Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ В КАЗАХСТАНЕ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)'

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ В КАЗАХСТАНЕ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2807
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИНА / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / МЕХАНИЗАТОРСКИЕ КАДРЫ / ИНЖЕНЕРЫ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / АГРАРНОЕ РАЗВИТИЕ / УРОЖАЙ / МИГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буктугутова Роза Сабыровна, Жанаева Гульмира Кушеровна

В статье рассматривается национальный состав населения в северных регионах Казахстана в результате освоения целины. Как известно, долгое время формирование населения Казахстана в значительной степени зависело от внешних факторов. Миграция привела к коренному изменению национального состава населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC CONSEQUENCES OF THE DEVELOPMENT OF INTEGRATED AND RESIDUAL LANDS IN KAZAKHSTAN (SOME ASPECTS)

The article examines the ethnic composition of the population in the northern regions of Kazakhstan as a result of the development of virgin lands. As you know, for a long time the formation of the population of Kazakhstan largely depended on external factors. Migration has led to a radical change in the national composition of the population. The share of Kazakhs in the 50s was one third of the population.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ В КАЗАХСТАНЕ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)»

УДК 94(574)

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ В КАЗАХСТАНЕ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)

Буктугутова Р. С., Жанаева Г.К. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается национальный состав населения в северных регионах Казахстана в результате освоения целины. Как известно, долгое время формирование населения Казахстана в значительной степени зависело от внешних факторов. Миграция привела к коренному изменению национального состава населения.

Ключевые слова: целина, колхозы, совхозы, механизаторские кадры, инженеры, переселенцы, аграрное развитие, урожай, миграция, национально-демографическая политика.

DEMOGRAPHIC CONSEQUENCES OF THE DEVELOPMENT OF INTEGRATED AND RESIDUAL LANDS IN KAZAKHSTAN (SOME ASPECTS)

Buktugutova R.S., Zhanaeva G.K. Abay Myrzakhmetov Kokshetau University Republic of Kazakhstan

Annotation. The article examines the ethnic composition of the population in the northern regions of Kazakhstan as a result of the development of virgin lands. As you know, for a long time the formation of the population of Kazakhstan largely depended on external factors. Migration has led to a radical change in the national composition of the population. The share of Kazakhs in the 50s was one third of the population.

Keywords: virgin lands, collective farms, state farms, machine operators, engineers, immigrants, agrarian development, harvest, migration, national demographic policy.

Освоение целины, напрямую затронувшее Казахстан, превратило республику из края степей в страну полей и позволило стать одним из крупнейших зернопроизводителей и экспортёров хлеба на планете. И на всё это, как водится, можно смотреть с двух сторон и видеть две картины. Если в советское время журналисты и историки Целину воспевали и всячески превозносили, то нынешнее поколение отечественных историографов и публицистов склонно, скорее, выискивать в ней негативное и, где только можно, преуменьшать оценки отцовских деяний.

В феврале 1954 года началось масштабное демографическое перемещение масс населения СССР в целинные районы Сибири и Казахстана. Наверное, сегодня этот задорный комсомольско-молодёжный порыв может

показаться непонятным и даже где-то нелепым. Ведь многие из уезжавших осваивать просторы Казахстана бросали во имя романтики не только престижную и хорошо оплачиваемую работу на крупных предприятиях промышленных центров, но и меняли жилплощадь в Москве, Ленинграде, Киеве, Крыму на палатки в продуваемой лютыми ветрами степи. Но в те годы многие ко многому относились иначе. В том числе и к базовым ценностям, определявшим состоятельность отдельной человеческой жизни.

Людской поток, который с разных сторон устремился в казахстанские степи, действительно впечатлял. За три первые недели только комсомольцев-добровольцев прибыло 25 тысяч человек, а к концу июня число приезжих уже перевалило за 75 тысяч.

В те 154

годы эта цифра в два раза превышала всё население Кокчетава, а численность жителей Акмолинска, столицы нашей Целины, смогла приблизиться к 80 тысячам только через два года.[1].

Большая часть переселенцев прибывала в северные области, механический прирост населения в которых составил с 1939 по 1959 год 83%. Население Целиноградской области с 1953 по 1955 год увеличилось в 96 раз, Кустанайской - 26 раз. Всего в 1954-62 годы на целину прибыло около 2 млн. человек» [2]. Наряду с квалифицированными

механизаторами и добровольцами-

комсомольцами на освоение целины приезжали охотники за «длинным рублем», демобилизовавшаяся из армии молодежь, представители преступного мира, бывшие заключенные.

Целинные области стали местом концентрации не только людей разных национальностей, но и людей разного социального уровня, образования, культуры и менталитета. В общей массе переселенцев доминировали люди без образования, с низким общим культурным уровнем. На каких условиях приезжали целинники-добровольцы? Их бесплатно доставляли до места назначения, оказывали материальную помощь в размере 500-1000 руб. на семью и по 150-200 руб. на каждого ее члена. Выдавали кредиты на строительство жилья (35 % этой суммы погашалось за счет государства) и покупку скота. Кроме того, целинники освобождались от сельхозналога на срок от 2 до 5 лет.[3].

Кроме того, во второй половине 1950-х гг. разрешили вернуться покинувшим родину в годы гражданской войны и коллективизации. Из Китая (Восточного Туркестана и Харбина) въехало около 200 тыс. человек, большая часть которых составляли казахи. Среди других национальностей были русские, татары, дунгане, уйгуры.

Согласно переписи населения 1959 г. казахов в Казахстане было 2 млн. 787 тыс. человек, т.е. всего 29 % от общей численности. Столь значительного роста сельского населения за счет миграционных процессов не было ни в каком другом регионе СССР. За счет миграции резко возросла численность населения Северного Казахстана: например, городское население Кокчетавской области выросло на 49

%, сельское — на 32 %, Кустанайской — на 91 и 62 %, Павлодарской — на 105 и 72 %, СевероКазахстанской — на 26 и 11 %, Целиноградской — на 97 и 34 % соответственно. За счет молодых мигрантов увеличилась доля 20-30-летних трудовых ресурсов [4].

Масштабные миграции в период освоения целинных земель стали главной причиной резкого повышения доли и абсолютной численности европейского населения в Северном регионе Казахстана и в целом по Республике. Полиэтнический характер состава населения приблизился к своим пиковым значениям. Одним из социально-демографических последствий целины стало увеличение доли смешанных браков в Казахстане, особенно в его северных областях. По данным Всесоюзных переписей населения, Казахская ССР была одной из республик с наибольшей долей смешанных семей, уступая только Латвии и Украине. В 1959 г. однонациональные браки составляли 85,6 % в КССР, межнациональные — 14,4 %. С 1959 по 1979 гг. доля этнически смешанных семей в Казахской ССР возросла с 14,4 % до 21,5 %, при этом в сельской местности межэтнические браки составили 18,2 %, что являлось наибольшей долей среди всех республик СССР (в Латвийской ССР — с 15,8 % до 24,2 %, в Украинской ССР — с 15,0 % до 21,9 %) [5]. В Казахстане доля межэтнических браков увеличивалась в связи с ростом численности представителей различных этносов, особенно в целинный период. По мнению демографов, этносы и их культуры сближались и на уровне сельского населения, где в основном преобладала титульная нация. В городской среде межэтнические браки получили широкую распространенность в силу значительной численности представителей нетитульных этнических групп, вступающих в брак между собой.

Как всегда, включалась машина идеологического обеспечения «молодежного энтузиазма». Снимались бодрящие киноленты, воспевающие романтику комсомольских ударных строек, оперативно сочинялись песни с молодежно-задорным рефреном («Радостный строй гитар. Яростный строй отряд. Словно степной пожар, песен костры горят» или «У студентов есть своя планета — это Целина!»).

Сразу после летней сессии студенческие эшелоны отправлялись на «третий трудовой семестр» (так пафосно обозначалось это в лозунгах мобилизационно-трудовой кампании). Например, в 1969 г. в уборке урожая участвовали более 1 тыс. студентов вузов и 2 тыс. учащихся средних специальных учебных заведений, получивших, как бы, специальность механизатора [6].

По такой же ускоренной программе обучения ремеслу механизатора готовились и рабочие промышленности, строительства, транспорта. В уже упомянутом году на хлебной ниве трудились 10 тыс. «посланцев промышленного пролетариата и тружеников города».

Еще одним массовым источником «целинного труда» являлась армия. На уборку урожая регулярно посылались десятки военных автомобильных батальонов, тысячи солдат срочной службы.

Таким образом, в период с 1954 по 1959 год численность работников в сельском хозяйстве целинных районов Казахстана возросла более чем в пять раз! В целом же населения Акмолинской области прибавилось на 41%, Кокчетавской - 37%, Кустанайской -56%, Павлодарской - 44%.[7] А общее количество жителей республики возросло за эти пять лет почти на четверть!

Национальные особенности республики при проведении целинной кампании не учитывались. Это было и невозможно при господствовавшей в то время идеологии. Целинникам сказали, что они едут «в пустыню, где никогда не ступала нога человека», что они «первые, кто освоит огромные площади бесхозных земель». Однако покорителям целины, не сказали о том, что Сары-Арка имела большое значение в жизни казахского народа, а Кокшетау был ставкой казахских ханов и родиной известных общественных деятелей, батыров, ученых и акынов. С интересами местного населения мало кто считался.

В результате резкого увеличения русскоязычного населения положение казахского языка и культуры значительно ухудшилось. До наплыва целинников немало представителей разных наций, проживавших в Казахстане, владели казахским языком. Теперь стали закрываться казахские газеты, уменьшились тиражи газет и книг на казахском

языке. В общественных местах, в экономике, в делопроизводстве использовался русский язык. Шло постепенное сокращение, сужение сфер применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке. В 1960-1970-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось повальное сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда в конце 1970-х гг. около трети казахов не знали родного языка [8].

Результаты освоения целины оказались крайне противоречивыми. «Целинная эпопея» потребовала огромных финансовых и людских ресурсов. За 1954-1961 гг. этот общенациональный проект поглотил 20% всех вложений СССР в сельское хозяйство [9]. Из-за этого застопорилось аграрное развитие традиционных районов земледелия, включая особенно перспективные в плане повышения урожайности черноземные регионы Украины, России, а также Нечерноземье. Благодаря Целине в Казахстане появились сотни новых населённых пунктов. В целинных областях сформировалась этноконтактная зона, ускорившая процессы интернационализации общественной жизни.

Библиографический список

1. Абдирайымова А. С. Хозяйственно-экономические, демографические и экологические последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане (1950-е — 1990-е гг. ХХ в.) / А.С. Абдирайымова: дис. ... канд. ист. наук. — Алматы: КазНУ, 2007. — 133 с.

2. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. XX век. / Ж.Б. Абылхожин. — Алма-Аты: Университет «Туран», 1997. — 360 с.

3. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство / И.Е. Зеленин.

— М.: ИРИ РАН, 2001. — 304 с.

4. Зеленин И.Е. Целинная эпопея: разработка, принятие и осуществление первой хрущевской «сверхпрограммы» (сентябрь 1953

— начало 60-х годов) / И.Е. Зеленин // Отечественная история. — 1998. — № 4. — С. 109-122.

5. Баишев С.Б. Социально-экономические итоги освоения целинных земель в Казахской

ССР / С.Б. Баишев, Г.Ф. Дахшлейгер // Вопросы истории. — 1975. — № 3.- С. 21.

6. Журавлев С. Целинная эпопея [Электронный ресурс] / С. Журавлев. — 2018. — Режим доступа: //http://lhistory.ru/statyi/celinnaya-epopeya.

7. Вербицкая О.М. Хрущева: взгляд из XXI в. / О.М. Вербицкая // Русский

исторический сборник. — Т. 5. — М., 2013. — С.175-197.

8. Самсонов А. Целинная эпопея Хрущева [Электронный ресурс] / А. Самсонов. — 2016. — Режим доступа: https://topwar.ru/91085-celinnaya-epopeya-hruscheva.html.

9. Верт Н. История советского государства. 1900 — 1991. М., 1992. — 480 с.

Буктугутова Роза Сабыровна, доктор исторических наук, доцент, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). е-mail: rozalia.1954@mail.ru

Жанаева Гульмира Кушеровна, магистрант 2 курса, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дата поступления статьи: 28.03.2021

© Буктугутова Р.С., Жанаева Г.К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.