Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ТАДЖИКИСТАНА В 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА'

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ТАДЖИКИСТАНА В 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БИБЛИОТЕКА / ПЯТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ / БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ / СОХРАННОСТЬ КНИЖНЫХ ФОНДОВ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УЧЁТ И ОТЧЕТНОСТЬ / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ПОЛОЖЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / HISTORY / HISTORIOGRAPHICAL ANALYZE / LIBRARIES / FIFTY YEARS / LIBRARIES' NETWORK / RULES AND REGULATIONS OF DOCUMENTS / GATHERING / SAVING OF BOOKS' FUNDS / PLANNING / ACCOUNTS / AFTER MILITARY PERIOD / POSITION / WORK'S ORGANIZATION / METHODOLOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухидинов Сайдали Раджабович, Раджабова Салима Советовна

В статье авторы на основе историографического анализа литературы, вышедшей в 50-х годах ХХ в., рассматривают важнейшие вопросы, касающиеся восстановления и развития деятельности библиотек республики в этот период. Исследование показало, что министерства и ведомства, осуществляющие контроль за деятельностью библиотек, занимались подготовкой нормативно-правовых документов, инструктивно-методических документов по определению статуса и нормального функционирования сети библиотек в республике. Особенно важно было комплектование и сохранность книжных фондов, планирование, учёт и отчётность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF STUDY OF LIBRARIES OF TAJIKISTAN IN THE 50TH OF THE XX CENTURY

He authors have being considered the main issues based on historiographical analyze in literature, which issued in 50 yrs in this article, concerning the rehabilitation and development of libraries’ activities of the republic in ХХ century in 50yrs. The research showed that the Ministry and Bodies managing the libraries have engaged with preparation of rules and regulations of documents, teaching material on determination status and normal functioning of the libraries’ network in the republic. It was particularly important the gathering and saving of books’ funds, planning and accounts.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ТАДЖИКИСТАНА В 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА»

Рашид ад-Дина и ан-Насави, а также современных авторов анализирует историю церемониала возведения на престол правителей из династии Хорезмшахов. В частности автор делает акцент на происшедшем изменение в отношении аббасидского халифата представителями династии Хорезмшахов, так как их власть не признавалось халифатом. Отмечается, что придворные поэты стали участвовать в церемониале возведения на престол именно в период правления Хорезмшаха Текеша. Освещено история борьбы представителей династии Хорезмшахов за власть верховного правителя. Показано значение и торжественный характер проведения церемониала возведения на престол. Отмечается негативные последствия проведения дорогостоящего церемониала возведения на престол.

Ключевые слова: династия Хорезмшахов, церемониал возведения на престол, принесения присяги, панегирические стихи, придворные, аббасидский халиф.

ENTHRONEMENT CEREMONY OF KHOREZMSHAHS

In the article the author analyzes the history of the ceremonial of the rulers of the Khorezmshah dynasty based on the study of medieval sources, in particular, Juvaini, Rashid ad-Din and an-Nasavi, as well as contemporary authors. In particular, the author emphasizes the change in relation to the Abbasid caliphate by the representatives of the dynasty of Khorezmshah, since their authority was not recognized as a caliphate. It is noted that the court poets began to participate in the ceremonial erection of the throne during the reign of Khorezmshah Tekesh. The history of the struggle of representatives of the dynasty of Khorezmshahs for the power of the supreme ruler is highlighted. The significance and solemn nature of the ceremonial of the enthronement is shown. The negative consequences of carrying out an expensive ceremonial of the enthronement are noted.

Key words: dynasty of Khorezmshahs, ceremonial of enthronement, taking oath, panegyric verses, court, Abbasid caliph.

Маълумот дар борам муаллиф:

Хусенов Фаррух Рахцмович, муаллими кафедраи таърихи умумии Донишгощ давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail:_farrukh 2522@mail.ru

Сведения об авторе:

Хусенов Фаррух Рахимович, преподаватель кафедры Всеобщей истории факультета истории и права Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: farrukh 2522@mail.ru

About the author:

Husenov Farruh Rahimovich, the teacher of the Chair of General History of Khujand State University named aftar academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:_farrukh 2522@mail.ru

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ТАДЖИКИСТАНА В 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА

Мухидинов С. Р., Раджабова С. С.

Таджикский государственний институт искусств и культуры им М. Турсун-заде

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) нанесла огромный урон народному хозяйству и культуре советской страны. Значительно пострадала в годы войны и Таджикская республика. Немаловажное значение в послевоенном восстановлении страны имели культурно-просветительные учреждения, в том числе библиотеки. «В годы войны библиотечная сеть сильно сократилась. Книжные фонды многих библиотек износились, значительное количество книг, а иногда целые библиотеки были переданы воинским частям и госпиталям. Поэтому сразу после войны началась работа по восстановлению сети библиотек в республике и их книжного фонда» [5, 219].

В данной статье мы попытаемся с историографическим подходом рассмотреть важнейшие вопросы, касающиеся восстановления и развития деятельности библиотек республики в 50-х годах ХХ века. В данной статье историографический анализ осуществлен согласно строгим

принципам данной науки. По словам известного таджикского историографа, доктора исторических наук, профессора О. Бокиева, «надо подвергать критическому историографическому анализу труды и статьи различных авторов по строгой хронологической последовательности выхода их в свет. Только этим путём историографу удаётся объективно и достойно оценить труд каждого и наблюдать развитие исторической науки» [2, 8].

Исследование показало, что в начале 50-х годов ХХ в. руководящие органы культурно-просветительных учреждений республики и главный методический центр библиотек республики - Государственная публичная библиотека им. А.Фирдоуси (ГПБ) обратили внимание, прежде всего, на обеспечение инструктивно-методических и нормативных документов по функционированию сети библиотек в республике.

Так, в 1950 году Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Таджикской ССР выпустил инструктивные материалы и формы учёта под названием «Основные правила организации работы (районных, городских, кишлачных и детских библиотек)» [7]. Они обязывали библиотеки всех видов, типов и ведомственной принадлежности руководствоваться этими правилами в своей деятельности. «Основные правила...» состоят из следующих разделов: «Учёт книги», «Кодирование литературы», «Каталоги библиотеки», «На основе инструкции привести в порядок книги», «Расстановка книг», «Выдача книг по абонементу», «Расстановка книг в читальных залах», «Организация передвижных библиотек и книгонош», «Хранение книг. Проверка книжных фондов», «Учёт работы в библиотеке», «Хранение документации библиотек. Опись документации». Каждый раздел подробно раскрывает процесс работы библиотек в том или ином направлении. Например, раздел «Учёт книги» состоит из шести подразделов: «Приём новых книг», Правила учёта», «Виды и типы формы учёта», «Брошюры, имеющие временный характер», «Учёт книги в совокупности», «Индивидуальный учёт (инвентарный учёт) вошедших книг». Эти подразделы делятся ещё на более мелкие подразделы. В каждом из них подробно описываются основные правила учёта произведений печати в библиотеках разного типа. На наш взгляд, в годы послевоенного восстановления это было своевременно и важно, так как самым главным в деятельности библиотек было, прежде всего, комплектование, хранение фондов и обслуживание читателей.

Оказание методической помощи библиотекам республики активизировалось после открытия методического отдела Государственной публичной библиотеки им.А.Фирдоуси в 1950 году. Этот отдел строил свою работу исходя из ключевых функций Государственной публичной библиотеки, как методический и координационный центр для библиотек всех систем и ведомств республики. Отдел не только начал выпускать инструктивно-методические пособия, но и оказывать конкретную помощь библиотекам на местах.

Нижеследующая работа под названием «В помощь организаторам колхозных библиотек. Какая литература нужна для колхозных библиотек» [1] была подготовлена и издана этим же отделом в 1950 году. В ней даётся список литературы для вновь организованных колхозных библиотек. Работа имеет краткое «Введение», где, в частности отмечается, что уже 500 колхозов в Таджикистане организовали свои библиотеки. План культурного строительства в Таджикской ССР предусматривал, что в 1950-1951 гг. в каждом колхозе необходимо организовать библиотеки. Данный список литературы составлен на основе «Летописи книги» Книжной палаты Таджикской ССР и представляет основную литературу для комплектования колхозных библиотек, вышедшую за последние 10 лет [1, 5-6]. Обращение к работе колхозных библиотек говорит о том, что ликвидация неграмотности в сельской местности завершается, и население начинает посещать библиотеки в целях повышения общекультурного уровня своих знаний в области сельского хозяйства и техники. Это подтверждает, во-первых, список литературы, который специально предназначен для сельских читателей и рекомендации, которые дали специалисты методического отдела Государственной публичной библиотеки им А.Фирдоуси.

Среди библиотек всех видов и типов - школьные библиотеки имели свои особенности. В 50-х годах школы делились на начальные, семилетние и средние. Исходя из этих особенностей, и особенно читательского значения, были созданы библиотеки для таких учебных заведений. Поэтому Министерство просвещения Таджикской ССР - ведомство, в подчинении которого находились эти библиотеки, обращает внимание на их деятельность.

В 1951 году Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при Совете

Министров Таджикской ССР для юридического оформления библиотек, как субъекта юридической деятельности, был подготовлен «Паспорт государственной массовой библиотеки» [11]. По содержанию паспорт определяет все виды деятельности, осуществляемые массовыми библиотеками.

В 1953 году Министерством просвещения Таджикской ССР опубликовано «Положение о школьных библиотеках начальных, семилетних и средних школ [12]. Положение состоит из 5 разделов и определяет основные задачи школьной библиотеки, правила и обязанности библиотекарей, помещение и оборудование библиотеки, бюджет библиотеки. Например, в третьем разделе «Права и обязанности библиотекарей» определено, что должность библиотекаря устанавливается в соответствии с типовыми штатами, утвержденными Советом Министров СССР. На должность библиотекарей в семилетней и средней школе назначаются лица, имеющие специальное библиотечное и педагогическое образование. В начальной школе руководство библиотекой возлагается на одного из учителей школы за особую оплату [12, 6]. Министерство культуры Таджикской ССР как орган, определяющий политику в области культуры, всячески оказывало методическую помощь этим специальным типам библиотек.

С целью оказания помощи культурно-просветительным учреждениям республики позже при Министерстве культуры Таджикской ССР был открыт Республиканский научно-методический кабинет. В 1954 году этим научно-методическим кабинетом выпущено «Положение о колхозной библиотеке» [13]. «Положение» утверждено зам. министра сельского хозяйства и культуры 31 марта 1954 года. «Положение» состоит из трёх разделов и 20 статей. В первом разделе «Общие вопросы» речь идёт о создании колхозной библиотеки, обеспечении помещением, ее содержание. Во втором разделе «Задачи и содержание работы колхозной библиотеки» определяются основные задачи колхозной библиотеки, такие как распространение книг, газет, журналов среди колхозников, повышение общекультурного уровня, содействие колхозникам, колхозницам в овладении агрономическими, зоотехническими знаниями. В соответствии с указанными задачами определяются конкретные работы. Третий раздел «Заведующий колхозной библиотекой (библиотекарь)» в 7 пунктах раскрывает основные функции и обязанности заведующего библиотекой. В частности: «Заведующий колхозной библиотекой (библиотекарь) назначается правлением колхоза. Он несёт непосредственно ответственность за комплектование, учёт и сохранность книжного фонда и за состояние работы по обслуживанию читателей-колхозников, ведёт учёт работы (количество читателей, количество выданных книг, число проведённых массовых мероприятий) и периодически отчитывается по своей работе на правлении колхоза и один раз в год перед общим собранием членов колхоза; составляет статистический годовой отчёт по форме, утвержденной Центральным статистическим управлением, для всех массовых библиотек и представляет его в районный отдел культуры» [13, 6-7]. Таким образом, всесторонне определен статус колхозной библиотеки, ее основных функций, как неотъемлемой части библиотечной системы республики.

Судя по анализу опубликованных работ, они в основном состоят из руководящих документов, которые определяют статус и дальнейшее функционирование библиотек в обществе.

Первой книгой, посвященной непосредственно деятельности конкретной библиотеки, была работа одного из старейших работников Государственной публичной библиотеки в Таджикистане Р.О.Тальман под названием «Государственная публичная библиотека Таджикской ССР им. Фирдоуси» [15], которая вышла в 1954 году и является первой попыткой кратко рассказать об истории создания и деятельности главного культурного центра республики. Книга состоит из «Предисловия» и глав «Цифры и факты», «В годы войны», «На службе социалистического строительства», «Фонды библиотеки», «О рукописях, собранных библиотекой», «Работа с читателями», «В помощь библиотекам республики», «Филиал Государственной публичной библиотеки». Автор на основе архивных и опубликованных работ и личного опыта работы в данном храме науки, раскрыл суть и значение главной библиотеки республики.

В «Предисловии» книги подчеркивается, что Государственная публичная библиотека Таджикской ССР - одно из крупнейших научных и культурно-просветительных учреждений республики. Библиотека носит имя классика таджикской литературы - великого поэта

Абулкасыма Фирдоуси. В ее хранилищах собрано свыше 750000 книг и других произведений печати. С каждым годом растут ее книжные богатства, увеличиваются и расширяются масштабы ее деятельности. В настоящее время библиотеку ежедневно посещают 900-1100 читателей. Государственная публичная библиотека Таджикистана - одна из наиболее молодых республиканских библиотек. День ее официального открытия 1 января 1933 года. 20 марта 1954 года в Сталинабаде состоялось открытие нового здания библиотеки - одного из лучших и красивейших зданий города. В первой главе «Цифры и факты» прослеживается история становления советской власти на территории Таджикистана, появление культурных учреждений, в том числе первых библиотек на этой территории. В Восточной Бухаре, в этой «стране бесправия», не было ни типографий, ни газет, ни библиотек. Только в медресе (религиозные учебные заведения) можно было найти небольшие собрания рукописных книг, главным образом, религиозного содержания. Не лучшее обстояло дело с культурой с северных районах Таджикистана, входящих в то время в состав Туркестанского генерал-губернаторства. В 1910 году пристав города Ходжента (сейчас Худжанд) доносил уездному начальнику: «Библиотек в городе нет, выписка газет и журналов, как среди русского населения, так и туземного населения наблюдается в незначительном количестве экземпляров» [15, 8].

Только в 1911 году в городе Ура-Тюбе и в 1916 году в Ходженте по инициативе частных лиц открылись две общественные библиотеки - читальни, существовавшие за счёт добровольных пожертвований. Круг читателей, пользовавшихся библиотеками, был очень ограничен. Городские власти не уделяли им никакого внимания [15, 9].

В 1923 году, в тяжелых условиях бездорожья, в Дюшамбе была переброшена библиотека 2-й Туркестанской стрелковой дивизии. Эти книги положили начало созданию библиотеки гарнизона - первой советской библиотеки города. Спустя два года, в 1925 году, в Дюшамбе впервые открылась библиотека - читальня для гражданского населения. Она находилась в маленькой кибитке, на территории городского парка. О дальнейшей судьбе ее ничего неизвестно [15, 10].

Остальные главы книги непосредственно посвящены деятельности Государственной публичной библиотеки. В главе «В годы войны» автор приводит интересные факты. Отмечается, что в годы Великой Отечественной войны вся деятельность ГПБ Таджикской ССР была направлена на выполнение призыва партии: «Всё для фронта, всё для победы над врагом». В центре внимания всех сотрудников библиотеки - нужды обороны. Библиотека оперативно подбирала необходимую литературу и библиографические справки для партийных, правительственных и советских учреждений, для командования Советской Армии, госпиталей, для научных организаций, учебных заведений и промышленных предприятий республики. Ежедневно в библиотеку заходили более 150 человек. В эти годы неуклонно возрастали число посещений библиотеки читателями и выдача книг. Например, в 1942 году библиотеку посещали 170462 раз, читателям было выдано 400311 экз. книги [15, 21]. За годы войны было выдано 18877 библиографических справок [15, 22]. 10 сотрудников ГПБ, в том числе четыре девушки, ушли на фронт [15, 25].

В остальных главах автор подробно описывает деятельность библиотеки в области, формирование книжных фондов, организацию новых отделов, о рукописных книгах, работу с читателями, межбиблиотечный абонемент, каталоги библиотеки, справочно-библиографическую работу, массовую работу. Особо следует обратить внимание на раздел, посвящённый помощи библиотекам республики. Перед Государственной библиотекой со всей остротой встает вопрос о резком улучшении работы по оказанию разносторонней методической помощи библиотекам республики в целях улучшения содержания их работы. С этой целью при библиотеке создается методический отдел. Выезды на места - одна из наиболее действенных форм методической работы, дающая методисту возможность детально познакомиться с общим состоянием библиотеки, выявить имеющиеся недостатки и сразу же, непосредственно включаясь в работу, учить библиотекаря, как правильно поставить учёт и отчетность, как организовать книжный фонд и каталоги, как нужно работать с читателем на абонементе, путем книгоношества, на полевом стане, и другим формам обслуживания [15, 78].

За четыре месяца 1954 года методисты ГПБ предприняли 15 выездов в районы, что составляет 125 рабочих дней, - в четыре раза больше, чем в 1950 году - первом году работы

отдела. Большую пользу работникам массовых библиотек приносят рассылаемые ГПБ методические разработки и письма по важнейшим общественно-политическим, сельскохозяйственным и многим другим вопросам. ГПБ заботилась и о повышении квалификации библиотечных работников республики. По заданию Министерства культуры Таджикской ССР составлялись планы, программы для курсов и семинаров. К преподаванию на этих курсах, к участию в методическом объединении привлекались методисты и другие работники библиотеки.

В 1955 году методическим отделом Государственной публичной библиотеки им. А.Фирдоуси было подготовлено и опубликовано «Инструктивно-методическое письмо по учёту книжного фонда в помощь массовым библиотекам республики» [3]. Письмо состоит из следующих разделов: «Приём книг в библиотеку», «Суммарный учёт поступления книг», «Суммарный учёт выбытия книг», «Учёт книг, принятых от читателей взамен утерянных», «Индивидуальный журнал учёта книг и журналов», «Правила записи в инвентарную книгу», «Учёт периодических и подписных изданий».

Учёт книжного фонда преследует следующие цели:

- сохранность книг;

- помощь планированию работы библиотеки;

- правильную постановку отчётности.

В массовых библиотеках обязательны два вида учёта книжного фонда: суммарный и индивидуальный. Суммарный учёт - учёт библиотечного фонда в целом. Поступающие и выбывающие книги и журналы учитываются суммарно, то есть партиями. Это даёт возможность определить общее состояние фонда на каждый день. Индивидуальный учёт - это учёт в отдельности каждой книги, журнала. Суммарный учёт ведётся в книге суммарного учёта, индивидуальный - в инвентарной книге. Единицами учёта библиотечного фонда являются: для книг - том, то есть каждый отдельный экземпляр печатного издания независимо от его объёма и стоимости, часть или выпуск многотомного издания; для журналов - отдельный номер или переплётный комплект номеров. Инструктивно-методическое письмо было предназначено всем библиотекам республики, несмотря на вид, тип и ведомственную принадлежность. Так как в эти годы особо обратили внимание на комплектование и сохранность книжных фондов, планирование, учёт и отчётность, методическим центрам предстояло решить задачу по своевременному оказанию непосредственной помощи в этих направлениях.

Кроме литературы, специально посвящённой библиотечному делу, в 50-х годах в республике изданы также книги исторического характера и другие издания, отражающие на своих страницах вопросы культурно-просветительных учреждений, в том числе состояние и деятельность библиотечного дела. В 1954 году вышел сборник статей «Материалы к истории таджикского народа в советский период» [10]. В статьях сборника рассказывается об истории развития всех сфер общества Таджикской Советской республики. В частности, речь шла и о культурно-просветительных учреждениях в республике. Отмечая роль и значение этих учреждений в подъёме идеологической и культурной работы, авторы сборника отмечали, что «. во многом содействовало быстрое увеличение количества культурно-просветительных учреждений в республике: домов культуры, клубов, библиотек, кинотеатров, красных уголков, красных чайхан». Так, автор В. А. Казачковский в своей статье «Таджикская ССР в первой послевоенной пятилетке (1946-1950 гг.)» [6, 454-455] подробно рассматривает деятельность библиотек республики в сравнительном анализе. По его словам, к началу 1946 года в Таджикистане насчитывалось 239 клубов, 532 библиотеки с книжным фондом в 1628 тысяч томов, 842 красных чайханы. К 1 января 1947 года в республике насчитывалось уже 358 клубов, 633 библиотеки и более 1000 красных чайхан. Рост ассигнований на культурно-просветительные нужды, высокие доходы, получаемые колхозами, и отчисленные части доходов на культурные нужды способствовали быстрому росту культурно-просветительных учреждений в районных центрах и кишлаках республики. К июлю 1948 года в республике насчитывалось уже 2693 культурно-просветительных учреждения, в том числе 523 клуба, 1153 чайханы-читальни, 703 библиотеки, 4 музея. Культурные очаги возникли в самых отдаленных кишлаках и рабочих посёлках [6, 454-455]. Так, в Горно-Бадахшанской Автономной области в 1949 году насчитывалось 55 клубов и районных домов культуры, 94 киноустановки; в одном только

Ленинабадском районе в 1949 году было 22 клуба, 68 чайхан-читален, 25 библиотек и 6 парков культуры и отдыха [6, 454-455].

Большое внимание уделялось росту библиотечной сети. В послевоенный период особенно резко возросло количество колхозных библиотек. Только за первое полугодие 1948 года в горных колхозах Гармской области было открыто 35 библиотек с фондом в 28 тысяч экземпляров книг. За 1947-1948 годы в колхозах республики было создано 250 новых библиотек. К концу пятилетки число колхозных библиотек возросло по сравнению с 1946 годом более чем в восемь раз [6, 454-455].

В 1950 году в Таджикской ССР имелись 971 дом культуры и клуб, 4 историко-краеведческих музея, 1212 библиотек, 1337 чайхан-читален. Только за 4 послевоенных года колхозами республики было построено 465 клубов и 366 чайхан-читален. Одна республиканская, 14 областных и городских, 67 районных, 104 сельских, 7 детских, 466 колхозных библиотек, 113 библиотек предприятий и учреждений и 437 библиотек учебных заведений обслуживали трудящихся, помогая им получать новые знания. Книжный фонд библиотек республики составлял свыше 2 миллионов семисот тысяч экземпляров. В Горно-Бадахшанской Автономной области в 1950 году работало 77 домов культуры и клубов, 107 библиотек. К концу пятилетки число клубных учреждений по сравнению с 1940 годом увеличилось в 4, 5 раза, музеев в 2, 5 раза, массовых библиотек в 2, 4 раза [6, 455].

В 1954 году вышла книга М.Рахматова «Наука и культура на службе народа» [14]. В ней автор (тогда Министр культуры Таджикской ССР) отмечает, что наука и культура в стране социализма находятся на службе народа и верно обслуживают его интересы. Наука в стране стала достоянием широчайших трудящихся масс. Автор, отмечая достижения республики в области промышленности, сельского хозяйства, непосредственно переходит к области культуры и рассматривает вопросы роста сети общеобразовательных школ, высших учебных заведений, подготовки кадров для всех отраслей хозяйства республики, развития отраслей науки. По его мнению, одним из важнейших участков нашей культуры являются литература и искусство. Советская литература и искусство являются многонациональными по своей форме и социалистическими по содержанию. В тесной связи с развитием литературы формируется и искусство таджикского народа. По мнению автора, страна неуклонно добивается все новых и новых успехов в области культурного строительства, свидетельством больших масштабов которого может служить Таджикская ССР. До революции на территории нынешнего Таджикистана не было культурно-просветительных учреждений. Сейчас в нашей республике работают 1424 массовые библиотеки с книжным фондом 3671 тысяч экземпляров, 624 клубных учреждения, из них 72 дворцов и домов культуры, 16 парков культуры и отдыха, 4 музея [14, 35].

С 1928 по 1953 год сеть массовых библиотек в республике увеличилась в 134 раза, а книжный фонд в них вырос на 304, 9 процента. За это же время сеть клубных учреждений выросла более чем в 22 раза. За последние семь лет расходы на культурно-просветительные мероприятия увеличились с 3096 тыс. руб. в 1945 году до 14493 тыс. руб. в 1952 году. За пятую пятилетку количество библиотек в республике увеличилось на 258, клубов - на 235. Многие колхозы республики создали хорошо благоустроенные дома культуры и в настоящее время развернули строительство домов сельскохозяйственной культуры. Значительно увеличился книжный фонд в массовых библиотеках. Только за один 1953 год книжный фонд в библиотеках Ленинабадской области увеличился на 112 тыс. экземпляров, Кулябской - 47 тыс., Гармской - 30 тыс., ГБАО - 37 тыс. [14, 34].

В 1957 году вышла брошюра авторов А.Макашова и Б. Норова «Коммунистическая Партия Таджикистана в борьбе за развитие науки и культуры в послевоенный период» [9]. В партийно-правительственных документах неоднократно рассматривались вопросы состояния культурно-просветительных учреждений как одних из важнейших идеологических очагов партии. Авторы, рассматривая важность этих учреждений, в том числе отмечали, что в системе культурно-просветительных учреждений библиотеки заняли особое место. В 1955 году в республике функционировало 845 библиотек. Это в сравнении с 1946 годом было в 3 раза больше. Фонд массовых библиотек составлял более 3 млн. экземпляров книг. Среди них особое место заняла Государственная Республиканская библиотека им. Фирдоуси. Данная библиотека имела более 1 млн. книг и 12 тыс. постоянных читателей. Данная библиотека имеет филиал при ткацкой

фабрике. Из фондов библиотеки им.А. Фирдоуси используют 134 библиотеки республики [9, 21]. Согласно данных данной брошюры в послевоенный период всего в республике существовало 14446 библиотеки-читальни и клубов [9, 21].

В 1957 году вышла коллективная монография М.Иркаева, Ю.Николаева и Я.Шарапова «Очерки истории Советского Таджикистана» [4]. Авторы монографии ставили перед собой задачу - дать краткое систематическое изложение истории Таджикистана от Великой Октябрьской Социалистической революции вплоть до наших дней. По их словам, «культурное строительство в Таджикистане, как и во всем Советском Союзе, естественно, не исчерпывалось борьбой за ликвидацию неграмотности и организацией школьного дела. С первых же дней существования Советского государства культурное строительство в нашей стране означало коммунистическое воспитание трудящихся, и само народное образование было подчинено этой цели, являясь в то же время определённым этапом на пути к ее осуществлению. В политическом просвещении масс важную роль играли культурно-просветительные учреждения: клубы, красные чайханы, читальни, библиотеки, значение которых росло по мере роста грамотности населения республики. В 1927 году в республике было 11 библиотек с общим книжным фондом 12 тысяч экземпляров» [4, 166].

Советская власть создала все условия не только для бурного подъёма культуры, но и для того, чтобы духовные богатства, созданные народом, принадлежали ему же, чтобы трудящиеся широко пользовались всеми достижениями социалистической культуры. На 1 января 1956 года в республике работало 1051 клубное учреждение, 823 массовых библиотек с книжным фондом в 3329 тысяч книг. В 1954 году республиканская публичная библиотека им. А.Фирдоуси получила новое здание. Сейчас книжный фонд библиотеки приближается к миллиону экземпляров. Культурные учреждения стали опорными базами партийных организаций в массово-политической и культурно-просветительной работе среди населения, центром пропаганды передового опыта. Большую работу провели за послевоенные годы по строительству культурно-просветительных учреждений и колхозы республики. В колхозе им. Ворошилова Ленинабадского района в 1956 году работали 5 клубов, 2 колхозных библиотеки, был построен колхозный дворец культуры [4, 182-183].

Для стимулирования высоких показателей в деятельности работников библиотек и их заслуги в развитии отрасли в 1957 г. Президиум Верховного Совета республики учредил почётное звание «Заслуженный библиотекарь Таджикской ССР». Уже 15 августа 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР это звание было присвоено нижеследующим библиотечным работникам республики - Р.О.Тальман, Е.В. Сперанской, Т.А. Моисеенко, С.И.Ибрагимову и др. [8]. Они были первыми библиотечными работниками, получившими это почётное звание.

Таким образом, историографический анализ литературы, вышедшей в 50-х годах ХХ в., показал, что интересы социалистического строительства в послевоенный период требовали дальнейшего подъёма культурно-просветительной работы, повышения ее идейного содержания. Руководящие органы, в том числе Министерство культуры Таджикской ССР, ведомства, ведающие вопросами культурно-просветительных учреждений, главный методический центр библиотек республики - Государственная публичная библиотека им. А.Фирдоуси обратили внимание, прежде всего, на подготовку нормативно-правовых документов, инструктивно-методических рекомендаций, которые определяли статус и нормальное функционирование сети библиотек в республике. Конкретно был всесторонне определен статус массовых, детских, школьных библиотек, особенно основных функций колхозных библиотек, как неотъемлемой части библиотечной системы республики. Одной из основных задач государственной политики в эти годы была популяризация книги, расширение охвата всех рабочих промышленных предприятий, колхозников и интеллигенции библиотечным обслуживанием. Так как в эти годы важным было комплектование и сохранность книжных фондов, планирование, учёт и отчётность, методическим центрам предстояло своевременно оказывать непосредственную помощь по этим направлениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ба ёрии ташкилкунандагони китобхонаи колхозй. Барои китобхона^ои колхози кадом адабиёт^о лозиманд: Нишондоди адабиёт^о /Тарт.: Крсимова, Хдцоятова ва Белякова (В помощь организаторам

колхозных библиотек. Какая литература нужна колхозным библиотекам/Сост. Касымова, Хидоятова и Белякова). Сталинабад, 1950.- 48 с.

2. Бокиев О. Завоевание и присоединение Северного Таджикистана и Горного Бадахшана к России. Душанбе: Ирфон, 1994.- 268 с.

3. Инструктивно-методическое письмо по учёту книжного фонда в помощь массовым библиотекам республик. Сталинабад, 1955.- 38 с.

4. Иркаев М., Николаев Ю., Шарапов Я. Очерки истории Советского Таджикистана. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957. - 505 с.

5. История таджикского народа. Том YI. Новейшая история (1941-2010 гг.) /Под общ. ред. акад. Р.М. Масова. -Душанбе, 2011. - 687с.

6. Казачковский В.А. Таджикская ССР в первой послевоенной пятилетке (1946-1950 гг.) // Материалы к истории таджикского народа в советский период: сб. статей. Сталинабад, 1954. С.454-455.

7. Крида^ои асосии ташкили кори китоб^онахои умумии (районй, шахрй, кишлоки ва китобхона^ои бачагона): Дастуруламал ва форма^ои бахисобгири (Основные правила организации работы (районных, городских, кишлачных и детских библиотек). Сталинабад, 1950. - 66 с.

8. Коммунист Таджикистана. 1957. 20 окт.

9. Макашов А., Норов Б. Партияи коммунистии Точикистон дар мубориза барои таравди додани фан ва маданият дар давраи баъди чанг (Коммунистическая партия Таджикистана в борьбе за развитие науки и культуры в послевоенный период). Сталинабад, 1957. - 23 с.

10. Материалы к истории таджикского народа в советский период: сб. статей. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954. - 461 с.

11. Паспорт государственной массовой библиотеки. Сталинабад, 1951. - 23 с.

12. Положение о школьных библиотеках начальных, семилетних и средних школ. Сталинабад, 1953. - 8 с.

13. Положение о колхозной библиотеке. Сталинабад, 1954. - 21 с.

14. Рахматов М. Наука и культура на службе народа. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954. - 35 с.

15. Тальман Р.О. Государственная публичная библиотека Таджикской ССР им. Фирдоуси: краткий очерк. Сталинабад, 1954. - 88 с.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ТАДЖИКИСТАНА В 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА

В статье авторы на основе историографического анализа литературы, вышедшей в 50-х годах ХХ в., рассматривают важнейшие вопросы, касающиеся восстановления и развития деятельности библиотек республики в этот период. Исследование показало, что министерства и ведомства, осуществляющие контроль за деятельностью библиотек, занимались подготовкой нормативно-правовых документов, инструктивно-методических документов по определению статуса и нормального функционирования сети библиотек в республике. Особенно важно было комплектование и сохранность книжных фондов, планирование, учёт и отчётность.

Ключевые слова: История, историографический анализ, библиотека, пятидесятые годы, библиотечная сеть, нормативно-правовые документы, комплектование, сохранность книжных фондов, планирование, учёт и отчетность, послевоенный период, положение, организация работы, методическая помощь.

THE HISTORY OF STUDY OF LIBRARIES OF TAJIKISTAN IN THE 50th OF THE

XX CENTURY

The authors have being considered the main issues based on historiographical analyze in literature, which issued in 50 yrs in this article, concerning the rehabilitation and development of libraries' activities of the republic in ХХ century in 50yrs. The research showed that the Ministry and Bodies managing the libraries have engaged with preparation of rules and regulations of documents, teaching material on determination status and normal functioning of the libraries' network in the republic. It was particularly important the gathering and saving of books' funds, planning and accounts.

Key words: History, historiographical analyze, libraries, fifty years, libraries' network, rules and regulations of documents, gathering, saving of books' funds, planning, accounts, after military period, position, work's organization, methodological assistance.

Сведения об авторах

Мухидинов Сайдали Раджабович, доктор исторических наук, профессор Таджикского государственного института искусств и культуры им. М. Турсун-заде.

Раджабова Салима Советовна, аспирантка Таджикского государственного института искусств и культуры им М. Турсун-заде

About the authors:

Muhidinov Saidali Rajabovich - doctor of historical sciences, professor, Tajik State Institute of Art and Culture named after M. Tursunzoda.

Rajabova Salima Sovetovna - post-graduate student of the Tajik State Institute of Art and Culture named after M. Tursunzoda.

ТАКМИЛИ ИДОРАКУНИИ ДАВЛАТЙ ВА ХИЗМАТИ ДАВЛАТЙ ДАР ТОЧИКИСГОНИ СО^ИБИСТШЛОЛ

Ализода Б.П.

Донишкадаи идоракунии давлатии назди Президенти Цумх,урии Тоцикистон

Максади хизмати давлатй дар цомеаи демократа танзиму баланд бардоштани самаранокии равандхои ташаккул ва амалишавии хокимияти давлатй ва идоракунии давлатй мебошад. Мафхумхои хизмати далатй ва хизматчии давлатй барои мардуми Тоцикистон нав нестанд, аммо дар шароити имрузаи давлатдориамон ин мафхумхо мазмуни нав гирифтаанд. «Таърих гувох аст-менависад Асосгузори сулху вахдати миллй-Пешвои миллат, Президенти Чумхурии Тоцикистон мухтарам Эмомалй Рахмон, -ки дар тули хазорсолахо оини давлату давлатдории тоцикон сахтихои хорошикани таназзулу эхё шуданро борхо аз сар гузаронида, аз дунболи хар шикасту инкироз, боз эхёшавй ва камолоти афзунтарро ноил гаштааст» [7, с. 23].

Вокеан, баъд аз ба даст овардани Истиклолияти сиёсй дар кишварамон барои рушду такомули идоракунии давлатй ва хизмати давлатй шароити мусоид фарохам омад. Истикдолият шиносномаи хастии давлати комилхукук ва сохибихтиёри тоцикон дар цомеаи цахонист, ки низоми давлатдорй, сиёсати дохилию хорицй, сиёсати иктисодй, ицтимой ва фархангии хешро мустакилона пеш мебарад. Истикдолият рамзи сохибдавлатй ва ватандории миллати сарбаланду мутамаддини тоцик аст, ки номаи такдирашро бо дасти хеш навишта, роху равиши хоса ва макому мавкеи муносибро дар цомеаи цахонй пайдо карда, набзи давлату миллати моро бо набзи сайёра хамсадо месозад», [7. с.23] кайд намудааст, Сардори давлат.

Баъд аз ба даст овардани Истиклолияти давлатй ва доир гардидани Ицлосияи ХУ1 Шурои Олии Чумхурии Тоцикистон мохи ноябри соли 1992 барои тахкими хокимияти давлатию низоми идоракунии кишвар, муайян намудани самти раванди инкишофи цомеа дар солхои минбаъда ва пайгирй намудан аз принсипхои талаботи бунёди цомеаи демократй, дунявй ва хукукбунёду ягона асос ва заминаи вокей ба вуцуд омад.

Яке аз хусусиятхои мухими ин Ицлосияи таърихй аз он иборат буд, ки дар замони бухрони сохторхои хокимият як катор санадхои меъёрии хукукй кабул кард, ки онхо ба баркарор, фаъол гардонидан ва тахкими сохторхои макомоти давлатй мусоидат намуданд.

Дар ин раванад бо назардошти масъулияти бузурге, ки таърих ба души Асосгузори сулху вахдати миллй-Пешвои миллат, Президенти Чумхурии Тоцикистон мухтарам Эмомалй Рахмон ниход, у дар давоми камтар аз як мохи Раиси Шурои Олй - Сарвари давлат интихоб шуданаш дар муроциатномаи худ ба халки шарифи кишвар (12 декабри соли 1992) барномаи бисёр мушаххас ва мукаммали аз бухрони сиёсй, ицтимой, иктисодй ва фархангй берун овардани Тоцикистонро пешниход намуд.

Баъд аз кабули Конститутсияи Чумхурии Тоцикистон (1994) низоми идоракнии кишвари мо тадрицан аз усули фармонфармой ба низоми демократа табдил ёфт, ки ин такозои замон ва хусусияти демократй доштани хокимияти давлатй мебошад. Хизмати давлатии навини Тоцикистон зодаи замони истикдолият мебошад, ки дар шароити басо ногувори таърихи миллат огоз гардида, мархила ба мархила нумуъ ёфт [5. с.3].

Дар ин давра дар натицаи ислохоти хукукй пояхои асосии давлати хукукиву дунявй ва ицтимой гузошта шуданд. Сохтори давлат тагйир ёфта, хокимият ба се шохаи мустакил-ицроия, конунбарор ва судй цудо шуд. Тавассути парламенти касбии доимоамалкунанда кабул шудани як силсила конунхое, ки ба рушди иктисоди миллй, инкишофи батадрици мухимтарин сохахои хаёти ицтимоию фархангй мусоидат мекунанд, Тоцикистон ба як мархилаи сифатан нави рушд расид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.