Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КВЕСТА В ВИРТУАЛЬНОМ МУЗЕЕ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КВЕСТА В ВИРТУАЛЬНОМ МУЗЕЕ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / музейный квест / культурная компетенция / иммерсивное обучение / изучение иностранного языка / virtual reality / museum quest / cultural competence / immersive learning / foreign language learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.И. Краснова

В статье рассматривается использование технологии виртуальной реальности для повышения культурной компетенции при изучении иностранных языков. Исследование основано на музейном VR-квесте, разработанном с помощью приложения Spatial и направленном на создание интерактивной платформы для изучения произведений искусства и культурных нюансов. Культурная компетенция, необходимая при изучении языка, включает в себя умение ориентироваться в различных культурных контекстах наряду с лингвистическими навыками. На основе синтеза социокультурных теорий и современных VR-технологий в статье представлена структурированная схема реализации музейного VR-квеста с подробным описанием его дизайна, интеграции в учебную программу и потенциальных результатов. В исследовании, проведенном с участием 47 студентов, изучающих английский язык как иностранный, использовались как количественные, так и качественные методы, оценивались развитие культурной компетенции, языковые навыки и личностный рост. Количественный анализ выявил значительное улучшение культурной компетенции, языковых навыков и отношения к искусству и музеям. Статистические измерения и парные t-тесты подтверждают эффективность музейного квеста VR. Качественный анализ показал, что участники стали лучше понимать и ценить культуру, а искусство рассматривается как универсальный язык, соединяющий различные культуры. Исследование подчеркивает динамичный и увлекательный характер иммерсивного культурного обучения и рекомендует подобные VR-занятия для изучающих иностранные языки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CULTURAL COMPETENCE THROUGH A QUEST IN A VIRTUAL MUSEUM IN THE CONTEXT OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the use of technology of virtual reality to enhance cultural competence in foreign language learning. The study is based on a museum VR-quest developed using the Spatial application and aimed at creating an interactive platform for learning about works of art and cultural nuances. The cultural competence required in language learning includes the ability to navigate different cultural contexts along with linguistic skills. Based on the synthesis of sociocultural theories and modern VR-technologies, the article presents a structured scheme for implementing a museum VR-quest with a detailed description of its design, integration into the curriculum and potential outcomes. The study involving 47 EFL students uses both quantitative and qualitative methods, assessing the development of cultural competence, language skills and personal growth. Quantitative analyses reveal significant improvements in cultural competence, language skills, and attitudes toward art and museums. Statistical measurements and paired t-tests confirm the effectiveness of the museum VR-quest. Qualitative analyses reveal that participants have improved their understanding and appreciation of culture, and that art is seen as a universal language that connects different cultures. The study emphasizes the dynamic and engaging nature of immersive cultural learning and recommends similar VR activities for language learners.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КВЕСТА В ВИРТУАЛЬНОМ МУЗЕЕ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378

Krasnova T.I., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: tikrasnova@fa.ru

DEVELOPING CULTURAL COMPETENCE THROUGH A QUEST IN A VIRTUAL MUSEUM IN THE CONTEXT OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. The

article discusses the use of technology of virtual reality to enhance cultural competence in foreign language learning. The study is based on a museum VR-quest developed using the Spatial application and aimed at creating an interactive platform for learning about works of art and cultural nuances. The cultural competence required in language learning includes the ability to navigate different cultural contexts along with linguistic skills. Based on the synthesis of sociocultural theories and modern VR-technologies, the article presents a structured scheme for implementing a museum VR-quest with a detailed description of its design, integration into the curriculum and potential outcomes. The study involving 47 EFL students uses both quantitative and qualitative methods, assessing the development of cultural competence, language skills and personal growth. Quantitative analyses reveal significant improvements in cultural competence, language skills, and attitudes toward art and museums. Statistical measurements and paired t-tests confirm the effectiveness of the museum VR-quest. Qualitative analyses reveal that participants have improved their understanding and appreciation of culture, and that art is seen as a universal language that connects different cultures. The study emphasizes the dynamic and engaging nature of immersive cultural learning and recommends similar VR activities for language learners.

Key words: virtual reality, museum quest, cultural competence, immersive learning, foreign language learning

Т.И. Краснова, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: tikrasnova@fa.ru

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КВЕСТА В ВИРТУАЛЬНОМ МУЗЕЕ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается использование технологии виртуальной реальности для повышения культурной компетенции при изучении иностранных языков. Исследование основано на музейном VR-квесте, разработанном с помощью приложения Spatial и направленном на создание интерактивной платформы для изучения произведений искусства и культурных нюансов. Культурная компетенция, необходимая при изучении языка, включает в себя умение ориентироваться в различных культурных контекстах наряду с лингвистическими навыками. На основе синтеза социокультурных теорий и современных VR-технологий в статье представлена структурированная схема реализации музейного VR-квеста с подробным описанием его дизайна, интеграции в учебную программу и потенциальных результатов. В исследовании, проведенном с участием 47 студентов, изучающих английский язык как иностранный, использовались как количественные, так и качественные методы, оценивались развитие культурной компетенции, языковые навыки и личностный рост. Количественный анализ выявил значительное улучшение культурной компетенции, языковых навыков и отношения к искусству и музеям. Статистические измерения и парные t-тесты подтверждают эффективность музейного квеста VR. Качественный анализ показал, что участники стали лучше понимать и ценить культуру, а искусство рассматривается как универсальный язык, соединяющий различные культуры. Исследование подчеркивает динамичный и увлекательный характер иммерсивного культурного обучения и рекомендует подобные VR-занятия для изучающих иностранные языки.

Ключевые слова: виртуальная реальность, музейный квест, культурная компетенция, иммерсивное обучение, изучение иностранного языка

В области языкового образования сочетание технологий виртуальной реальности и иммерсивного опыта зарекомендовало себя как эффективный инструмент для развития культурной компетенции учащихся. Музейный квест в виртуальной реальности может быть успешно использован для улучшения культурного понимания в контексте изучения иностранного языка, так как предоставляет обучающимся интерактивную платформу для изучения различныхпро -изведений искусства и раскрытия культурных нюансов, заложенных в полотнах. Поскольку преподаватели иностранных языков ищут инновационные подшоеык развитию культурной компетенции, в данной работе мы представим концшпцию использования VR-квестов в процессе изучения иностранных языков.

Данное исследование основано на пересечении понятий «культурнаякор-петенция», «изучение иностранного языка» и «иммерсивное обучение». Культурная компетенция определяется как способность эффективно ориентироваться-понимать различные культурные контексты и считается важнейшим компонентом изучения языка [1]. Она предполагает развитие навыков межличностного общения, которые выходят за рамки языковых знаний и позволяют людям осмысленно взаимодействовать с культурами, отличными от собственной. Российские иселек дователи считают, что музейная технология помогает овладеть не только базовыми и профессиональными компетенциями, но и поликультурной компетенцией, которая позволяет оценить культурное наследие [2].

В последние годы виртуальная реальность, завоевала внимание как мощный инструмент экспериментального обучения [3; 4; 5]. Ее способность переносить обучающихся в виртуальную среду согласуется с социокультурной теорией Л.С. Выготского, которая подчеркивает роль социального взаимодействия и культурного контекста в когнитивном развитии [6]. Обучение с использовкнинм музейных экспонатов представляется нам важным ориентиром, поскольку исследования показывают положительную корреляцию между посещением музеев и приобретением культурных знаний [7]. Данные исследования закладывают основу для концептуального перехода к интеграции музейных квестов на основе виртуальной реальности, обеспечивая новый взгляд на то, как культурная компетенция может быть развита в процессе изучения иностранного языка. При переносе квестов в виртуальную среду обучающиеся больше не ограничены географическими рамками и могут познакомиться с различными произведениями искусства и артефактами со всего мира. Синергия между культурной компетенцией и музейными квестами заключается в том, что и то, и другое носит эмпирический характер. Обучающиеся активно взаимодействуют с произведениями искусства и получают представление о многогранных аспектах культурного самовыражения. Технология виртуальной реальности в данном контексте служит проводником, переносящим традиционные музейные квесты в новую экосистему доступности и интерактивности, и усиливает их воздействие на изучающих иностранный язык.

Цель данной статьи - представить комплексную концепцию использования квестов в виртуальном музее для развития культурной компетенции в контексте

изучения иностранного языка. Для достижения этой цели в статье будет представлена структурированная схема лнализанлимутейновоУР-квестз.повробно описаны его дизайн и потенциальные результаты обучения.

Нмучласйовизнл дамногоисслеаованитзняючаетсрв оЛнедснлннр VR-технологий с музейными квестами, что позволяет создать иммерсивную плат-формл дня изуленвяаалотуны и назвнтиякнлнннантй клнпененрии.Таоретиче-ская значимость заключается в синтезе социокультурных теорий и современных тмхнллсгай, что обднплчвнаат цеп ост нню оснвннднмсрзндднванаяи обуч енвт. ГМчллнческтя значнмосвь дансого исснлдовавнязнмиозалтснвнам, чтобы п|зе-доставить преподавателям иностранных языков реальный инструмент для раз-нисмя^лыур^ коивенетуиии прлоролатт ратрыв мe>и-ттнopетичлнзимнвo-ложениями и практическими стратегиями в языковых классах.

В оономе рлссма^иваенлгомюме^иннсгоопытанежитлозданю втрз^ ального музея с помощью приложения Spatial. В этом виртуальном пространстве налтОылаиазмещннвклллскция кнттв^ртмбсaнлан из рнилвчннх музвев, нх-ватывающая множество художественных стилей, исторических периодов и куль-т^нр^кнюб^т^с^лоен. ^н^ир^^и™^^ cтнpoнoждмлнcскнaркoИмнфмаммаилмo художнике и любопытными фактами на английском языке, которые создают бо-гатыв кмнтeксggсльнлC фнн дся oCунaющмxоя.Kвeттнрчонaeтcваулннpнльвoм зале музея, где студенты знакомятся с вопросами на стендах. Эти вопросы слу-вчт непсocлoкмнтнмлннылитeнкрми, н иaеaлизaтopдммaктммно-oвзсилрддH-ствия с представленными произведениями искусства. В соответствии с заданием аоaсмниl-иH/R-кдлcсa дoлжнмlпpоeнaлнзиаoвдтнкалтсюы и слвдлмькyльттpоыл факты для построения обоснованных ответов на вопросы квеста. Продуманное ваздчщлнрл внпмчвон нистлтд жсМлчнлчввллсплалннл теpeрeщьвсeндтидрр-

Рис.1. Реализация проектамузейного VR-квеставприложенииSpatial

Таблица 1

Результаты опроса до прохождения VR-квеста

Аспект Максимум Минимум Среднее значение Стандартное отклонение Дисперсия

Культурная осведомленность 5 2 3,68 0,81 0,65

Использование и понимание языка 5 2 3,89 0,76 0,57

Отношение к искусству и музеям 5 2 3,83 0,94 0,88

Таблица 2

Результаты опроса после прохождения VR-квеста

Аспект Максимум Минимум Среднее значение Стандартное отклонение Дисперсия

Развитие культурной компетенции 5 3 3,98 0,71 0,5

Влияние на языковые навыки 5 2 4 0,69 0,48

Личный рост в понимании и оценке искусства 5 3 4,25 0,76 0,58

альному музею и способствует вдумчивому взаимодействию с разнообразными видами искусства (рис. 1). Варьирование сложности вопросов позволяет учитывать разные уровни владения языком, обеспечивая тем самым полную интеграцию, что заставляет обучающихся расширять не только свои культурные, но и лингвистические компетенции.

На следующем этапе квеста наступает кульминационный момент - дискуссионные раунды. Студенты, индивидуально исследовавшие виртуальный музей, собираются вместе с преподавателем, чтобы коллективно осмыслить полученные результаты. Это общее обсуждение является частью совместного обучения, в процессе которого студенты обмениваются различными точками зрения, комментариями и культурными знаниями. Преподаватель, который выступает в роли координатора, не только оценивает правильность ответов, но и создает атмосферу, в которой студенты могут сформулировать и защитить свои взгляды. Конструктивная обратная связь становится неотъемлемым компонентом, так как направляет студентов к пониманию культурных нюансов, заложенных в картинах известных художников.

После прохождения основной части квеста обучающимся предлагается взять под контроль свой образовательный опыт и создать собственные вопросы. Данный элемент УР-квеста способствует развитию чувства сопричастности и личного участия в процессе обучения. Он побуждает студентов вникать в малоизученные аспекты виртуального музея и развивать навыки критического мышления, расширяя понимание культуры. Обмен новыми вопросами и взаимодействие между сверстниками выходит за рамки первоначального набора вопросов и инициирует более тщательное изучение культурных и художественных элементов. Этот итеративный процесс способствует более глубокому пониманию обучающимися материала, побуждая их синтезировать новые знания и вступать в содержательные межкультурные диалоги.

Методология, используемая в данном исследовании, направлена на всестороннюю оценку влияния музейного квеста в виртуальной реальности на развитие культурной компетенции у студентов университета в рамках учебной программы по английскому языку как иностранному Исследование включает в себя как количественный, так и качественный подходы, чтобы обеспечить комплексное понимание полученного опыта и результатов обучающихся. Участники данного исследования представляют собой случайную выборку студентов Финансового университета при Правительстве РФ в количестве 47 человек, изучающих английский язык как иностранный.

Прежде чем приступить к прохождению музейного квеста в виртуальной реальности, участники заполнили анкету предварительного оценивания. Этот опрос включал в себя демографическую информацию, данные о владении языком и наличии предыдущего опыта работы в виртуальной реальности, вопросы о текущей культурной осведомленности и об отношении к искусству и музеям. После прохождения квеста и групповых обсуждений участники заполнили второй опросник, который содержал вопросы, направленные на оценку изменений в культурной осведомленности и компетентности, влияние на языковые навыки и личностный рост.

Количественные данные, собранные посредством опросов, были проанализированы с помощью статистических инструментов. Результаты опроса до и после оценки были сопоставлены для выявления изменений в самооценке участниками своей культурной осведомленности и компетентности. Качественные данные, полученные в ходе анкетирования, были изучены с помощью тематического анализа с целью определения основных тем, связанных с пониманием культуры, языковыми проблемами и общим опытом обучения.

При анализе демографических данных, полученных из опроса до прохождения УР-квеста, было выявлено гендерное соотношение участников эксперимента: 32 участника мужского пола и 15 участников женского пола. Респонденты указали различные уровни владения английским языком, включая В1+ и В2. Значительное большинство участников, составившее 78,7% от общего числа, сообщили, что уже имели опыт взаимодействия в виртуальной реальности.

Результаты опроса до и после прохождения УР-квеста в музее, представленные в табл. 1 и 2, дают информацию о начальной культурной осведомленности участников, использовании языка и отношении к искусству и музеям.

Квест в виртуальном музее продемонстрировал значительное положительное влияние на культурную компетенцию участников. Об этом свидетельствует увеличение среднего балла с 3,68 до 3,98. Уменьшение стандартного отклонения и дисперсии говорит о том, что повышение было более последовательным для всех участников. Исследование также показало, что участники оценивают свои языковые навыки выше после прохождения квеста: средний балл увеличился с 3,89 до 4,00. Уменьшение стандартного отклонения и дисперсии говорит о том, что положительное влияние на языковые навыки было более равномерным для всех участников. Кроме того, в ходе эксперимента было выявлено, что отношение участников к искусству и музеям значительно улучшилось, о чем свидетельствует увеличение среднего балла с 3,83 до 4,25.

Для оценки статистической значимости этих улучшений были рассчитаны парные Означения. В табл. 3 представлены результаты этих расчетов.

Таблица 3

Сравнение двух зависимых выборок до и после прохождения УР-квеста

Аспект t-значение p-значение

Культурная компетенция 3,11 0,003206

Степень уверенности в использовании английского языка 2,34 0,02367

Интерес к искусству и музеям 3,00 0,004344

Т-значение 3,11 указывает на то, что среднее улучшение культурной компетенции более чем в три раза превышает стандартную ошибку среднего значения. Низкое р-значение (0,003206) говорит о том, что это улучшение является статистически значимым, предоставляя убедительные доказательства того, что музейный УР-квест оказывает существенное влияние на повышение культурной компетенции участников.

Т-значение 2,34 свидетельствует о значительном положительном изменении уверенности участников в использовании английского языка для обсуждения культурных тем. Р-значение (0,02367) ниже условного порога 0,05 означает статистическую значимость. Этот результат означает, что квест в музее виртуальной реальности положительно влияет на уверенность участников в использовании английского языка при обсуждении культурных концепций на английском языке.

Показатель Значения 3,00, указывает на существенное увеличение интереса к искусству и музеям после погружения в виртуальный музей. Низкое р-зна-чение свидетельствует о статистической значимости, подтверждая предположение об эффективности опыта погружения в повышении интереса участников к изобразительному искусству и культурной сфере.

После анализа статистических данных и парных Жестов, мы переходим к анализу личных мнений участников квеста, которые были получены на основе открытых вопросов анкеты. Из ответов видно, что студенты знают о многих культурных традициях, о знаменитых художниках и мировых музеях. Некоторые участники были обеспокоены тем, что им трудно подобрать правильные слова для выражения культурных тонкостей на английском языке, что указывает на общий языковой барьер, связанный с выражением культурных идей. Они также поделились мнением, что практический опыт в кросс-культурных ситуациях может быть ценным как в личной, так и в будущей профессиональной жизни. В ответах часто встречалось мнение о том, что искусство является универсальным языком, который объединяет людей со схожими взглядами и потребностями в эмоциях. Анализ ответов показал позитивное влияние квеста в культурном плане, улучшил навыки языкового взаимодействия и способствовал личностному росту участников. Таким образом, можно сделать вывод, что музейный квест в виртуальной реальности помог достичь глубокого понимания и принятия культур.

Настоящее исследование показывает, что участники квеста расширили свой культурный кругозор и повысили уровень языковой компетенции, изучая произведения искусства с помощью виртуальной реальности. Полученные результаты позволяют определить несколько направлений для дальнейших исследований, таких как изучение долгосрочного влияния виртуальной реальности, использование виртуальной реальности в сочетании с традиционными методами

Библиографический список

для создания оптимальных подходов к обучению, а также изучение различных платформ виртуальной реальности и их влияния на определенные группы студентов.

В заключение следует отметить, что данное исследование подчеркивает значительную роль инновационных технологий, в том числе виртуальной реальности, в создании благоприятной среды для развития культурных компетенций.

1. Byram M., Holmes P., Savvides N. Intercultural communicative competence in foreign language education: Questions of theory, practice and research. The Language Learning Journal. 2013; Т. 41, № 3: 251-253.

2. Виницкая Н.В., Шабалина В.П. Опыт использования музейной технологии обучения как средство развития поликультурной компетентности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2024; Т. 1, № 104: 216-218.

3. Aiello P., D'Elia F., Di Tore S., Sibilio M. A constructivist approach to virtual reality for experiential learning. E-learning and Digital Media, 2012; Т. 9, № 3: 317-324.

4. Fromm J., Radianti J., Wehking C., Stieglitz S., Majchrzak T.A., vom Brocke J. More than experience? - On the unique opportunities of virtual reality to afford a holistic experiential learning cycle. The Internet and higher education. 2021; Vol. 50: 100804.

5. Chang Y.S., Chou C.H., Chuang M.J., Li W.H., Tsai I.F. Effects of virtual reality on creative design performance and creative experiential learning. Interactive Learning Environments. 2023; Vol. 31, № 2: 1142-1157.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: Directmedia, 2014.

7. Dierking L.D., Falk J.H. Redefining the museum experience: the interactive experience model. Visitor Studies. 1992; Т. 4, № 1: 173-176. References

1. Byram M., Holmes P., Savvides N. Intercultural communicative competence in foreign language education: Questions of theory, practice and research. The Language Learning Journal. 2013; T. 41, № 3: 251-253.

2. Vinickaya N.V., Shabalina V.P. Opyt ispol'zovaniya muzejnoj tehnologii obucheniya kak sredstvo razvitiya polikul'turnoj kompetentnosti studentov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; T. 1, № 104: 216-218.

3. Aiello P., D'Elia F., Di Tore S., Sibilio M. A constructivist approach to virtual reality for experiential learning. E-learning and Digital Media, 2012; T. 9, № 3: 317-324.

4. Fromm J., Radianti J., Wehking C., Stieglitz S., Majchrzak T.A., vom Brocke J. More than experience? - On the unique opportunities of virtual reality to afford a holistic experiential learning cycle. The Internet and higher education. 2021; Vol. 50: 100804.

5. Chang Y.S., Chou C.H., Chuang M.J., Li W.H., Tsai I.F. Effects of virtual reality on creative design performance and creative experiential learning. Interactive Learning Environments. 2023; Vol. 31, № 2: 1142-1157.

6. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Moskva: Directmedia, 2014.

7. Dierking L.D., Falk J.H. Redefining the museum experience: the interactive experience model. Visitor Studies. 1992; T. 4, № 1: 173-176.

Статья поступила в редакцию 22.03.24

УДК 378

Kuvshinova E.E., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: KatieKuvshinova@gmail.com

STUDYING CULTURES AS A METHOD OF ENHANCING THE KNOWLEDGE OF FOREIGN LANGUAGES. The objective of the research is studying the role of native and foreign cultures in the process of foreign language teaching, which helps students to obtain deeper knowledge of a foreign language by studying foreign culture, the mentality of the people and values of native speakers. To become proficient in foreign languages is impossible without understanding a foreign culture. Research methods used by the author are observation, analysis and synthesis, description and comparison, and the method of systematic approach. The author uses findings of the research carried out among the law students of the Financial University under the Government of the Russian Federation specializing in law. The article contains assignments given to the leaners of the Financial university at the lessons of Intercultural Communication. Results of the research show that teachers of foreign languages have to form the sociocultural competence in the framework of teaching a foreign language. The prospects of the research are undoubtedly related to the necessity of overcoming difficulties of communication in foreign languages between the representatives of different cultures, forming intercultural skills, increasing the interest towards native culture and realizing the importance of culture dialogue. The main obstacle is a small number of hours given to the process of foreign language learning, but it also motivates the teachers of foreign languages to create tasks which stimulate the desire of students to learn both the language and culture of another country and through this interest, increasing their interest to foreign cultural values.

Key words: culture, cultural development, meme-engineering, culture map, intercultural communication, norms of behavior, cultural values

Е.Е. Кувшинова, канд. ист. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: KatieKuvshinova@gmail.com

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР КАК СПОСОБ ОБОГАЩЕНИЯ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Целью данного исследования является изучение роли родной и иностранной культуры в процессе обучения иностранному языку, обогащение знаний иностранного языка посредством изучения культуры, менталитета и ценностей носителей языка. Автор рассматривает сходства и различия двух культур - английской и русской, выраженных лингвистическими средствами, и методы формирования навыков общения на иностранном языке с представителями иностранной культуры. Овладение иностранным языком невозможно без овладения культурой этого языка. Методами исследования являются опрос, наблюдение, анализ и синтез, описание и сравнение. Автор использовал данные опроса, проведенного среди студентов юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. В исследовании приведены некоторые примеры заданий, используемых автором на занятиях по межкультурной коммуникации у студентов Финансового университета. На современном этапе изучение иностранного языка, несомненно, должно включать культурологический компонент Преподавателю иностранного языка необходимо формировать социокультурную компетенцию у студентов, которых они обучают Перспективы исследования связаны с преодолением трудностей иноязычного общения, формированием навыков общения с представителями другой культуры, повышением интереса к родной культуре и осознанием необходимости ведения диалога культур. Основной сложностью является ограниченное количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, однако это же и мотивирует преподавателей иностранного языка на создание заданий, направленных на выработку стойкой мотивации к изучению не только языка, но и иноязычной культуры и, соответственно, интереса студентов к ценностям различных культур.

Ключевые слова: культура, культурное развитие, мем-инженерия, карта культурных различий, межкультурная коммуникация, нормы поведения, культурные ценности

В программы средней и высшей школы включено изучение иностранного языка. Наиболее распространенным является английский язык. Французский язык не был востребован после революции. Немецкий язык, который изучали раньше, утрачивал свое значение по мере отъезда немцев, проживавших в Рос-

сии, на свою историческую родину. Некоторый интерес вызывал испанский язык, хотя школы с углубленным изучением этого иностранного языка имелись не во всех даже крупных городах. Но английский язык только набирал популярность. В 90-е годы ХХ - начале XXI вв. английский язык все больше распространялся на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.