Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОЛХОЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОЛХОЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СЕЛО / КОЛХОЗ / ПОСЁЛКИ / БИБЛИОТЕКИ / ШКОЛЫ / ЧАЙХАНЫ / КЛУБЫ / ТЕАТРЫ / АНСАМБЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбонзода Х.

В данной статье автор рассматривает культурные достижения таджикских сел в конце XX-го века. На основе архивных данных и периодического издания автор анализирует сельскую культуру на примере Таджикистана и подчеркивает роль колхозов в этом направлении. Приводятся конкретные данные о деятельности передовых колхозов им. Ленина района Пролетар (Дж. Расулова), «Коммунизм»-а Вахшкого района, колхоза им. Горький Кургантюбинского района. На ряду с достижениями автор также выявляет недостатки данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОЛХОЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

11. Маликпур Чдмшед. Адабиёти намоишй дар Эрон. - Техрон, 1363 х.ш.

12. Нохид Абдулхусейн. Се муборизаи Машрута. -Табрез: 1384 х.ш.

13. Соносориён, Алез, Ч,унбиши хукуки занон дар Эрон, чопи аввал, нашри Ахтарон,

Техрон-1384 х.ш

14. Х,идоят Махдй К^улихон. Гузориши Эрон, ба макоми кушиши Мухаммадалии

Савтй. - Техрон, 1362 х.ш.

15. Шустер Мурган. Ихтиноки Эрон, тарчумаи Хдсан Афшор, Техрон: 1385 х.ш.

16. Lorentz, J.Historical Dictionary of Iran. 1995.ISBN0-8108-2994-0

СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ИРАНЕ С ПЕРИОДА КАДЖАРИДОВ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Сайид Кубад Муртазави Фарсани

В данной статье автор рассматривает социальное и правовое положение женщин Ирана с периода правления Каджаридов до сегодняшнего дня. Автор выявляет, что культурные, социально-экономические и религиозные факторы имели огромное влияние на социальное и правовое положение женщин Ирана в данном периоде. Особое внимание уделяется на то, что социальное и правовое положение женщин Ирана постепенно улучшался в данный период и эта тенденция продолжается до сегодняшнего дня.

Ключевые слова: права, социальное положение, женщины, защита прав, Каджария, Иран, культура, религия.

SOCIAL AND LEGAL STATUS OF WOMEN IN IRAN FROM THE KAJARIDS

PERIOD TILL TODAY

Sayed Ghobad Mortazavi farsani

In this article the author examined a social and legal status of women of Iran from the period of Kajarid's reign till today. The author reveals that cultural, social, economic and religious factors had huge influence on a social and legal status of women of Iran in this period of time. Special attention is given on a fact that a social and legal status of women of Iran was gradually improved during this period and this tendency continued till today.

Key words: rights, social status, women, protection of rights, Kajariya, Iran, culture, religion.

Cведения об авторе: Сайид Кубад Муртазави Фарсани - аспирант Института филолофии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, Тел: (+992) 917 117349, e-mail: mortazavifarsani@yahoo.com

Information about the author: Sayed Ghobad Mortazavifarsani - PhD student of Phylosophy, Political Science and Law Institute of the Academy of Science of the Republic of Tajikistan, tel.: (+992) 917 117349, e-mail: mortazavifarsani@yahoo.com

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОЛХОЗАХ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Х. Курбонзода

Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава

Центральный Комитет КПСС большое значение придавал коммунистическому воспитанию трудящихся в период строительства социализма. В постановлении ЦК КПСС "0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" говорится, что "необходимо добиться дальнейшего усиления идейно-воспитательной работы среди сельского населения. Воспитывать у трудящихся села высокую от-

103

ветственность за всестороннее и динамичное развитие сельского хозяйства, увеличение производства и продажи государству зерна, мяса, молока, хлопка, картофеля, овощей и других продуктов. В условиях индустриализации сельскохозяйственного производства крупных социальных изменений в деревне проявляют постоянную заботу о повышении общеобразовательного профессионального и культурного уровня сельских тружеников"(1).

Коммунистическая партия и Советское правительство в своих решениях и постановлениях по идеологическим вопросам обратили особое внимание на работу библиотек, требовали от партийных и советских органов усилить руководство библиотеками и оказывать им необходимую помощь, чтобы поднять политический уровень их работы с массами, особенно в сельской местности, потому что сельская библиотека является одним из важнейших очагов культурно - воспитательной работы. Она дает людям знания, приобщает их ко всем богатствам культуры, накопленным человечеством. Возможности активной работы библиотеки в массах сельского населения поистине безграничны. И чем выше эта активность, чем содержательнее, интереснее, разнообразнее формы и методы приобщения людей к общественной жизни, к знанию, к умению хозяйствовать, тем значительнее роль сельской библиотеки в решении задач, которые ставит сейчас партия перед тружениками сельского хозяйства.

С первых дней установления Советской власти в целях наибольшего удовлетворения потребностей трудящихся в книге и рациональной постановке библиотечного дела в стране В.И.Ленин требовал создания "организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книжку, не создавать параллельных организаций, а создавать единую планомерную организацию"(2,332).

Следуя указаниям В.И.Ленина по вопросам организации библиотечной работы на новых социалистических началах, Коммунистическая партия и Советское правительство проводили огромную работу по созданию широкой и организованной сети библиотек и улучшения их деятельности. При этом партия и правительство уделяли большое внимание на развитие библиотечной сети в ранее отсталых республиках.

Одним из проводников идейно-воспитательной работы среди тружеников села является библиотека. Поэтому В.И.Ленин большое значение придавал роли библиотек в деле коммунистического воспитания и просвещения трудящихся. Он неоднократно указывал, что строительство социалистического и коммунистического общества нужны сознательные, активные, всесторонне развитые, образованные и культурные трудящиеся. Еще до победы Октябрьской революции в статье "Что можно сделать для народного образования?" В.И.Ленин писал, что нужно "видеть гордость и славу публичной библиотеки не в том, сколько в ней редкостей, сколько каких-нибудь изданий ХVI века или рукописей X века, а в том, как широко обращаются книги в народе, сколько привлечено новых читателей, как быстро удовлетворяется любое требование на книгу, сколько книг роздано на дом, сколько детей привлечено к чтению и пользованию библиотекой"(3,348).

Гениальное указание В. И Ленина о приближении библиотек к народу начало осуществляться только после Великой Октябрьской социалистической революции и полностью осуществилось за годы Советской власти. Выполняя заветы Владимира Ильича Ленина, библиотечные работники кишлаков Таджикистана многое сделали для того, чтобы огромные книжные богатства библиотек стали достоянием всех колхозников, рабочих совхозов и интеллигенции села.

Широко использовались новые формы и методы библиотечной работы, направленные на дальнейшее улучшение пропаганды и распространение книг среди масс: организовывались передвижные библиотеки, популярным стало книгоношество на полевых станах и животноводческих фермах. Более разнообразной, конкретной и целенаправленной стала бы тематика проводимых библиотеками массовых

мероприятий: читательских конференций, литературных вечеров, вечеров вопросов и ответов, викторин и др.

В период строительства социалистического общества библиотеки сельской местности Таджикистана активно включились в пропаганду ленинского наследия. В библиотеках проходят теоретические и научно-практические конференции, посвященные ленинским наследиям. В период празднования ленинских дней они чаще стали пропагандировать такие произведения В.И.Ленина, как "Задачи Союзов молодежи", "Очередные задачи Советской власти", "О кооперации", "Развитие капитализма в России" и другие работы вождя, в которых показаны жизнь села и перспективные пути развития сельского хозяйства.

В 1974 г. ЦК КПСС принял постановление "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе", в котором предусматривалась перестройка работы библиотечной системы в стране. Перестройка библиотечной системы дала возможность, особенно сельским библиотекарям, чаще общаться с читателями. Ныне рабочее место любого сельского библиотекаря не только в библиотеке, но и в поле, на фермах, в клубе, в домах односельчан. Об этом свидетельствует содержательная работа Центральной библиотеки колхоза "Коммунизм" Вахшского района. Ею заведовала заслуженный библиотекарь Таджикской ССР Т.А. Скворцова. В библиотеке была составлена карта поселка и примкнувших к нему кишлаков. По инициативе Т.А.Скворцовой был организован библиотечный совет и "Команда Тимура". Эта команда пропагандировала книги среди колхозников. Силами ее членов библиотека каждый год выдавала своим читателям более 20 тыс. книг(4). В период празднования 110-летия со дня рождения В.И.Ленина библиотека организовала фото - иллюстрированные выставки: "В.И.Ленин с нами", "Великая программа строительства коммунизма", "Таджикистан за годы Советской власти" и др.

В год 50-летия образования Таджикской ССР и Коммунистической партии республики библиотека колхоза организовала выставки "Таджикистан за 50 лет", "Решения XXIV съезда КПСС в жизнь", "Цветущая долина" и др. Кроме того, по инициативе заведующей библиотеки были организованы читательские конференции по роману М.Горького "Мать", С.Айни "Рабы", "Смерть ростовщика", М.Турсунзаде "Голос Азии", М.Миршакара "Золотой кишлак" и др.(5).

Библиотеки Таджикской ССР накопили большой опыт по военно-патриотическому воспитанию сельских тружеников. В библиотеках стали традиционными встречи ветеранов революции и Великой Отечественной войны с колхозниками и рабочими совхозов. За период 1990 г. сельские библиотеки организовали 4570 таких встреч с ветеранами революции и войны. В республике особенно славится библиотека колхоза им.Ленина Гиссарского района. Книжный фонд библиотеки достиг 35350 экземпляров (б).Библиотека с участием ветеранов революции, войны и труда проводила военно-патриотические, трудовые вечера и конференции.

Кроме того, в дни юбилейных дат, здесь организовывались встречи читателей с участниками боев против басмачества, Героями Советского Союза, ветеранами труда и др. В библиотеке организовывали стенды и фотомонтажи "Наш односельчанин - Герой Советского Союза Чутак Уразов", "Герои гражданской войны из Гиссара", "По следам отцов" и др. Работа этой библиотеки по военно-патриотическому воспитанию характеризуется тем, что читатели активно помогали совету библиотеки в организации того или иного мероприятия. Кроме того, ежегодно ко дню Победы в библиотеке проводятся встречи ветеранов войны с молодыми колхозниками. Библиотека имела 1875 постоянных читателей(7).

В исследуемый период большое развитие получило библиотечное дело в сельской местности Таджикистана. Если в 1961 г. в республике было 885 библиотек с книжным фондом 4962 тыс.экземпляров (8), то в 1970 г. .в республике было 1164 библиотеки с книжным фондам 11914 тыс. экземпляров, а в 1990 г. число библиотек достигло 1648 с книжным фондом 13455 тыс. экземпляров. 3а этот период увеличилось и число

105

библиотек в сельской местности республики. Если в 1961 г. в распоряжении сельских читателей было 229 библиотек с книжным фондом 1350 тыс. экземпляров, то в 1990 г. их число достигло 400 библиотек с книжным фондом 8167 тыс. экземпляров(9).

В исследуемый период заметно росло число читателей колхозных библиотек. Подсчеты показывали, что самая многочисленная группа читателей состояла из механизаторов, доярок, полеводов и т.д.

В Регарском районе в 1970 г. работало 62 библиотеки с книжным фондом 206521 экземпляр. Только колхозные библиотеки имели 17257 постоянных читателей(10).

После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, который наметил программу широкого социального и культурно-бытового развития деревни, заметно усилилась роль колхозов в создании материальной базы культуры на селе. Рост производства сельскохозяйственных продуктов и укрепление экономики колхозов и совхозов явились материальной основой для прогрессивных социально- экономических и культурных преобразований на селе. Все это привело к серьезным позитивным изменениям в развитии материальной базы культуры в целом по стране и в Таджикистане в частности, В годы восьмой, девятой и десятой пятилеток в сельской местности Таджикистана за счет колхозов построено 310 новых зданий библиотек(11). Это позволило прийти к выводу о том, что за последнее десятилетие число сельских библиотек увеличилось вдвое. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице №23. Из данных таблицы видно, что после XXII съезда КПСС число библиотек в сельской местности увеличилось вдвое. Если в 1965 г. в кишлаках Таджикистана было 730 библиотек с книжным фондом 4362 тыс. экземпляров(11,33), то к концу десятой пятилетки число библиотек увеличилось до 1248 с книжным фондом 5288 тыс. экземпляров. В этот период увеличилось и число колхозных, библиотек. Если в 1961 г. в среднем на один колхоз приходилось 1,5 библиотеки с книжным и журнальным фондом 1700 экземпляров, то по данным 1980 г. в среднем на один колхоз приходится 3 библиотеки с книжным фондом 2700 экземпляров(13).

Количество книг и журналов в расчете на 100 человек жителей села в колхозных библиотеках с 1961 по 1990 гг. увеличилось почти в 1,5 раза. Книжный фонд колхозных библиотек возрос до 2690 тыс. экземпляров, или в 1,4 раза. Эти богатства культуры стали общим достоянием всех тружеников села, в том числе колхозников. Читателями колхозных библиотек 1961 г. были 32430 колхозников, а в 1990 г. постоянными читателями были 54240 колхозников. В 1961 г. в среднем на одну колхозную библиотеку приходилось по 120 читателей, а в 1990 г. на одну колхозную библиотеку приходилось по 250 читателей. Если в 1961 г. на одного читателя колхозной библиотеки выдавалось по 5 книг и журналов, то в 1990г. в среднем на каждого читателя было выдано по 16 книг и журналов(14).

Автором исследована деятельность библиотек 150 колхозов Курган-Тюбинской, Кулябской, Ленинабадской областей и ряда районов республиканского подчинения. Среди них 55 колхозов имели от 3 до 10 библиотек, 65 колхозов от 2 до 4 библиотек и 30 колхозов имеют только по одной библиотеке. Это вытекает из того, что некоторые колхозы экономически слабы, и они не могут создавать научно-культурные центры. Среди колхозных библиотек имеется много мелких и с бедным и устаревшим книжным фондом, практически утративших читателей. Многие колхозные библиотеки не оборудованы, не имели зданий и читальных залов. Библиотекой заведовали неквалифицированные кадры. Из 150 заведующих колхозными библиотеками около 60 % не имели специального образования. Нами обследована деятельность библиотек колхоза "Коммунизм" Вахшского района и колхоза им.Рудаки Пенджикентского района. Колхоз «Коммунизм» имеет 6 библиотек с книжным фондом более 36 тыс., а колхоз им. Рудаки - одну библиотеку с книжным фондом 2,5 тыс. В год в среднем на одного читателя библиотеки колхоза «Коммунизм» выдали по 17 книг, а библиотека колхоза им.Рудаки - 7 книг. В колхозе «Коммунизм» из общего числа колхозников 60% являлись читателями библиотеки, а в колхозе им. Рудаки - около 25%. По уровню образованности колхозников и интеллигенции эти колхозы занимают одно из первых

мест в республике. И, естественно, большая половина колхозников заинтересована в повышении своего идейно - теоретического уровня.

Но из-за отдаленности населенных пунктов труженики колхоза им. Рудаки не имели возможности, чтобы после рабочего дня повышать уровень своих знаний. В некоторых населенных пунктах нет центра культурно-бытового назначения.

В исследуемый период большой популярностью стали пользоваться личные библиотеки сельских тружеников, в том числе и крестьян. По данным 1990 г. более 48% семей колхозников Таджикистана имели свои личные библиотеки(15).

Укрепление материально-технической базы библиотек в исследуемый период сыграло большую роль в коммунистическом воспитании сельских тружеников, в том числе колхозного крестьянства, и совершенствовании культурно-просветительной работы в активизации колхозников в выполнении государственных планов.

Эти факты говорят о том, что в исследуемый период увеличилось число колхозных библиотек и их книжный фонд. Но если обратиться и конкретным примером, то становится ясно, что колхозные библиотеки слабо организовывают работу по вовлечению крестьян к культурно-просветительной работе. Исследования показывают, что в 1961-1990 гг. только 10% колхозников были постоянными читателями библиотек.

Работники колхозных библиотек в основном занимались обслуживанием читателей книгами и журналами и очень слабо организовывали работу по пропаганде, достижений сельскохозяйственной науки и опыта передовых колхозов, совхозов, агропромышленных объединений, советского патриотизма, воспитания трудящихся в духе сознательности, коллективизма и трудолюбия.

Только в отдельных случаях библиотеками проводились такие массовые мероприятия, как книжные выставки, громкие читки, коллективные обсуждения книг, литературные вечера, читательские конференции и беседы о книгах. Работники колхозных библиотек всю свою работу видели в выдаче книг и журналов. После полевых работ они почти не обслуживали читателей.

В исследуемый период число колхозных библиотек росло незначительными темпами. Это привело к тому, что на одну сельскую библиотеку приходилось девять населенных пунктов, что было крайне недостаточно для удовлетворительного обслуживания населения(16). Нужно отметить и тот факт, что на одну сельскую библиотеку приходилось 2708 человек(17). Это объясняется тем, что имеющаяся сеть библиотек недостаточна по отношению к численности населения, как в республике в целом, так и в сельской местности в частности.

В исследуемый период из 4800 кишлаков в целом по республике в 3920 селах отсутствуют массовые библиотеки(18). Эти населенные пункты обслуживались путем организации пунктов выдачи, передвижных библиотек, книгоношества, однако в связи с отдаленностью сельских и колхозных библиотек многие колхозники оставались вне библиотечного обслуживания.

Неблагоприятным было в 1961-1990 гг. участие колхозов в строительстве новых зданий библиотек. Так, например, из-за халатности руководителей колхозов в Науском районе - 20, в Пенджикентском - 20, Восейском - 35, Куйбышевском - 42, Дангаринском - 27, Регарском - 103, Колхозабадском - 50, Кумсангирском - 27, Орджоникидзеабадском - 113, Шаартузском - 47 кишлаков не имели библиотеки(19).

Имеющиеся колхозные библиотеки в основном не отвечали требованиям дня. Многие колхозные библиотеки были размещены в неприспособленных помещениях, плохо оборудованы, зимой не отапливались, не было электричества. Оформлены были библиотеки кустарным оборудованием, которое не отвечало требованиям дня.

Библиотеки были укомплектованы малоквалифицированными кадрами. Из 517 заведующих колхозными библиотеками только 15 человек имели среднее специальное образование (20).

Эти недостатки тормозили улучшение работы библиотек. В связи с этим работники колхозных библиотек не могли направить свои силы и энергию на

патриотическое и трудовое воспитание колхозников. Порою организованные ими мероприятия носили формальный характер и не могли вызвать интерес колхозников и проводимым мероприятиям...

В исследуемый период центрами пропаганды передового опыта стали клубы. Регулярными стали встречи передовиков и новаторов сельскохозяйственного производства с колхозниками, рабочими совхозов и др. Интересно проходили в клубах встречи передовиков сельского хозяйства с рабочими подшефных промышленных предприятий. Только в течение 1971 г. клубы колхозов Регарского района организовали 3945 таких мероприятий и лекций(21).

Деятельность клубов и домов культуры колхозов стала разнообразной. Если раньше в основном в клубах проводили совещания и разные мероприятия, то после 1965 г. клубы и дворцы культуры стали центрами проведения социально-экономических мероприятий. В 1961 г. в среднем каждый колхозный клуб или дворец культуры в год провел по 27 мероприятий, а в 1980 г. каждый из них организовал около 80 разных мероприятий(22).

Вошли в практику работы клубов недели культуры и искусства - ежегодные встречи сельских тружеников с жителями райцентров и городов. Эта своеобразная система творческих отчетов самодеятельных коллективов способствовала развертыванию соревнования между сельскими районами, содействовала улучшению культурного обслуживания их жителей.

В исследуемый период по инициативе экономически мощных колхозов были построены социально-культурные комплексы, которые оказывали действенную помощь трудовым коллективам в решении народно-хозяйственных задач, в совершенствовании культурно-просветительной работы и повышении квалификации самих работников сельской культуры. Клубы и дворцы культуры в сельской местности Таджикистана стали опорными пунктами организации полноценного отдыха и разумного использования свободного времени тружениками сел. За период с 1976 по 1990 гг. клубы и дворец культуры колхоза им. Урунходжаева Ходжентского района Ленинабадской области организовали 530 культурно-просветительных мероприятий, в которых участвовали 143910 колхозников и сельской интеллигенции(23). После принятия постановления ЦК КП Таджикистана и Совета Министров республики «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения республики»(24). началось укрепление материально-технической базы культуры на селе. На конец 1990 г. в сельской местности Таджикской ССР работали 1107 клубных учреждений, из которых 645 были колхозные клубы. На один сельский клуб Таджикистана приходилось 765 жителей (по сельской местности СССР эта цифра равна 845) (25). Многие укрупненные и экономически окрепшие колхозы построили наряду с клубами дома культуры. По данным 1990 г. при колхозах Таджикистана работало 182 дома культуры. Но дома культуры по сравнению с клубами в год провели вдвое меньше мероприятий. Это объясняется тем, что дома культуры очень огромны, их используют только при организации больших совещаний и праздников. Почти все дома культуры имели вместимость 250-400 мест, а клубы рассчитаны на 100 и 250 мест.

Цифры таблицы № 24 свидетельствуют о развитии клубных учреждений. Особенно увеличилось число клубов в сельской местности, в том числе в колхозах. В 1961 г. на один колхоз республики приходилось в среднем по 1,5 клуба, а в 1990 г. в среднем каждый колхоз имел по 3,9 клуба. Но нужно отметить, что клубы часто оставались пустыми. Они не использовались в воспитательной работе.

В условиях села клуб - нередко единственное универсальное учреждение, используемое как учебный класс, где проводятся занятия народных университетов, школы сельскохозяйственного мастерства, разнообразные лекции и курсы. Одновременно это концертный зал, театр и танцевальная площадка. В клубы, где хорошо налажена работа, люди с большим желанием приходят после трудового дня, чтобы отдохнуть, коллективно посмотреть выступления артистов или послушать хорошего лектора и т.д.

Исследование показывает, что, как и библиотеки, работники клубных учреждений не смогли показать свои силу и энергию в деле трудового и правового воспитания колхозников. Часто мероприятия, проводимые клубами и дворцами культуры, проходили формально и неинтересно. Клубы работали только в дни торжественных собраний, концертов, показа кинофильмов и т.д. Остальное время они пустовали. Особенно это было заметно в сезон полевых работ. Для поднятия духа колхозников они очень редко организовывали развлекательные мероприятия и т.д.

Важнейшей задачей клубов и домов культуры, как и всей культурно-просветительной работы, явилось содействие росту творческой активности народных масс, особенно в области культуры. Художественная самодеятельность является одной из важных форм народного творчества и эстетического воспитания трудящихся. Народная в своей основе она привлекает к творческой деятельности широкие массы трудового населения. В период совершенствования строительства социализма создаются наиболее благоприятные условия для массового развития художественной самодеятельности. «Массовое участие рабочих, колхозников, интеллигенции, студенческой, учащейся и армейской молодежи в художественном творчестве, - говорится в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества», - является характерной чертой социалистического образа жизни, ярким проявлением духовного богатства советского народа»(26).

Доказано, что художественная самодеятельность является основной формой народных талантов и творческого участия трудящихся в развитии культуры. С каждым годом росла ее массовость, идейно-художественный уровень, исполнительское мастерство. Если в 1966 г. в республике было 1754 кружка художественной самодеятельности(27), то в 1990 г. в Таджикистане работало 2500 кружков художественной самодеятельности, в которых участвовало более 36 тыс.рабочих, колхозников и интеллигенции(28).

Характерной чертой качественного подъема художественной самодеятельности является появление новой высшей формы художественной самодеятельности -народного театра. На базе кружков художественной самодеятельности появились народные театры, хоровые и музыкальные коллективы.

В исследуемый период большое развитие получили народные театры. Если в начале 60-х годов в сельской местности республики работало 12 народных театров, то в 1990 г. их число достигло 17. Репертуар народных театров включает такие спектакли, как «Поэма о Бибизайнаб», «Говорящий чинар», «Тяжелая операция», «Квартирант», «Дохунда», «Слуга двух господ», «Бай и батрак» и др. В 1966 г. народные театры показали 638 спектаклей и концертов для колхозников и рабочих совхозов, на которых присутствовало 1652 тыс. зрителей(29). В 1990 г. силами народных театров труженикам сел республики было показано 1552 спектакля и концерта. Широкую известность приобрел не только в Таджикистане, но и за рубежом ансамбль «Чашма» народного театра колхоза им. Ленин, Восейского района Кулябской области. В 1978 г. ансамбль этого театра стал победителем Всемирного конкурса этнографических коллективов в Польше(30).

Кружки художественной самодеятельности и народные театры играли важную роль в подготовке и воспитании хороших, талантливых деятелей культуры и искусства. В исследуемые годы из числа коллективов художественной самодеятельности колхозов республики вышли такие мастера сцены, как народный артист Советского Союза Д.Муродов, заслуженные артисты республики К.Касымов, Х.Ходжаева, Д.Набиев и многие другие(31).

Таким образом, в исследуемый период творческая деятельность во всех областях культуры становится особенно плодотворной и доступной для всех членов общества, все более широкий размах получают наряду с профессиональным искусством народные театры, массовая самодеятельность и другие формы народного творчества.

Но нужно отметить, что в исследуемый период социально-культурные центры колхозов не смогли в полной мере направить свои возможности на привлечение

крестьян к массово-культурной работе. Порою работа клубов, дворцов культуры, народных театров и кружков художественной самодеятельности проходила формально. Они не смогли получить общественный характер. В большинстве колхозов отсутствовали культурные центры, а в некоторых имеющихся клубах здания использовались под склады, парикмахерские чайханы и т.д.

.В период 1961-1990 гг. характеризуется дальнейшим развитием кино в Таджикистане. Если в 1965 г. было 750 киноустановок, то в 1990 г. в республике насчитывалось 1150 киноустановок, из них 70% в сельской местности.

Значительно возросла посещаемость кино. Фильмы производства «Таджикфильм» «Ниссо», «Смерть ростовщика» и другие стали популярными среди трудящихся республики. Только в 1966 г. кинофильм «Смерть ростовщика» в республике смотрели 75 тыс., из них в сельской местности - 29,4 тыс.зрителей(31). Фильмы «Сказание о Рустаме», «Сказание о Сиявуше» демонстрировались в сельской местности Таджикистана. Эти фильмы смотрели 57 тыс.сельских зрителей республики. Эти фильмы стали популярными среди тружеников сел республики, потому что они рассказывают о дореволюционной культуре и быте таджикского кишлака.

«Таджикфильм» в идейно-политическом воспитании сельских тружеников республики, в том числе колхозников, играет большую роль. В годы восьмой, девятой и десятой пятилеток студия создала ряд фильмов, которые отражают жизнь наших героев сел. К ним относятся фильмы «Зумрад», «Джура-саркор», «12 часов жизни» и документальные фильмы о колхозах «Коммунизм» Вахшского района, им. Ленина Пролетарского района, им. Ленина Восейского района, им. Горького Курган-Тюбинского района и др.(32).

Из данных, приведенных в таблице № 25 известно, что в годы десятой пятилетки к услугам сельских жителей села представлено 829 киноустановок, или в 2,1 раза больше, чем в 1961 году.

Особенно быстрыми темпами развивалась кинофикация в сельской местности Таджикистана после XXIII съезда КПСС. За этот период число стационарных киноустановок в сельской местности увеличилось почти в 3,7 раза.

Но опыт показывает, что посещение кино свое развитие получило только в райцентрах и поселках городского типа сельской местности. А в отдаленных горных кишлаках почти не показывали ни одного кинофильма.

На основе решений мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС колхозы большое внимание уделяли вопросам строительства кинотеатров. За этот период кинотеатры были построены в колхозах им. Ленина Гиссарского района, «Уяли» Куйбышевского района, им. Ленина Пролетарского района и др(33). За исследуемый период колхозами построено 112 кинотеатров(34).

В результате роста сети кинотеатров и стационарных киноустановок намного расширились возможности сельских тружеников смотреть кинофильмы, все больше приобщаться к одному из важнейших, по выражению В.И.Ленина, видов искусства.

В условиях Таджикистана исключительную роль в интернациональном воспитании трудящихся играют чайханы. Этот культурно-бытовой центр играет огромную роль в сплоченности людей разных национальностей. В исследуемый период особенно увеличилось числа чайхан в колхозных кишлаках и поселках. По данным управления колхозов в 1990 г колхозы имели 317 красных чайхан(36). Только в колхозах Турсунзадевского района работала 21 чайхана, из которых четыре чайхана принадлежали труженикам полей колхоза им. Калинина(37).

Наряду с этими культурными центрами все возрастающую роль в идейном, политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании колхозников играют народные университеты. Они зародились еще в конце 50-х годов, быстро завоевали общественное признание.

В период строительства социалистического общества прошлого века в патриотическом и трудовом воспитании трудящихся большая роль принадлежит

народным университетам. В постановлении ЦК УКПСС от 8 октября 1968 г. «Об улучшении работы народных университетов» говорится: «...в современных условиях коммунистического строительства, дальнейшего научно-технического процесса деятельность партии и государства по преодолению различий между городом и деревней, по повышению образовательного и культурного уровня трудящихся, роль народных университетов еще более возрастает»(38). Деятельность народных университетов на селе особенно активизировалась после XXIV съезда КПСС. Новые задачи, поставленные перед сельскими тружениками по дальнейшему подъему сельскохозяйственного производства вызвали к жизни потребность к обогащению общих и специальных знаний, стремление новых слоев сельского населения расширить свой кругозор через народные университеты.

Среди сельских народных университетов плодотворную роль играют народные университеты сельскохозяйственных знаний, в которых занимаются бригадиры, механизаторы, зоотехники, заведующие отдельными животноводческими фермами и другие. В 1961 г. в сельской местности Таджикистана был 131 народный университет, из которых всего 35 были университетами сельского хозяйства. В период между XXII и XXVI съездами КПСС народные университеты увеличились в численном составе и с качественной стороны. По данным 1990 г. в сельской местности республики имелось 503 народных университета, из которых 235 были народными университетами сельского хозяйства(39).

Если в 1965 г народные университеты сельского хозяйства были при 19 колхозах республики, то в 1990 г. подобные народные университеты функционировали при 135 колхозах(40). В исследуемый период в республике славились такие народные университеты сельского хозяйства, как колхозы им. Ленина Пролетарского района, им. Ленина Восейского района, «50 лет СССР», им. К.Маркса, «Коммунизм» Канибадамского района, «Коммунизм» Вахшского района, им. Калинина Турсунзадевского района, им. Куйбышева Матчинского района и другие. Самый популярный народный университет сельскохозяйственных знаний был в колхозе им. Ленина Пролетарского района Ленинабадской области. Университет объединял 335 слушателей(41). Ректором народного университета был дважды Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, председатель колхоза Абдугафар Самадов. Этот народный университет имеет 4 факультета: хлопководства, экономики и организации сельскохозяйственного производства, механизации и электрификации, культуры и быта. Слушателями университета являлись специалисты, заведующие отделениями, бригадиры, агрономы, заведующие животноводческими фермами, зоотехники, фельдшеры поливальщики, механизаторы, домохозяйки и др. Перед слушателями с лекциями выступали главные специалисты колхоза, руководящие партийные и советские организации района, области, приглашались ученые из вузов, Академии наук республики. На лекциях и практических занятиях использовались разнообразные методы учебной работы, показывались последние достижения науки и техники в сельском хозяйстве.

В исследуемый период большое развитие получила пропаганда аграрных знаний среди тружеников сел республики, так как в исследуемые годы пропаганда аграрной политики КПСС явилась одним из важнейших направлений деятельности народных университетов республики. В пропаганде аграрной политики особое внимание уделялось вопросам специализации и концентрации производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, открывавшей большие возможности для быстрого роста объема производства, снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции. В условиях бурной научно-техническое революции систематическое пополнение и обновление знаний становится жизненной необходимостью советских людей. Важную роль в удовлетворении этой возросшей тяги трудящихся к знаниям и расширению своего политического и культурного кругозора играют народные университеты. В решениях XXIV съезда

КПСС говорится: «.развивать народные университеты и другие массовые формы самообразования, повышение культурного уровня, эстетического и художественного воспитания народа»(42).

Настоящими центрами пропаганды и внедрения в колхозное и совхозное производство новейших достижений сельскохозяйственной науки и передового опыты стали многие народные университеты сельскохозяйственных знаний. Хорошо в этом отношении зарекомендовали себя также такие университеты, как колхозы «50 лет СССР» и им. К. Маркса Кабадианского района. Например, до середины 70-х годов на сборе тонковолокнистых сортов хлопчатника не использовали хлопкоуборочные машины, так как машины завода «Узбексельмаш» не были приспособлены к этому. В 1976 г. Слушатели факультета механизации и электрификации народного университета сельского хозяйства колхоза им. К.Маркса изменили структуру некоторых частей хлопкоуборочных машин марки «ХТ-1,2» Узбекистан и приспособили их к сбору тонковолокнистых сортов. На следующий год этот метод дал свой эффект. В 1980 г. Силами механизаторов колхоза было собрано 3 тыс. тонн хлопка-сырца машинами, из которых 2500 т. тонковолокнистых сортов(43). В этом же году в широком масштабе в Курган-Тюбинской области был использован метод слушателей народного университета сельскохозяйственных знаний колхоза им. К.Маркса.

Практика работы народных университетов показала, что эта форма учебы приближает слушателей к живым делам предприятий колхоза, дает возможность соединять теоретические знания с конкретной деятельностью производства, помогает вскрывать недостатки в работе и находить пути их устранения, ставить на службу народного хозяйства, неиспользованные резервы.

В республики и за её пределами были известны многие начинания, которые родились на полях и фермах колхоза им. Урунходжаева. Тут и глубокая перепашка земли, и быстрая перевозка хлопка, и наиболее рациональная технология подкормки хлопчатника, и до мелочей продуманная механизация животноводческих ферм, и многое другое. И в том, что колхоз им. Урунходжаева по праву считалась школой передового опыта, что здесь неуклонно растут урожаи при сокращающихся затратах, что хозяйство могла считаться образцом наиболее эффективного использования земли во всем этом есть и заслуга народного университета. В 1990 г. При плане с каждого га. по 32 ц. в колхозе собранно в среднем по 40 ц. хлопка - сырца(44).

В успешной работе народных университетов возможную роль играло качество лекций, беседы, практические занятия, умелое использование наглядных пособий. Большую помощь университетам оказывали высшие учебные заведения и научно -исследовательские институты республики. Ученые Таджикского сельскохозяйственного института шефствовали над народным университетом сельского хозяйства Курган-Тюбинской области. Преподаватели и профессора института читают для слушателей подшефных народных университетов лекции, проводят с ними практические занятия по растениеводству, животноводству, экономике, организации сельскохозяйственного производства(45).

Вместе с тем следует отметить, что в работе народных университетов по коммунистическому воспитанию колхозников имелись серьезные недостатки. Неравномерно развивается сеть народных университетов. Мало их было в Колхозобадском, Комсомолобадском, Гармском, Коммунистическом, Вахшском, Ордженикидзобадском, Айнинском, Гиссарском и некоторых других районах, а в ряде районов их не было совсем.

В некоторых университетах очень мало слушателей. Не везде принимались меры по улучшению качества занятий, развитию наиболее эффективных форм и методов овладения знаниями.

Однако в деле улучшения культурного обслуживания сельского населения, в частности, колхозного крестьянства республики, предстоит еще большая работа. И в настоящее время не во всех еще кишлаках имеются хорошие клубы и дворцы культуры,

киноустановки, библиотеки, чайханы и другие культурно-просветительные учреждения. Во многих местах ощущались недостатки и объясняются, в первую очередь, тем что, они большей части не укомплектованы специалистами, и работа по повышению их квалификации была организована неудовлетворительно. Например, из 645 клубных учреждений и дворцов культуры, принадлежащих в 1990 г. колхозам республики, 87% не имели специального образования(46).

Эти недостатки, прежде всего, ощутимы были в деятельности культурно-просветительных учреждений колхозов в деле стирания культурно-бытовых различий между городом и деревней. Культурные учреждения села не стали основным центром культурного досуга колхозного крестьянства и рабочих совхозов. Они не смогли превратиться, а центр пропаганды идей партии и передового опыта среди тружеников села. В большинстве клубы, библиотеки из-за несодержательной работы пустовали. Порой организуемые ими мероприятия проходили скучно и формально. Для оживления работы учреждений культуры села нужны знающие и толковые кадры.

Таким образом, исследование проблемы развития культурно- просветительных учреждений колхозов республики в 1961-1990 г.г. показывает, что эти культурные очаги ещё не превратились в центры трудового и нравственного воспитания колхозного крестьянства. Надо отметить, что руководители хозяйств, партийные организации села не удаляли должного внимания вопросами развития культурно-просветительных учреждений. Поэтому работа этих важных звеньев трудового и нравственного воспитания тружеников села была пущена на самотек и от них, было очень мало отдачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы //Правда. - 1979. - 26 апр.

2. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию // Полн.собр.соч. - Т.38. - С.332.

3. Ленин В.И. Неверная ошибка // Полн.собр.соч. - Т.23. - С.348.

4. Текущий архив Министерства культуры Таджикской ССР: отчет за1975г.

5. Новый этап в развитии культуры таджикского народа: Сб. научных трудов. -Душанбе, 1983. - С.31.

6. Текущий архив колхоза им.Ленина Гиссарского района: годовой отчет за 1990 г.

7. Текущий архив колхоза им.Ленина Гиссарского района: годовой отчет за 1980 г.

8. Советский Таджикистан за 60 лет. - С.291.

9. ЦГА Тадж.ССР. - Ф.1483. - Оп.1. - Д232. - Л.40.

10. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.16, - 0п,15. - Д.36. - Л.13,

11. Новый этап в развитии культуры таджикского народа. - С.32.

12. Там же. - С.33.

13. Архив МСХ Тадж.ССР. - Ф.1. - Оп.12. - Д.125. - Л.43

14. Расчеты сделаны по материалам ЦГА Тадж.ССР. - Ф.1483. - Оп.64. - Д.491. -Л16; Архив МСХ Тадж.ССР. - Ф.1. - Оп.12. - Д.1017. - Л.44; Д2605. - Л.34.

15. Архив МСХ Тадж.ССР - Ф.1. - Оп.12. - Д.2501. - Л.147

16. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.3. - Оп.173. - Д.24. - Л.63

17. Архив МСХ Тадж.ССР - Ф.1. - Оп. 12. - Д. 16. - Л.36

18. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.3. - Оп.176. - Д.-27. - Л.13-14.

19. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.3. - Оп.176. - Д.27. - Л.23

20. Архив МСХ Тадж.ССР - Ф.1. - Оп. 12. - Д. 14. - Л.65

21. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.3. - Оп.17. - Д.-23. - Л.6.

22. Архив МСХ Тадж.ССР. - Ф1.- Оп.12.- Д.2600.-Л.45

23. Текущий архив колхоза им. Урунходжаева Ходжентского района: Отчет за 1976-1980 гг.

24. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.3. - Оп.12. - Д.2600. - Л.45

25. Текущий архив Министерства культуры Таджикской ССР: Отчет за 1980 г.

26. О мерах по дальнейшему развитию художественного творчества // Правда. - 1978. - 2 апр.

27. Художественные сокровища //Коммунист Таджикистана - 1974 - 4 апр.

28. О работе кружков / Тоджикистони Совети. - 1981. - 15 февр.

29. Текущий архив Министерства культуры Таджикской ССР: отчет за 1990 г.

30. Текущий архив колхоза им. Ленина Восейского района: Годовой отчет за 1978 г.;

31. Коммунист Таджикистана. - 1978. - 10 сент

32. Новый этап в развитии культуры таджикского народа - С.38.

33. ЦГА Тадж.ССР - Ф.1483. - Оп.39. - Д.632. - Л.47.

34. ЦГАОР СССР. -Ф.441. - Оп.1. - Д.2659. - Л.3.

35. Архив МСХ Тадж.ССР - Ф.1. - Оп.12. - Д.2597. - Л.51.

36. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.16. - Оп.11. - Д.16. - Л.101.

37. Архив МСХ Тадж.ССР - Ф.1. - Оп.12. - Д.2607. - Л.60.

38. ПА ТФ ИМЛ. - Ф.16. - Оп.11. - Д.37. - Л.74.

39. Сборник документов о развитии народных университетов в СССР. - М.: Политиздат, 1971. - С.11.

40. Текущий архив общества «Знание» Таджикской ССР: отчет за 1990 г.

41. Архив МСХ Тадж.ССР. - Ф.1. - Оп.12. - Д.125. - Л.41.

42. Текущий архив колхоза им. Ленина Пролетарского района Ленинабадской области: отчет за 1990 г.

43. Директивы XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. - М.: Политиздат, 1971. - С.42.

44. Текущий архив колхоза им. К.Маркса Кабадианского района Курган-Тюбинской области: отчёт за 1990г.

45. Текущий архив колхоза им. Урунходжаева Ходженского района: Годовой отчет за 1980 г.

46. Текущий архив колхоз Курган-Тюбинской областной организации общества «Знание»: отчёт за 1990 г.

47. ПА ТФ ИМЛ. - Ф. 16,.- оп. 28. - Д.З. - Л. 15.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОЛХОЗАХ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Х. Курбанзада

В данной статье автор рассматривает культурные достижения таджикских сел в конце XX-го века. На основе архивных данных и периодического издания автор анализирует сельскую культуру на примере Таджикистана и подчеркивает роль колхозов в этом направлении. Приводятся конкретные данные о деятельности передовых колхозов им. Ленина района Пролетар (Дж. Расулова), «Коммунизм»-а Вахшкого района, колхоза им. Горький Кургантюбинского района. На ряду с достижениями автор также выявляет недостатки данного направления.

Ключевые слова: Культура, село, колхоз, посёлки, библиотеки, школы, чайханы, клубы, театры, ансамбль и др.

DEVELOPMENT OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN COLLECTIVE FARMS OF THE REPUBLIC

Khonali Qurbonzoda

In the article the author considers the realization of plans of socialist building demanded the complex decision of economic and social problems. One of the important conditions was the further perfection of all ideologically-educational work in the weights which increase of a role dictated a level of development of our society.

Сведения об авторе: Курбонзода Хоналй- доцент кафедры истории Кургантюбинского государственного университета им. Н. Хусрава, тел: (+992)905-80-01-01.

Information about the author: Khonali Qurbonzoda- is an associate professor of department of history of Kurgantybe of state university the name of N.Husrav, hpone: (+992) 905-80-01-01.

ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ШУРАБСКОЙ ОРОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Алимов Д. Х., Наботов Ф. С.

Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава

Основные работы по восстановлению ирригационной сети, улучшению мелиоративного состояния земель и строительству головных ирригационных сооружений начались в первом году послевоенной пятилеток.1

Перед государственными, хозяйственными и водохозяйственными органами и всеми тружениками сел стояла первостепенная задача - скорейшее восстановление и дальнейший подъем сельскохозяйственного производства, и особенно хлопка-сырца, которое пострадало больше всех других отраслей. Программой дальнейшего развития хлопководства и ирригационных сооружений послужили постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 21 сентября 1945 г. «О дальнейшем развитии хлопководства в Таджикской ССР» и от 12 июня 1946 г. «О плане и мероприятиях по восстановлению и дальнейшему подъему хлопководства в Таджикской ССР на период 1946-1950 гг.» В 1946 г. намечалось восстановить 8 тыс. и в 1947 г. 12 тыс. га площадей, пригодных для обработки.2

Расширение поливных земель во многом зависело от восстановления и развития особенно крупных ирригационных сооружений. Поэтому в намеченных планах большое место было отведено водохозяйственному улучшению районов республики, и прежде всего хлопководческих зон.3

В годы послевоенной пятилетки намечалось провести работы по строительству оросительных систем и коллекторно-водосбросной сети для обеспечения прироста 17,8 тыс. га новых земель с распределением по объектам республики.4

В рассматриваемый период основными головными ирригационными сооружениями являлись в Вахшской долине, канал Шурабад и строительство коллекторов в Куйбышевском районе (ныне район им. А. Джами).5

Намечались крупные водохозяйственные работы по переустройству ирригационной сети в районах Вахшской долины. Надо было в сравнительно небольшой срок превращать в плодородные поля тысячи гектаров заболоченных и засоленных в годы войны земель.

Для переустройства Вахшской ирригационной системы старого орошения во всех районах долины развернулась всенародная работа. В ней принимали активное участие кроме таджикских дехкан, ирригационно - мелиоративные специалисты представителей таких народов как русские, узбеки, киргизы, туркмены, казахи, украинцы, белорусы, армяне, немцы и т. д. В результате чего магистральные каналы и коллекторы не только очистились, но и значительно расширились и усовершенствовались.6

Вместе с тем в ирригационном строительстве и восстановлении отдельных водохозяйственных сооружений республики имели место существенные недостатки.

1 Абулхаев Р. А. Развитие ирригации и освоение новых земель в Таджикистане. - Душанбе: Дониш, 1988. - С.55.

2 Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане. - Душанбе, 1965. - С.220.

3 Абулхаев Р. А. Развитие ирригации и освоение новых земель в Таджикистане. - Душанбе: Дониш, 1988. - С.56.

4 ЦГА РТ. - Ф.288. - Оп.9. - Д.21. - Л.126-127.

5 Абулхаев Р. А. Развитие ирригации и освоение новых земель в Таджикистане. - Душанбе: Дониш, 1988. - С.56.

6 Абулхаев Р. Вклад трудящихся советских республик в водохозяйственном строительстве и освоение новых земель Таджикистане (30-е и первая половина 80-х годов ХХ в.). - Душанбе, 2006. - С.44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.