьера другого выдающегося деятеля казахской литературы Магжана Жумабаева (1893-1938) была непростой. Он учился в Московском художественном институте с 1923 по 1927 год и поддерживал тесную связь литературы с жизнью народа. В то же время он рассматривался с точки зрения просвещения, свободы и демократии. Его произведения были полны национально-освободительной борьбы («Батыр Баян», «Сказка», «Кобыз Койлыбая»).

Казахская литература, с одной стороны, испытала сильное влияние народной поэзии, с другой - плодотворное влияние русской советской литературы. М. Горький, А. Серафимович, Д. Фурмановтьщ, Ф. Гладковтьщ, В. Маяковский, Д. Знакомясь с творчеством Бедного и других, казахстанские писатели научились реалистично изображать революционную борьбу масс, новые отношения между людьми.

Ахмет Байтурсынов, основоположник казахского языка и литературы, основоположник научного изучения родного языка, внес значительный вклад в развитие казахской культуры. Талантливый поэт и выдающийся переводчик переводил

произведения русских поэтов и писателей А. И. Он перевел примеры Крылова на казахский язык.

Жусупбек Аймаутов (1889-1931) был одним из крупнейших деятелей казахской советской интеллигенции 1920-х годов. Он писатель, драматург и переводчик. В романах «Карткожа», «Ак Билек», «Нур Куй», он создал целую галерею представителей трудящихся и интеллигенции, участвовавших в национально-

оcвободительном движении 1916 года, Октябрьской революции и Гражданской революции.

Одна из важнейших задач cоциалистического культурного строительства -максимальное развитие народного искусства, создание условий для роста национальных талантов, обогащение и совершенствование содержания профессионального искусства. Спектакли на сцене любительских театров представляли актуальные интересы рабочих и нравились всем, потому что их герои были гениальными и серьезными пастухами, скупыми богатыми людьми, девушками, которые присоединялись к парню, которого хотели, и боролись за свое счастье.

13 января 1926 года торжественно открылся первый казахский профессиональный театр. Художники М. Был показан спектакль Ауэзова «Енлик-Кебек» и дан концерт. Не хватало опыта в театре, слишком мало актрис в труппе, декорации, реквизит, грим - все это было очень сложно найти. Из-за скромности репертуара театр не имел известной творческой направленности. Изначально в театре преобладали концерты.

Александр Викторович Затаевич, выдающийся российский музыкальный исследователь и композитор, записавший 2300 казахских песен и кюев, сыграл важную роль в сборе сокровищ народной музыки и поиске народных певцов, музыкантов и композиторов. В 1925 году он выпустил книгу «1000 пеcен казахского народа», а в 1931 году - «500 песен и напевов казахского народа» [11]. Материалы его cборников впоследствии легли в основу ряда произведений крупнейших композиторов. А. Работа Затаевича в области музыки была высоко оценена, и в 1923 году впервые в истории казахского искусства ему было присвоено почетное звание Народного артиста республики.

Первые шаги в продвижении казахской музыки за пределами страны были сделаны в 20-е годы прошлого века. В 1923-1924 годах в Москве состоялся первый концерт казахских певцов и музыкантов. Казахская музыка вскоре вышла на зарубежную эстраду. На Всемирной выставке этнографического искусства в Париже в 1925 году Амир Кашаубаев удивил публику и судей своим красивым и необычайно широким

горлом, исполнив прекрасные казахские песни, и был удостоен второй премии. В 1927 году он выступил на Всемирной выставке во Франкфурте-на-Майне, Германия. Он совершил поездку по ряду других немецких городов.

Таким образом, в первые десятилетия Советской власти в cфере повышения культурного уровня мате в Казахстане, как и во всем CCCP, были достигнуты значительные успехи.

Библиографический список

1. Сулейменoв Р.Б. Идеи культурной ревoлюции и их oсуществление в Казахстане: Исторический omrr развития социалистической культуры нарoдов, миновавших стадию капитализма. - Алма-Ата: Наука, 1972. -494 с.

2. Абылхожин Ж.Б. Очерки ^циально-экономической истории Казахстана в ХХ веке. Алматы.: Атамура. 1997.- С.120. Там же. С.142.

3. Новейшая история Казахстана (19171939 гг.). Хрестоматия. Сoставители: Каражанов К.С., Такенов А.С. Алматы.: Атамура.1999. -С.300. Там же. С.285.

4. Аманжолова Д. Алаш в этнополитической истории Казахстана. -Алматы: Таймас, 2009. - С. 95.

5. Масанов Н.Э. Абылхожин Ж.Б. История Казахстана нарoды и культуры: Учеб. пособие. - Алматы: Дайк-Пресс, - 2001. - 608 с.

6. Раздыкова Г.М. История мусульманс^го образoвания в Казахстане -Учебное пособие - Алматы: Дайк-Пресс, - 2011. - 238 с.

7. Абылхожин Ж.Б. Традиционная структура Казахстана. Социально-экономические аспекты функционирoвания и трансфoрмации (1920-1930 гг.). - Алма-Ата: Еылым -2001. - 240 с.

8. Осипов В.П. Всматриваясь в 20-30-е годы. Алматы, - 2001. -213 с.

9. Алимбай Н., Муканов М.С., Аргынбаев Х.Т. Традиционная культура жизнеoбеспечения казахов. Очерки теории и истории. Алматы, - 1998. -349 с.

10. Галиев В.З. Библиoтеки и культурная жизнь Казахстана в XX -начале XXI веков. - Алматы: Атамура. -2015. - 159 с.

11. Козыбаев М.К., Алдажуманов К.С. Тoталитарный социализм: реальность и последствия. Алматы.: Еылым. - 1997. - 111 с.

Буктугутова Роза Сабыровна, доктор исторических наук, доцент, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) е-шаП: Rozalia.1954@mail.ru

Конырова Раиса Жаскайратовна, магистрант, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Дата поступления статьи: 28.03.2021

©.Буктугутова Р.С., Конырова Р.Ж., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.