Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СРЕДИ КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОГО КРАЯ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СРЕДИ КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-КАЗАХСКИЕ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / УЧЕБНИКИ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буктугутова Роза Сабыровна, Бекишев Куандык Омарович, Курманжан Дарига

В статье рассматривается просветительская деятельность российской интеллигенции среди казахского населения Степного края. За считанные годы была построена разветвленная сеть школ, в которых учились и русские, и дети казахов. Совместное обучение давало свои плоды, культура передавалась напрямую без посредников. Создавался пласт национальной интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буктугутова Роза Сабыровна, Бекишев Куандык Омарович, Курманжан Дарига

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE RUSSIAN INTELLECTUALS AMONG THE KAZAKH POPULATION STEPPE EDGE

The article examines the educational activities of the Russian intelligentsia among the Kazakh population of the Steppe region in the late 19th and early 20th centuries. In a matter of years, an extensive network of schools was built, in which both Russians and Kazakh children studied. Joint learning bore fruit, the culture was transmitted directly without intermediaries. A layer of national intelligentsia was created.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СРЕДИ КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОГО КРАЯ»

УДК 94(574)

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СРЕДИ

КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОГО КРАЯ

Буктугутова Р. С., Бекишев К. О., Курманжан Д. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается просветительская деятельность российской интеллигенции среди казахского населения Степного края. За считанные годы была построена разветвленная сеть школ, в которых учились и русские, и дети казахов. Совместное обучение давало свои плоды, культура передавалась напрямую без посредников. Создавался пласт национальной интеллигенции.

Ключевые слова: русско-казахские школы, учительские семинарии, педагогические кадры, культурно-просветительские общества, народные чтения, статистический комитет, учебники, учебные пособия.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE RUSSIAN INTELLECTUALS AMONG THE KAZAKH POPULATION STEPPE EDGE

Buktugutova R.S., Bekishev K.O., Kurmanzhan D.

Abay Myrzakhmetov Kokshetau University Republic of Kazakhstan

Annotation. The article examines the educational activities of the Russian intelligentsia among the Kazakh population of the Steppe region in the late 19th and early 20th centuries. In a matter of years, an extensive network of schools was built, in which both Russians and Kazakh children studied. Joint learning bore fruit, the culture was transmitted directly without intermediaries. A layer of national intelligentsia was created.

Keywords: russian-kazakh schools, teacher's seminaries, teaching staff, cultural and educational societies, folk readings, statistical committee, textbooks, teaching aids.

Степное генерал-губернаторство (широко распространенное неофициальное название -Степной край) было образовано в 1882 г. для проведения в жизнь национально-административных реформ, устройства транзитных путей, развития городов, промышленности и торговых связей. Оно просуществовало до марта 1917 г. За этот короткий исторический период огромный край, пребывавший на стадии феодализма и зачатков капитализма, вынужден был форсировать экономическое и политическое развитие. И это есть уникальный исторический опыт, требующий особого внимания и научного осмысления. В состав генерал-губернаторства включили такие области как Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская. Население Степного края составляло около 1, 5 миллиона человек. Кочевое население представляли составляли казахи и киргизы, оседлое население - горожане, казаки и крестьяне по национальному составу преимущественно русские.

Русско-казахских школ в Степном крае вплоть до начала ХХ в. не было. В «Обзоре Акмолинской области за 1901 г.» отмечалось: «Что касается киргизского населения, то народное образование в среде его не имеет никакой организации. Кроме единственного в Омске пансиона

для русских и киргизских мальчиков, в настоящее время существует 4 сельскохозяйственные школы ведомства земледелия, в которые могут поступать и инородцы»[1].

Во второй половине XIX в. в Акмолинской и Семипалатинской областях для казахских мальчиков и девочек было открыть несколько школ-интернатов, но они не завоевали доверия у населения. Часть этих школ вскоре была закрыта, остальные преобразованы в низшие сельскохозяйственные училища. В июне 1901 г. генерал-губернатор Степного края Н. Сухотин предложил губернаторам Акмолинской и Семипалатинской областей начать подготовку к открытию русско-казахских школ для коренного населения. Он писал: «С начала будущего года предполагается открыть в Акмолинской и Семипалатинской областях по 8 аульных передвижных школ для начального обучения киргизов русской грамоте. На содержание каждой аульной школы потребуется ежегодно 540 рублей. На поименованные расходы по содержанию школ ожидается из сумм Министерства просвещения по 226 рублей на каждую школу, а остальные 314 руб. будут подлежать ежегодному отпуску из земских средств областей. Прошу Вас предложить уездным начальникам наметить пункты, в коих учреждение аульных школ являлось бы наиболее целесообразным»[2]. Некоторые из уездных начальников весьма одобрительно отнеслись к созданию русских школ для казахского населения. Казахское население Акмолинской и Семипалатинской областей к созданию аульных школ первоначально относилось равнодушно, а в некоторых случаях - враждебно. Объяснялось это еще памятной неудачей открытия школ-интернатов и враждебной агитацией мусульманского духовенства.

Необходимо было провести среди населения разъяснительную работу, что и сделала созданная в 1902 г. при Западно-Сибирском учебном округе дирекция народных училищ, возглавляемая А.Е. Алекторовым.

А.Е. Алекторов (1861-1918 гг.) - уроженец г. Томска, выпускник Пензенской духовной семинарии и Оренбургского учительского института. А.Е. Алекторов впервые посетил Казахстан в 1882 г. В 1886 г. он был назначен инспектором и директором училищ Внутренней Орды, а в 1902 г. назначается директором народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей. Здесь он проводил большую работу по расширению сети школ для казахского населения[3]. За годы своей деятельности в Степном крае А.Е. Алекторов опубликовал более 200 работ по истории, этнографии и фольклору казахского народа. Одним из значительных трудов А.Е. Алекторова является «Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах», изданный в 1900 г. в Казани. Составляя его, автор перепечатывал материалы из других источников, зачастую передавая только краткое их содержание, но с точным названием первоисточников, места и времени их издания. Так, поясняя статью немецкого ученого Альфреда Бремса «Бытовая и семейная жизнь казахов», А.Е. Алекторов отмечал, что народ-наездник живет в мире со своими соседями, уважает права собственности[4]. Ценность этого уникального труда в том, что каждая статья, заметка или монография сопровождается критическим разбором и суждениями самого А.Е. Алекторова. Этот труд является не только справочным, но и самостоятельным научным изданием. Диапазон деятельности А.Е. Алекторова был очень широк - он выступал и как ученый-библиограф, и как этнограф, и как просветитель. Долгие годы он был действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

А.Е. Алекторов уделял большое внимание материальному обеспечению русско-казахских школ, следил за снабжением их учебниками, учебно-наглядными пособиями, мебелью. Он составляет для учителей аульных школ специальное методическое пособие «Учебники и способы преподавания в аульных школах Акмолинской и Семипалатинской областей». В качестве учебников для аульных школ А. Алекторов рекомендовал свои книги «К мудрости ступенька» и «Киргизская хрестоматия. Сборник статей для переводов на русский язык, для классного и домашнего чтения», а также учебник С. Граменецкого «Книга для чтения», «Пособие для обучения русскому языку в инородческих училищах», «Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ» К. Аржанникова.

В методической части пособия Алекторов давал следующие советы учителям: «Обучение грамоте должно вестись на природном языке учащихся. Только в этом случае обучение будет сознательное и не пойдет в разрез с главными педагогическими требованиями - идти от

известного (киргизского языка) к неизвестному (русскому), от легкого к трудному. Обучение на природном языке сразу заинтересовывает детей, они все понимают, во все вникают и работают с большой охотой и усердием»[5].

В 1902 г. в Степном крае были открыты 14 аульных русско-казахских школ. Аульные школы открывались на основе правил об аульных русско-казахских школах Акмолинской и Семипалатинской областей от 11 октября 1901 г. Срок обучения в них был двухгодичным. Ученики изучали русский язык, родной язык, арифметику. Обучение велось на родном языке. Система преподавания была классной.

Создание аульных школ, дающих первоначальные знания, не решало задач просвещения казахского населения. Это понимали и население, и местные власти. Казахское население ходатайствовало об открытии одноклассных (волостных) и двухклассных русско-казахских училищ. С 1905 по 1907 гг. в соответствии с планом А. Алекторова в Акмолинской области открывается 8, в Семипалатинской - 11 русско-казахских школ. Российские чиновники просвещения обсуждая вопрос о языке обучения в национальных школах отмечали, что преподавание на родном языке может быть разрешено только тем народам, которые имели свою письменность. Такими народами были признаны польский, литовский, немецкий, татарский, латышский, эстонский, армянский, грузинский. Что касается киргизского, казахского, узбекского таджикского и ряда других языков народов Казахстана и Средней Азии, то они были признаны «не имеющими письменности и литературы», и преподавание в национальных школах этих районов на родном языке разрешалось вести только в первые два года обучения[6].

В 1909 г. А. Алекторова на посту директора народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей сменил А. Филиппов. В 1913 г. был составлен план введения всеобщего начального обучения в Степном крае, однако на казахов, которые составляли здесь большинство населения эти планы не распространялись. Вот как на это отреагировал А. Филиппов в 1914 г. в письме попечителю Западно-Сибирского учебного округа: «В школьную сеть внесены исключительно русские учебные заведения. В планы не вносятся казачьи школы и русско-киргизские училища. Ввиду того, что нормы, установленные для введения всеобщего обучения среди русского населения, не могут быть приложены к местностям с киргизским населением (например, количество детей на одну школу, ее микрорайон) ввиду огромного количества киргизского населения сравнительно с русским, последние (киргизы) пока остаются обойденными школами.. .Поэтому школьная сеть по развитию народного образования среди киргизского населения должна быть составлена особо» [7].

В русско-казахских школах не хватало учителей. Учительские семинарии и педагогические классы не обеспечивали квалифицированными педагогическими кадрами даже школы уездных центров. В большинстве аульных школ учителями работали лица, окончившие двухклассные училища, а зачастую и не окончившие их. Отсутствие квалифицированных преподавателей в школах объяснялось не только малым числом педагогических учебных заведений и отдаленностью края, но и низкой заработной платой. Жалование учителей Казахстана было ниже, чем в среднем по России.

Неудовлетворительная материальная обеспеченность учителей усугублялась национальной дискриминацией. 23 мая 1905 г. был издан закон, по которому русские учителя русско-казахских школ Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областей были приравнены в правах к учителям приходских школ России, получили право на пятилетние прибавки к жалованию и на пенсии за выслугу лет. На казахских учителей этот закон не распространялся.

К началу ХХ в. на территории Казахстана не было учительских семинарий. Юноши-казахи обучались в семинариях Казани, Оренбурга, Омска, Ташкента и других городов. Первая учительская семинария в Казахстане была открыта в 1903 г. в Семипалатинске.

С ростом числа школ потребность в учителях увеличивалась, и органы народного образования вынуждены приступить к открытию педагогических классов. В 1900 г. такой класс открылся при городском училище Верного, в 1903 г. - при Мариинском женском училище в Усть-Каменогорске. Позднее подобные классы были открыты при городских училищах в Атбасаре, Павлодаре, Петропавловске. 29 июня 1907 г. Министерство народного просвещения издало новые

правила о педагогических классах. Согласно этим правилам, увеличивался срок обучения в педагогических классах до 2 лет. В педагогических классах Казахстана в учебный план как обязательный предмет входил казахский язык. В 1908-1910 гг. все педагогические классы начали работать по новому учебному плану[8].

Уровень знаний отдельных выпускников этих классов оставлял желать много лучшего. Их работа в школах вызывала серьезные нарекания инспекторов училищ. Однако, несмотря на отдельные недостатки в работе, педагогические классы сыграли важную роль в развитии народного образования в Казахстане, так как именно из этих классов вышли учителя для начальных школ. К их числу относятся такие известные учителя и общественные деятели Казахстана, как М. Сералин, С. Кубеев, Б. Утетлеуов, А. Байтишев, З. Толстых.

Большой вклад для развития просвещения в Степном крае сделал известный ученый-педагог А.Н. Седельников, являвшийся директором Омской учительской семинарии. В 1916 г. ученому удалось выпустить «Учебник родиноведения». Он повествовал о природе (географическом положении, реках и озерах, почвах, минеральных богатствах, растительности и фауне) и населении (его этнографии и историческом прошлом, занятиях местных жителей, просвещении и административном управлении) Акмолинской области, как в целом, так и применительно к отдельным ее уездам - Омскому, Петропавловскому, Кокчетавскому, Акмолинскому и Атбасарскому.

На рубеже XIX - ХХ вв. все большую роль в педагогической жизни уездных городов в развитии народного образования и педагогики приобретают просветительные организации. Как и всякая общественная инициатива, просветительная деятельность вызвала постоянное противодействие со стороны царской администрации.

К просветительным следует отнести и общества, содействовавшие развитию народного образования путем оказания помощи нуждающимся учащимся. Основная группа таких обществ действовала в области начального народного образования - важнейшей в условиях массовой неграмотности народа.

Из существовавших в Степном крае просветительских обществ особенно следует отметить деятельность Семипалатинского общества попечения о начальном образовании. Устав его был утвержден 21 апреля 1887 г. Он состоял из 35 пунктов. 21 ноября того же года последовало открытие общества. Цель и задачи общества были определены в параграфах 1 и 2 Устава. Цель общества определялась следующим образом: «развитие внешкольного образования и воспитание во всех его видах, способствование поднятию и росту культуры... Для осуществления этой цели общество открывает: библиотеки, читальни, музеи; устраивает: публичные чтения, курсы, воскресные школы, детские клубы, сады, площадки и т.п.» Членом общества мог быть любой житель города, «внесший в кассу общества установленный взнос (не менее одного рубля), не моложе 18 лет, любого звания и сословия, без различия вероисповедания, за исключением лиц опороченных по суду» [9].

Как и другие, культурно-просветительные общества России, Семипалатинское общество попечения о начальном образовании было стеснено в средствах. Средства общества состояли из ежегодных членских взносов, пожертвований, сборов, устраиваемых в пользу общества, увеселительных собраний, концертов, спектаклей и т.д. [10].

Несмотря на скромные материальные возможности, стесненное ограничительными рамками и запретами, Семипалатинское общество попечения о начальном образовании проводило определенную работу по вовлечению в учебу нуждающуюся в этом молодежь. В 1888-1889 учебном году общество помогло «28 бедным ученицам женской прогимназии, 24 ученикам 5 -тиклассного городского училища и 26 ученикам приходского училища, таким образом, общество дало возможность продолжать учение 78-ми детям, дало им теплую одежду, обувь и книги»[11]. В 1888 г. обществом была сделана попытка открыть бесплатную воскресную школу, на которую произведено расходов 159 рублей 42 коп., но вскоре она была закрыта из-за низкой посещаемости учащихся, которых к концу учебного года было не более 4 человек. Однако Совет общества не признал необходимости отказаться со своей стороны от дальнейшей деятельности в интересах распространения грамотности среди местного населения города Семипалатинска. Главными

видами деятельности общества были организация народных чтений, открытие воскресной и начальной школы, народной библиотеки-читальни, попечение над публичной библиотекой.

Зная, что за народными чтениями осуществлялся постоянный надзор со стороны местной администрации организаторы этой просветительной деятельности не выходили за рамки цензурных ограничений и потому программа чтений состояла из следующих разделов: 1 -й раздел - природоведение - включал сведения: о небе, о земле, о воздухе, о растениях, о животных, о силах природы; 2-й раздел - народоведение - содержал информацию о первобытном человеке, по истории новейшего времени и истории русского народа; 3 -й раздел включал религиозно-нравственные статьи и рассказы, биографии и произведения известных русских писателей [12].

Народные чтения приобрели большую популярность среди местного населения города, и число желающих посетить их, постепенно росло. Учитывая то обстоятельств, что народные чтения привлекали большую массу слушателей, местная администрация разрешила проводить занятия в двух помещениях: в народном доме и харчевне - чайной попечительства трезвости. Народные чтения начались 26 октября и закончились 28 декабря 1903 г. За это время в аудитории народного дома было проведено 8 чтений: одно - в октябре, пять - в ноябре и два - в декабре. Восемь чтений в народном доме посетило всего 2035 человек, «в том числе 133 нижних воинских чинов и 22 мусульманина (несомненно, среди них были казахи - Р.Б.); в среднем на каждое чтение приходило по 254 человека» [13].

Вся деятельность народных чтений держалась на частной инициативе и благотворительности, что вынуждало членов общества попечения о начальном образовании брать плату со слушателей. Платность мероприятий, отсутствие своего помещения для ведения занятий и частая смена аудиторий тормозили развитие народных чтений в г. Семипалатинске, и они в скором времени были сведены на нет. Тем не менее народные чтения, как форма внешкольного образования, сыграли некоторую роль в повышении культурного уровня населения, они способствовали определенному повышению интереса трудящихся Семипалатинска к знаниям.

Среди организаторов Семипалатинского общества попечения о народном образовании были довольно яркие личности. Так, одним из инициаторов открытия общества в Семипалатинске являлся Александр Львович Блек (Блок) (1861-1925), являвшийся одним из первых марксистов в городе. Свою революционную деятельность, он начинал в одном из кружков «Черного передела», занимавшегося пропагандой среди рабочих.

В 1883-1884 гг. А. Блек проживал в Семипалатинске. Эти два года прошли в напряженной работе по делам статического комитета. При его участии были организованы музей и библиотека. Одновременно с другими активистами он был инициатором создания общества попечения о народном образовании в городе Семипалатинске. Один из местных общественных деятелей того периода П.Е. Маковецкий, возглавлявший статистический комитет, дал исключительно теплую характеристику политическому ссыльному: «Занимающийся письмоводителем по вольному найму при статическом комитете А.Блек, свои обязанности выполняет прекрасно»[14]. Вместе с другими политическими ссыльными он состоял в тесных связях с Абаем Кунанбаевым и являлся проводником просветительных и марксистских идей в казахской степи. В 1889 г. А. Блек возвратился из ссылки в Центральную Россию.

Подводя итоги, отметим, что формы общественного сознания могут быть относительно независимы от политического курса, проводимого государством. Это выражается, в частности в том, что пока политический курс государства направлен на порабощение другой страны, интеллектуальная элита этого же государства содействует подъему культурного уровня порабощаемой страны. Именно такая парадоксальная ситуация сложилась на рубеже веков в Степном краае. Научные исследования края российскими учеными, далекими от политики, были объективны и достоверны. Никогда еще дотоле мало исследованный край не подвергался такому интенсивному научному изучению. Были вскрыты огромные пласты информации, собраны уникальные данные по особенностям флоры и фауны, распределению источников воды, залежам полезных ископаемых и многое другое.

Прогрессивные представители русской культуры активно посещали Степной край. Коренное население по-разному встречало русских пришельцев, тем не менее, оно отдавало дань

уровню просвещенности и культуре русского человека. За считанные годы была построена разветвленная сеть школ, в которых учились и русские, и дети казахов. Совместное обучение давало свои плоды, культура передавалась напрямую без посредников. Создавался пласт национальной интеллигенции. И в то время когда нарастала политическая напряженность в царской России, независимо от нее происходил культурный взаимообмен между народами. И если политические потрясения, которые после февраля 1917 г. сопровождались социальными катаклизмами, принесли немалый урон всем народам, то культурные ценности остались в сознании казахского народа и сыграли свою положительную роль в развитии казахского общества.

Библиографический список

1. Центральный государственный архив Республики Казахстан- Ф.64. Оп.1. Д.125.- Л.2.

2. Обзор Акмолинской области за 1901 г.- Омск, 1901.- С. 55.

3. ЦГА РК- Ф. 369. Оп. 1. Д. 37- Л. 1.

4. Сулейменов Д. О киргизской хрестоматии А.Е. Алекторова // Русский язык в СНГ-1992. № 1-3.- С. 29.

5. Кузембайулы А., Абилев Е. История Республики Казахстан.- Астана, 2001.- С. 255

6. Государственный архив Омской области.- Ф. 8. Оп. 1. Д. 1. Л.- 38-39.

7. Сембаев А.И., Храпченков Г.М. Очерки по истории школ Казахстана (1901-1917 гг.). -Алма-Ата, 1979.- С. 77.

8. Сембаев А.И., Храпченков Г.М. Указ. соч.- С. 134.

9. ЦГА РК- Ф. 491. Оп. 1. Д. 48- Л. 3.

10. Урашев С. Родники просвещения.- Алма-Ата, 1991.- С. 40.

11. ЦГА РК- Ф.504. Оп.1. Д. 36- Л. 2.

12. Там же.- Л. 275.

13. Там же.- Л. 276.

14. ЦГА РК - Ф. 15. Оп. 2. Д. 72 - Л. 32.

Буктугутова Роза Сабыровна, доктор исторических наук, доцент, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Бекишев Куандык Омарович, старший преподаватель, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Курманжан Дарига, старший преподаватель, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

е-mail: Rozalia.1954@mail.ru

Buktugutova R.S., Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan)

Bekishev K.O. Senior Lecturer, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University Republic of Kazakhstan

Kurmanzhan Dariga Senior Lecturer, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University

Дата поступлени статьи: 19.12.2020

© Р.С.Буктугутова, Курманжан Д, К.О. Бекишев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.