Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Елена Владимировна, Волкова Екатерина Анатольевна, Ковалёва Алёна Юрьевна

В последнее время во многих медицинских вузах России резко сократилось количество аудиторных часов, отведённых на изучение русского языка, однако потребность студентов в сформированных навыках общения в бытовой, социокультурной и учебно-профессиональной сферах не уменьшилась. Особую трудность для иностранных учащихся представляет овладение культурными концептами, осознание которых требует времени и познавательной активности. Для достижения наилучших результатов в учебном процессе преподавателю-русисту необходимо искать пути оптимизации и интенсификации. В поисках оптимального способа развития коммуникативной и социокультурной компетенций иностранных студентов-медиков была проанализирована литература по вопросу современных образовательных технологий. Исследование показало, что однозначного определения понятия «образовательная технология» нет. В статье предлагается определение термина «технология» с позиций методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), приводятся примеры современных технологий обучения. Эффективной технологией формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках РКИ становится образовательный квест. Организация познавательной деятельности студентов в такой игровой форме способствует оптимизации процесса обучения: активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, снимает психологический барьер, способствует быстрому освоению культурных концептов, повышает мотивацию к изучению русского языка, развивает навыки командной работы. В статье подробно рассматривается теория квеста как игровой образовательной технологии, приводится классификация и структура квестов, дается описание квеста «100 лет науки и милосердия», организованного в 2020 году и посвященного юбилею Приволжского исследовательского медицинского университета: этапы и последовательность проведения, количество участников, примеры заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Елена Владимировна, Волкова Екатерина Анатольевна, Ковалёва Алёна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL QUEST AS A MODERN TECHNOLOGY OF TEACHING FOREIGNERS THE RUSSIAN LANGUAGE

Recently, in many medical universities in Russia, the number of study hours devoted to the Russian language has sharply decreased. However, the need for formed communication skills of students in the everyday, socio-cultural and educational-professional spheres has increased. A particular difficulty for foreign students is the mastery of cultural concepts, the realization of which takes time and cognitive activity. To achieve the best results in the educational process, a Russian teacher should look for ways of optimization and intensification. In search of the optimal way to develop the communicative and sociocultural competences of foreign medical students, the literature on the issue of modern educational technologies was analyzed. The study shows that there is no unambiguous definition of the concept of “educational technology”. The article proposes a definition of the term “technology” from the standpoint of the methodology of teaching Russian as a foreign language, provides examples of modern teaching technologies. An educational quest becomes an effective technology for the formation of the sociocultural competence of students in Russian classes. The organization of students' cognitive activity in such a game form contributes to the optimization of the learning process: it activates the thinking and speech activity, removes the psychological barrier, promotes the rapid mastering of cultural concepts, increases motivation for learning Russian, and develops teamwork skills. The article presents the theory of the quest as a game educational technology, provides a classification and structure of quests, gives a description of the quest “100 Years of Science and Mercy”, organized in 2020 and dedicated to the anniversary of Privolzhsky Research Medical University, and the study includes stages and sequence of the quest, number of participants, examples of tasks.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

VTTK" I /T\fS\ I e^OZl Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> А14 • |(сс) IfCg This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0003 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 4911-7480 AuthorID: 667297 ORCID: 0000-0003-4546-9518

АНИСИМОВА Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Приволжский исследовательский медицинский университет (603005, Россия, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д.10/1, e-mail: polonetskiy@yandex.ru) SPIN: 3036-2445 AuthorID: 663336 ORCID: 0000-0002-4676-989X

ВОЛКОВА Екатерина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Приволжский исследовательский медицинский университет (603005, Россия, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д.10/1, e-mail: kolt-katya@yandex.ru) SPIN: 2170-1019 AuthorID: 1063756 ORCID: 0000-0003-0122-5618

КОВАЛЁВА Алёна Юрьевна, преподаватель кафедры иностранных языков Приволжский исследовательский медицинский университет (603005, Россия, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д.10/1, e-mail: alyona.auk@gmail.com) Аннотация. В последнее время во многих медицинских вузах России резко сократилось количество аудиторных часов, отведённых на изучение русского языка, однако потребность студентов в сформированных навыках общения в бытовой, социокультурной и учебно-профессиональной сферах не уменьшилась. Особую трудность для иностранных учащихся представляет овладение культурными концептами, осознание которых требует времени и познавательной активности. Для достижения наилучших результатов в учебном процессе преподавателю-русисту необходимо искать пути оптимизации и интенсификации. В поисках оптимального способа развития коммуникативной и социокультурной компетенций иностранных студентов-медиков была проанализирована литература по вопросу современных образовательных технологий. Исследование показало, что однозначного определения понятия «образовательная технология» нет. В статье предлагается определение термина «технология» с позиций методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), приводятся примеры современных технологий обучения. Эффективной технологией формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках РКИ становится образовательный квест. Организация познавательной деятельности студентов в такой игровой форме способствует оптимизации процесса обучения: активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, снимает психологический барьер, способствует быстрому освоению культурных концептов, повышает мотивацию к изучению русского языка, развивает навыки командной работы. В статье подробно рассматривается теория квеста как игровой образовательной технологии, приводится классификация и структура квестов, дается описание квеста «100 лет науки и милосердия», организованного в 2020 году и посвященного юбилею Приволжского исследовательского медицинского университета: этапы и последовательность проведения, количество участников, примеры заданий.

Ключевые слова: квест, образовательный квест, технология обучения, игровая технология, русский язык как иностранный, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, культурный концепт, оптимизация, иностранные студенты-медики.

EDUCATIONAL QUEST AS A MODERN TECHNOLOGY OF TEACHING FOREIGNERS

THE RUSSIAN LANGUAGE

© The Author(s) 2021

ANISIMOVA Elena Vladimirovna, PhD in pedagogics sciences, associate professor of the Department of

Foreign Languages Privolzhsky Research Medical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin and Pozharsky square, 10/1, e-mail: polonetskiy@yandex.ru) vOlKOVA Ekaterina Anatolyevna, PhD in pedagogics sciences, associate professor of the Department of

Foreign Languages Privolzhsky Research Medical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin and Pozharsky square, 10/1, e-mail: kolt-katya@yandex.ru) KOVALYOVA Alyona Yuryevna, lecturer of the Department of Foreign Languages Privolzhsky Research Medical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin and Pozharsky square, 10/1, e-mail: alyona.auk@gmail.com) Abstract. Recently, in many medical universities in Russia, the number of study hours devoted to the Russian language has sharply decreased. However, the need for formed communication skills of students in the everyday, socio-cultural and educational-professional spheres has increased. A particular difficulty for foreign students is the mastery of cultural concepts, the realization of which takes time and cognitive activity. To achieve the best results in the educational process, a Russian teacher should look for ways of optimization and intensification. In search of the optimal way to develop the communicative and sociocultural competences of foreign medical students, the literature on the issue of modern educational technologies was analyzed. The study shows that there is no unambiguous definition of the concept of "educational technology". The article proposes a definition of the term "technology" from the standpoint of the methodology of teaching Russian as a foreign language, provides examples of modern teaching technologies. An educational quest becomes an effective technology for the formation of the sociocultural competence of students in Russian classes. The organization of students' cognitive activity in such a game form contributes to the optimization of the learning process: it activates the thinking and speech activity, removes the psychological barrier, promotes the rapid mastering of cultural concepts, increases motivation for learning Russian, and develops teamwork skills. The article presents the theory of the quest as a game educational technology, provides a classification and structure of quests, gives a description of the quest "100 Years of Science and Mercy", organized in 2020 and dedicated to the anniversary of Privolzhsky Research Medical University, and the study includes stages and ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 19

sequence of the quest, number of participants, examples of tasks.

Keywords: quest, educational quest, teaching technology, game technology, Russian as a foreign language, communicative competence, socio-cultural competence, cultural concept, optimization, foreign medical students.

ВВЕДЕНИЕ

В методике преподавания языков идёт постоянный поиск тактик и подходов, способствующих наряду с овладением коммуникативной компетенцией личностному развитию и социализации учащихся. Эти подходы особенно важны в условиях оптимизации и интенсификации учебного процесса: сокращения аудиторных часов, необходимости детального планирования и пошаговой организации самостоятельной работы студентов. При работе с иностранцами сложность заключается не только в том, что на начальном этапе обучения самостоятельная работа студентов, требующая от них самодисциплины и ответственности, не может обеспечить положительные результаты в изучении языка, но и в том, что необходимо также обеспечить социокультурную адаптацию и создать условия, позволяющие учащимся быстро освоить реалии России. Поскольку полноценная коммуникация иностранца с носителем русского языка невозможна без понимания культурного фона, в котором они общаются, без знания этикетных норм вербального и невербального общения. Приезжая в незнакомую страну, иностранные студенты сталкиваются с различными трудностями в учебной сфере: им необходимо познакомиться со структурой и правилами вуза, его историей и особенностями работы. Нелегко даются иностранцам русские фамилии, имена и отчества. Учащимся приходится не только овладевать этикетными формами обращения, запоминать, как зовут преподавателей, сотрудников деканата, но и знакомиться с именами выдающихся медиков. Особую трудность представляет тот факт, что учебные корпуса университета расположены в разных частях Нижнего Новгорода, отсюда возникает необходимость знать названия улиц, корпусов, больниц, где у студентов проходят занятия и практика. Вышесказанное требует такой организации учебного процесса, которая побуждала бы учащихся к активной познавательной и речевой деятельности, а также способствовала быстрому освоению культурных концептов.

Для того, чтобы познакомить студентов-инофонов с персоналиями, реалиями и событиями, связанными с городом и вузом, мы часто применяем образовательный квест. Эта современная игровая технология удовлетворяет потребности иностранных студентов ПИМУ: повышение уровня владения русским языком, получение и углубление знаний о вузе и городе. Квест страноведческой и краеведческой тематики позволяет студентам изучать русский язык через познание культуры России, что в «русле дидактики XXI века» [1].

Анализ последних исследований и публикаций показывает, что в настоящее время проблеме оптимизации процесса обучения и использованию новых технологий в обучении иностранных студентов русскому языку уделяется большое внимание. Современные педагоги формулируют принципы, лежащие в основе оптимизации процесса обучения РКИ, описывают наиболее важные его компоненты, приводят примеры использования современных технологий, помогающих интенсификации учебного процесса [2], [3], предлагают новые технологии обучения, способствующие успешному формированию необходимых компетенций [4], [5].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является изучение возможностей технологии образовательного квеста для оптимизации процесса обучения иностранных студентов-медиков русскому языку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие «технология обучения» в педагогике и в методике преподавания иностранных языков;

- изучить сущность, виды, структуру образовательного квеста;

- смоделировать и описать образовательный квест «100 лет милосердия и науки».

При проведении исследования используются методы изучения и анализа научных работ, отражающих различные аспекты данной проблемы, синтез и моделирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Технология обучения (педагогическая технология) - направление в педагогике, которое возникло из желания учёных и практиков сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Для этого за основу был взят технологический процесс, в котором всё регламентировано: каждое действие имеет своё место и время, всё детально спланировано и обязательно приводит к достижению результатов. Технологии обучения стали массово внедряться в практику с начала 60-х годов XX века. Среди наиболее известных зарубежных учёных, применявших технологический подход к обучению, были американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер; английские учёные Ф. Персиваль и Г. Эллингтон и др. Отечественные учёные П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, М.В. Кларин и др. изучали и применяли на практике системы поэтапных действий и программированного обучения, варианты автоматизации и оптимизации педагогического процесса. Авторские технологии обучения в разное время создавали А.В. Барсов и А.А. Хованский, А.В. Заруба, О.Г. Парамонов, А.Е. Глозман, И.Б. Смирнов, А.А. Фролов, С.С. Тетерский и др.

Однако, первым, кто переосмыслил структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, сформулировал и ввёл в научный обиход понятие «технология обучения», был В.П. Беспалько. Он писал, что педагогическая технология - это «содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса», которая не может опираться на готовые шаблоны и стереотипные решения. Она должна, во-первых, сочетать в себе множество факторов, определяющих эффективность обучения, во-вторых, творчески моделироваться для возможности применения на практике в каждом конкретном случае и, в-третьих, должна иметь научную основу [6, с. 177]. В. П. Беспалько определял технологию обучения как «научное проектирование и воспроизведение в учебной аудитории гарантирующих успех педагогических процессов» [7, с. 3].

В настоящее время в понимании определения понятия «технология обучения» существуют разночтения. Так Ф. Янушкевич писал о том, что технология обучения в современном понимании преобразовалась в систему знаний, имеющих определенную научную базу, охватывающую всю совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и проведением учебного процесса [8, с. 27]. А.И. Сурыгин определяет «технологию обучения» как процесс реализации поставленных в процессе проектировочной деятельности задач через адекватно выбранные подходы, принципы, методы, методики, средства и способы их использования, проект процесса обучения, представляющий конкретную схему действий [9, с. 207.] Похожее определение находим у А. Я. Савельева: «способ реализации содержания обучения, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей» [10, с. 31].

Специалисты в области преподавания иностранного языка, в том числе русского как иностранного, С.И. Ельникова и А.Н. Шамов, определяют технологию обучения как «систему научно обоснованных действий всех, но прежде всего активных участников процесса

20

OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA

обучения» [11, с. 25] и как «определенную последовательность» действий учителя и учащихся в работе над иноязычным материалом [12, с. 195].

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что технология обучения рассматривается как системный метод организации учебного процесса, способ реализации содержания обучения, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, и обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей. К технологиям обучения иностранным языкам относят: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, технологии «Case Study», дистанционное обучение, компьютерные технологии, интернет-технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, интенсивное обучение, «языковой портфель» и другие [12, с. 194-195].

Важнейшими характеристиками любой технологии, применяемой в обучении иностранным языкам, являются: 1) результативность (т.е. высокий уровень достижения учащимися поставленной цели); 2) эргономичность (обучение в обстановке сотрудничества и положительного эмоционального настроя); 3) высокая мотивированность в изучении предмета [13, с. 314].

Понятием «квест» (от английского quest - «искать, поиск») обозначают игры, которые проводятся как в реальном (offline), так и в виртуальном (online) пространстве. Эта форма игровой деятельности требует от участников поиска решений конкретных задач, критического мышления, сплочённости. Образовательные квесты помогают преподавателю заинтересовать учащихся, вступить с ними в диалог, активизировать учебный процесс. Во время игры учащиеся быстрее усваивают материал, приобретают навыки взаимодействия и принятия как совместных, так и индивидуальных решений.

Впервые виртуальные квесты в образовательных целях применили Берни Додж, профессор образовательных технологий университета Сан-Диего, и Том Марч, учитель английского языка (США, 1995 г.). Термин «веб-квест» (WebQuest) был введен Б. Доджем, который определяет его как модель вовлечения интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач [14]. Т. Марч под веб-квестом понимает учебную структуру, которая через поиск, анализ и отбор информации способна сформировать у учащихся более глубокое понимание материала, побудить их к осмыслению собственного познавательного процесса [15].

Наряду с виртуальными квестами в образовательных целях активно применяются реальные квесты (квесты в реальности), представляющие собой игровую технологию, действие которой происходит не в интернет-пространстве, а в классе, в учебных корпусах, на природе, в музее и т.д. Такие квесты все чаще используют в процессе обучения иностранным языкам [16-24].

С.А. Осяк и др. определяют образовательный квест как «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.» [25]. Ю.В. Калугина и А.Р. Мустафина рассматривают квест как «одну из нетривиальных интерактивных форм обучения иностранным языкам», считая, что помимо формирования базовых компетенций, квест позволяет применять индивидуальный подход в обучении [26, с. 253].

Определяя сущность образовательного квеста, можно сказать, что образовательный квест - это современная интерактивная технология, которая включает в себя набор заданий, охватывающих какую-либо тему (проблему), способную заинтересовать участников, нацеленных на получение и запоминание информации, приобретение опыта работы в команде и формирование базовых компетенций.

Наиболее полную классификацию квестов предлагает И.Н. Сокол (здесь в сокраЩении) [27, с. 138-140].

В соответствии с данной классификацией образовательные квесты различаются

1) по форме проведения: компьютерные игры-кве-сты, веб-квесты квесты на природе (парки, улицы, памятные места); комбинированные квесты;

2) по режиму проведения: в виртуальном режиме; в реальном режиме; в комбинированном режиме;

3) по сроку реализации: краткосрочные (1-3 занятия); долгосрочные (до 1 семестра или более);

4) по форме работы: групповые; индивидуальные;

5) по предметному содержанию: моноквест; межпредметный квест;

6) по структуре содержания: линейные, штурмовые, кольцевые.

Структура образовательного квеста обычно четко регламентирована, однако, в зависимости от типа квеста, она может видоизменяться. В нашем случае структура выглядит следующим образом:

1. Введение (изложение темы, цели, задач, объяснение правил проведения квеста).

2. Знакомство с местом проведения квеста.

3. Изложение требований к выполнению заранее разработанных заданий.

4. Процесс прохождения всех этапов квеста (выполнение заданий, получение подсказок, принятие коллективных и индивидуальных решений).

5. Демонстрация наглядных материалов, помогающих выполнить задания.

6. Оценка результатов, комментарии преподавателя.

7. Вывод (подведение итогов, анализ качества выполнения поставленных задач).

Создавая квест «100 лет науки и милосердия» для иностранных студентов-медиков, мы опирались на принципы разработки игровых технологий и принципы проблемного обучения. Название и тематика квеста были обусловлены тем, что в 2020 году ПИМУ отмечал столетний юбилей. Работая над созданием и проведением квеста, мы хотели прежде всего привлечь внимание обучающихся к этой знаменательной дате, познакомить их с историей вуза, с замечательными учеными, которые преподавали в университете. Составляя задания, направленные на поиск учебных корпусов, общежитий, структурных подразделений ПИМУ, на узнавание близлежащих объектов (зданий, памятников, магазинов, кафе и т.д.), на чтение и понимание надписей на мемориальных досках, мы хотели активизировать познавательные способности обучающихся. Также мы стремились сформировать у обучающихся умение работать в команде, повысить интерес к изучению русского языка и проверить сформированные коммуникативные навыки.

Квест «100 лет науки и милосердия» - это реал-квест, который был проведён 27 февраля 2020 года и продолжался 4 академических часа. В нем приняли участие 14 команд (89 человек) второго курса факультета международного медицинского образования и 6 преподавателей кафедры иностранных языков ПИМУ. Местом проведения были выбраны холл и учебные аудитории кафедры. По структуре содержания это был кольцевой квест, поскольку студенты разных групп начинали проходить его с разных точек. Квест состоял из пяти этапов (станций), три из которых - это названия учебных корпусов университета (главное здание, четвёртый учебный корпус, БФК; один - база практики (больница имени Семашко) и ещё один - студенческий городок (кампус).

Первый этап квеста (Главное здание) начинался в холле здания, где располагаются учебные аудитории кафедры и продолжался в одной из аудиторий. В проведении этого этапа был задействован один преподаватель. Необходимый реквизит: фотографии реки Волги и памятника В.П. Чкалову, фотографии мемориальных досок, размещенных на фасаде главного здания ПИМУ (академикам К.В. Анохину, Б.А. Королеву, Н.Н. Трапезникову, Н.Н. Блохину, заслуженному деятелю науки РСФСР профессору Н.П. Синицыну), фотографии мемориаль-

ных досок, не имеющих отношения к главному зданию ПИМУ (А.С. Пушкину, И.С. Тургеневу, Н.И. Вавилову, Н.М. Пржевальскому), набор карточек с напечатанными цифрами, бланк с незаполненными пунктами биографических данных, фотографии Тадж-Махала и Пальмиры.

Первый этап состоял из семи заданий, здесь мы опишем только два. Одно из заданий способствует формированию социокультурной компетенции, поскольку, выполняя его, обучающиеся ещё раз обращаются к именам выдающихся врачей, учёных, писателей России. Студентам, находившимся в холле, предлагалось найти вход в главное здание университета. Этот вход (дверь аудитории) они должны были выбрать, читая надписи на фотографиях мемориальных досок, прикреплённых к дверям. Дверь, к которой были прикреплены фотографии мемориальных досок академикам Анохину, Королеву, Трапезникову, Блохину, профессору Синицыну, и была воображаемым входом в первый корпус. Нужно было не только сделать выбор, но и объяснить его. Другое задание было направлено на получение новой информации о ПИМУ и узнавание объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Глядя на фотографии Пальмиры и Тадж-Махала, студенты должны были сказать, что на них изображено, и назвать страны, из которых приехали первые иностранные студенты ПИМУ.

Второй этап квеста (Четвёртый учебный корпус) проходил в аудитории кафедры иностранных языков. В проведении этапа был задействован один преподаватель. Раздаточный материал: разрезанные карточки со словами, обозначающими части тела, скелета и внутренние органы, ноутбук, ручка, бумага. Этап состоял из двух заданий. Первое задание направлено на проверку знаний лексики медицинской тематики. Студенты должны были собрать из разрезанных карточек знакомые им слова, прочитать их и перевести на английский язык (это необходимо для проверки понимания значений слов). Второе задание этого этапа называется «Четвёртый учебный корпус в 2030 году». Его нужно было выполнить на компьютере: в текст об учебном корпусе необходимо было впечатать слова в правильной форме. Использование компьютера создает дополнительную трудность, т.к. предполагает умение ориентироваться в русскоязычном меню. Это задание направлено на проверку сфор-мированности навыка правильного использования слов в письменном высказывании и знания лексики по теме «Город» (данная тема изучалась в предыдущем семестре).

Третий этап квеста (Больница имени Семашко) включает в себя четыре блока, решающих различные задачи. Первый блок направлен на расширение знаний о сотрудничестве ПИМУ с областной больницей имени Семашко, второй блок составлен для актуализации грамматических навыков студентов, третий блок предполагает проверку и актуализацию лексических знаний языка медицины, а четвёртый блок включает проверку и актуализацию коммуникативных навыков студентов. Как и предыдущие этапы, этап «Больница имени Семашко» проходил в учебной аудитории. В его проведении участвовал один преподаватель. В первый блок этого этапа включены 3 вопроса об учебном корпусе ПИМУ, находящемся на территории областной клинической больницы имени Семашко, о кафедрах, которые в нём расположены. Для того, чтобы студенты могли ответить на вопросы, преподаватель использует визуальные подсказки (например, фото глаза, глядя на которое, студенты называют кафедру глазных болезней). Этот блок проходит в форме диалога. Второй блок предполагает повторение лексики, актуальной для учебно-профессиональной сферы общения (названия лечебно-диагностических отделений клинической больницы имени Семашко). Студентам предлагалось рассмотреть план больницы с отделениями в 5 стационарах и назвать специальности врачей, работающих в данном отделении. В процессе выполнения этого задания студенты образовывали имена существительные

(названия врачебных специальностей) от имён прилагательных (названия отделений больницы). Третий блок призван актуализировать медицинскую лексику, в частности симптомы заболеваний, которые студенты изучали в течение предыдущего семестра. Студентам были предъявлены карточки с жалобами пациентов, по которым они должны определить и назвать симптомы заболеваний. Последний блок коммуникативный. Студентам предлагалось восстановить недостающие фразы в диалоге врача и пациента.

Четвёртый этап квеста (Биофизиологический корпус, БФК) проходил в аудитории кафедры иностранных языков. В его проведении участвовал один преподаватель. Этап БФК состоял из трёх заданий. В первом задании студентам были предложены портреты выдающихся русских врачей и учёных (Н.И. Пирогов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, С. П. Боткин). Эти портреты студенты могли видеть на стенах БФК. Нужно было найти в сети Интернет информацию об этих известных людях, составить краткое сообщение по предложенному плану, а затем прочитать составленную информацию преподавателю. Это задание расширяет кругозор, способствует активизации умственной деятельности, предполагает анализ и отбор информации, формирует навык работы в команде. Второе задание связано с историей России и историей ПИМУ Было продемонстрировано фото памятника врачам-героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник находится напротив входа в БФК. Каждый год в канун Дня Победы около памятника проходит митинг, на котором присутствуют и иностранные студенты. Вводная часть задания предполагала узнавание памятника, ответы на вопросы преподавателя о его названии и значении. Затем студентам были предложены карточки со словами по военной теме, написанными в начальной форме. Из этих слов студенты составляли предложение, предварительно поставив слова в правильную грамматическую форму. Помимо грамматических задач, это задание включает в себя актуализацию знаний о Великой Отечественной войне. Третье задание направлено на проверку остаточных знаний по теме «Глаголы движения», изучаемой в течение всех предыдущих семестров. Используя предложенные схемы, студенты объясняли, как можно добраться от главного корпуса до БФК, от БФК до общежития и от БФК до больницы Семашко.

Пятый этап квеста (Кампус) проходил на территории студенческого городка. Этот этап проводил один преподаватель. Студентам были предложены два блока заданий, при выполнении которых они могли бы показать, насколько хорошо ориентируются в кампусе, решают бытовые проблемы и работают в команде. Так, например, студенты называли учебные корпуса, находящиеся в студенческом городке, дисциплины, которые в них проходят, адреса пяти общежитий, а также близлежащие магазины и супермаркеты. Во втором блоке заданий студенты демонстрировали коммуникативные навыки: знания этикетных форм общения по телефону, умения чётко доносить информацию на русском языке до собеседника. Команды получали задание: выбрать из меню пиццерии еду на 1000 рублей и сделать заказ по телефону. Трудность заключалась в том, что участника, которому нужно было позвонить и сделать заказ, определял жребий (студенты по очереди тянули из коробки листки бумаги, на одном из которых был указан телефон пиццерии).

ВЫВОДЫ

Всё вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Необходимость оптимизации и интенсификации процесса обучения русскому языку иностранных студентов-медиков требует поиска эффективных современных технологий обучения.

2. Исследование литературы по теории вопроса образовательных технологий показало, что нет единого

22

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

определения термина «образовательная технология». В методике преподавания иностранных языков под данным термином понимается способ реализации содержания обучения, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, и обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей.

3. Одной из эффективных современных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс, является образовательный квест. Он открывает широкие возможности для оптимизации и интенсификации процесса обучения русскому языку иностранных студентов-медиков:

A) активизирует коммуникативно-речевые навыки учащихся;

Б) способствует формированию социокультурной компетенции студентов-инофонов (расширяет их страноведческие и краеведческие знания);

B) активизирует их познавательные и мыслительные способности;

Г) формирует навыки работы в команде (студенты получают опыт эффективного распределения ролей, взаимной помощи и взаимного контроля, учета в совместной работе индивидуальных качеств);

Д) повышает мотивацию иностранных студентов к изучению русского языка;

Е) развивает адаптивность учащихся (смоделированные ситуации квеста заставляют студентов делать привычные вещи по-новому).

В заключение хочется отметить, что знакомство с историей, современной жизнью вуза и города в дальнейшем позволит студентам-инофонам лучше понимать не только язык, но и культуру России. Описанный нами опыт применения технологии образовательного кве-ста может быть использован на кафедре иностранных языков ПИМУ при разработке квестов других тематик. Последовательность работы с образовательным квестом, примеры заданий могут быть использованы в других медицинских вузах России в процессе обучения русскому языку как иностранному.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мощинская Н.В. Развитие лингвокультурологической компетенции инофона в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). URL: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_ lang/2010_02/14.pdf (дата обращения: 17.01.2020)

2. Рубцова Е.В. Принципы и приемы оптимизации процесса обучения русскому языку как иностранному // Региональный вестник. №17 (32), 2019. С. 34-35.

3. Рыбакова О.И. Проблемы оптимизации обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному //Вестник современных исследований. № 1.1 (28). 2019. С. 213-216.

4. Воронова Е.Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе //Перспективы науки и образования. № 1. 2014. С. 189-194.

5. Иванова С. В., Малова А. В. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019 С.38-42.

6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.

7. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения. Педагогическая технология (краткий очерк). Вып. 2 (6). — М.: Знания, 1989. —100 с.

8. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. —М.: Высшая школа. 1986. 135 с.

9. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб: Златоуст. 2000. 233 с.

10. Савельев, А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. Высшее образование в России. — 1994. — № 2. С. 29-37.

11. Ельникова С.И. Инновационные педагогические технологии как средство формирования русскоязычной компетенции в сфере профессионально-делового общения: учеб. пособие. — М.: РУДН, 2008. —157 с.

12. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Теоретический курс: Учеб. Пособие. — М.: ФЛИНТ. 2020. 296 с.

13. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — М.: ИКАР, 2009. 448 с.

14. Dodge B. Some thoughts about WebQuests // College of education,1995. URL: http: webquest.org/sdsu/aboutwebquests.html) (дата обращения: 03.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. March T. Web-Quests for Learning. URL: https://tommarch.com/ strategies/webquests/ (дата обращения: 03.10.2020).

16. Волкова Е.А., Кузнецова И.А., Наймушина М.С. Квест как способ активизации речевой деятельности иностранных студентов-медиков //Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии: научно-практический журнал. - №1 (17), 2018. С.46-51.

17. Волкова Е.А., Кузнецова И.А. Квест как форма контроля знаний регионального страноведения на уроках русского языка с иностранными студентами //Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VМеждународной научно-практической конференции (24 мая 2019 г.). — Омск, ОАБИИ, 2019. - 371 с. - С. 180-184.

18. Маталова С.В. Квест на знание русского языка и медицинской терминологии для иностранных студентов-медиков //Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Материалы IV Международной научно-методической конференции. — Н.Новгород, 2018. - С. 275-278.

19. Мишота И.Ю. Использование технологии веб-квест на занятиях иностранного языка в вузах // Научный вестник МГИИТ. 2018. № 6 (56). С. 82-88.

20. Ахметова Г.Ш. Использование квест-технологии как средства формирования творческих способностей студентов в процессе иноязычного образования // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения. Сборник научных трудов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, 2018. С. 46-51.

21. Харченкова Л.И. Квест-технологии в обучении иностранным языкам // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения. Сборник научных трудов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, 2018. С. 26-31.

22. Насонова Е.А., Белозерцева Н.В., Фомичева М.П. Образовательный квест по страноведению: особенности организации в условиях вуза инклюзивного образования // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 3 (35). С. 97-104.

23. Оказова З.П. Использование web-квест технологии в образовательном процессе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 271-273.

24. Кургина С.О., Копцева М.Г., Суржиков В.И. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 231-234.

25. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1.2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=20247) (дата обращения: 03.10.2020).

26. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ педагогического квеста как педагогической технологии //Преподаватель XXI века. — 2016.

- №4. С. 253-259.

27. Сокол Н.И. Классификация квестов //Молодий вчений. — 2014.

- №6 (2). С. 138-140.

Статья поступила в редакцию 28.02.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.