Тоатов Фирдавс Хабибуллоевич,
соискатель Института экономики и торговли ТГУК
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕЛА ТАДЖИКИСТАНА В 1960-1980 гг.
С преобразованием Республики Таджикистан в самостоятельное независимое государства начался новый этап общественно-политического, социально-экономического и культурного преобразования всех сфер жизни, усилился интерес к изучению истории и культуры таджикского народа.
Ученые-обществоведы, и в первую очередь историки республики, с новой позиции стали рассматривать страницы прошлой и недавней истории, заполнить те «белые пятна», которые по ряду объективных и субъективных причин или соображений были упущены. Это касалось и культурно-просветительных учреждений.
Историография республики располагает и специальными работами, отражающими историю становления интеллигенции и развития народного образования, науки, искусства, литературы и культурно-просветительской работы с первых дней установления Советской власти в республике. Вместе с тем, как отмечает крупный специалист по историографии академик Р.Масов, «....авторы отдавали предпочтение 20-30 годам и в меньшей степени уделяли внимание послевоенному и современному периодам истории развития культуры.» (1, 267-268).
Сельские учреждения культуры в исследуемый период во многом способствовали приобщению трудящихся к знаниям, культуре, утверждению нравственно-этических устоев в сознании самых широких масс сельского населения. Поэтому изучение деятельности культурно-просветительных учреждений республики имеет научное и практическое значение. За эти годы произошли глубокие изменения в деятельности клубов, библиотек, домов культуры, кинофикации, художественной самодеятельности, музеев.
После мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС, который наметил программу широкого социального и культурно-бытового развития деревни, заметно усилилась роль колхозов в создании материальной базы культуры на селе.
В годы восьмой, девятой и десятой пятилеток в сельской местности Таджикистана за счет колхозов построено 310 новых зданий библиотек (2, 32). Это позволило прийти к выводу о том, что за 1961-1980 гг. число сельских библиотек увеличилось вдвое. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице № 1. (3, 45; 191).
Таблица 1
Развитие библиотечного дела в Таджикистане в 1961-1980 гг.
1961 1970 1975 1980
Общее число библиотек 885 1164 1413 1648
в том числе:
в городах и поселках 229 329 363 400
в сельской местности 656 835 1051 1248
в том числе в колхозах 452 489 563 517
Книжный фонд и журн. (тыс.экз.) 6289 9496 11914 13455
в том числе в колхозах 1 890 2360 2835 2960
Из данных таблицы явствует, что число библиотек в сельской местности увеличилось вдвое. Если в 1965г. в кишлаках Таджикистана было 730 библиотек с книжным фондом 6962 тыс. экземпляров, то к концу десятой пятилетки число библиотек увеличилось до 1248 с книжным фондом 5288 тыс. экземпляров. В этот период увеличилось и число колхозных библиотек. Если в 1961г. в среднем на один колхоз приходилось 1,5 библиотеки с книжным фондом 1700 экземпляров, то, по данным 1980г., на один колхоз приходится 3 библиотеки с книжным фондом 2700 экземпляров (4,43).
Эти факты говорят о том, что в исследуемый период увеличилось число колхозных библиотек и их книжный фонд. Но если обратиться к конкретным примерам, то становится ясно, что колхозные библиотеки слабо организовывали работу по вовлечению крестьян в культурно-просветительную работу.
Исследования показывают, что в 1961-1980гг. только 10% колхозников были постоянными читателями библиотек. Имеющиеся колхозные библиотеки в основном не отвечали требованиям дня. Многие колхозные библиотеки были размещены в неприспособленных помещениях, плохо оборудованы, зимой не отапливались, не было электричества. Оформлены были библиотеки кустарным оборудованием, которое не отвечало требованиям дня.
Библиотеки были укомплектованы малоквалифицированными кадрами. Из 517 заведующих колхозными библиотеками только 15 человек имели среднее специальное образование (5, 65).
В исследуемый период центрами пропаганды передового опыта стали клубы. Регулярными стали встречи передовиков и новаторов сельскохозяйственного производства с колхозниками, рабочими совхозов. Интересно проходили в клубах встречи передовиков сельского хозяйства с рабочими подшефных промышленных предприятий.
В 1961г. в среднем каждый колхозный клуб или дворец культуры в год провел по 27 мероприятий, а в 1980г. каждый из них организовал около 80 разных мероприятий (6, 45).
Таблица 2
Клубные учреждения Таджикистана в 1961-1980 годы (7, 42).
Годы Всего клубных учреждений в том числе
в городах и поселках сельские колхозные
1961 933 166 767 435
1970 929 265 664 472
1975 1228 338 890 540
1980 1313 206 1107 645
Цифры таблицы № 2 свидетельствуют о развитии клубных учреждений. Особенно увеличилось число клубов в сельской местности, в том числе в колхозах. В 1961г. на один колхоз республики проходилось в среднем 1,5 клуба, а в 1980г. в среднем каждый колхоз имел по 3,9 клуба. Но нужно отметить, что клубы часто оставались пустыми. Они не использовались в воспитательной работе. Часто мероприятия, проводимые клубами и дворцами культуры, проходили формально и неинтересно. Клубы работали только в дни торжественных собраний, концертов, показа кинофильмов и т.д. Остальное время они пустовали. Особенно это было заметно в сезон полевых работ.
Вниманием к повышению роли культуры в жизни села, к запросам сельских тружеников, заботой об их духовном росте, развитии трудовой и творческой активности проникнуто постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1977г. «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения» (8, 476-504) и соответствующее постановление ЦК Компартии Таджикистана и Совет Министров Таджикской СССР от 8 февраля 1978г. (9,№2)
В них намечены меры по улучшению обслуживания сельского населения, развитию и равномерному распределению культпросветучреждений на территории кишлачных Советов, колхозов и совхозов, агропромышленных объединений, повышению уровня их работы, укреплению материально-технической базы.
После принятия постановления началось укрепление материально-технической базы культуры на селе. На конец 1980 г. в сельской местности Таджикской ССР работали 1107 клубных учреждений, из которых 645 были колхозными клубами. На один сельский клуб Таджикистана приходилось 765 жителей (по сельской местности СССР это цифра равна 845).
Многие укрупненные и экономически окрепшие колхозы построили наряду с клубами дома культуры. По данным 1980г., при колхозах Таджикистана работало 182 дома культуры (11, 43).
Представители интеллигенции Гисарского района в феврале 1978г. выступили с инициативой поднять на качественно новую ступень работу сельских культурнопросветительных учреждений, призвали всю сельскую молодежь и интеллигенцию республики к участию в этом движении. Они обратились ко всем работникам науки, культуры, народного хозяйства Таджикистана с призывом внести свой вклад в развитие экономики, в успешное выполнение заданий десятой пятилетки. В обращении интеллигенции Гисарского района говорилось о необходимости
всемерного использования возможностей клубов, библиотек, домов культуры для осуществления разнообразных форм работы, призванных глубоко заинтересовать все слои трудящихся, решительно изгонять казенщину и формализм, вовлечь их в общественную жизнь.
Эта инициатива вызвала широкий отклик в других районах республики. Большая группа педагогов, врачей, агрономов, зоотехников и других представителей сельской интеллигенции развернула соревнование под девизом: «Родному селу -наши знания и творческие силы», «В поход за культуру села», «Союз труда и культуры», «Наша гражданская обязанность», «Поможем труженикам полей и ферм в выполнении пятилетнего плана» и т.д.
По инициативе экономически мощных колхозов были построены социальнокультурные комплексы, которые оказывали действительную помощь трудовым коллективам в решении народно-хозяйственных задач, в совершенствовании культурно-просветительной работы и повышении квалификации самих работников сельской культуры.
В экономически мощных колхозах клубы и дворцы культуры стали опорными пунктами организации полноценного отдыха и разумного использования свободного времени тружеников сел.
В этих хозяйствах более содержательными и эффективными стали формы и методы культурно-воспитательной деятельности сельских учреждений культуры. Массово-политическая и культурно-воспитательная деятельность отражала тенденцию дифференцированного подхода к аудитории, учитывающего возрастание ее общеобразовательного и культурного уровня, социально-профессиональные и другие характеристики.
В 1960-1980 гг. определенные изменения произошли в социально-политической жизни колхозного крестьянства. Наряду с рабочим классом колхозники сыграли активную роль в развитии социальной структуры республики, намного изменился облик колхозной деревни. Но это не говорит о том, что в исследуемый период решались все социальные задачи в жизни колхозного крестьянства.
Несмотря на некоторые изменения, колхозное село в культурно-бытовом отношении намного отстало от города, так как во многих регионах республики планы социально-культурного развития села не выполнялись. Колхозы принимали пассивные участие в ликвидации культурно-бытовых различий между городом и деревней.
Вся деятельность партийных организаций была направлена на выполнение хозяйственных задач, а не на идейно-нравственное воспитание тружеников. Командно-административный метод работы привел к тому, что положение крестьянства не улучшилось. Культурно-просветительные учреждения села, несмотря на качественное увеличение, не смогли сыграть определенную роль в деле нравственного и трудового воспитания колхозников.
Формально работали культурно-просветительные учреждения колхозов республики, они не превратились в центры трудового и нравственного воспитания колхозного крестьянства. В большой мере в их деятельности отсутствовало проведение оживленных и привлекательных культурно-массовых мероприятий. Клубные учреждения села, кроме показа киносеансов, в остальное время пустовали.
Однако сельские культурно-просветительные учреждения выполняли ряд задач огромной социальной и политической важности. Они помогали выявлять народные таланты, будили творческую мысль колхозников, развивали их эстетические вкусы. Наконец, колхозные культурно-просветительные учреждения вели немалую работу по распространению сельскохозяйственных знаний, опыта передовиков.
Большую массово-политическую и культурную работу среди тружеников села республики культпросветучреждения развернули при подготовке празднования 50 -летия образования СССР. Этой дате был посвящен республиканский общественный смотр работы библиотек. Смотр выявил прекрасные результаты деятельности библиотек в пропаганде книг по различным отраслям знания, художественной литературы посредством организации читательских конференций, литературных вечеров, вечеров вопросов и ответов, книжно- иллюстративных выставок, издания библиографических обзоров.
Расширялось участие сельских тружеников в художественной самодеятельности, различных формах народного творчества, выполняющих важную эмоционально-эстетического функцию, способствуя развитию национальной культуры. Однако и здесь допускалось немало формализма, показухи в ущерб качественным показателям.
Таким образом, развитие культурной жизни села Таджикистана в 1961-1980 гг. шло на основе как общих закономерностей культурного процесса, так и специфики конкретных исторических, национальных особенностей, социально-экономических и культурных условий региона. Однако и эти общие закономерности, и специфика их проявления в регионе зачастую игнорировались, что приводило к серьезным ошибкам, иным негативным явлениям, тормозило социальный прогресс. Командно-административный метод управления стал тормозом и в духовной сфере, в том числе в развитии культуры села, поскольку он не учил мыслить, сомневаться и убеждаться, а давая готовые оценки и безапелляционные установки «сверху».
Список использованной литературы:
1. Масов Р. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. - Душанбе, 1988. -С. 267-268.
2. Рахматуллаев А. Новый этап в развитии культуры таджикского народа. - Душанбе: Изд-во ТГУ им. В.И.Ленина, 1983.- С. 32.
3. ЦГА Тадж. ССР. Ф. 1483. - Оп. 64. -Д. 232. -Л. 40; Текущий архив Министерства сельского хозяйства (МСХ) Тадж ССР. Ф. 1.- Оп. 12.-Д. 1012.-Л. 34;- Д.191.-Л. 45; Советский Таджикистан за 60 лет - С. 191.
4. Текущий архив МСХ Тадж. ССР. -Ф. 1. -Оп. -12. -Д. 125. -Л. 43.
5. Текущий архив МСХ Тадж. ССР. Ф. 1. Оп. 12.- Д. 14. - Л. 65.
6. Текущий архив МСХ Тадж. ССР. Ф. 1.-Оп. 12.-Д. 2600.-Л. 45.
7. Советский Таджикистан за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. --Душанбе: Ирфон, 1984, С.-192; Текущий архив МСХ Тадж. ССР Ф. 1.- Оп. 12.-Д. 2301.- Л. 42.
8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Т. 7. -М., 1971. -С. 476-504.
9. Собрание постановлений правительства Тадж. ССР. - Душанбе, 1978.- № 2.
10. Текущий архив Министерства культуры Тадж. ССР. Отчет за 1980.
11. Текущий архив МСХ Тадж. ССР. Ф. 1.- Оп. 12.- Д. 125.- Л. 43.
Ф.Х. Тоатов
Деятельность культурно-просветительных учреждений села Таджикистана в 1960-1980 гг Ключевые слова: история культурно-просветительных учреждений Таджикистана, дома культуры, клубы, кинотеатры, библиотеки
В статье на основе многочисленных источников, архивных материалов, большого количества опубликованных трудов, материалов периодической печати осуществлен комплексный анализ роли сельских культурно-просветительных учреждений: домов культуры, клубов, кинотеатров, библиотек в повышении культурного уровня трудящихся села.
F. Kh. Toatov
The Activities of Cultural-Enlightening Institutions in the Villages of Tajikistan in 1960 -
1980
Key words: history of cultural-enlightening institutions of Tajikistan, houses of culture, clubs, cinema-theatres, libraries, cultural-sporting complexes (CSC)
Designing on the premises of numerous sources, archive materials, published works of voluminous number, periodical press the author of the article carries out a complex analysis of the issue concerned with the role of rural cultural-enlightening institutions in elevation of cultural level of agrarians living in villages; such units being included into survey as houses of culture, clubs, cinema-theatres, libraries, cultural sporting complexes (CSC).