Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ СРЕД'

ИННОВАЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ СРЕД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИММЕРСИВНАЯ СРЕДА / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЧАТ-БОТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Татьяна Ивановна

В статье представлен новый подход к изучению языка путем создания иммерсивной виртуальной среды. Такая среда предоставляет обучающимся интерактивный и увлекательный опыт, способствующий освоению иностранного языка. Результаты исследования демонстрируют эффективность данного подхода, показывая, что он может значительно улучшить результаты изучения языка. Исследование, проведенное авторами, выявило потенциал этой технологии для изменения процесса изучения языка, показав значительное повышение уровня его усвоения по сравнению с традиционными подходами. Авторы считают, что эта методика имеет большие перспективы и должна быть изучена в дальнейшем, так как может стать бесценным инструментом для изучения иностранного языка. Статья является вкладом в данную область и задает важное направление для будущих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE LANGUAGE LEARNING: RESEARCH ON OF IMMERSIVE VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENTS

This article presents a novel approach to language learning by creating an immersive virtual environment. This environment is designed to provide learners with an interactive and engaging experience that promotes and encourages foreign language acquisition. The research conducted by the authors has demonstrated the potential of this technology to revolutionize language learning, showing a significant increase in language acquisition when compared to traditional language learning methods. It is the authors’ belief that this technology holds great promise and should be explored further because it can become an invaluable tool for language learning. The article is a valuable contribution to the field and provides an important direction for future research.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ СРЕД»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 119-123. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 3. P. 119-123.

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.18

Инновационное изучение языков: исследование иммерсивных виртуальных сред Татьяна Ивановна Краснова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, tikrasnova@fa.ru, http://orcid.org/0000-0001-5554-0504

Аннотация. В статье представлен новый подход к изучению языка путем создания иммерсивной виртуальной среды. Такая среда предоставляет обучающимся интерактивный и увлекательный опыт, способствующий освоению иностранного языка. Результаты исследования демонстрируют эффективность данного подхода, показывая, что он может значительно улучшить результаты изучения языка. Исследование, проведенное авторами, выявило потенциал этой технологии для изменения процесса изучения языка, показав значительное повышение уровня его усвоения по сравнению с традиционными подходами. Авторы считают, что эта методика имеет большие перспективы и должна быть изучена в дальнейшем, так как может стать бесценным инструментом для изучения иностранного языка. Статья является вкладом в данную область и задает важное направление для будущих исследований.

Ключевые слова: виртуальная реальность, иммерсивная среда, преподавание иностранных языков, личностно ориентированный подход, искусственный интеллект, чат-бот

Для цитирования: Краснова Т.И. Инновационное изучение языков: исследование иммерсивных виртуальных сред // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 119-123. https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.18.

Original article

Innovative Language Learning: Research On of Immersive Virtual Learning Environments Tatiana I. Krasnova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, tikrasnova@fa.ru, http://orcid.org/0000-0001-5554-0504

Abstract. This article presents a novel approach to language learning by creating an immersive virtual environment. This environment is designed to provide learners with an interactive and engaging experience that promotes and encourages foreign language acquisition. The research conducted by the authors has demonstrated the potential of this technology to revolutionize language learning, showing a significant increase in language acquisition when compared to traditional language learning methods. It is the authors' belief that this technology holds great promise and should be explored further because it can become an invaluable tool for language learning. The article is a valuable contribution to the field and provides an important direction for future research.

Keywords: virtual reality, immersive environment, teaching foreign languages, student-centered approach, artificial intelligence, chat bot

For citation: Krasnova, T.I. (2023) Innovative Language Learning: Research On of Immersive Virtual Learning. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 119-123. Available from: doi:10.24158/spp.2023.3.18 (In Russian).

В последние годы технологии иммерсивной виртуальной реальности активно интегрируются в образовательный процесс в различных прикладных областях. Понятие виртуальной реальности не является новым, но недавние разработки в сфере технологий изображения и компьютерной графики сделали иммерсивную виртуальную реальность более приемлемой с финансовой точки зрения и доступной для более широкого круга людей. Иммерсивные технологии относятся к компьютерным системам, которые делают интерфейс «человек - компьютер» интуитивно понятным с помощью устройств и датчиков, взаимодействующих с пятью органами чувств человека. Основными устройствами выступают шлем виртуальной реальности и разные интерактивные устройства. Помимо аппаратных средств, иммерсивные технологии включают в себя виртуальную среду, представляющую собой трехмерное компьютерное пространство, в котором пользователи взаимодействуют друг с другом посредством аватаров или с другими виртуальными объектами (Biocca, Levy, 2013).

© Краснова Т.И., 2023

Иммерсивные виртуальные технологии в образовании приобретают все большую популярность, главным образом потому что виртуальные среды дают пользователю ощущение присутствия в представленном контексте, а также обеспечивают возможность активного взаимодействия. В ситуациях, когда физическое присутствие было бы слишком дорого или невозможно, иммерсивный опыт предоставляет много преимуществ. Кроме того, погружение в виртуальную реальность обеспечивает интерактивность и большую вовлеченность обучающегося в учебный материал, стимулирует совместное приобретение знаний, предлагает более контекстуальные задачи, менее абстрактные инструкции и способствует рефлексивной практике (Lee, Wong, 2014).

Новизна и практическая ценность данной статьи заключаются в том, что виртуальные среды уже претерпели значительные изменения, возникает много новых исследовательских задач, связанных с иммерсивными технологиями в образовании. Наряду с технологическими сложностями удовлетворения образовательных запросов существуют проблемы, касающиеся педагогических и психологических аспектов, а также пользовательского опыта, в частности укачивание на виртуальных тренажерах и др. Исследование имеет важное научное значение, поскольку затрагивает актуальную проблему изучения языка и дает ценное представление о потенциальных преимуществах и ограничениях использования технологий виртуальной реальности в образовании. В этой работе мы рассматриваем потенциал виртуальной реальности для изучения иностранного языка и обсуждаем преимущества применения подобной технологии для повышения уровня владения языком. Также исследуются проблемы, с которыми могут столкнуться изучающие язык при использовании иммерсивной виртуальной среды обучения, и способы их решения. В конечном счете результаты работы позволяют прийти к выводу, что виртуальная реальность - мощный инструмент для изучения языка, он должен быть принят как обучающимися, так и преподавателями.

Иммерсивная виртуальная среда способна коренным образом изменить процесс преподавания иностранного языка. Виртуальная реальность предоставляет обучаемым уникальную возможность погрузиться в смоделированный мир, позволяя практиковать языковые навыки в реалистичной обстановке, приближенной к естественной языковой среде. Технологии виртуальной реальности предлагают опыт от первого лица с ощущением эффекта присутствия. Погружение происходит, когда сенсорная информация обманывает мозг, заставляя его поверить, что он находится в другом месте, и это способствует тому, что смоделированная среда кажется более реальной. Предоставление пользователю ощущения принадлежности к виртуальной среде является одной из основных характеристик виртуальной реальности. Взаимодействие в реальном времени и ощущения человека, стимулируемые датчиками устройства, усиливают эффект присутствия в виртуальной среде. Погружение и присутствие - это концепции, оказывающие глубокое воздействие на обучающихся. При погружении в виртуальную среду студенты могут более осмысленно взаимодействовать с материалом. Это позволяет им лучше понять изучаемые темы, а также глубже усвоить материал. Кроме того, присутствие в виртуальной реальности дает возможность воспринимать материал более реалистично, как будто присутствуя в этой среде. Установлено, что внедрение технологии виртуальной реальности в образование стимулирует вовлеченность обучающихся благодаря этим иммерсивным и интерактивным факторам. Существует ряд исследований, в которых виртуальная реальность использовались как механизм улучшения результатов обучения при изучении иностранного языка (Biocca, Levy, 2013; Wu et al., 2020).

При погружении в виртуальный мир обучающиеся получают возможность общаться с носителями языка, практиковать разговорные навыки и лучше понимать язык и культуру. Виртуальная реальность также обеспечивает безопасную и комфортную среду, в которой студенты могут совершать ошибки, что позволяет им приобрести уверенность в языковых навыках. Ее можно применять для создания иммерсивной среды, которая имитирует реальные сценарии. Например, студенты могут исследовать виртуальный город, практиковаться в заказе еды, спрашивать дорогу или разговаривать с местными жителями на изучаемом языке. Кроме того, обучающиеся могут использовать виртуальную реальность для отработки грамматики, синтаксиса и структуры предложений в более увлекательной форме. Имея возможность видеть и воспринимать язык в такой обстановке, студенты лучше понимают язык и его нюансы.

Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в виртуальную реальность создала новый уровень реалистичности и интерактивности, способствуя индивидуальному обучению. При личностно ориентированном подходе на базе ИИ обучающиеся могут получать индивидуальную обратную связь и рекомендации по мере продвижения по пути изучения языка. ИИ анализирует сильные и слабые стороны обучаемого, адаптируясь к его индивидуальным потребностям, содействует быстрому выявлению и исправлению ошибок. Таким образом, инструменты для изучения языка с помощью ИИ помогают распознавать предпочтения и поведение пользователей, что позволяет формировать персонализированные впечатления, адаптированные к конкретным пользователям. Кроме

того, виртуальная реальность с интеграцией ИИ может обеспечить улучшенное визуальное восприятие, восприятие звука и отслеживания движения, создавая еще более захватывающий опыт.

Существует огромное количество приложений и платформ для погружения в иммерсивную виртуальную среду, каждая из которых обладает уникальными функциями и возможностями. Важно понять особенности разных систем, прежде чем решить, какую из них использовать, поскольку все они предлагают различные уровни опыта и погружения. Со студентами Финансового университета на базе лаборатории «Киберхаб» были апробированы две платформы: Mondly VR и Spatial.

Mondly VR - ценный инструмент для тех, кто хочет расширять знания и свободно владеть иностранным языком. Приложение использует голосовой чат-бот и технологию распознавания речи для имитации разговора с носителем языка, что дает возможность пользователям практиковать языковые навыки в безопасной и комфортной обстановке. Моделирование коммуникативных ситуаций проходило в таких локациях, как такси, поезд, стойка администратора в отеле, комната отеля и ресторан. Создавая иллюзию естественной языковой среды, Mondly VR вовлекает студентов во взаимодействие с этой средой и предлагает решение различных коммуникативных задач. За счет отключения внешних раздражителей обеспечивается стабильная концентрация, снимается языковой барьер и отпадает необходимость использования родного языка.

Функция чат-бота с искусственным интеллектом в Mondly VR для облегчения изучения языка была встречена студентами с огромным энтузиазмом. Возможность общения с искусственным интеллектом для изучения нового языка была признана ими высокоэффективным и действенным способом приобретения языковых навыков. Студенты отмечают, что общение с ИИ является увлекательным и стимулирующим, обеспечивая погружение в процесс обучения. Отзывы об использовании Mondly VR для изучения языка были в подавляющем большинстве положительными, многие отмечали повышение уровня владения языком в результате взаимодействия с ИИ.

Однако нельзя забывать и о его отрицательных сторонах. Изучение языка с помощью ИИ может негативно сказаться на прогрессе пользователя из-за отсутствия взаимодействия с человеком и обратной связи. В настоящий момент Mondly VR не анализирует устную речь отвечающего с точки зрения фонологических особенностей и, следовательно, не дает обратной связи относительно произношения обучающихся, что исключает возможность проанализировать ошибки. Без преподавателя, который бы подсказывал и поддерживал, студенты могут разочароваться и потерять мотивацию. Кроме того, изучение языка с помощью ИИ может быть ограничено в аспекте распознавания и реагирования на языковые нюансы, что приводит к неглубокому пониманию языка.

На следующем этапе исследования потенциала иммерсивной виртуальной среды для изучения иностранного языка была апробирована платформа Spatial. На ее основе для студентов был разработан квест по музею с полным погружением в виртуальную среду при помощи VR-шлемов Oculus. В виртуальном пространстве музея были представлены картины известных художников мира (Сальвадора Дали, Михаила Врубеля, Эдгара Дега, Эдуарда Мане и др.). Студенты должны были найти картины, ответив на вопросы квеста, предварительно ознакомившись с коллекцией и прочитав описание к произведению.

Интерактивные цифровые медиа и ресурсы, включающие аудиальные, визуальные и пространственные способы формирования контекста, активно вовлекают обучающихся, стимулируя эксперименты и исследования. Квест в виртуальном пространстве предлагает неформальное, ориентированное на исследование обучение через активное вовлечение участников. Благодаря технологии виртуальной реальности квест расширяет границы обучения, улучшает процесс поиска информации и коммуникации. В результате стираются различия между реальным и виртуальным, повышается эффективность исследования и обучения, расширяется сотрудничество и обмен между участниками. Недавние исследования продемонстрировали потенциал музейных VR-квестов для улучшения результатов изучения языка (Чиркова, 2019; Макгуинн, 2022). Виртуальные музейные квесты предлагают уникальный опыт, который может помочь обучаемым развивать языковые навыки, включая чтение, говорение и аудирование, а также взаимодействовать с окружающей средой более естественным и увлекательным образом.

Для оценки эффективности технологий виртуальной реальности в изучении иностранных языков был проведен опрос среди студентов, принимавших участие в работе на занятиях с использованием VR-приложений Mondly VR и Spatial. Выборка состояла из 50 студентов бакалавриата, изучающих иностранный язык в Финансовом университете при Правительстве РФ. Опрос проводился в режиме онлайн, обучающимся было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с их опытом изучения английского языка в виртуальной реальности.

Цель опроса состояла в оценке эффективности и описании пользовательского опыта использования иммерсивной виртуальной среды в изучении английского языка. Участников просили оценить, насколько, по их мнению, эффективно среда помогла им овладеть целевым языком, а также уровень их вовлеченности и интереса к среде. Кроме того, выяснялось, будут ли

респонденты заинтересованы в повторном применении среды для изучения языка, считают ли они ее простой в использовании и навигации. Были заданы вопросы о том, помогла ли им иммерсивная виртуальная среда лучше понять целевые язык и культуру, предоставила ли она возможность практиковать языковые навыки, такие как говорение, аудирование, чтение и письмо. Также было предложено назвать те аспекты среды, которые показались обучающимся особенно полезными или эффективными.

Далее участников опроса просили поделиться мнением о том, можно ли применять иммер-сивную виртуальную среду для дополнения или замены традиционных методов изучения языка. Выяснялось, сталкивались ли респонденты с какими-либо техническими трудностями или проблемами при использовании среды, могли ли порекомендовать ее другим изучающим язык. Таким образом, стояла задача получить представление о потенциале иммерсивной среды виртуальной реальности для изучения языка и предоставить информацию для разработки будущих программ изучения языка.

Результаты показали, что большинство участников опроса признали иммерсивную среду эффективной в освоении целевого языка. Многие студенты пришли к выводу, что виртуальная среда была увлекательной и интересной, они проявили заинтересованность в повторном обращении к ней. Респонденты обнаружили, что среда проста в использовании и навигации, обозначили ее функции, наиболее эффективные при освоении языка. Опрошенные получили возможность практиковать обозначенные ранее языковые навыки. Студенты посчитали VR-среду особенно действенной в плане реалистичной языковой практики, реализации визуальной и интерактивной функций, а также обеспечения немедленной обратной связи.

Однако некоторые респонденты столкнулись с техническими проблемами при использовании иммерсивной виртуальной среды, что могло помешать усвоению языка. Участники исследования сообщили о сложностях с подключением и совместимостью оборудования, что привело к задержкам и сбоям во время занятий. Кроме того, несколько опрошенных упомянули о трудностях при работе с гарнитурой VR, таких как дискомфорт или затрудненность настройки для достижения надлежащей видимости. Одной из основных проблем во время занятий являлось укачивание. Хотя большинство студентов отметили, что иммерсивная среда была увлекательной и интересной, часть опрошенных после длительного использования vR-гарнитуры жаловались на тошноту или головокружение.

Несмотря на эти проблемы, подавляющее большинство участников эксперимента сообщили о положительном опыте применения иммерсивной среды, при этом многие отметили, что считают ее эффективным и интересным инструментом для изучения языка. В частности, виртуальная реальность позволяет справиться с психологическими проблемами, снизить тревожность и снять языковой барьер (Рольгайзер, 2022). Студенты также пришли к выводу, что виртуальная среда предоставляет уникальные возможности для практики и знакомства с целевыми языком и культурой, многие выразили желание продолжать использовать ее для изучения языка в будущем.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что применение виртуальной среды открывает большие перспективы для улучшения усвоения языка. Кроме того, иммерсивные среды могут дополнить традиционные методы изучения языка и обеспечить более увлекательный и интерактивный подход к данному процессу. Однако важно учитывать технические трудности и проблемы, которые могут возникнуть при использовании этих сред. Необходимы дальнейшие исследования для определения потенциала иммерсивных виртуальных сред в изучении языка и их оптимального варианта интеграции в учебные программы.

В ходе будущей работы следует сосредоточиться также на улучшении общего пользовательского опыта в иммерсивной виртуальной среде. Кроме того, необходимо провести дополнительные исследования, чтобы определить долгосрочную эффективность технологии для усвоения и удержания языкового материала. Наконец, изучение потенциала иммерсивной среды для обучающихся с разными уровнями владения языком и для различных языков было бы ценным направлением будущих исследований.

Список источников:

Biocca F., Levy M.R. Communication in the age of virtual reality. Abingdon, 2013. 412 p.

Lee E.A.L., Wong K.W. Learning with desktop virtual reality: Low spatial ability learners are more positively affected // Computers & Education. 2014. Vol. 79. P. 49-58. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2014.07.010.

Wu B., Yu X., Gu X. Effectiveness of immersive virtual reality using head-mounted displays on learning performance: A meta-analysis // British Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 51, no. 6. P. 1991-2005. https://doi.org/10.1111/bjet.13023.

Макгуинн И.В. Применение дополненной и виртуальной реальности в образовании // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2022. Т. 7, № 2. С. 126-132. https://doi.org/10.24412/2470-1262-2022-2-126-132.

Рольгайзер А.А. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности при обучении иностранному языку в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5 (97). С. 170-174. https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.25.

Чиркова В.М. Виртуальный музей как информационно-образовательная среда для обучения русскому языку как иностранному // Региональный вестник. 2019. № 24. С. 49-51.

References:

Biocca, F. & Levy, M. R. (2013) Communication in the age of virtual reality. Abingdon, Routledge.

Chirkova, V.M. (2019) Virtual museum as an information and educational environment for teaching Russian as a foreign language. Regional'nyi Vestnik. (24), 49-51. (In Russian)

Lee, E.A.L. & Wong, K.W. (2014) Learning with desktop virtual reality: Low spatial ability learners are more positively affected. Computers & Education. 79, 49-58. Available from: doi:10.1016/j.compedu.2014.07.010.

McGuinn, I.V. (2022) Application of the new technologies: Augmented reality and virtual reality in education. Cross-Cultural Studies: Education and Science. 7 (2), 126-132. Available from: doi:10.24412/2470-1262-2022-2-126-132. (In Russian)

Rolgayzer, A.A. (2022) Applying virtual and augmented reality technologies in teaching foreign languages at university. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 170-174. Available from: doi:10.24158/spp.2022.5.25. (In Russian)

Wu, B., Yu, X. & Gu, X. (2020) Effectiveness of immersive virtual reality using head-mounted displays on learning performance: A meta-analysis. British Journal of Educational Technology. 51 (6), 1991-2005. Available from: doi:10.1111/bjet.13023.

Информация об авторе Т.И. Краснова - старший преподаватель департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727519

Information about the author T.I. Krasnova - Senior Lecturer, Department of English language and professional communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727519

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.